В данной статье рассматривается самый яркий период истории России с точки зрения массовой коммуникации, внедрения пропаганды и агитации — переход от монархии к советской власти. Так называемый успех проведенной кампании был выстроен, во-первых, на важнейшей физиологической потребности человека — пище. Во-вторых, на потребности принадлежать к какой-либо социальной группе, быть в обществе. В-третьих, успех кампании объясняется еще и наличием четкой цели, тактики и уверенности в действиях. Людям всегда нужен лидер, который твердо и решительно поведет эту толпу за собой.
Ключевые слова: власть, народ, массовая коммуникация, пропаганда.
С IX по XX века на территории нынешней Российской Федерации правили Цари и Императоры. Люди делились на такие классы, как крестьяне, мещане, ремесленники, купцы, казаки, духовенство, дворяне. Каждый представитель своего сословия точно знал, что он должен делать, по каким устоям жить и почитать своего «Царя-батюшку». Это длилось около 1.100 лет (11 веков). Конечно, были и смутные времена, и фактические правления, и дворцовые перевороты, но самые важные решения принимались «наверху». Сплотить людей «с низов» и провести смену власти — этого не удавалось никому. Однако есть в истории нашей страны такой период, когда люди разгромили всю власть, перестали подчиняться абсолютно всем указам и поверили в «Бренд Вождя Ильича».
Не рассматривая сейчас подробно данный исторический период, можно сделать некий вывод, что причиной сплочения народа стал голод. Да, простое, человеческое, вполне естественное желание «Хлеба!». 80 % всех рабочих вышли на забастовку. [1, с. 167] Люди выкрикивали лозунги «Долой самодержавие!», «Долой войну!», они винили в своих несчастьях только власть и желали немедленной расправы. Политическая борьба с каждым днем обостряется. Недовольство бушует по всей стране. Со дня на день может вспыхнуть революционный ураган... [2] Крестьяне не занимались хозяйством, рабочие не производили. Подключение армии и полиции для прекращения беспорядков, по поручению Николая II, ни к чему не привели, кроме как к потере людей, смерти и увеличению озлобленности, обессиленности русского народа. Часть армии изменяла своему долгу и присоединялась к толпе. «Кто-то сумел позабавиться — настроил толпу». [3, с. 82]
Снятие памятника Николаю II в Москве в 1918г.
Тем временем, при Императоре начались суета и некоторое отчаяние. Из сообщения Генерала Сергея Семеновича Хабалова Николаю II: «Исполнить повеление о восстановлении порядка в столице не смог. Большинство частей одни за другими изменяли своему долгу, отказываясь сражаться против мятежников. Другие части побратались с мятежниками и обратили свое оружие против верных Его Величеству войск». [4, с. 183]
Вместе с тем, мы берем во внимание, что Николай II к 1905 году вознамерился привлекать к власти, законодательной деятельности людей, избранных населением.
«Моя воля созвать выборных от народа — непреклонна… Пусть установится, как было встарь, единение между царем и всею Русью, которое ляжет в основу порядка…» [5, с. 231]
В этой работе существует ряд ошибок, которые привели к ужасающим последствиям. Все решения принимались «наверху», без подробного объяснения населению, точечной агитационно-поясняющей работы с ним. Созыв первых Государственных Дум был не понятен подавляющему большинству жителей страны. О том, что Дума созвана для содействия обновлению и улучшению всех сторон государственной жизни задумывались и понимали единицы. Это, с одной стороны, было действительно шагом к единению с народом, с другой — полный отрыв от него, волна непонимания, и паники, которые привели к отречению Николая II от престола 2 марта 1917 года.
После этого страна вновь подверглась решениям «на верхах»: и временному правительству, и двоевластию, и коалициям, и делению своих прав, обязанностей и возможностей. Часть жителей не понимала «А что же дальше?», часть, например, интеллигенция, была счастлива: отмена цензуры, свобода слова, стремительный рост числа политических партий. Эта часть общества подхватывала народ, скандируя «Свобода!», покрывая улицы городов, красными флагами, бантами, цветами и демонстрациями.
Демонстрация 1917 г.
Складывалось впечатление, что во время правления Романовых страна молчала, боясь что-то сказать, а теперь, казалось, что она будет без остановки говорить за все те триста лет.
Здесь то и начинается работа средств массовой информации (СМИ), пропаганды и PR, налаживания массовой коммуникации.
В газете «Русское слово» так описали реакцию народа на отречение Царя: «С какой легкостью деревня отказалась от царя. Даже не верится, как пушинку с рукава сдули».
Пережив весь ужас Революций, избранная тактика пришедшего к власти Ленина позволила расставить для общества снова все на свои места, как было раньше — доступно и понятно: «Вся власть Советам!», «Землю — крестьянам!», «Животноводство — ударный фронт!», «Фабрики и заводы — рабочим!», «Партия — наш рулевой!» и др. Эти настроения заполнили весь фронт, всю страну большевистскими газетами и агитаторами.
