Древнерусская поучительная литература как источник представлений об образе князя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 июня, печатный экземпляр отправим 12 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 18.05.2018

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Чекризова А. С. Древнерусская поучительная литература как источник представлений об образе князя // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 366-369. — URL https://moluch.ru/archive/206/50402/ (дата обращения: 27.05.2019).



В данной статье рассматривается вопрос отражения средневековых представлений об образе идеального князя в древнерусской литературе поучительного характера. Особое внимание уделяется анализу источников XI-XII вв.

Ключевые слова: князь, образ князя, древнерусская литература, поучения, княжеская власть.

Князь на Руси со времен начала разложения родовых отношений становится незаменимым элементом социально-политической системы общества. Волость не могла нормально функционировать в отсутствии князя, так как ее безопасность вся время находилась под угрозой перед внешним врагом. Даже в летописях фиксируются периоды отсутствия князя в той или иной волости [7, с. 33].

В условиях, когда княжеская власть имела такое огромное значение как для государства, так и для общества, вопрос о том, каким следует быть князю достаточно остро встает в древнерусской литературе. Представления об идеальном образе правителя начинают разрабатываться древнерусскими книжниками именно в XI — начале XII в. [3, с. 147]. Наибольшее отражение эти идеи находят именно в литературе поучительного характера, так как она служит для передачи системы ценностей и жизненного опыта.

Важно отметить, что значительный отпечаток на средневековые представления об образе идеального правителя накладывает религия, тем более что авторами поучений чаще становятся именно священнослужители. Так, на первый план среди качеств, необходимых князю, выходят христианские добродетели — князь должен быть благоверным, богобоязненным, милостивым и щедрым. Качества светского характера, такие как мужество, храбрость, теряют свою первостепенность.

Наиболее значительным произведением XII в. и наиболее полным источником представлений об образе идеального князя является «Поучение» Владимира Мономаха. Здесь Владимир рисует идеальный образ древнерусского христианского правителя, подкрепляемый сентенциями из Священного Писания и примерами из личного опыта. Задачи общегосударственного порядка выдвигаются Мономахом на первый план. Князь должен заботиться о благополучии вверенного ему народа и мире на своей земле. Для этого, считает Мономах, князь должен неустанно трудиться и самостоятельно проникать во все сферы жизни государства и общества. Это касается и войны, которую Владимир также расценивает как труд: «На войну вышедъ, не лѣнитеся, не зрите на воеводы; ни питью, ни ѣденью не лагодите, ни спанью; и сторожѣ сами наряживайте, и ночь, отвсюду нарядивше около вои, тоже лязите, а рано встанѣте; а оружья не снимайте с себе вборзѣ, не разглядавше лѣнощами, внезапу бо человѣкъ погыбаеть» [1, с. 147]. В противоположность этому, недопустимым для князя Владимир считал лень: «А Бога дѣля не лѣнитеся, молю вы ся.».. [1, с. 147].

Что касается заботы о благе народа, Владимир Мономах просит не забывать заботиться об убогих, по возможности подавать милостыню и кормить сирот. Требует князь самостоятельного производства суда, но при этом наставляет быть милосердным к другим: «Ни права, ни крива не убивайте, ни повелѣвайте убити его.».. [1, с. 148]. Идея милосердия и прощения красной нитью проходит через все «Поучение» и находит наиболее яркое отражение в письме Владимира Мономаха к Олегу Святославичу. Своим примером князь показывает, что нужно быть готовым поступиться личными интересами ради мирного соблюдения одного из главных принципов, пропагандируемых им — каждый князь должен довольствоваться своей волостью.

Князь, будучи образцом христианина, должен уважать священнический и иноческий чин, заботиться о благе церкви. В жизни и во все делах всегда нужно помнить о Боге, не иметь гордости ни в уме, ни в сердце, так как «смертни есмы, днесь живи, а заутра в гробъ» [1, с. 149]. Кроме того, Владимир Мономах поощряет книжное учение, осуждает пьянство и ложь.

