Социологический анализ практики геймификации бизнес-процессов в современных компаниях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 17.05.2018

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Диева, А. А. Социологический анализ практики геймификации бизнес-процессов в современных компаниях / А. А. Диева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50448/ (дата обращения: 25.02.2021).



В статье с социологических позиций анализируется опыт ряда зарубежных и российских компаний, реализующих проекты геймификации бизнес-процессов. Анализ восьми детально описанных кейсов позволил выявить типичные недостатки существующих исследований. В частности, как в исследованиях, так и в самих проектах геймификации недостаточное внимание уделяется мотивации, установкам и стратегиям акторов (работников и руководителей), их положению в социальной структуре, социокультурным и другим контекстуальным факторам. Являясь следствием узкоменеджериального подхода, эти недостатки свидетельствуют о необходимости более глубоких социологических исследований проблемы. В статье сформулированы наиболее перспективные направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: геймификация, игра, игровые методы управления, менеджмент

Современные компании активно экспериментируют с новыми управленческими технологиями, чтобы повысить свою эффективность, конкурентоспособность и соответствовать меняющимся потребностям как потребителей, так и работников. Одной из наиболее важных управленческих инноваций последнего времени стала геймификация — использование технологий и методов компьютерных игр в управленческой практике. Использование деловых игр для подготовки персонала, повышения мотивации и вовлеченности имеет давнюю историю. Специфика современного этапа заключается в том, что игровые технологии проникают в само содержание основных бизнес-процессов и интегрируются в повседневную трудовую деятельность.

Большинство современных исследований геймификации в компаниях имеют прикладную направленность и сосредоточены на оценке внедряемых проектов с инструментальной, управленческой точки зрения. Мы провели вторичный анализ нескольких кейс-стади, описывающих практику геймификации в зарубежных и российских компаниях, с социологической точки зрения. Если управленческие исследования геймификации акцентируют внимание на содержании используемых игровых элементах и организационных эффектах геймификации, то социологический анализ требует более детального изучения самих акторов (мотивации, установок, жизненных и социальных стратегий), причем не только работников, но также руководителей и модераторов, их положения в социальной структуре, а также социокультурного и внутриорганизационного контекста геймификации.

В таблице 1 приведена общая информация о содержании проанализированных кейсов.

Таблица 1

Общая характеристика проанализированных примеров геймификации взарубежных ироссийских компаниях

Компания/Проект (страна)

Геймифицируемый бизнес-процесс

Цели проекта

Источник информации

Производственная компания (Германия)

Сборочное производство

Повышение производительности труда

[1]

Oracle (США)

Разработка ПО

Преодоление сопротивления организационным изменениям

[2]

Колл-центр / Freshdesk(США)

Клиентская поддержка

Предотвращение профессионального выгорания и текучести кадров

[3]

SAP TwoGo(Германия)

Корпоративный райдшеринг

Устойчивое развитие:

1. Экологическая устойчивость (снижение выбросов от личных автомобилей сотрудников).

2. Социальная устойчивость (расширение и углубление социальных контактов между сотрудниками, рост мотивации и корпоративной лояльности).

3. Экономическая устойчивость (снижение издержек, рост репутации)

[4]

ИТ-корпорация (США)

Организационные коммуникации

Повышение эффективности трансфера знаний

[5]

Levee Patroller (Нидерланды)

Профессиональная подготовка

Повышение качества подготовки инспекторов дамб

[6]

T-Systems (Россия)

Организационные коммуникации

Рост мотивации

Повышение привлекательности бренда работодателя

Стимулирование обмена знаниями

Улучшение обратной связи

[7]

Производитель алкогольных напитков (Россия)

Сбытовая деятельность

Увеличение учета и контроля

Рост продаж

[8]

Все примеры геймификации были проанализированы на основе разработанной автором модели социологического анализа, включающей в себя четыре основных блока: акторы (работники, руководители, модераторы), содержание геймификации, контекст и результаты, или эффекты геймификации, как запланированные, так и неожиданные или латентные.

