Разработка национального свадебного костюма для девушки на основе традиционного костюма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нуржасарова, М. А. Разработка национального свадебного костюма для девушки на основе традиционного костюма / М. А. Нуржасарова, А. Ж. Калымбетова, А. О. Рустемова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 425-429. — URL: https://moluch.ru/archive/205/49902/ (дата обращения: 19.12.2024).



Известно, что казахский национальный костюм является культурным наследием народа Казахстана, так как он сохранил древние традиции предков. В результате ретроспективного анализа установлено, что национальный традиционный казахский костюм (ТКК), является материальной и духовной культурой народа, что отражается в особенностях его кроя, аксессуарах, стиле и видах орнамента.

Следует отметить, что связь национального костюма с этнической историей народа раскрывается в процессе развития формы и кроя элементов костюма в определенные исторические периоды.

В результате ретроспективного анализа покроя, формы, конструкции и способах ношения элементов традиционного казахского костюма, а также ассортимента традиционных материалов, установлено, что ТКК является творческим источником для создания новых решений одежды [1–4].

В результате ретроспективного анализа установлено, что в истории развития казахской национальной одежды, можно выделить 5 периодов развития основных форм и конструкций традиционного казахского костюма, сущность которых определяется особенностями процесса среды его формирования:

1 период — XYIII — середина XIX в. Традиционный костюм — характеризуется превосходством традиционных форм свойственных казахскому народу.

2 период — вторая половина XIX в. — начало XX. Костюм кроеный –характеризуетсяпоявлением в одежде черт, в том числе прямого, прилегающего и раскошенного покроя, свойственных соседним народам –тюркским (татарами и башкирами) и русским.

3 период — 30–60 г. XX в. Традиционный и европейский костюм,когда происходит смешение городского типа одежды и традиционной, связанное с широким развитием культурных связей Советского Союза. В связи с этим, элементы одежды традиционного казахского костюма, постепенно вытесняются швейными изделиями, изготовленными промышленным способом.

4 период — конец 60-х — 70-х годов XX в. Возрождение национальных черт в костюме. Этот период характеризуется усилением активности в создании коллекций моделей на основе традиционного казахского костюма. При этом первыми элементами традиционного казахского костюма, используемые в современных моделях стали: головной убор (кимешек), обувь (ичиги), пояс, девичье платье с жилетом, а также орнамент (аппликация, тамбурная вышивка).

5 период — начало 80-х — по настоящее время, когда казахский национальный костюм выступает в качестве неиссякаемого источника народного творчества. Этот период характеризуется появлением в Республике Казахстан предприятий, специализированных по выпуску национальной одежды, созданной на основе ассоциативных образов элементов традиционного казахского костюма, в основном предназначенных для театрализованных представлений, а также стилизованных моделей.

В зависимости от половозрастного признака различают одежду для девушки, свадебную, замужней, молодой и пожилой женщины.

На основе анализа литературных источников была систематизация казахской национальной одежды. В результате этого разработано классификация женской одежды (рис. 1). Женская одежда в зависимости от способа ношения подразделяется на распашную и нераспашную.

Одежда подразделяется в соответствии с особенностями использования на повседневную и нарядную, а также по сезонам: зимняя, демисезонная, и летняя.

Казахская традиционная национальная одежда отличалась художественно-декоративным оформлением. Одежда для девушек включала в себя: платья с воланами, бешметы, камзолы, которые оформлялись с помощью нарядных ремней. Головные уборы девичьи включали в себя: кепеши с уки, а обувь — ичиги и узорчатые башмачки. Девушки на выданье носили красивые головные уборы — борик, узорчатые белые платки.

Одежда для невесты была из дорогой ткани. Платье невесты было из дорогого, натурального шелка и атласа, красного цвета, как символа молодости и расцвету жизни или синего, как символа безоблачного неба, тепла, чистоты и непорочности. Рукава, низ платья, воротник были расшиты вышивкой. С низу платья одевали брюки и дамбал, края обрабатывались вышивкой.

Онир (нагрудник) — это часть платья, на уровне горловины, вышивка которой обладала магической силой.

На платье надевался камзол, из бархата и атласа, в тон платью, который оформлялся вышивкой, орнаментом, драгоценностями. Камзол — приталенный, без рукавов с открытой застежкой или с рукавами, низ которых оформлялся вышивкой.

Халат (шапан) для невесты делали из дорогой ткани: плис, сукно, бархат, атлас, шелк. Цветовая композиция: красный цвет, но иногда черного или полосатого цвета среднеазиатского шелка. Халат был длинным, туникообразного покроя, без воротника, с длинными рукавами. Художественно-декоративное оформление свадебного костюма осуществлялось за счет, национальных орнаментов и вышивки, которая была выполнена на воротнике, нагруднике, спинке и низах рукавов.

Особую роль в комплекте свадебной одежды выполняла саукеле, который считался священным головным убором невесты. Головной убор принадлежал только невесте, и нельзя было передавать кому-либо. Только после смерти женщины его возвращали в родительский дом невесты.

В качестве каркаса под саукеле использовали простеганную, из бархата, коническую шапку, пришивая к ней налобник назатыльник. Поверх нее водружали саукеле — головной убор в форме высокого, отороченного дорогим мехом конуса из тонкого, обшитого яркой, чаще всего бордовой или красной тканью.

Саукеле украшалось серебряными и позолотой бляшками, золотой диадемой рубином, длинными с двух сторон, подвесками — жактама, состоящими из бусин кораллов, жемчуга, бирюзы. Обязательным дополнением являлось прикрепляемое к макушке головного убора гладкая, из прозрачной белой вуали, накидка — желек (фата), которой обычно прикрывали лицо невесты во время обряда " Беташар «для представления невесты родственникам жениха. Желек закутывала всю фигуру невесты. Он делал невесту очень женственным и нежным, из тонкой органзы и шелка, к краям которого пришивали вышивки из золотых и серебряных нитей или бахромы. На макушку саукеле пришивался уки (перья совы).

Молодая невеста до года носила свой желек, а во время каких-либо праздников и тоях она одевала и свой саукеле.

Таким образом, на основе проведенных исследований предлагается комплект национального свадебного костюма для девушки: из платья, бешмета, шапана и саукеле. Ансамбль выполнен из атласа красного цвета, голубого ломаного и красного корейского велюра. Полочка шапана, рукава и спинка бешмета оформлены вышивкой нитями золотого цвета.

В качестве отделочного камня использовалась бирюза, которая символизирует счастливую любовь и благодатную семейную жизнь, а также декоративные подвески, который представлен на рисунке 2.


Рис. 1


IMG_3059

Рис. 2. Комплект национального свадебного костюма для девушки

Литература:

  1. Жанібеков Ө. Қазақ киімі. Альбом. — Алматы: Өнер, 1996. — 192 бет.;
  2. Қазақ халқының ұлттық киімдері. Национальная одежда казахского народа. National dothes of Kazakh people. — Алматы: «Алматыкітап», 2007. -384 бет, суретті;
  3. http://www.vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/kazahskij/
  4. Захарова И. В., Ходжаева Р. Д., Казахская национальная одежда. — Алма-ата:Наука, 1964,-178с.
Основные термины (генерируются автоматически): традиционный казахский костюм, головной убор, красный цвет, дорогая ткань, женская одежда, казахская национальная одежда, казахский национальный костюм, национальный свадебный костюм, ретроспективный анализ, художественно-декоративное оформление.


Задать вопрос