Российское законодательство о суррогатном материнстве является одним из самых демократичных на данный момент в отличии от других стран мира. Но единый закон пока не разработан, и все программы реализуются в рамках нескольких правовых документов. Разрешить возникающие проблемы можно только на законодательном уровне, при этом необходимо ввести в законодательство четкие положения регулирования суррогатного материнства, где бы обе стороны и, в первую очередь, ребенок были защищены, их права и законные интересы были бы гарантированы.
Семейный кодекс Российской Федерации как центральный акт в семейно-правовой сфере лишь упоминает о существовании суррогатного материнства в статьях 51 и 52. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» является актом специального регулирования в рассматриваемой сфере и включает в себя ряд положительных изменений.
Статьей 55 он причисляет суррогатное материнство к одному из видов вспомогательных репродуктивных технологий и дает ему определение. Такой дефиницией закон, во-первых, очерчивает круг субъектов данных отношений, а, во-вторых, указывает на необходимость заключения специального договора. Также положительный момент закона — перечень требований, предъявляемых к женщине, желающей стать суррогатной матерью. Таким образом, данный закон более детально регулирует отношения в сфере суррогатного материнства. Среди подзаконных актов особого изучения требует Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению», содержащий принципиально новые важные положения. Например, закреплен целый ряд показаний и противопоказаний к применению суррогатного материнства, установлены правила и порядок обследования суррогатной матери, а также определены этапы проведение базовой программы ЭКО при реализации программы суррогатного материнства. Очевидно, что данный приказ является актом, который в сравнении с другими наиболее детально регулирует рассматриваемую сферу, особенно стадии обследования и подготовки женщины к искусственному оплодотворению, а также непосредственное проведение данной процедуры, но абсолютно не затрагивает другие важные аспекты.
Информационное письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации «Современные технологии в сохранении и восстановлении репродуктивной функции», в котором приведены подробные данные статистики, а также освещены причины и классификация бесплодия. Но главное, письмо адресовано непосредственно врачам — акушерам и другим специалистам, работающим в области андрологии, в нем детально прописаны все действия, которые должны совершаться врачами при осмотрах и обследовании, в том числе женщин, желающих стать суррогатными матерями.
Обобщая вышеизложенное можно сказать, что в законодательстве РФ:
1) не определены основные понятия, используемые в сфере применения основных вспомогательных репродуктивных технологий в целом и суррогатного материнства в частности;
2) отсутствуют нормы, регулирующие договорные отношения между потенциальными родителями и суррогатной матерью;
3) не закреплены меры ответственности, которые применялись бы к медицинской организации за проведение с суррогатной матерью методик и процедур ненадлежащего качества, что создает широкую сферу для злоупотреблений со стороны медицинского персонала.
Встает целый ряд вопросов: о правовом статусе криоконсервированных половых клеток и о том, могут ли они быть переданы в качестве донорских материалов супружеской паре, которая не в состоянии использовать свои биологические материалы для пересадки эмбриона суррогатной матери; о правовом положении доноров половых клеток; о соотношении права ребенка знать своих родителей и конфиденциальности процедуры суррогатного материнства и других [1].
Несмотря на изменения, которые возникают в законодательном регулировании суррогатного материнства, очевидно, что назревает потребность во введении единого закона, регулирующего институт суррогатного материнства подробным образом, или же закона, посвященного вспомогательным репродуктивным технологиям в целом. К сожалению, в настоящее время говорить о принятии такого акта не приходится. Необходимо определить основные принципы, которые лягут в основу правового регулирования.
Также на сегодняшний день не решена этическая сторона вопроса. Тем не менее, стоит начать с детального анализа назревших проблем и существующих отношений, оценить потребности практики и, возможно, изучить некоторые достижения иностранной законодательной мысли в данной сфере с целью их частичного переноса на российскую почву. В таком случае рассуждать о принятии специального закона будет не столь затруднительно. Суррогатной матерью может стать женщина в возрасте от 20 до 35 лет, имеющая здорового ребенка и получившая заключение об удовлетворительном состоянии своего здоровья. При этом не придается значения тому, имеет ли суррогатная мать постоянное место жительства; отвечает ли жилое помещение, где она проживает, санитарным и техническим правилам и нормам; не имеет ли она неснятую и непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления; обладает ли она уровнем дохода, который мог бы обеспечить ребенку прожиточный минимум, и т. п.