Средневековые представления об образе князя находят отражение и в других поучительных произведениях. Так, в «Слове о законе и благодати» мы находим информацию о функциях князя. Здесь, в отличие от «Поучения» Владимира Мономаха, власть князя наделяется сакральным значением. Основной задачей князя Иларион видит заботу о народе, вверенном ему Богом, охрану своих земель и сохранения на них мира, защиту от голода, разорения и других бед. Не менее важно попечение и о слабых и обездоленных — поощряется щедрость и милость к народу [5, с. 52].

В «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру» Иакова Мниха, здесь первоочередное значение для князя имеют христианские добродетели. Залог успешного правления по Мниху — это боголюбие, совершение добрых дел и следование Заповедям Божиим [3, с. 142].

Значительный вклад в формирование представлений об образе князя в средневековом сознании внес памятник второй половины XII в. «Слово о князьях». Рассказывая о княжеских усобицах, охвативших Русь, автор упрекает князей в постоянных войнах, неуважении друг к другу и нарушении установленных порядков. В глубокой печали автор обращается к князьям и просит их прекратить братоубийственные войны, и в качестве примера для подражания приводит притчу о черниговском князе Давыде Святославиче. В «Слове» князь Давыд предстает образцом идеального правителя — честного, всегда держащего однажды данное слово и соблюдавшего феодальные порядки. Будучи старшим в роду, Давыд Святославич уважал младших князей, не затевал войн и в «великой тишине» прошло его княжение в Чернигове. В назидание князьям автор также сообщает, что за свои добродетели Давыд был награжден Богом даже больше, чем святые [6, с. 227].

К князю, как к человеку наделенному властью, выдвигались значительные требования, которые также можно встретить и в Изборнике 1076 г. Например, в «Поучении к богатым» автор выдвигает такие требования: «Тъгда наречеться къто убо истиньныи властелин, егда сам собою обладаеть и нелепыим похотьм не работаеть» [2, с. 416]. Здесь же автор просит относиться ко всем людям одинаково, не обижать слабых и помогать обездоленным. Древнерууский сборник афоризмов «Пчела» от имени Агафона наставляет искусству правления: «Князю достойно три вещи въспоминати: первое — яко на человѣкы владѣеть; второе — яко законъ ему порученъ от господа; третье — яко власть си временъна сущи истлѣваеть» [4, с. 422], а словами Плутарха добавляет: «...людям невежественным силы и власти доверить нельзя» [4, с. 422].

Таким образом, именно в древнерусской поучительной литературе мы находим наиболее полное описание образа идеального князя.

Литература:

  1. Поучение Владимира Мономаха // Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969. С.146–171.
  2. Поучении к богатым // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2: XI-XII века. СПб., 1999. С. 416–432.
  3. Пузанов В. В. Социокультурный образ князя в древнерусской литературе XI — начала XII века. // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета, 2011. №.6. С. 128–152.
  4. Пчела // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5: XI-XII века. СПб., 1997. С. 414–448.
  5. Слово о законе и благодати митрополита Илариона // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1: XI-XII века. СПб., 2000. С. 26–61.
  6. Слово о князьях // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XI-XII века. СПб., 1997. С. 226–230.
  7. Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
Основные термины (генерируются автоматически): Князь, Владимир, древнерусская литература, идеальный князь, образ князя, XI-XII, поучительный характер, княжеская власть, идеальный правитель, Русь.


Похожие статьи

Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков

Среди князей домонгольского периода традиционно выделяются Владимир Святой, Ярослав Мудрый, а также Владимир Мономах. С именем Владимира Мономаха связаны почти все важные события русской истории в конце XI — начале XII века.

Древнерусские поучения: специфика жанра | Статья в журнале...

Поучения к князьям писались в торжественной манере, к простому люду наоборот — простым языком и имели более дидактический характер.

Поучительная литература Древней Руси XII в. связана также с именем епископа Кирилл Туровского.

Образ князя Владимира Святославича в фильме «Викинг»

Ключевые слова: князь Владимир, отечественное кино, викинг, образ героя.

Образ князя Владимира также оказался неудачен. Создатели фильма хотели показать закаленного в боях безжалостного воина, который не смог

Первые семьсот лет русской литературы. — М.,1969.

