Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 14.05.2018

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Матвиенко, О. Н. Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности / О. Н. Матвиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 223-226. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50268/ (дата обращения: 28.03.2024).



В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных потребностей и условий психологически комфортного проживания ребёнка в образовательном учреждении. Основываясь на комплексный подход и педагогические стили общения между педагогом и дошкольником, проведён анализ воспитательной работы в МАДОУ № 33 г. Томска. В статье так же отражена гибкость педагога путём индивидуального подхода к воспитаннику и стимулирование коррекции позиционирования воспитанника к окружающему миру.

Ключевые слова: индивидуализация, дошкольник, предметно-развивающая среда, социальные потребности, педагог, образовательный маршрут, центр развития, метод, форма.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). [1].

Основные цели образовательного стандарта: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения; сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России. [1].

Одним из требований, ФГОС выдвигает: предметно-развивающую среду, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. Само понятие «среда» понимается, как окружение, сюда включаются и педагоги, и сверстники, и родители, и условия, в которых ведётся образовательный и воспитательный процесс, благодаря этим факторам и формируется личность. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. [1]. Организация предметно-пространственной развивающей среды подразумевает использование современных методов и форм в современном образовании в целом.

Система взаимоотношений ребёнка по отношению к себе, к миру, к взрослым складывается из грамотно построенной и сформированной развивающей среды, которая делает условия проживания ребёнка психологически комфортным. К сожалению, в настоящее время большая часть родителей, которые в соответствии с ФГОС являются соучастниками воспитательного и образовательного процесса, все обязанности возложили на педагогов образовательных учреждений, как правило, дети предоставлены сами себе, а именно компьютерные игры, просмотр видеороликов, программ по телевидению, не учитывая тем самым возрастные психологические особенности ребёнка.

Из примера своей практики (стаж 5 лет) хотелось бы показать, как я учитывала социальные потребности, формы, методы, педагогический стиль общения, учитывая индивидуальные особенности ребёнка в сфере комфорта образовательной среды. Образовательная среда, на мой взгляд, подразумевает «окружение», окружение сверстников, окружение педагогов, центров развития в помещении группы, воспитание и образование со стороны родителей, и их ближнего окружения.

Работая в группе с детьми с трёхлетнего возраста, за 3 года были разрешены, казалось бы, все трудности взаимоотношений с детьми и их родителями, был найден, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

В старшей группе к нам пришёл новый мальчик, Андрей возраст пять лет, вместе со своей семьёй он переехал в Томск из другого города. Семья интеллигентная, воспитанием занимаются оба родителя. С виду мальчик казался спокойным ребёнком, на занятиях быстро справлялся с заданиями, первые недели две, он выступал в роли наблюдателя. Постепенно он стал вступать в контакт со сверстниками, и этот контакт был неудачен, на мой взгляд. Если ребята строят постройки из разных видов конструктора, то Андрей подойдёт и обязательно сломает, его свободная деятельность была связана с некой агрессией, разрушением, битвой, так как, дети в группе это не приветствовали, то Андрей часто сидел один. Разговор с родителями прояснил его поведение: в группе детского сада, который он посещал ранее, количество детей составляло 35 человек, дети были предоставлены сами себе, ещё одна проблема существовала в семье: старшая сестра Андрея испытывала ревность взаимоотношений Андрея и родителей, со слов самих родителей. Следствием всего появлялись драки, оскорбительные слова, ругательства, таким образом, передо мной стояла актуальная задача: создать условия комфортного пребывания, как для Андрея, так и других воспитанников, какие методы, формы и средства применить в своей педагогической практике.

Для начала мною был составлен индивидуальный образовательный маршрут. В первую очередь, необходимо было для себя методом наблюдения выявить в группе зону благоприятного пребывания Андрея. Само помещение группы было схематизировано, где каждый элемент обозначал определённый образовательный центр, в котором реализовались социальные потребности Андрея. Каждая потребность обозначена определённым цветом:

  1. Зона свободной игровой деятельности — напольная игры, центр сюжетно-ролевых игр.
  2. Центр познавательного развития.
  3. Центр сенсорного развития.
  4. Центр физического развития.