Новая власть очень ответственно относилась к публикациям в СМИ. Так, по пути в Россию, на финской границе, Владимир Ильич Ленин, когда его встречала делегация большевиков, высказал Каменеву: «Что это у вас пишется в «Правде»? Мы видели несколько номеров и здорово вас ругали…». А вопросы усиления агитации и пропаганды, улучшения постановки и содержания политработы в Красной Армии, контрагитации в войсках и тылу врага, проблемы выпуска агитационных газет, литературы, работы центральных издательств, Российского телеграфного агентства (РОСТА) и другие обсуждались не менее 110 раз на Съездах и совещаниях. [6, с. 34]
Всю «кровь», «смерть» и «боль» очень быстро исключили из СМИ и писали: «Солнечный ясный день. Шествие идет к Марсову полю с утра до вечера. Бесконечный лес знамен… От возгласов стоит гул, то и дело раздается: «Вся власть Совету! Долой министров — капиталистов!». [7]
Впервые появились обращения к народу: «Если вы все будете действовать дружно и стойко, никто не посмеет сопротивляться воле народа. Старое правительство уступит место новому, тем более мирно, чем сильнее, организованнее и мощнее выступите вы…». [8]
Вот то единение с народом и свобода, о которой говорил Николай II, но не смог правильно выразить и создать благоприятные условия. Нынешняя власть настроила диалог с народом, пусть даже и «на показ». Однако свобода выбора, нужность и причастность к изменениям в стране, государственном устройстве и убеждение, что их услышали, были на первых полосах газет, скандировалось в лозунгах, нарисованы на почтовых марках, открытках, рекламных объявлениях, развивалось на флагах, да где такой пропагандистской агитации только не было в Советское время.
Плакат и открытка 1917 г.
«К гражданам России. Временное Правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов Военно-Революционного Комитета, стоящего во главе Петроградского пролетариата и гарнизона.
Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского Правительства — это дело обеспечено.
Да здравствует Революция рабочих, солдат и крестьян!»
Подобные тексты массово печатались и расклеивались на каждом углу, раздавались толпам людей. Они создавали образы, помогали манипулировать народом. Именно благодаря этой работе получилось изменить сознание народа, выступать в интересах политической и экономической отраслей. Люди принимали все высказывания, статьи большевистских газет за истину и хотели поддерживать такие «близкие их душе» инициативы.
Массовая коммуникация, ее четкое разделение на виды воздействия приближали новую власть к цели. Умение убедить в том, что именно эти слова являются истиной, подталкивая людей к действиям, считается агитацией. В основном, это достигалось за счет сильного эмоционального воздействия. А пропаганда «закрепляла» действие агитации, демонстрируя победы и успех выбранной тактики. Необходимо также понимать, что для каждой целевой аудитории (крестьяне, рабочие, интеллигенция и пр.) нужен свой план работы. Поэтому пропаганда и налаживание коммуникации с каждым «сословием» происходили по своей траектории: предотвращая недовольство, недопонимание. Помимо активной работы СМИ, типографий и непрекращающегося выпуска полиграфической продукции (плакаты, портреты Ленина и Сталина, листовки и т. д.), с жителями проводились собрания, лекции, доклады, организовывались культурно — массовые мероприятия, появились праздники, переполненные большевистской символикой. Вариаций было множество для достижения цели и охвата, как малограмотных крестьян, так и агрессивных казаков.
Подводя итог, можно сказать, что пропаганда и PR в период становления советской власти — это, несомненно, первая в России, самая мощная работа над брендом, как сказали бы сейчас, и Культом — как говорили в то время.
Доказано, что работа с журналистами, литераторами, поэтами, полиграфистами, художниками является неотъемлемой частью в создании имиджа и составляет более 50 % успеха всей кампании. Пропаганда и агитации позволяют не только донести до общества свои идеи, но и сформировать новые идеалы и ценности, затронуть те темы, о которых люди никогда не задумывались.
Кроме того, нельзя забывать о том, что при планировании и проведении агитационных и PR-кампаний важнейшей составляющей успеха является психология. У человека есть инстинкты, эмоции, бессознательные действия, все это, при грамотном использовании, успешно влияет на всю агиткампанию.
Литература:
- Исмаилова С. Т. История России XX век.. — Т.5, ч.3.. — М.: Аванта+, 1996. — 672 с.
- Большевикам видится на расстоянии. О февральском крушении империи они узнали из европейских газет и писем далеких соратников // Российская газета. URL: https://rg.ru/2017/02/08/rodina-dokumenty.html (дата обращения: 27.04.2018).
- Радзинский Э. С. Сталин. Жизнь и смерть.. — М.: ООО Издательство Астрель, 2011. — 540 с.
- Щеголев П. Е. Падение царского режима. — Т. 1. — Ленинград: Государственное издательство, 1924. — 433 с.
- Добренко А., Орлова М., Александрова А., Карамазинова Р., Рынькова Г. Россия под скипетром Романовых 1613–1913. — М.: СП Интербук, 1990. — 225 с.
- Катков Н. Ф. Агитационно-пропагандистская работа большевиков в войсках и тылу белогвардейцев в период 1918–1920 гг. Ленинград.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. С. 168.
- К 100-летию Великого Октября. // КПУ. URL: https://www.kpu.ua/ru/87259/k_100letyju_velykogo_oktjabrja_1_yjulja_1917_goda_nachalys_massovye_demonstratsyy_v_petrograde_moskve_y_drugyh_gorodah_v_tom_chysle_y_v_ukrayne_pod_bolshevystskymy_lozungamy_vsja_vlast__sovetam_doloj_mynystrovkapytalystov (дата обращения: 29.04.2018).
- Сталин И. В. Передовая // Рабочий путь. — 1917. — № 44.