Развитие перцепции цвета у школьников на уроках технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 10.05.2018

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Воронкова, Л. Е. Развитие перцепции цвета у школьников на уроках технологии / Л. Е. Воронкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50163/ (дата обращения: 28.02.2021).



Статья посвящена исследованию развития перцепции цвета у школьников образовательных организаций. Рассматривается методологический подход к проблеме исследования, приводятся различные точки зрения на проблему исследования. Анализируются данные исследования с описанием используемых методов и форм деятельности. Доказано, что формирование перцептивной деятельности под воздействием обучения более продуктивно и результаты обучения становятся более высокими, если ученик умеет использовать «перцептивные эталоны».

Ключевые слова: перцепция цвета, уроки технологии, перцептивная деятельность.

Актуальность исследования. Решение проблемы развития перцепции цвета невозможно без обращения к исследованиям в области физиологии и психологии, т. к. перцепция относится к психическому познавательному процессу и может развиваться в совокупности с ощущением, представлением и мышлением.

Развитие перцепции цвета в педагогике трактуется как психический процесс, источником которого является непосредственное воздействие цветового многообразия реалий окружающего мира.

В психологии проблематика перцепции как восприятия с различных точек зрения рассматривается в трудах известных ученых: А. В. Запорожца, К.Левина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна Т. В., Ахутина, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломова, Б. М. Теплова и др. Значительное внимание этому вопросу уделяют зарубежные ученые (Ф. Бартлетт, Д. Гибсон, В. Д. Глезер, М. Дерибере, Д. Джадд, и др.). В целом, сущность перцепции окружающего мира определяется этими и другими учеными как система специализированных психических действий, ориентированных на формирование зрительного образа и картины мира.

Ученые исследователи (Р. Арнхейм, Н. А. Бернштейн, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский и др.) предполагают, что наиболее сложный процесс цветовой перцепции — это перцепция пропорциональности соотношения цветовых тонов. В отличие от перцепции пропорциональных характеристик предметов, цветовая перцепция развивается позже. Так ученые исследователи (В. Д. Глезер, Н. Д. Нюберг, Д. А.Фарбер и др.), анализируя процесс зрительной перцепции окружающего мира как компонент психической деятельности человека, сделали вывод о том, что визуальная перцепция и мышление непосредственно участвуют в каждом творческом акте. Отсюда следует, что деятельность учащихся школы на уроках технологии — это творческий процесс, т. к. многие образовательные модули предусматривают самостоятельный выбор цветовой гаммы, формы изделия или сервировки стола, посадки озеленительных аллей, креативных клумб с цветами и фигурами, создание керамических изделий и поделок из бумаги.

В деятельностном образовательном процессе на уроках технологии, начиная от перцепции цветовых отношений в природе, одежде до гармонизации в конкретной композиции, поделке, вязании можно условно выделить несколько этапов: анализ цветовых отношений; определение цветовой гаммы; формирование цветового замысла в представлении; воплощение цветового замысла в конкретном изделии.

Таким образом, мы приходим к выводу, что в практике обучения основам технологичного труда существует определенное противоречие между задачами формирования цветовой перцепции и недостаточной научной основой отдельных методических аспектов развития перцепции цвета на уроках технологии. Возможно, это связано с тем, что многие исследователи уделяют больше внимания перцепции цвета в живописи, изобразительном искусстве, промышленности и цветовой перцепции музыкальных произведений.

Исходя из этого, цельюисследования стала разработка содержания и экспериментальная проверка дидактических средств, ориентированных на развитие перцепции цвета школьников на уроках технологии.

Объект исследования — учебная деятельность школьников на уроках технологии направленная на развитие перцепции цвета.

Предмет исследования: процесс развития перцепции цвета школьников на уроках технологии.

Решались задачи выявления разницы в развитии перцепции цвета у школьников, обучающихся в разных классах (с 4 по 7 класс).

Испытуемые и методы исследования

В исследовании приняли участие учащиеся 4–7 классов МБОУ СОШ № 94 г. Воронежа. Разница в развитии перцепции цвета определялась продолжительностью занятий: первый год обучения, второй год обучения, третий год обучения и четвертый год обучения. Методы исследования: конкурсное задание «Вязание крючком игрушек», практическое занятие пролонгированного содержания «Креативная цветочная клумба», «Свит-дизайн: весенний букет», творческая мастерская «Текстильная брошь».

Доказано (Ж. Агостон, Л.С Выготский, А. С. Зайцев и др.) что формирование перцептивной деятельности под воздействием обучения более продуктивно и результаты обучения становятся более высокими, если ученик умеет использовать «перцептивные эталоны». Эталоны предлагает педагог, основываясь на правилах соотношения цвета и тонов. Ученик может соизмерять с эталоном параметры образа, модели, создаваемого предмета. В старших классах эти сформированные в процессе творческой деятельности сенсорные алгоритмы сами превращаются в «перцептивные эталоны», на основе которых осуществляется анализ новой визуальной информации [1], [2], [3].

