В статье рассмотрено отношение студентов к занятиям физической культурой. В материалах статьи на основе результатов социологического исследования раскрывается значение физической культуры в жизнедеятельности студентов КемГУ ИЭиУ.
Ключевые слова: система образования, физическая культура и спорт, учебно-воспитательный процесс.
Введение
О необходимости физического воспитания личности написано немало. Занятия физической культурой влияют на все стороны развития личности: развиваются не только физические, но личностные навыки, что способствует дальнейшему росту гармоничной личности. Изменения, происходящие во всех областях жизни российского общества, поменяли и то отношение к физической культуре, которое было типичным на протяжении многих лет. Всё более очевидна необходимость подхода к физической культуре как явлению культуры, в котором происходит самораскрытие и самореализация личности, без которой общество не может существовать. Изучение проблемы восприятия ценностей̆ физической̆ культуры в студенческой среде является актуальным и своевременным.
Методика
Было проведено социологическое исследование. Респондентами стали 174 студента Кемеровского государственного университета Института экономики и управления (КемГУ ИЭиУ) — юноши и девушки в возрасте от 18 лет.
Опрос состоял из двух блоков: ответы на вопросы первого направления должны были показать удовлетворенность студентов учебным процессом; вопросы второго — ориентированы на выяснение заинтересованности самих студентов в занятиях физкультурой и спортом.
Анализ результатов проводился путем подсчета процентного соотношения полученных ответов на отдельные вопросы анкеты.
В вузах дисциплина «Физическая культура» представлена в качестве обязательного предмета и важного элемента целостного развития личности.
Вопросом исследования физической культуры и спорта в условиях высшего образования занимались такие отечественные исследователи, как В. А. Масляков, В. С. Матяжов, Ю. А. Ямпольская и др.
По результатам опроса, более 65 % студентов отмечают только положительный эффект от занятий физическими упражнениями. Само понятие «спорт» меняет свое положение в сознании студентов — оно выдвигается на передний план.
На вопрос: «С каким постоянством Вы посещаете занятия по физкультуре в вузе?» большинство респондентов ответили, что стараются посещать постоянно.
В свою очередь, 78 % девушек предпочли бы вместо занятий в вузе посещать спорт зал или же фитнес-клуб. Причинами данного выбора становится то, что данные респонденты считают, что физическая культура в ВУЗе является не самым эффективным времяпреповождением. Их выбор бы пал на интенсивную, насыщенную тренировку.
На вопрос: «Считаете ли вы правильным, что физкультура является обязательным предметом?», 83 % ответили «да». Это говорит о том, что студенты осознают важность физической подготовки в своей жизни. Для повышения качества занятий стоит использовать в уроке современные фитнес-технологий, ведь не все спротивные залы оснащены необходимой материально-технической базой, что не позволяет в полной мере реализовывать учебные программы.
На вопрос анкеты: «часто должны проводиться занятия физкультурой в ВУЗе?» большинство ответили: «2 раза в неделю» — это 52 %. Около 35 % опрошенных выбрали «1 раз в две недели и реже», и 13 % — готовы заниматься физкультурой «3 раза в неделю и более». Эти данные отражаюь реальное положение, так как в основном в ВУЗах это дицплина стоит два раза в неделю.
Следующий вопрос позволил выявить, какое количество (в процентах) опрошенных студентов принимают участие в спортивных мероприятиях, которые организуются в вузе. Так, 48 % респондентов не принимают участия в спортивных мероприятиях, 37 % хотели бы попробовать себя в этой области, и только 15 % участвуют в спортивной жизни университета.
Опираясь на ответы ко второй части анкетирования, становится понятно, что студенты заботятся о собственном здоровье и за пределами вуза: 48 % опрошенных занимаются физкультурой реже 1 раза в неделю, 30 % — 1–2 раза в неделю, 15 % — 3–4 дня в неделю, и только 7 % из всех занимаются спортом каждый день.
Что касается процесса обучения в Кемеровском государственном университете, то он организуется в зависимости от состояния здоровья, наличия специальных групп для занятий, а также уровня физического развития и подготовленности студентов.
Деятельность студента крайне активна. Следовательно, он должен иметь хорошую физическую форму и отменное здоровье. А добиться всего этого можно только, если занимаясь спортом и физической культурой регулярно.
В свою очередь, основываясь на результатах проведенного опроса, можно с уверенностью сказать, что студенты ИЭиУ КемГУ достаточно неплохо представляют себе, какие необходимо предпринять шаги к поддержанию своего здоровья, какая польза ждет их от этих действий.
Стоит отметить, что становление физической культуры и спорта будет проходить более эффективно и успешно, если органами государственного и общественного управления, организациями, ВУЗами и их преподавателями будет выбрана верная стратегия действий.
Заключение
Одним из показателей состояния физической культуры является уровень использования физической культуры в сфере образования. Современный уровень общественного развития требует систематического повышения физической подготовленности студентов вузов. Расширение физкультурной и спортивной работы будет способствовать повышению массовости физической культуры и спорта в России. Физическая культура нуждается в модернизации в России. Более того, академические занятия по физическому воспитанию воспринимаются у студентов как наиболее доступный способ укрепления здоровья, но в тое время и не максимально эффективные.
Итак, физическая культура является неотъемлемой частью учебного процесса. Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни. Установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики — то есть становятся полноценными личностями.
Для занятий физической культурой необходимо также обеспечение спортзалов спортивным инвентарем. По результатам нашего опроса, большинство студентов довольны оснащенностью спортзалов нашего вуза.
К сожалению, некоторые студенты ведут пассивный образ жизни. Одни проводят много времени за компьютером, вторые — не могут найти свободного времени из-за учебы и работы, а другие — их «отвлекают» большие умственные нагрузки. Обычными последствиями неправильного образа жизни будут являться нервные расстройства, разные болезни, проблемы на работе, учебе и дома. Но все же каждый человек должен выделить себе в день всего час времени, чтобы заняться спортом, получить положительный заряд и гармонию. Выбор зависит только от нас самих. Всем ясно, что здоровый образ жизни не складывается только из правильного питания и сна, организму необходима физическая нагрузка, но у многих это самое понимание остается лишь в мыслях и на словах, не переходя в действия. Полноценная жизнь невозможна без спорта.
Литература:
- Астранд П. О. Оздоровительные эффекты физических упражнений / П. О. Астранд, И. В. Муравов // Валеология. 2004. — № 2. — С. 64–70.
- Григорьев, В. И. Образ жизни и здоровье студентов: учебно-методическое пособие / В. И. Григорьев, Д. Н. Давиденко; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. — 119 с.
- Еркомайшвили И. В. Основы физической культуры. Екатеринбург, 2004. — 191 с.
- Зайнетдинов В. А., Валеев Д. З. Физическая культура (лекционный курс). — Уфа, 2007. — 96 с.
- Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
- Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.-М.: АО «Аспект Пресс», 1995.-144с.
- Мельников В. С. Физическая культура: Учебное пособие. — Оренбург: ОГУ, 2002. — 114 с.
- Орешник Ю. А. К здоровью через физкультуру. М. «Медицина», 1989. — 212 с
- Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. — 520 с.
- Примерная программа дисциплины «Физическая культура». Утверждена Министерством высшего образования Российской Федерации 26 июня 2000 год