Для удовлетворения всех вышеперечисленных потребностей ребёнка Е. Д. Файзуллаева в своей статье рассматривает открытый стиль педагогической коммуникации. Эмоциональный контакт с ребенком, исключает его подавление строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки, он акцентирует внимание ребенка на связь его действий с результатами (последствиями) и обсуждает это в форме диалога. [2, с. 10–11].

Автор статьи учитывает и социальные потребности ребёнка, способы их удовлетворения. Для каждого ребёнка потребность в любви, принятии его как личности, на мой взгляд, стоит на первом месте, способами удовлетворения данной потребности являлись: обращение по имени к воспитаннику, с использованием уменьшительно-ласкательных форм, тактильный контакт между педагогом и ребёнком, открытый, добродушный взгляд, вариация интонаций, в зависимости от совместной деятельности. Потребность в активности (физической, психической). Способами удовлетворения данной потребности выбраны: показ модели, техники выполнения чего-либо с использованием деловой спокойной интонации. Создание интриги при предъявлении чего-либо интересного для ребенка; проведение спокойной беседы по интересующей ребенка теме; [2, с. 11]. Проявление и обсуждение по поводу предмета интереса ребенка совместно. Потребность во взаимодействии и общении со сверстниками своей группы и педагогами, реализовывалась через использование приглашающих, открытых жестов, поз, мимики, вариаций голоса. Потребность в самореализации, само презентации и самовыражении была осуществлена при помощи созданий ситуаций для проявления ребенком своих умений, знаний. [2, с. 11–12]. Предполагалось наличие открытого комфортного психологического, пространства между педагогом и ребенком.

После проделанной диагностики, для меня стала ясно что, надо реализовать две задачи: именно наладить контакт ребёнка с другими детьми важно, что, играя, дети учатся взаимодействовать друг с другом, и направить его «разрушительную» энергию в энергию творца. Мною был составлен индивидуальный образовательный маршрут, где прописала проблемы взаимоотношений со сверстниками, пути их решения, индивидуальные занятия, направленные на получение результата, который предполагал строить, не разрушать, производить, организовывать что-либо в своём окружении, приносить радость и благо своим близким, сверстникам.

Для начала мы вместе с воспитанниками создали и утвердили групповой свод правил, которого все должны придерживаться. Совместно с воспитанниками договаривались, во что играть по тематике, ежедневно, то есть, тема варьировалась каждый день, например — понедельник: «Мы строители», тема строительства присутствовала во всех игровых, образовательных центрах, целью данного правила являлось: сплочение коллектива к совместной деятельности. Распределить обязанности — ребёнок сам выбирал себе роль, которую будет играть. Поскольку роли в игре неравноценны, то это становится поводом для разногласий. Здесь необходимо учить детей уметь договариваться. Распределить игровые атрибуты, развивающие центры. Придумать смену разыгрываемых эпизодов и событий, последние предлагаются кем-то из детей и должны быть приняты партнерами. Как только я замечала некий нарастающий конфликт, в процессе игровой деятельности, мы совместно обсуждали сложившуюся ситуацию и находили компромисс, учились договариваться.

Или, например, мы обозначали один день как «В гостях у сказки» в течении всего дня мы читали сказки, выявляли положительных героев сказок и отрицательных, обсуждали, что такое «добро и зло», что несёт и какие последствия от добра и зла могут быть, становились сами сказителями собственного сочинения и изготавливали сказочных героев, используя разнообразные техники рисования, аппликации, работали с природным материалом, по заданной тематике. Сказкотерапия — позволяет донести детям абсолютно любую проблему. Эта форма работы, часто применяется в педагогической практике. Сказку можно обыграть с детьми, придумать, воплотить в рисунках и поделках, она содействует сближению коллектива, даёт возможность работать с большим количеством детей одновременно, с помощью сказкотерапии есть возможность доступно, в игровой деятельности обозначить проблему и совместно найти пути её решения.

