Представления о совести у студентов-психологов с разным эталоном жизнедеятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 08.05.2018

Статья просмотрена: 349 раз

Библиографическое описание:

Абрамова, И. А. Представления о совести у студентов-психологов с разным эталоном жизнедеятельности / И. А. Абрамова, М. Я. Дворецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 424-433. — URL: https://moluch.ru/archive/204/50026/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ключевые слова: совесть, эталон жизнедеятельности, представления о совести студентов-психологов, духовное развитие.

В настоящее время в российском обществе происходят экономические, политические и социальные преобразования, которые неизбежно приводят к изменению содержания представлений о нравственности. В свете чего, одно и то же явление может интерпретироваться по-разному, в зависимости от принятого смысла в разных социальных группах, молодежных объединениях. В этом процессе студенты занимают особое место, поскольку именно в молодые годы происходит активное овладение знаниями, формирование ценностных ориентаций, поиск своей идентичности, построение образа мира и поиск своего места в нем.

Исследование представлений молодежи о совести открывает новые возможности как для изучения самого феномена совести, так и для прогнозирования процессов, происходящих при становлении нравственной сферы личности у молодежи.

Слово «совесть» во многих европейских языках, «слагается из общей приставки со (συν, con и ge), указывающей на совместность действия, и корня от глагола, означающего понятие ведения или знания» [21, с. 134]. На основании филологического анализа этого термина, Н. С. Стеллецкий дает следующее определение совести: «она есть одновременное сознание, как требований нравственного закона и соответствия или несоответствия свободных намерений и действий этим требованиям, так и сознание приятных или неприятных движений нравственного чувства, которыми сопровождаются эти намерения и действия» [21, с. 137]. Из этого, особого, синтетичного характера совести следует то, что ее нельзя смешивать ни с одной из ее составляющих: ни с чувством, ни с умом — она является по отношению к ним более синтетичным образованием. И. В. Попов [18] считает, что правомерно рассматривать совесть, как интегрирующий механизм сознания, объединяющий ум, чувства и волю человека в едином, субъективном пространстве деятельности.

В 1912 году Г. И. Челпановым [25] было опубликовано первое развернутое рассмотрение феномена совести. Данный феномен, как и чувство долга, чувство нравственной обязанности автор соединил под одним понятием «морального чувства». «Моральное чувство есть то чувство, которое связано с совершением того, что для общественной жизни признается хорошим, того, что должно» [25, с. 167]. Если, совершая тот или иной поступок, человек перестает быть таким, каким должен быть, возникает угрызение совести.

Понятие «совесть» в словаре А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского описывается как «одно из выражений нравственного самосознания личности, проявляющееся как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний» [12, с. 325]. Словари Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона [26] и В. И. Даля [22] определяют совесть через нравственное сознание человека, выражающееся в оценке поступков, как своих, так и чужих, на основании определенного критерия добра и зла. В словарях С. И. Ожегова [16] и Д. Н. Ушакова [23] совесть определяется как чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Т. А. Флоренская [24] связывает совесть, определяя ее как нравственную интуицию, с понятием «духовного Я» личности («голос вечности в душе человека») и практически отождествляет эти категории. А. Г. Ковалев [8] и В. В. Зеньковский [5] рассматривают совесть как эмоционально-оценочное отношение личности к собственному поведению.

Такими авторами как С. А. Герасимов, Т. А. Дронова, В. Х. Манеров, Н. Н. Ниязбаева, В. В. Симонов, В. Д. Шадриков совесть понимается обобщенно, как поиск добра. Совесть ими признается как компонент духовности личности и выступает в качестве механизма нравственной саморегуляции.

Совесть, в понимании большинства отечественных авторов, это нравственная интуиция и совершенствовать ее можно по законам совершенствования интуиции, т. е. путем постоянной работы человека над собой. Состояние совести «определяет нравственную направленность личности и наоборот — нравственная направленность личности напрямую связана с состоянием совести» [11, с.7].

В зарубежной психологической науке совесть изучается в психоаналитических (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм), гуманистических (А. Маслоу, В. Франкл) концепциях, в когнитивной психологии (Ж. Пиаже, Л. Колберг).

Многие авторы считают основной функцией совести нравственную регуляцию поведения человека. Но вопрос заключается в том, по какому нравственному закону осуществляет свою оценку совесть, и откуда появился этот закон? На эти вопросы по-разному отвечают психологи и философы, каждый в соответствии со своим мировоззрением. П. И. Казанский говорит о совести, как о нравственной субстанции, которая является основой (сущностью) человека, но никак не Божественной субстанцией. Совесть в его понимании — это «сила Божественного закона в человеческом духе, но не сила Божественной жизни» [7, с. 20].