Анализ практики геймификации в российских и зарубежных компаниях позволил сделать несколько главных выводов:

  1. Современные исследования геймификации сосредоточены преимущественно на содержании и непосредственных эффектах геймификации, тогда как акторам (мотивации, установкам, стратегиям) и контексту уделяется значительно меньше внимания.
  2. Содержание и эффекты геймификации изучаются преимущественно с узко-менеджериальных позиций. Многие социологически значимые вопросы (фактически реализуемые поведенческие стратегии игроков, последствия геймификации за пределами игрового контекста, восприятие сотрудниками социальных и трудовых отношений, ценностно-нормативных ориентаций) не получают должного освещения.
  3. При оценке организационной эффективности геймификации, такие цели как рост производственных показателей, мотивации и вовлеченности сотрудников зачастую воспринимаются как само собой разумеющиеся критерии оценки эффектов. То есть, они рассматриваются как отражение установок одной группы акторов — руководителей. Однако ни в одном из рассмотренных нами кейсах де-факто не содержится результатов исследования руководителей, инициирующих игровой проект, с точки зрения оценки их нормативных ориентаций, установок, мотивации, профессиональных и жизненных стратегий. Единственным важным исключением является социологическое исследование Е. О. Цыплаковой [8].
  4. Большинство исследователейполностью игнорируют такую группу акторов как разработчики и модераторы игрового процесса, хотя в ряде случаев они косвенно упоминаются.
  5. Лишь в небольшом числе исследованийизучается роль отдельных элементов внутреннего и внешнего контекста реализации игрового проекта, таких как социокультурные факторы и социальные институты.
  6. Большинство реализуемых проектов геймификации находятся на начальных стадиях и носит экспериментальный характер. Как следствие, научная ценность исследований ограничивается преимущественно дескриптивными результатами. Установление связей между различными элементами игровой системы, а также конкретных механизмов их взаимодействия остается актуальной и нерешенной задачей.
  7. Российские компании стремятся следить за лучшими практиками и использовать передовой опыт геймификации в своей управленческой деятельности. В противоположность бизнес-среде, академические исследования геймификации в России находятся на заметно более низком уровне и носят, как правило, поверхностный характер.

К числу перспективных направлений дальнейшего социологического изучения практики геймификации бизнес-процессов следует отнести:

– изучение социокультурного контекста и влияния деловой культуры и ценностных ориентаций акторов на готовность к внедрению игровых методов и практик, а также их эффективность;

– изучение социокогнитивных механизмов геймификации в организационном контексте, роли игровой модели в формировании пространства общих значений;

– исследование влияния неформальных социальных связей, положения в социальной структуре, групповой идентичности на восприятие сотрудниками игровой модели и выбор стратегий поведения;

– исследование влияния игрового опыта, игровых практик, идентичности и социальных связей на поведение и стратегии за пределами игрового и организационного контекста;

– анализ связи между психологическими чертами и типами личности сотрудников и игровым поведением, а также результатами участия в различных типах геймификации бизнеса.

Анализ существующей литературы показал, что наибольшую социологическую ценность и глубину имеют проекты, которые детально изучают все аспекты игровой системы, в частности, мотивацию и установки акторов, а также роль социокультурного и институционального контекста. Пример компании Oracle [4], а также исследование Е. О. Цыплаковой [8] демонстрируют высокий потенциал социологического подхода к анализу геймификационных технологий управления в современных компаниях.

Литература:

  1. Korn O. Industrial playgrounds. How gamification helps to enrich work for elderly or impaired persons in production // EICS 2012, June 25–26. — Copenhagen: ACM, 2012. — P.313–316.
  2. Webb E. N., Cantu A. Building internal enthusiasm for gamification in your organization. In.: Human-Computer Interaction: Applications and Services. Ed. by M.Kurosu. — Heidelberg: Springer, 2013. — P.316–322.
  3. Robson K. et al. Game on: Engaging customers and employees through gamification // Business Horizons. — 2016. — Vol.59. — P.29–36.
  4. Huber S., Röpke K. How gamification can help companies to become more sustainable: A case study on ride sharing. In: Gamification in Education and Business. Ed. by T.Reiners, L. C. Wood. — Cham: Springer, 2015. — P.615–636.
  5. Thom J., Millen D., DiMicco J. Removing gamification from an enterprise SNS // Proceedings of the ACM 2012 Conference on Computer Supported Cooperative Work. — New York: ACM, 2012. — P.1067–1070.
  6. Harteveld C., Bidarra R. Learning with games in a professional environment: a case study of a serious game about levee inspection // Proceedings of the 1st learning with games. — 2007. — P.555–562.
  7. Ильин И. Какигровыепрактикиповышаютмотивацию. ОпыткомпанииT-Systems // NeoHR. 06.11.2014. — URL: http://neohr.ru/korporativnaya-kultura/article_post/kak-igrovye-praktiki-povyshayut-motivaciyu-opyt-kompanii-t-systems.
  8. Цыплакова Е. О. Геймификация — мотивационная практика или механизм тотального контроля над трудовым процессом? // Экономическая социология. — 2016. — № 3. — С.82–109.
Основные термины (генерируются автоматически): США, социальная структура, компания, Россия, практик, социологический анализ, содержание, руководитель, рост мотивации, проект, SAP, организационный контекст, мотивация, игровой проект, игровая система, игровая модель, группа акторов, восприятие сотрудниками.