Критерии оценки развития перцепции цвета учащихся школы:

– критерии, характеризующие знания о цветовой гамме. Частично использовался закон цветовой индукции И. Гете при объяснении нового материала урока. В основе закона рассматривается феномен парных дополнительных цветов, выявлена закономерность оптического смешения и последовательного контрастов цвета;

– критерии оценки физических характеристик цвета при изготовлении сувениров, при вязании игрушек для пальчикового театра, изготовлении броши. От использованного цвета перцепция будет различной. Например, если при свит-дизайне букета использовать только светлые тона, то букет будет восприниматься более объемным, а при использовании темных оттенков и цветов, наоборот;

– критерии, относящиеся к категории, определяющей креативные качества.

Результаты и их обсуждение

Основные формы физиологического механизма развития цветовой перцепции как психического познавательного процесса составляют предметность, структурность, целостность, избирательность, активность.

Осмысленность процесса развития перцепции цвета являясь продуктом развития, формируется в процессе обучения и формирования картины мира. Являясь естественным следствием работы анализаторов и синтетической деятельности мозга, возникает на известной ступени онтогенеза, т. е. не является врожденным. Если это новообразование социального опыта, то можно предположить о возможности разработки научно-теоретического обоснования и образовательных условий целенаправленного развития перцепции цвета у обучающихся на уроках технологии. Цвет в творческой деятельности на уроках технологии воспринимается согласно индивидуальным особенностям психики тех, кто создает продукты этой деятельности и психики других людей. Цвет в творческой деятельности несет в себе большой информативный потенциал для эмоционального и психического мира человека.

Анализ развития перцепции цвета на уроках технологии проводился при выполнении контрольных заданий «Совушка из фетра», «Подарочная упаковка», «Кусудама». По сложности задания различались (в младших классах более простые лекала и усложнялись в каждом классе), а по использованию цветовой гаммы сложность оставалась высокой. Данные исследования приведены в таблице.

Результаты проведения исследования по выявлению уровня развития перцепции цвета на уроках технологии в%

Год обучения

Уровень развития перцепции цвета

Владение методом работы отношениями

Градации цвета предметов

Изменения цвета предметов под воздействием рефлексов

4 класс

высокий

-

4,5

2,3

средний

78,7

80,3

76,4

низкий

21,3

15,2

21,3

5 класс

высокий

1,9

5,5

4,0

средний

81,1

83,5

80,5

низкий

17,0

11,0

15,5

6 класс

высокий

2,6

7,0

6,6

средний

84,2

85,3

82,2

низкий

13,2

7,7

11,2

7 класс

высокий

3,0

7,9

6,1

средний

87,5

88,0

84,4

низкий

9,5

5,1

4,5

Таким образом, наблюдения за деятельностью учащихся на уроках технологии на начальных этапах обучения свидетельствуют о том, что учащимися мало учитывается влияние цветовой гаммы, которое оказывает влияние на окрашенность всех предметов и поделок. Предложенное для изготовления изделие с возможностью самостоятельно выбрать цвет, не всегда дает гармоничный результат. При изготовлении совушки из фетра, многие учащиеся совмещали несовместимые цвета, хотя выбор у них был. Данное обстоятельство служит свидетельством константности восприятия цвета учащимися, поскольку они отражают в своей деятельности впечатления, соответствующие их представлению о цвете предметов. По этим же причинам у школьников даже седьмого класса возникают затруднения при решении ряда учебных и творческих задач.

Наиболее впечатляющие достижения в плане активизации развития перцепции цвета наблюдаются по критерию, характеризующему градацию цвета предметов. При выполнении кусудамы цвета были подобраны правильно, соответствовали цветовым оттенкам. И нужно отметить, что во всех классах по этому показателю процент выше, чем во всех остальных.

По шкале «Изменения цвета предметов под воздействием рефлексов» наблюдаются средние результаты, хотя контрольное задание было самым простым. Изготовление подарочной упаковки с использованием лент, салфеток, цветного картона, бисера и глиттера. Интеграция техники поделок из цветной бумаги в содержание обучения технологии позволяет существенно активизировать развитие учебно-творческих способностей. Была отмечена активность детей при украшении подарочной упаковки. Но были обучающиеся, для которых проблемным было подобрать предметы для украшения, совместить украшения. Но самым сложным было завязывание бантика на готовой коробке.