Архимандрит Платон (Игумнов) пишет, что «как бы мы высоко ни ставили естественный нравственный закон, мы должны признать, что он указывает на самый элементарный и обязательный для всех людей уровень нравственности» [17, с. 64].

Философ начала XX века И. А. Ильин считает, что нельзя отрицать того, что совесть присуща человеку, так сказать, «от природы». Он считает, что вряд ли есть на свете человек, который «не носил бы в душе своей ее голоса — пусть в самом первобытном, скрытом виде» [7, с. 180]. И. А. Ильин считает, что когда современный человек отходит от христианского понятия совести, то это чревато тяжелыми последствиями.

В результате проведенного теоретического анализа, можно сделать вывод, что до настоящего времени в науке нет единого мнения относительно понятия совести, ее специфики, структуры и функций, динамики развития в онтогенезе и филогенезе. Возможно причина в том, что здесь «требуется новая методологическая установка исследования, требующая учета специфики духовного, в частности, христианского сознания, внимания к нематериалистическим представлениям и ценностям изучаемого человека, в сознании и поведении которого присутствует иное отношение к основным ценностям и смыслам, а ключевым смыслом жизни является лежащее за пределом этой жизни — спасение души» [14, с. 4–5].

Для решения задач нашего исследования мы будем использовать понимание совести, данное В. А. Снегиревым: «совесть — это сознание обязательности и возможности осуществлять позитивные идеалы добра в жизни и свободное решение так поступать, наличие радости, удовольствия или страдания, угрызений совести в результате нарушения нравственных законов» [20].

Совесть по В. А. Снегиреву связана с оценкой действий и состоит из двух противоположных чувств (волнений), из которых одно называется «одобрением, спокойствием совести, другое — неодобрением, мучением совести, или возмущением совести. Каждое из этих противоположных чувств, в свою очередь, — явление сложное и состоит из нескольких составляющих» [20, с. 677].

Итак, совесть — ключевое понятие в нравственной жизни личности и всего общества и определив, каким образом понимают феномен совести современные молодые люди, можно судить о тенденциях развития нравственного самосознания и его состояния в будущем.

В соответствии со своими представлениями о себе, о будущем, человек определяет цель и характер необходимых действий, затем осуществляет, то есть строит свою жизнедеятельность, соотнося ее с некоторой имплицитной моделью (эталоном) жизни, развивающейся с детства. Термин «жизнедеятельность» имеет разнообразные значения в разных концепциях. В одних жизнедеятельность понимается как составная часть «жизни», в других — как синоним последнего. Нам импонирует подход Е. Ю. Коржовой [10], в котором жизнедеятельность понимается как специфически человеческая деятельность на протяжении жизни субъекта, где делается акцент на активном характере бытия человека в окружающем мире. И поскольку любое внешнее действие опосредуется внутренними процессами, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне, то мы добавляем, что жизнедеятельность подразумевает как внешнюю (собственно деятельность при взаимодействии человека с окружающим миром), так и внутреннюю активность одновременно (при постановке целей, выборе средств для достижения результата, поиске смысла жизни).

Как известно, каждая деятельность (жизнедеятельность) имеет искомый образец, влияющий на постановку целей и способы их достижения. «Образец» в научной литературе представлен понятиями «эталон» и «идеал».

В работах М. Я. Дворецкой, К. А. Малышевой: «эталон — это обобщенный, усредненный образ объекта, некая имплицитная модель, в соответствии с которой человек сличает свою реальность и отбирает подходящую для его дальнейшей деятельности информацию. Именно этот образ формирует модель желаемого будущего, являясь стимулом постановки стратегических и тактических целей поведения и достижения запланированного результата» [13, с. 201].

Что же касается направленности развития, то она «актуализирует определенный уровень жизнедеятельности в зависимости от актуальной потребности, структуры ценностей и эталона жизненного пути» [19].

Многие авторы рассматривают разные уровни развития человека, но большинство из них концентрируются на анализе биологического и социального уровней. Ориентируясь на общенаучные тенденции последних лет, мы считаем, что здесь упускается еще один очень важный уровень — смысложизненный. Это упущение, в свою очередь, свидетельствует о наличии проблем при формировании ценностей, с чем современное общество сталкивается не только в теории, но и на практике.