По программе экологического воспитания совместно с воспитанниками, мы решили создать огород своими руками, где каждый ребёнок смог посеять семя овощной культуры, ребёнок, посадивший семя, поливал и заботился о растении. В процессе выращивания нашего огорода затрагивались вопросы жизни и смерти, сохранение самой жизни, вопросы смерти и её последствия: разрушения, отсутствие жизни в целом.

Работая с родителями воспитанника, я предложила дополнительные занятия в ДОУ, совместно с ребёнком она выбрала рисование и занятие с шахматами. В дальнейшем результаты стали видны с положительной динамикой: из рисунков, на которых раньше присутствовали тёмные цвета и какие-либо картинки агрессии, стали преобладать яркая цветовая гамма и рисунки созидающего характера, несущие добро, жизнь, радость.

С Андреем и его родителями мы договорились, что он будет участвовать в творческих конкурсах и выставках в рамках детского сада и конкурсах областного, регионального, всероссийского уровня. Чтоб ребёнок получал положительные эмоции, гордился своим продуктом и прочувствовал эмоции успеха. Таким способом была реализована потребность в само презентации, самовыражении и созидании.

Для того чтобы самому прочувствовать себя созидателем, творцом я с Андреем использовала игры с кинетическим песком, где мы строили города, страны, различные ландшафты природы, где ребёнок выступал в роли некой частицы мира, в котором можно создать что-либо, создать комфорт для своего окружения. На тематических музыкальных занятиях, Андрею давала стихи, положительных героев.

Давались задания и поручения для ребёнка творческого характера, ведь чтобы что — то создать ребёнок должен сделать этот продукт своими руками, и затем понять, что если сломать и разрушить, то это может принести обиду, боль и как следствие не надо приносить другим детям.

Беседы о семье, как, в процессе образовательной деятельности, так и в индивидуальной беседе, несли смысл ценности семейных отношений, понятий, что такое жизнь и что такое смерть, сохранение, получения и отдачи любви членам своей семьи

Используемые мной методы, формы, учитываемые индивидуальный подход в становлении личности, на мой взгляд, в совокупности показали положительный результат: Андрей стал «вхож» в коллектив сверстников, в коллективную игровую и образовательную деятельность. Разрушение, как его основная модель поведения постепенно исчезала. Была проделана большая совместная работа по коррекции поведения, как с моей стороны, так и со стороны родителей и самим ребёнком, хотелось бы быть уверенной, что в дальнейшей его жизни не настанут моменты, где он будет реализовывать агрессию, приносить боль другим окружающим его людям.

Литература:

  1. Электронное образование в Республике Татарстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edu.tatar.ru (дата обращения: 01.03.2018).
  2. Файзуллаева, Е. Д. Открытый стиль педагогической коммуникации как ключевая компетенция современного педагога дошкольного образования/ Е. Д. Файзуллаева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2017. — Выпуск 1. — С. 9–16.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мой взгляд, потребность, воспитанник, дошкольное образование, индивидуальный подход, образовательный процесс, детский сад, игровая деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Личностно-ориентированный подход как основа реализации...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика... Личностно-ориентированный подход в воспитании...

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности...

В современном Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) [7] отмечается, что одним из принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Современные подходы к организации совместных действий...

Сегодня дошкольные образовательные учреждения предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной...

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия...

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» обозначает «социально-коммуникативное развитие» как область, которая должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Похожие статьи

Личностно-ориентированный подход как основа реализации...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика... Личностно-ориентированный подход в воспитании...

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности...

В современном Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) [7] отмечается, что одним из принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Современные подходы к организации совместных действий...

Сегодня дошкольные образовательные учреждения предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной...

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия...

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» обозначает «социально-коммуникативное развитие» как область, которая должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Задать вопрос