Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Разработка национального свадебного костюма для девушки на основе традиционного костюма

Искусствоведение
15.05.2018
466
Поделиться
Библиографическое описание
Нуржасарова, М. А. Разработка национального свадебного костюма для девушки на основе традиционного костюма / М. А. Нуржасарова, А. Ж. Калымбетова, А. О. Рустемова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 425-429. — URL: https://moluch.ru/archive/205/49902/.


Известно, что казахский национальный костюм является культурным наследием народа Казахстана, так как он сохранил древние традиции предков. В результате ретроспективного анализа установлено, что национальный традиционный казахский костюм (ТКК), является материальной и духовной культурой народа, что отражается в особенностях его кроя, аксессуарах, стиле и видах орнамента.

Следует отметить, что связь национального костюма с этнической историей народа раскрывается в процессе развития формы и кроя элементов костюма в определенные исторические периоды.

В результате ретроспективного анализа покроя, формы, конструкции и способах ношения элементов традиционного казахского костюма, а также ассортимента традиционных материалов, установлено, что ТКК является творческим источником для создания новых решений одежды [1–4].

В результате ретроспективного анализа установлено, что в истории развития казахской национальной одежды, можно выделить 5 периодов развития основных форм и конструкций традиционного казахского костюма, сущность которых определяется особенностями процесса среды его формирования:

1 период — XYIII — середина XIX в. Традиционный костюм — характеризуется превосходством традиционных форм свойственных казахскому народу.

2 период — вторая половина XIX в. — начало XX. Костюм кроеный –характеризуетсяпоявлением в одежде черт, в том числе прямого, прилегающего и раскошенного покроя, свойственных соседним народам –тюркским (татарами и башкирами) и русским.

3 период — 30–60 г. XX в. Традиционный и европейский костюм,когда происходит смешение городского типа одежды и традиционной, связанное с широким развитием культурных связей Советского Союза. В связи с этим, элементы одежды традиционного казахского костюма, постепенно вытесняются швейными изделиями, изготовленными промышленным способом.

4 период — конец 60-х — 70-х годов XX в. Возрождение национальных черт в костюме. Этот период характеризуется усилением активности в создании коллекций моделей на основе традиционного казахского костюма. При этом первыми элементами традиционного казахского костюма, используемые в современных моделях стали: головной убор (кимешек), обувь (ичиги), пояс, девичье платье с жилетом, а также орнамент (аппликация, тамбурная вышивка).

5 период — начало 80-х — по настоящее время, когда казахский национальный костюм выступает в качестве неиссякаемого источника народного творчества. Этот период характеризуется появлением в Республике Казахстан предприятий, специализированных по выпуску национальной одежды, созданной на основе ассоциативных образов элементов традиционного казахского костюма, в основном предназначенных для театрализованных представлений, а также стилизованных моделей.

В зависимости от половозрастного признака различают одежду для девушки, свадебную, замужней, молодой и пожилой женщины.

На основе анализа литературных источников была систематизация казахской национальной одежды. В результате этого разработано классификация женской одежды (рис. 1). Женская одежда в зависимости от способа ношения подразделяется на распашную и нераспашную.

Одежда подразделяется в соответствии с особенностями использования на повседневную и нарядную, а также по сезонам: зимняя, демисезонная, и летняя.

Казахская традиционная национальная одежда отличалась художественно-декоративным оформлением. Одежда для девушек включала в себя: платья с воланами, бешметы, камзолы, которые оформлялись с помощью нарядных ремней. Головные уборы девичьи включали в себя: кепеши с уки, а обувь — ичиги и узорчатые башмачки. Девушки на выданье носили красивые головные уборы — борик, узорчатые белые платки.

Одежда для невесты была из дорогой ткани. Платье невесты было из дорогого, натурального шелка и атласа, красного цвета, как символа молодости и расцвету жизни или синего, как символа безоблачного неба, тепла, чистоты и непорочности. Рукава, низ платья, воротник были расшиты вышивкой. С низу платья одевали брюки и дамбал, края обрабатывались вышивкой.

Онир (нагрудник) — это часть платья, на уровне горловины, вышивка которой обладала магической силой.

На платье надевался камзол, из бархата и атласа, в тон платью, который оформлялся вышивкой, орнаментом, драгоценностями. Камзол — приталенный, без рукавов с открытой застежкой или с рукавами, низ которых оформлялся вышивкой.

Халат (шапан) для невесты делали из дорогой ткани: плис, сукно, бархат, атлас, шелк. Цветовая композиция: красный цвет, но иногда черного или полосатого цвета среднеазиатского шелка. Халат был длинным, туникообразного покроя, без воротника, с длинными рукавами. Художественно-декоративное оформление свадебного костюма осуществлялось за счет, национальных орнаментов и вышивки, которая была выполнена на воротнике, нагруднике, спинке и низах рукавов.

Особую роль в комплекте свадебной одежды выполняла саукеле, который считался священным головным убором невесты. Головной убор принадлежал только невесте, и нельзя было передавать кому-либо. Только после смерти женщины его возвращали в родительский дом невесты.

В качестве каркаса под саукеле использовали простеганную, из бархата, коническую шапку, пришивая к ней налобник назатыльник. Поверх нее водружали саукеле — головной убор в форме высокого, отороченного дорогим мехом конуса из тонкого, обшитого яркой, чаще всего бордовой или красной тканью.

Саукеле украшалось серебряными и позолотой бляшками, золотой диадемой рубином, длинными с двух сторон, подвесками — жактама, состоящими из бусин кораллов, жемчуга, бирюзы. Обязательным дополнением являлось прикрепляемое к макушке головного убора гладкая, из прозрачной белой вуали, накидка — желек (фата), которой обычно прикрывали лицо невесты во время обряда " Беташар «для представления невесты родственникам жениха. Желек закутывала всю фигуру невесты. Он делал невесту очень женственным и нежным, из тонкой органзы и шелка, к краям которого пришивали вышивки из золотых и серебряных нитей или бахромы. На макушку саукеле пришивался уки (перья совы).

Молодая невеста до года носила свой желек, а во время каких-либо праздников и тоях она одевала и свой саукеле.

Таким образом, на основе проведенных исследований предлагается комплект национального свадебного костюма для девушки: из платья, бешмета, шапана и саукеле. Ансамбль выполнен из атласа красного цвета, голубого ломаного и красного корейского велюра. Полочка шапана, рукава и спинка бешмета оформлены вышивкой нитями золотого цвета.

В качестве отделочного камня использовалась бирюза, которая символизирует счастливую любовь и благодатную семейную жизнь, а также декоративные подвески, который представлен на рисунке 2.


Рис. 1


IMG_3059

Рис. 2. Комплект национального свадебного костюма для девушки

Литература:

  1. Жанібеков Ө. Қазақ киімі. Альбом. — Алматы: Өнер, 1996. — 192 бет.;
  2. Қазақ халқының ұлттық киімдері. Национальная одежда казахского народа. National dothes of Kazakh people. — Алматы: «Алматыкітап», 2007. -384 бет, суретті;
  3. http://www.vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/kazahskij/
  4. Захарова И. В., Ходжаева Р. Д., Казахская национальная одежда. — Алма-ата:Наука, 1964,-178с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 425-429):
Часть 5 (стр. 345-433)
Расположение в файле:
стр. 345стр. 425-429стр. 433

Молодой учёный