Более целостны, на наш взгляд, теории, рассматривающие виды ориентаций на разные уровни целей: «1) уровень «обладание»; 2) уровень «самореализация» / «самоутверждение»; 3) уровень «служение» — выход за пределы своей личности («чем больше отдаю, тем больше приношу добра, познаю истину»), сопричастность всему сущему на Земле» [1, с. 79]. По мнению современных ученых, последний тип целей должен стать ведущим, поскольку только человек, живущий духовной жизнью в соответствии с нравственными принципами, может найти смысл своей жизни. Другие принципы приводят к искривлению жизненного пути.

Неоднозначно в понимании и понятие духовности. Ученые чаще трактуют его как «высший смысловой уровень развития человека, объединяющий в себе телесные и душевные (психические) измерения и характеризующийся целостностью и полнотой бытия в противоположность холодному рассудку и животной похоти» [9, с. 49]. На уровне духовности на смену узколичных потребностей, жизненных отношений и прагматических ценностей приходит ориентация на такие высшие нравственные категории, как «совесть», «внутренняя свобода», «ответственность», «любовь». На этом уровне развития человек находит ответы на экзистенциальные вопросы, открывает смысл жизни, выходя за пределы насущной реальности, которую он осмысливает в соответствии с ведущим эталоном.

Этот уровень развития личности подробно описан психологами еще в начале XX века, но потом оставлен без внимания (В. А. Снегирев, В. И. Несмелов, В. В. Зеньковский и др.). Тогда считалось, что человек в обретении духовности может проходить ряд стадий: от стадии «внешнего» человека, ориентирующегося на внешний закон (этику, мораль или отрицание их, мир воспринимается им как приносящий или не приносящий удовольствие) до стадии «внутреннего» человека, который ориентирован на внутренний закон — совесть (его формирование начинается при разрешении социальных вопросов, в процессе чего осознаются моральные, затем формируются нравственные категории, возникают экзистенциальные вопросы, такие как «кто я?», «для чего живу?» и т. п.).

Согласно концепции М. Я. Дворецкой [2], [3] жизненная задача личности представляется как духовно-нравственное совершенствование. Личность может реализовать себя на одном из трех уровней жизненного самоопределения, соответствующим разным стадиям личностной зрелости, — витальном, социальном, экзистенциальном.

Витальный тип эталона характеризуется «поведенческой направленностью человека на чувственное, физическое удовлетворение, гомеостаз. Ведущими потребностями являются витальные (еда, сон, репродукция и др.). Этот тип эталона соответствует самоопределению в сфере увлечений» [2].

Социальный тип эталона определяет «стремление человека к социализации, к социальной адаптивности, в том числе в профессии; построению гармоничных отношений с окружающими, активному познанию и преобразованию реальности (самосозидающая личность). Ведущие потребности (когнитивные, коммуникативные, в труде, морали и т. п.) реализуются в совокупности разных сфер и форм активности (семейная, профессиональная, образовательная)» [2].

Экзистенциальный тип эталона жизнедеятельности обозначает «стремление к смысловой наполненности жизни, связанной с проблемой понимания бытия (сформированное мировоззрение и смысложизненные ориентации), нравственностью и духовным развитием. Цели имеют экзистенциальное содержание, не ограниченное земной жизнью человека. Ведущие потребности — экзистенциальные (в смысле жизни, любви как принятии, совести, внутренней свободе), а социальные и витальные потребности служат для решения противоречий разного уровня. Экзистенциальный эталон соответствует смысложизненному самоопределению» [2].

Таким образом, эталон жизнедеятельности ориентирован на реализацию потребностей в соответствии с доминирующим уровнем и интегрирует ценностные ориентации и установки личности. Чем выше уровень эталона жизнедеятельности, тем шире перспектива личностного роста и прогноз на социальную адаптацию.

В нашем исследовании мы принимаем определение понятия эталона жизнедеятельности К. А. Малышевой: эталон жизнедеятельности — это «обобщенный образ (недоступный непосредственному наблюдению) жизнедеятельности, который задает модель желаемого будущего в соответствии с доминирующими витальными, социальными или экзистенциальными потребностями и определяет способы воплощения этой модели, характеризует «вектор» развития личности, реализуется в направленной деятельности» [13, с. 201].

Находясь в зависимости от уровня потребностей, эталон жизнедеятельности влияет на постановку целей и способы их достижения. В свою очередь, достигнутые цели уточняют эталон, конкретизируя его, поэтому, влияя на постановку человеком целей, можно корректировать и эталоны его жизнедеятельности, тем самым влияя на образы будущего и модели их реализации.

Характеристики нравственной и ценностно-смысловой сфер личности достаточно много исследованы в наше время, однако эмпирических исследований направленных на изучение этих характеристик проводилось не много, в том числе и исследований представлений о совести как одной из характеристик нравственной сферы личности.