В отношении всех методов консолидирующей формы перцепции цвета, под которой в технологии понимается осознанное выстраивание цветовой гармонии при изготовлении предметов, высаживании клумб, разбивке цветников, во всех возрастных группах наблюдается положительная динамика. Если в четвертом классе показатели низкие, то при переходе на следующую ступень обучения, используя и совершенствуя методы развития перцепции цвета, показатели увеличиваются. И это заметно по всем критериям оценки.

Вывод. В ходе решения основной задачи исследования обоснована и проверена на конкретном методическом материале целесообразность и эффективность развития перцепции цвета на уроках технологии в средней школе. Исходя из проведенного исследования развитие перцепции цвета на уроках технологии доказано, что это сложный комплекс эстетической реакции, имеющий три равнозначных аспекта — физиологический, психологический и абстрактный. Перцепция цвета можно назвать субъективным процессом, имеющим некоторые общие черты, обусловленные бессознательным. Однако, педагог, воздействуя на сознание школьников, формирует эстетический вкус и развивает перцепцию цвета.

Литература:

  1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне.// [Текст]//. — М.: Мир, 1982. —181с.
  2. Выготский Л. С. Психология искусства. // [Текст]//.- М.: Искусство, 1986. — 573 с.
  3. Зайцев. А. Наука о цвете и живопись. // [Текст]//.- М.: Искусство, 1986. — 158 с.
Основные термины (генерируются автоматически): урок технологии, развитие перцепции цвета, цветовая гамма, цветовая перцепция, класс, окружающий мир, перцепция цвета, творческая деятельность, цвет, подарочная упаковка.


Ключевые слова

уроки технологии, перцептивная деятельность, перцепция цвета

Похожие статьи

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

- расширили и углубили восприятие цветовой гаммы

Влияние цвета на выразительность детского рисунка. цвет, ребенок, окружающий мир, красный, эталон, изобразительная деятельность, детский сад, детский рисунок, детское творчество, желтый образец.

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

Проблемой восприятия цвета и развития цветовосприятия так же занимается Н. В. Дубровская.

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ...

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

ребенок, цвет, дошкольный возраст, цветовое решение, цветовая гамма, художественный вкус, народное искусство, младший дошкольный возраст, изобразительная деятельность, цветовое восприятие.

Коррекция индивидуальной цветовой палитры с помощью...

Цель, материалы иметоды исследования. В технологии имиджирования большое значение имеет выбор цвета. В костюме важен цвет не только одежды, но и головного убора, обуви, аксессуаров.

Развитие у младших дошкольников представлений о цвете...

Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет.

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска.

Проблема художественного восприятия...

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира.

В нашем понимании художественное восприятие — представляет собой познавательную деятельность, в которой благодаря перцептивным и интеллектуальным...

Особенности влияния цветовой гаммы одежды на учебную...

Кропотливо изучая цветовую гамму одежды, мы должны знать, что каждый цвет влияет на наше психологическое состояние. Одни цвета притягивают внимание, другие, напротив, отталкивают. Поэтому цвет одежды, которую мы надеваем...

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами...

ребенок, цвет, дошкольный возраст, цветовое решение, цветовая гамма, художественный вкус, народное искусство, младший дошкольный возраст, изобразительная деятельность, цветовое восприятие.

Похожие статьи

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

- расширили и углубили восприятие цветовой гаммы

Влияние цвета на выразительность детского рисунка. цвет, ребенок, окружающий мир, красный, эталон, изобразительная деятельность, детский сад, детский рисунок, детское творчество, желтый образец.

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

Проблемой восприятия цвета и развития цветовосприятия так же занимается Н. В. Дубровская.

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ...

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

ребенок, цвет, дошкольный возраст, цветовое решение, цветовая гамма, художественный вкус, народное искусство, младший дошкольный возраст, изобразительная деятельность, цветовое восприятие.

Коррекция индивидуальной цветовой палитры с помощью...

Цель, материалы иметоды исследования. В технологии имиджирования большое значение имеет выбор цвета. В костюме важен цвет не только одежды, но и головного убора, обуви, аксессуаров.

Развитие у младших дошкольников представлений о цвете...

Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет.

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска.

Проблема художественного восприятия...

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира.

В нашем понимании художественное восприятие — представляет собой познавательную деятельность, в которой благодаря перцептивным и интеллектуальным...

Особенности влияния цветовой гаммы одежды на учебную...

Кропотливо изучая цветовую гамму одежды, мы должны знать, что каждый цвет влияет на наше психологическое состояние. Одни цвета притягивают внимание, другие, напротив, отталкивают. Поэтому цвет одежды, которую мы надеваем...

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами...

ребенок, цвет, дошкольный возраст, цветовое решение, цветовая гамма, художественный вкус, народное искусство, младший дошкольный возраст, изобразительная деятельность, цветовое восприятие.

Задать вопрос