В данной статье я предприняла попытку описать художественное своеобразие нескольких произведений В. П. Крапивина, выявить в них общие и отличительные черты, сделать вывод о том, какую литературную ценность его повести и рассказы представляют для подрастающего поколения. Данная статья будет полезна педагогам начального и среднего звена, родителям, которые заботятся о круге чтения своих детей и их досуге.
Ключевые слова: образ ребенка, проблема взаимоотношения родителей и детей, художественное своеобразие, тема дружбы, борьба за справедливость.
Целью данной статьи было раскрытие художественного своеобразия прозаических произведений В. П. Крапивина о детях и для детей.
В своих произведениях о детях и для детей автор затрагивает именно те нравственные проблемы, которые наиболее актуальны для детей и подростков, зачастую еще неспособных самостоятельно разобраться во всех жизненных передрягах. Писатель считает своим долгом научить их жить, помочь понять самих себя, своих сверстников и родителей.
Повесть «Дети синего фламинго» представляет собой социальную трагедию, философскую притчу, антиутопию и гротеск одновременно. Это небольшое по объему произведение, основной вопрос которого: «Как можно победить страшного монстра, который держит в страхе всех жителей некоторого острова, являясь при этом законом существования?».
Главный герой данного произведения (обязательно ребенок) возвращается домой к бабушке после игры со своими друзьями, так как родители его уехали в командировку. По дороге к нему подходит таинственный человек и рассказывает об некотором острове, невидимом и ненанесенном ни на одну карту Мира, где правит якобы ужасный Ящер. Отважный мальчик предлагает незнакомцу отправиться вместе с ним на остров, чтобы победить злодея и освободить местное население.
Много приключений выпадет на долю юного смельчака, но произведение «Дети синего фламинго» имеет оптимистичную концовку, что неслучайно, так как в любой сказке добро должно обязательно победить зло. В. П. Крапивин хотел, чтобы его произведения учили подрастающее поколение сотрудничеству и дружбе взрослых и детей [5, с. 243].
Произведение «Колыбельная для брата» в некотором роде непривычное для писателя, так как его главный герой не просто мальчик, который любит приключения. Он готов на все ради справедливости и искренне верит в силу справедливости.
Главного героя, семиклассника Кирилла Векшина, обвиняют при всем классе в краже кошелька, которой он не совершал. Мальчик случайно узнает, что этот кошелек украл незаметный и тихий одноклассник, Петька Чирков, чтобы отдать деньги хулиганам. Кирилл, желая помочь Чиркову, решается на конфликт с хулиганской шайкой, управляет которой некий Дыба.
Событийная канва произведения прерывается «богатыми» включениями, которые представляют собой воспоминания Кирилла о прошедшем годе, когда в его жизни произошли значительные изменения. Познакомившись с компанией ребят, которые строили настоящий парусник «Капитан Грант», Кирилл осознал впервые, что такое настоящая дружба и как важны крепкие товарищеские отношения.
Но, несмотря на крепкое товарищество, Кирилл настоящего друга в отряде не встретил. Волею «авторской» судьбы главный герой находит себе настоящего друга в образе восьмилетнего Митьки, вечно перемазанном второкласснике, который вечно боится привидений, но тем не менее при шторме бесстрашно работающий на стакселе [1, с. 125]. Чтобы стать настоящими друзьями «крепко и навеки» мальчики обмениваются самыми сокровенными тайнами, как и полагается в произведениях такого рода.
В конце произведения «подчиненные» Дыбы сильно избивают Кирилла, но, чувствуя поддержку друзей и, конечно же, восьмилетнего Митьки, мальчик не падает духом и стремиться к дальнейшей борьбе за справедливость.
Публикация произведения вызвала широкий резонанс в обществе, но при этом мнения разделились: были восторженные отклики и полное неприятие произведения. Показательно, что сам Крапивин писал: «Говорят, некоторые классные дамы даже выкрадывали журналы «Пионер» из школьных библиотек и из этих журналов выдирали листы с повестью «этого самого Крапивина, которого до сих пор не призвали к порядку и который опять…» [4, с. 9].
Но при этом в некоторых городах журнал с опубликованной повестью изымался из школьных библиотек, а издательство «Детская литература» данную повесть напечатала только в 1987 году.
Далеко не каждое произведение классиков русской литературы вызывало к себе подобный интерес, что в очередной раз объясняет современный интерес к творчеству писателя.