Таким образом, видим, что наиболее сложным в законодательном отношении явилось регулирование метода суррогатного материнства. Применение этого метода постоянно растет, что требует и серьезного правового подхода.
Развитие науки в области репродуктивных технологий несколько опережает его правовое регулирование. Нормы права далеко не совершенны и почти всегда следуют за развитием общества. Это в выcшей степени справедливо по отношению к ныне действующим в мире законам, определяющим порядок применения репродуктивных технологий.
Правовое обеспечение суррогатного материнства, а также прочих программ, основанных на репродуктивных технологиях сегодняшнего дня — один из самых сложных вопросов в современной юридической практике и науке материнству и регулирующих определенный перечень вопросов. Семейный кодекс Российской Федерации как центральный акт в семейно-правовой сфере лишь упоминает о существовании суррогатного материнства в статьях 51 и 52. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» является актом специального регулирования в рассматриваемой сфере и включает в себя ряд положительных изменений. [2].
Таким образом, отечественное законодательство на сегодняшний день содержит ряд положительных моментов с точки зрения регулирования суррогатного материнства, однако, правовое регулирование изучаемой сферы является неполным. В ряде случаев вообще отсутствует правовая регламентация. Пробелы в законодательстве рождают проблемы в правоприменении.
Таким образом, представляется, что в настоящее время необходимо принятие единого специального закона о суррогатном материнстве, в котором, прежде всего, должен содержаться раздел о правовом регулировании договора о суррогатном материнстве и условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора суррогатного материнства. Данный закон должен включать особенности договора о суррогатном материнстве, условия по соблюдению конфиденциальности сведений, связанных с применением вспомогательных репродуктивных технологий, иные условия, вытекающие из существа обязательства.
Российское законодательство разрешает прибегать к помощи ВРТ не только официальным супругам, но и даже одиноким людям. Практика показывает, что существует множество прецедентов, когда семьям приходится отстаивать родительские права на ребенка, выношенного суррогатной матерью. В связи с этим, в законодательстве о суррогатном материнстве необходима поправка, в которой будет оговорено, что если суррогатная мать будет препятствовать передаче ребенка биологическим родителям, последние смогут использовать механизм защиты родительских прав, предусмотренный ст. 68 Семейного кодекса РФ.
Рассматривая вопрос о порядке заключения договора о суррогатном материнстве и его форме, целесообразно закрепление на законодательном уровне необходимости нотариального удостоверения договора. Представляется также, что и легальное определение суррогатного материнства должно быть основано на договоре, заключаемом сторонами, для того чтобы обозначить характер возникающих отношений. В ближайшее время, маловероятна унификация законодательства в области суррогатного материнства. Суррогатное материнство, равно как и суррогатный туризм, позволяют людям решить многие проблемы. У гомосексуальных пар, у одиноких женщин и мужчин, не желающих вступать в брак, а также у генетически больных родителей и у родителей пострепродуктивного возраста появляется возможность завести ребенка.
В заключении необходимо отметить необходимость совершенствования законодательства в области суррогатного материнства в Российской Федерации. Существует ряд пробелов и неясностей, которые стоит устранить. Так договор о суррогатном материнстве не имеет определенной правовой природы. Необходимо изучить передовой международной опыт в данной сфере, чтобы гарантировать защиту со стороны законы всем субъектам данного договора. Структура договора должна быть прописана законодательно, необходимо разработать типовой договор, который бы содержал данные о суррогатной матери и генетических родителях, права и обязанности сторон, место проживания и обязательное информирование всех сторон, в случае смены жительства, действия сторон в случае рождения ребенка с врожденными заболеваниями или рождения неполноценного ребенка, порядок и форма оплаты услуг суррогатной матери, условия содержания суррогатной матери, основания и последствия расторжения договора сторонами, а также ответственность за неисполнение условий договора. Также необходимо способствовать повышению уровня защиты прав всех субъектов правоотношений, возникающих в результате заключения такого договора. Этому могло бы способствовать принятие закона на федеральном и региональном уровнях, которые бы четко регулировали суррогатное материнство и гарантировали бы всем участникам честный процесс. Это бы позволило поднять в Российское законодательство в современных условиях обществе и этическую сторону вопроса, что способствовало кардинальному изменению в обществе к вопросу суррогатного материнства.
Литература:
- Лебедева О. Ю. Установление происхождения детей по законодательству России и иностранных государств. Доступ из СПС «КонсультантПлюc»
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, N 48, ст. 6724.