Целью нашего исследования было изучение представлений о совести студентов-психологов с разными типами эталона жизнедеятельности.

Исследование осуществлялось на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге и филиала Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова в Коряжме. В исследовании приняли участие 80 респондентов в возрасте от 19 до 48 лет, обучающихся на психологических специальностях.

Нами была использована методика «Эталон жизнедеятельности» М. Я. Дворецкой [4], по результатам которой, общая выборка была распределена на три группы по ориентации на эталон жизнедеятельности: витальный (19 человек), экзистенциальный (24) и социальный тип направленности развития личности (37 человек).

Студентам также было предложено дать описание совести с помощью 10 характеристик.

В результате кластерного анализа были выделены семантические классы на разных уровнях сходства (рис. 1–3). Ниже дадим содержательный анализ полученных кластеров, на среднем уровне сходства. В представлениях о характеристиках совести у студентов с разными типами эталона жизнедеятельности выявились различия в понимании совести.

Представление о совести студентов-психологов с витальным типом эталона жизнедеятельности

Первыми мы рассмотрим характеристики совести у лиц из группы витальной направленности развития личности (Рис. 1).

Рис. 1. Представления о совести у студентов-психологов с витальным типом эталона жизнедеятельности (кластерный анализ)

В представлениях о совести студентов-психологов с витальным типом эталона жизнедеятельности выделились следующие кластеры (Таблица 1). Согласно Таблице 1 представления студентов-психологов о совести разбиваются на две группы.

Содержание первого кластера свидетельствует о том, что студенты, характеризуя совесть, описывают ее как важную часть личности, ответственную за регуляцию поведения, благодаря наличию в ней совокупности моральных норм и правил, представленных как позитивными, так и негативными характеристиками. В позитивных характеристиках совести: она опора и помощь в ситуации выбора, удерживающая от плохих поступков, позволяющая проявлять милосердие, бескорыстие, добро, достоинство, быть честным. В негативных характеристиках совесть — судья, карающий чувством вины, стыда, страдания. При этом совесть выступает, независимым от воли самого человека обвинителем, требующим от него ответственности за выбор и поведение. Вышеприведенные характеристики содержания первого кластера, дали основания для его названия «Совесть — независимый судья — обвинитель, требующий ответственного отношения к выбору поведения».

Во второй группе представлений о совести появляется понимание того, что совесть — есть результат воспитания, и присутствует она не в каждом человеке. Несмотря на свою значимость, она может мешать быть самим собой, ограничивая «я», так как являет собой вектор духовного развития, идеала, истины, где главное — чувство любви к другим, а не самолюбие. Она требует осуществления гармонии с миром и собой, радости от творения добра. Это голос Бога в человеке. Противоречие между желанием сохранить границы «я», используя самоконтроль, и стремлением научиться любви, стирающей границы «эго», основная дилемма данного кластера. Такое содержание кластера побудило нас назвать его «Самоконтроль как защита «эго» от совести, требующей добра и любви к другим».

Таблица 1

Представления осовести студентов-психологов свитальным типом эталона жизнедеятельности (по результатам кластерного анализа)

Название кластера

Содержание кластера

1

Совесть — независимый судия — обвинитель, требующий ответственного отношения к выбору поведения.

Внутренний голос, голос души.

Важная часть личности.

Мораль совокупность норм, правил.

Спасение, опора, помощь в ситуации выбора.

Судья поведения, мыслей.

Ответственность за свое поведение.

Внутренний регулятор поведения.

Чувство вины, стыд, страдания.

Нравственность.

Ограничитель плохих поступков.

Милосердие, добро, бескорыстие.

Мои внутренние ценности (честность, достоинство и др.).

2

«Самоконтроль как защита «эго» от совести, требующей добра и любви к другим»

Необходимо каждому человеку, но есть не у всех.

Необъяснимое чувство.

Иногда мешающий механизм.

Результат воспитания.

Указывает направление жизни в Боге (духовное развитие).

Любовь к людям.

Голос Божий в человеке.

Истина, откровение.

Самоконтроль.

Идеал, эталон поведения, мыслей.

Гармония с миром и собой.

Радость при совершении добрых дел.

Здравый смысл.

Не имение собственного Я.

Индикатор человечности.

Чувство.

Таким образом, совесть в представлении студентов-психологов с витальным типом эталона жизнедеятельности воспринимается, как независимый судья и ограничитель, требующий ответственного отношения к жизни, проявления добра и любви к другим в ущерб своему «я», карающий чувством стыда и вины всех, кто нарушает ее законы.