Договоры Древнерусского государства с Византийской Империей...

Ключевые слова: князь, образ князя, древнерусская литература, поучения, княжеская власть. Князь на Руси со времен начала.

Древнерусская поучительная литература как источник...

Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания

Патриотизм Мономаха носил деятельностный характеркнязь представлен в «Поучении» человеком, честно исполнявшим свой долг перед Родиной и

2. Стоюнин В. Я. О преподавании русской литературы. — СПб., 1904. 3. Памятники литературы Древней Руси: XIII век.

Былины как источник по гендерной истории Древней Руси

Образ князя Владимира Святославича в фильме «Викинг».

Основные термины (генерируются автоматически): Владимир, создатель фильма, фильм, князь, Древняя Русь, князь Владимира, личность князя Владимира, Ольга.

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси...

В изображении Древней Руси доминирует образ русского леса.

Такие бояре окружают князя Владимира сразу в нескольких кинофильмах.

Никчемность царя и царской власти подчеркивается и его окружением — приближенный и хранитель царской казны глухой...

Текстологический анализ рассказа Лаврентьевской летописи...

Без сомнения, что ростовский источник называет Юрия князем, а владимирский - великим князем.

Таким образом, составной характер летописного рассказа о нашествии Батыя на Русь не

8. Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. 9. Феннел Жд.

Святые и грешники русской истории: агиографический этап...

Предметом исследования являются образы правителей Древней и Московской Руси в кинематографе, представленные князем Владимиром, Александром Невским и Иваном IV Грозным. Ключевые слова: кино, история, агиография, героика, Древняя Русь...

Похожие статьи

Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков

Среди князей домонгольского периода традиционно выделяются Владимир Святой, Ярослав Мудрый, а также Владимир Мономах. С именем Владимира Мономаха связаны почти все важные события русской истории в конце XI — начале XII века.

Древнерусские поучения: специфика жанра | Статья в журнале...

Поучения к князьям писались в торжественной манере, к простому люду наоборот — простым языком и имели более дидактический характер.

Поучительная литература Древней Руси XII в. связана также с именем епископа Кирилл Туровского.

Образ князя Владимира Святославича в фильме «Викинг»

Ключевые слова: князь Владимир, отечественное кино, викинг, образ героя.

Образ князя Владимира также оказался неудачен. Создатели фильма хотели показать закаленного в боях безжалостного воина, который не смог

Первые семьсот лет русской литературы. — М.,1969.

Договоры Древнерусского государства с Византийской Империей...

Ключевые слова: князь, образ князя, древнерусская литература, поучения, княжеская власть. Князь на Руси со времен начала.

Древнерусская поучительная литература как источник...

Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания

Патриотизм Мономаха носил деятельностный характеркнязь представлен в «Поучении» человеком, честно исполнявшим свой долг перед Родиной и

2. Стоюнин В. Я. О преподавании русской литературы. — СПб., 1904. 3. Памятники литературы Древней Руси: XIII век.

Былины как источник по гендерной истории Древней Руси

Образ князя Владимира Святославича в фильме «Викинг».

Основные термины (генерируются автоматически): Владимир, создатель фильма, фильм, князь, Древняя Русь, князь Владимира, личность князя Владимира, Ольга.

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси...

В изображении Древней Руси доминирует образ русского леса.

Такие бояре окружают князя Владимира сразу в нескольких кинофильмах.

Никчемность царя и царской власти подчеркивается и его окружением — приближенный и хранитель царской казны глухой...

Текстологический анализ рассказа Лаврентьевской летописи...

Без сомнения, что ростовский источник называет Юрия князем, а владимирский - великим князем.

Таким образом, составной характер летописного рассказа о нашествии Батыя на Русь не

8. Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. 9. Феннел Жд.

Святые и грешники русской истории: агиографический этап...

Предметом исследования являются образы правителей Древней и Московской Руси в кинематографе, представленные князем Владимиром, Александром Невским и Иваном IV Грозным. Ключевые слова: кино, история, агиография, героика, Древняя Русь...

Задать вопрос