Ключевые слова

игра, менеджмент, геймификация, игровые методы управления

Похожие статьи

Особенности мотивации персонала в современных корпорациях

Для мотивации сотрудников компании используют две основные системы стимуляции — материальную (состоит из базового оклада и премиальных.

- упоминание имени сотрудника в реализованном им проекте/услуге/продукте

Создание эффективной системы мотивации персонала...

Организационный уровень мотивации предполагает объединение сотрудников и групп в единое целое для достижения общих целей хозяйствующего субъекта. Высокий имидж и социальная значимость организационной деятельности повысят мотивацию персонала и...

Современные подходы к разработке систем мотивации...

Какие виды мотивации широко используют зарубежные компании? Проведем анализ особенностей мотивации персонала на зарубежных

Наиболее эффективной системой мотивации сотрудников... Мотивация персонала | Статья в журнале «Молодой ученый».

Разработка системы мотивации персонала | Статья в журнале...

мотивация персонала, внедрение системы мотивации персонала, система мотивации персонала, материальная мотивация, сотрудник, заработная плата, группа работников, компания, задача мотивации, предыдущий пункт.

Мотивация как основа формирования трудового потенциала...

Для обеспечения понимания сотрудниками целей компании, обоснования мотивации на предприятии, руководитель должен четко представлять потребности компании, особенности рынка труда и задачи сотрудника, правильно оценивать систему мотивации для каждой...

Диагностика системы мотивации персонала в сфере культуры

Для изучения системы трудовой мотивации сотрудников ГАУК «Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького» было проведено социологическое исследование с применением метода

В ходе анализа, были выявлены следующие проблемы

Совершенствование системы мотивации торгового предприятия...

Проводится анализ существующей системы мотивации работников с целью выявления проблем стимулирования труда работников.

Содержание новой системы мотивации труда сотрудников компании ООО «Русская Пиротехника».

Специфика мотивации в современных условиях

Боковня А. Е. Мотивация — основа управления человеческими ресурсами: (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании) / А. Е. Боковня.

Мотивация и психологическая поддержка персонала в контексте...

Ученый выделял несколько групп мотивов. Основу системы мотивов, по мнению Маслоу, составляет удовлетворение базисных потребностей человека.

В этом случае механизм мотивации выражается в устном поощрении сотрудников руководителем.

Похожие статьи

Особенности мотивации персонала в современных корпорациях

Для мотивации сотрудников компании используют две основные системы стимуляции — материальную (состоит из базового оклада и премиальных.

- упоминание имени сотрудника в реализованном им проекте/услуге/продукте

Создание эффективной системы мотивации персонала...

Организационный уровень мотивации предполагает объединение сотрудников и групп в единое целое для достижения общих целей хозяйствующего субъекта. Высокий имидж и социальная значимость организационной деятельности повысят мотивацию персонала и...

Современные подходы к разработке систем мотивации...

Какие виды мотивации широко используют зарубежные компании? Проведем анализ особенностей мотивации персонала на зарубежных

Наиболее эффективной системой мотивации сотрудников... Мотивация персонала | Статья в журнале «Молодой ученый».

Разработка системы мотивации персонала | Статья в журнале...

мотивация персонала, внедрение системы мотивации персонала, система мотивации персонала, материальная мотивация, сотрудник, заработная плата, группа работников, компания, задача мотивации, предыдущий пункт.

Мотивация как основа формирования трудового потенциала...

Для обеспечения понимания сотрудниками целей компании, обоснования мотивации на предприятии, руководитель должен четко представлять потребности компании, особенности рынка труда и задачи сотрудника, правильно оценивать систему мотивации для каждой...

Диагностика системы мотивации персонала в сфере культуры

Для изучения системы трудовой мотивации сотрудников ГАУК «Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького» было проведено социологическое исследование с применением метода

В ходе анализа, были выявлены следующие проблемы

Совершенствование системы мотивации торгового предприятия...

Проводится анализ существующей системы мотивации работников с целью выявления проблем стимулирования труда работников.

Содержание новой системы мотивации труда сотрудников компании ООО «Русская Пиротехника».

Специфика мотивации в современных условиях

Боковня А. Е. Мотивация — основа управления человеческими ресурсами: (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании) / А. Е. Боковня.

Мотивация и психологическая поддержка персонала в контексте...

Ученый выделял несколько групп мотивов. Основу системы мотивов, по мнению Маслоу, составляет удовлетворение базисных потребностей человека.

В этом случае механизм мотивации выражается в устном поощрении сотрудников руководителем.

Задать вопрос