Представление о совести студентов-психологов с социальным типом эталона жизнедеятельности

Далее рассмотрим характеристики совести у студентов-психологов из группы социальной направленности развития личности (Рис. 2). Согласно Таблице 2 представления студентов-психологов о совести разбиваются на две кластерные группы. Хотелось бы отметить, что в структуре 2-х кластеров, описывающих представление о совести у студентов-психологов с социальным типом эталона жизнедеятельности удается выделить подгруппы, уточняющие содержание кластеров. В представлениях о совести студентов-психологов с социальным типом эталона жизнедеятельности выделились следующие кластеры и подкластеры (Таблица 2).

Рис. 2. Кластерный анализ представлений о совести студентов-психологов с социальным типом эталона жизнедеятельности

Содержание первого кластера разбивается на три подкластера. Первый подкластер свидетельствует о том, что студенты-психологи, характеризуя совесть, описывают ее как внутренний голос души и регулятор поведения, спасающий в ситуации выбора. Поэтому он получает название «Совесть — спасающий внутренний голос души, регулирующий выбор поведения». Второй подкластер характеризует содержание совести, как важной части личности, не только оценивающей, наказывающей судейской позицией, но и наличием самоконтроля и ответственности, ограничивающих плохие поступки. Название второго подкластера «Самоконтроль и ответственность — помощники совести, ограничивающие плохие поступки». Третий подкластер первого кластера характеризует содержание нравственности, как проявление совести, совокупностью норм и правил, проявляющихся в милосердии, бескорыстном добре, честности и т. п. Название этого подкластера «Нравственность, как проявление внутренних ценностей, норм и правил, реализующихся в милосердии, бескорыстии и добре». В целом первый кластер был назван «Совесть — внутренний голос, регулирующий с помощью самоконтроля и ответственности, нравственный выбор добра».

Таблица 2

Представления осовести студентов-психологов ссоциальным типом эталона жизнедеятельности (по результатам кластерного анализа)

Название кластера

Содержание подкластера

Содержание кластера

1

«Совесть — внутренний голос, регулирующий с помощью самоконтроля и ответственности, нравственный выбор добра»

Совесть — спасающий внутренний голос души, регулирующий выбор поведения

Внутренний голос, голос души. Внутренний регулятор поведения. Спасение, опора, помощь в ситуации выбора.

Самоконтроль и ответственность — помощники совести, ограничивающие плохие поступки.

Ответственность за свое поведение. Самоконтроль. Судья поведения, мыслей. Важная часть личности. Ограничитель плохих поступков. Чувство вины, стыд, страдания.

Нравственность, как проявление внутренних ценностей, норм и правил, реализующихся в милосердии, бескорыстии и добре

Нравственность. Мораль, совокупность норм, правил. Милосердие, добро, бескорыстие. Мои внутренние ценности (честность, достоинство и др.).

2

«Необходимое, но не всем присущее чувство совести, указывающее направление духовного развития в любви, стирающей границы «эго»».

Совесть — необъяснимое, необходимое всем чувство, есть не у всех, вследствие воспитания и доставляемого дискомфорта.

Необходима каждому человеку, но есть не у всех. Необъяснимое чувство. Иногда мешающий механизм. Результат воспитания. Чувство.

Совесть — голос Бога, указывающий направление духовного развития, в соответствие с истинным идеалом.

Указывает направление жизни в Боге (духовное развитие). Голос Божий в человеке. Истина, откровение. Идеал, эталон поведения, мыслей.

Совесть — как индикатор человечности, чувством гармонии, радости и любви, стирающая границы «эго».

Гармония с миром и собой. Радость при совершении добрых дел. Любовь к людям. Здравый смысл. Не имение собственного Я. Индикатор человечности.

Содержание второго кластера также описывается с помощью трех подкластеров. Первый подкластер содержательно характеризует совесть как необъяснимое чувство, необходимое для всех, но не у всех присутствующее, что зависит от воспитания и, создаваемых им неудобств, при совершении недолжного. Название первого подкластера второго кластера «Совесть — необъяснимое, необходимое всем чувство, есть не у всех, вследствие воспитания и доставляемого дискомфорта». Второй подкластер первого кластера характеризует совесть как голос Бога в человеке, в откровении раскрывающий направленность духовного развития, представлением истины, идеала. Его название «Совесть — голос Бога, указывающий направление духовного развития, в соответствие с истинным идеалом». И третий подкластер второго кластера описывает совесть как индикатор человечности, характеризуемый наличием гармонии, радости, любви, противостоящие здравому смыслу прагматика и эгоцентрика. Подкластер получил название «Совесть — как индикатор человечности, чувством гармонии, радости и любви, стирающая границы “эго”». Полное название второго кластера «Необходимое, но не всем присущее чувство совести, указывающее направление духовного развития в любви, стирающей границы “эго”».

Содержание представлений о совести у студентов-психологов с социальным эталоном жизнедеятельности, представленное в двух кластерах, позволяет увидеть своеобразие их восприятия совести. С одной стороны, регулирующей нравственное поведение самоконтролем и ответственностью, а с другой, по мере духовного развития, стирающей границы «эго» любовью.

Представление о совести студентов-психологов с экзистенциальным типом эталона жизнедеятельности

Рассмотрим далее характеристики совести у студентов-психологов с экзистенциальной направленностью развития личности (Рис. 3).

В представлениях о совести студентов-психологов с экзистенциальным типом эталона жизнедеятельности выделились следующие кластеры и подкластеры (Таблица 3).

Рис. 3. Кластерный анализ представлений о совести студентов-психологов с экзистенциальным типом эталона жизнедеятельности.

Содержание кластера № 1 разбивается на три подкластера. Первый подкластер свидетельствует о том, что студенты-психологи, характеризуя совесть, описывают ее как индикатор человечности, необъяснимое чувство, внутренний голос души. Поэтому он получает название «Совесть — необъяснимое чувство, голос души, индикатор человечности». Второй подкластер характеризует содержание совести, как необходимой всем, важной части личности, голос Бога, раскрывающий направление эталон духовного развития в истине, но при этом упраздняющая прагматизм и эгоцентризм, радостью при творении добра. Название второго подкластера «Совесть — необходима, но есть не у всех, ею ограничивается эго и прагматизм, но дается радость жизни, при творении добра, в следовании идеалу и истине». Третий подкластер первого кластера характеризует содержание совести как судьи, наказывающей чувством страха, вины и страдания при отсутствии самоконтроля и ответственности в осуществлении нравственного выбора. Название этого подкластера «Совесть — наказывающий судья, при отсутствии самоконтроля за содержанием мыслей и ответственности за поведение». В целом первый кластер получил название «Совесть — индикатор человечности, необходимый для духовного развития, требующий самоконтроля и ответственности».

Таблица 3

Представления осовести студентов-психологов сэкзистенциальным типом эталона жизнедеятельности (по результатам кластерного анализа)

Название кластера

Содержание подкластера

Содержание кластера

1

«Совесть — индикатор человечности, необходимый для духовного развития, требующий самоконтроля и ответственности».

Совесть — необъяснимое чувство, голос души, индикатор человечности.

Внутренний голос, голос души; индикатор человечности; чувство; необъяснимое чувство.

Совесть — необходима, но есть не у всех, ею ограничивается эго и прагматизм, но дается радость жизни, при творении добра, в следовании идеалу и истине

Необходимая каждому человеку, но есть не у всех; важная часть личности; радость при совершении добрых дел; Иногда мешающий механизм. Не имение собственного Я. Здравый смысл. Результат воспитания. Указывает направление жизни в Боге (духовное развитие). Истина, откровение. Идеал, эталон поведения, мыслей. Голос Божий в человеке.

Совесть — наказывающий судья, при отсутствии самоконтроля за содержанием мыслей и ответственности за поведение

Чувство вины, стыд, страдания. Судья поведения, мыслей. Самоконтроль; Ответственность за свое поведение.

2

«Совесть, спасающая любовью и милосердием, гармонизирует отношения с миром и собой»

Совесть ограничивает зло, любовью гармонизируя отношения с миром и собой.

Любовь к людям. Гармония с миром и собой. Мои внутренние ценности (честность, достоинство и др.). Ограничитель плохих поступков.

Спасающая совесть, как совокупность нравственных норм, регулирует поведение милосердием, бескорыстием, добром.

Милосердие, добро, бескорыстие. Нравственность. Мораль совокупность норм, правил.

Спасение, опора, помощь в ситуации выбора. Внутренний регулятор поведения.

Второй кластер состоит из двух подкластеров. Первый подкластер второго кластера характеризуется проявлением совести в любви и гармонии с миром и собой, как удерживающей от плохого поведения, благодаря следованию нравственным ценностям. Данный подкластер получил название «Совесть ограничивает зло, любовью гармонизируя отношения с миром и собой». Второй подкластер второго кластера раскрывает содержание совести через совокупность нравственных и моральных норм, проявляющихся в милосердии и бескорыстии, являющихся спасением и опорой в ситуации морального выбора. Подкластер получил название «Спасающая совесть, как совокупность нравственных норм, регулирует поведение милосердием, бескорыстием, добром». Второй кластер получил название «Совесть, спасающая любовью и милосердием, гармонизирует отношения с миром и собой».

Как видим, у студентов-психологов с экзистенциальным эталоном жизнедеятельности характерно представления о совести, как о спасителе.

Итак, результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

Если для витального типа совесть выступает в роли карателя, а для социального — это регулятор нравственного развития, постепенно вытесняющий эгоцентризм, то для экзистенциального совесть — спаситель, любовью гармонизирующий отношения с миром и собой.

Литература:

  1. Грачев, А. А. Терминальный образ в регуляции поведения человека [Текст] // Психологические проблемы самореализации личности: вып. 4 / под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — с. 75–86.
  2. Дворецкая, М. Я. Взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения у разных социальных групп: автореф. дисс.... канд. психол. наук: 19.00.05 [Текст] / М. Я. Дворецкая. — СПб., 2003. — 21 с.
  3. Дворецкая, М. Я. Жизненное самоопределение и мировоззрение личности как основа профессионального здоровья./ В книге: Психология профессионального здоровья//Учеб. пособие. Сер. «Современный учебник» под ред. Г. С. Никифорова. Санкт-Петербург, 2006. с. 160–185.
  4. Дворецкая, М. Я. Методика «Эталон жизнедеятельности» // В книге: Практикум по психологии жизненных ситуаций // Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016. — С. 148–156.
  5. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст]. — Лейпциг: Изд-во «Сотрудник», 1924. — 348 с.
  6. Ильин, И. А. Путь духовного обновления. Собр. соч.: В 10 т. — Т.1. [Текст]. — М.: Русская книга, 1993. — 400 с.
  7. Казанский, П. И. О совести: Крат. ист. очерк развития учения о совести и опыт решения вопроса о ее сущности и значении в религиозно-нравств. жизни человека [Текст] / П. И. Казанский, проф. Моск. дух. акад. — Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиев. Лавры, 1913. — 49 с.
  8. Ковалев, А. Г. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. Г. Ковалев. — 3-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: Просвещение, 1970. — 391 с. — Режим доступа: http://disus.ru/knigi/403279–1-ag-kovalev-psihologiya-lichnosti-vtoroe-izdanie-ispravlennoe-dopolnennoe-izdatelstvo-prosveschenie-moskva-1965.php (Дата обращения: 15.04.2018).
  9. Колесов, Д. В. Психология смысла [Текст] / Д. В. Колесов // Развитие личности. — 2003. — № 1. — С. 47–76.
  10. Коржова, Е. Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности [Электронный ресурс]: автореф.... д-ра психол. наук: 19.00.01. / Е. Ю. Коржова. — СПб., 2001. — 485 с. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskoe-poznanie-cheloveka-kak-subekta-zhiznedeyatelnosti (Дата обращения: 15.04.2018).
  11. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: автореферат дис.... доктора психологических наук: 19.00.01 [Текст] / С.-Петерб. гос. ун-т. — Санкт-Петербург, 2001. — 39 с.
  12. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского [Текст]. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  13. Малышева, К. А. Эталон жизнедеятельности и его структура [Текст] / К. А. Малышева // Вестник Башкирского университета. — 2010. — Т.15. — № 1. — С. 200–202.
  14. Манеров, В. Х. Методологические проблемы измерения и результаты исследования свойств и состояний совести [Текст] // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. — 2009. — Вып. 6. — СПБ.: Русск. христианская гуманитарная академия, 2009. — С. 3–9.
  15. Мустафина, Л. Ш. Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести [Текст]: автореф.... канд. психол. наук: 19.00.05 / Л. Ш. Мустафина. — Москва, 2012. — 194 с.
  16. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. — М.: Изд-во «Азъ», 1992. — 960с. — Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=52785&pg=16 (дата обращения: 19.03.2018).
  17. Платон (Игумнов) архим. Православное нравственное богословие [Текст]. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. — 240 с.
  18. Попов, И. В. Естественный нравственный закон: Психологические основы нравственности: Исслед. Ивана Попова [Текст]. — Сергиев Посад: 2 тип. А. И. Снегиревой, 1897. — [1], VIII, XIX. — 597 с.
  19. Резник, Ю. М., Смирнов, Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) [Текст]. — М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. — 260 с.
  20. Снегирев, В. А. Психология [Текст]. — СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. — 768 с.
  21. Стеллецкий, Н. С. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении: В 3 т.: (Из чтений по богословию в Имп. Харьк. ун-те) [Текст] / [Соч.] Проф.- прот. Н. Стеллецкого. Т. 1–3. — Харьков: Епарх. тип. [1914–1917]- [1916–1917]-1916. — 3 т.
  22. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Текст]. — 2е изд. испр. Том четвертый. Р — Я. — СПб.-М.: Издательство: Тип. М. О. Вольфа, 1882. — 712 с.
  23. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка [Текст]. — М.: «Аделант», 2014. — 800с.
  24. Флоренская, Т. А. Диалог в практической психологии [Текст]. — М.: Институт психологии АН СССР, 1991. — 244 с.
  25. Челпанов, Г. И. Сборник статей: (Психология и школа) [Электронный ресурс] / Проф. Г. Челпанов. — М.: Типолитогр. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1912. — 207 с. — Режим доступа: http://books.e-heritage.ru/book/10073173 (Дата обращения: 15.04.2018).
  26. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (В 86 томах с иллюстрациями, таблицами и дополнительными материалами) [Электронный ресурс] — С.-Петербург: Издательство: Брокгауз-Ефрон, 1890–1907. — Том 60. — 509 с. — Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/ (Дата обращения: 15.04.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): совесть, духовное развитие, индикатор человечности, совесть студентов-психологов, кластер, любовь, необъяснимое чувство, представление, часть личности, эталон жизнедеятельности.


Ключевые слова

совесть, духовное развитие, эталон жизнедеятельности, представления о совести студентов-психологов

Похожие статьи

Нравственное и когнитивно-познавательное развитие

Задача развития духовно-нравственной личности должна быть связана с мотивацией учения.

В основе педагогической системы этих педагогов лежат любовь и уважение к человеку, индивидуальный подход в воспитании.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

...ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка.

Согласно этому обстоятельству у детей искажаются представления о доброте, милосердии

добродетельный, пристойный, согласный со своей совестью, с законами истины [2, с. 264].

Формирование нравственных ценностей подростков на материале...

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с

Главное в нравственности — ее регулятивная способность, основанная на общественном мнении и совести каждого человека.

Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личности

Им уже свойственны духовно-нравственные размышления о мире, Боге, обществе, любви, совести, счастье, идеалах, надеждах и своем месте

Полноценная человеческая личность, обладающая чувством собственного достоинства — стоит в центре развития любого общества.

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка...

Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.

Психолого-педагогическое обеспечение формирования...

Среди этих чувств переживание совести, чувство любви, чувство благодарности, чувство солидарности и сопричастности, чувство веры и доверия, чувство красоты и возвышенности, чувство

В духовном развитии личности эти два свойства психики соединены.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Формирование личности, соединяющей в себе этику, мораль, чувство долга и совесть, а также поддерживающей общественные ценности

Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение.

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка.

К проблеме формирования социальных ценностей...

Именно в процессе развития личностных качеств формируются социальные ценности в жизни человека.

Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и на

«Человечность» личности подростка проявляется в его отношениях к другим людям.

Похожие статьи

Нравственное и когнитивно-познавательное развитие

Задача развития духовно-нравственной личности должна быть связана с мотивацией учения.

В основе педагогической системы этих педагогов лежат любовь и уважение к человеку, индивидуальный подход в воспитании.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

...ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка.

Согласно этому обстоятельству у детей искажаются представления о доброте, милосердии

добродетельный, пристойный, согласный со своей совестью, с законами истины [2, с. 264].

Формирование нравственных ценностей подростков на материале...

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с

Главное в нравственности — ее регулятивная способность, основанная на общественном мнении и совести каждого человека.

Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личности

Им уже свойственны духовно-нравственные размышления о мире, Боге, обществе, любви, совести, счастье, идеалах, надеждах и своем месте

Полноценная человеческая личность, обладающая чувством собственного достоинства — стоит в центре развития любого общества.

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка...

Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.

Психолого-педагогическое обеспечение формирования...

Среди этих чувств переживание совести, чувство любви, чувство благодарности, чувство солидарности и сопричастности, чувство веры и доверия, чувство красоты и возвышенности, чувство

В духовном развитии личности эти два свойства психики соединены.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Формирование личности, соединяющей в себе этику, мораль, чувство долга и совесть, а также поддерживающей общественные ценности

Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение.

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка.

К проблеме формирования социальных ценностей...

Именно в процессе развития личностных качеств формируются социальные ценности в жизни человека.

Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и на

«Человечность» личности подростка проявляется в его отношениях к другим людям.

Задать вопрос