Главные герои произведения «Та сторона, где ветер», Генка и Владик, обожают пускать воздушных змеев. Друзья совершенно разные: Генка, двоечник и грубиян, ему грозит остаться на второй год, потому что у него нет никакого желания учиться, особенно летом, когда все дети пускают змеев. Генка с характером, упрямый, но у него из-за учебы постоянные споры и конфликты с родителями. Зато он имеет авторитет у товарищей, они его слушаются и никогда не спорят. Однажды, но по глубокой авторской идее, этот «дикий» ребенок вдруг встречает слепого мальчика, и весь привычный для Генки взгляд на этот мир переворачивается.
Владик стал слепым из-за несчастного случая, который произошел в раннем детстве. Мальчик живет с отцом, мама его бросила, когда узнала, что ее ребенок останется слепым. Но сам Владик смириться с тем, что он не такой, как все, не может. Мальчик катается на велосипеде, ходит в обычную школу, пускает воздушных змеев. У Владика есть мечта стать метеорологом, и в придачу упорный, несгибаемый характер. Только, к сожалению, у него нет друзей. Но, встретив Генку, слепой мальчик тоже начинает познавать новый для себя мир. Мальчики встретились и подружились, чтобы открыть друг для друга новые стороны привычной жизни.
Как это принято у Крапивина, основную линию взаимоотношений двух мальчиков дополняют другие сюжетные линии, затрагивающие не менее серьезные темы: как обычный мальчишка-хулиган может вдруг стать героем, спасая ценой своей жизни двух маленьких детей; как сложно и трудно в неполных семьях живется детям; как эти дети тянутся друг к другу, понимая внутренним чутьем общность проблемы и стремясь друг друга поддерживать; как можно ради друга преодолевать свои страхи и совершать невозможное [2, с. 54].
Автором также мастерски изображены не только дети, но и их родители: непонимание и разобщенность в Генкиной семье, постоянная напряженность отца Владика, переживание беды в семье Воробья. В произведении отчетлива видна авторская позиция, выраженная в том, что именно любовь родителей и их стремление понять своих детей может преодолеть любые проблемы во взаимоотношениях разных поколений.
Кроме того, именно в этом произведении раскрыта еще одна тема, которая цепляет за душу даже взрослого, но о которой, как правило, пишут крайне редко. Это проблема адаптации: адаптации ребенка, ставшего инвалидом, к новым условиям жизни и адаптации инвалида, вернувшего себе здоровье, к нормальной жизни. По книге, Владику сделали операцию, он стал видеть. Мечта, которая казалась ранее невозможной, сбылась! Но при этом Мир стал другим, и выздоровевший мальчик в этом новом мире потерялся. Вроде бы он такой же, как все, но он, по сравнению со своими друзьями, он не может почти ничего: ему нужно учиться заново писать и рисовать, читать и даже пускать воздушного змея. Но он всё такой же гордый и упрямый, и идет к новой жизни целеустремленно. Автор словно внушает ему, что нельзя отчаиваться, потому что рядом есть друг, которому тот всегда нужен.
Книга, конечно, сложная по проблематике, но при этом легко написана, и читается мгновенно. Также после прочтения можно оценить экранизацию, чтобы усилить крапивинское послевкусие.
Проанализировав несколько произведений, мы пришли к выводу, что набор основных тем и идей в них для творчества Владислава Крапивина традиционен: подлость и благородство; одиночество и дружба; честь и достоинство и, самое главное, глобальная идея необходимости защиты Детства — особенного мира, который существует в книгах этого автора полностью самостоятельно, соприкасаясь, но никогда не пересекаясь с миром взрослых и их реальности.
В произведениях Крапивина обязательно наличие идеала — традиционного «крапивинского мальчика», каким, по словам одного из персонажей, каждый ребенок «...сам хотел быть в детстве, да не получилось» [4, с. 8].
Притягательность и жизнеспособность этого идеала была проверена временем и определяется, в первую очередь, поэтичностью духовного мира героев, столь разных и таких похожих, похожих «трогательным сочетанием внешней беззащитности и внутренней отваги» [4, с. 7], верой во всепобеждающую силу Дружбы. Любимые крапивинские герои — это всегда герои идеальные, духовные возможности которых неограниченны.
Рассмотрев произведения Крапивина, мы также можем отметить четкое понимание писателем особенностей подростковой психологии, которое подкреплено личным педагогическим опытом автора, что открывает для его произведений богатейшие возможности по использованию их в школе. Именно поэтому Владислава Крапивина по праву считают одним из создателей «педагогической» прозы, не «поучающей», но «воспитывающей», то есть прозы, которая оказывает положительное влияние на становление характера и формирование психологических мотиваций подрастающего читателя.
Такой профессионализм неслучаен, так как известно, что В. П. Крапивин изучал педагогические взгляды Я. Корчака, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и, соответственно, сформировал личную точку зрения на вопросы воспитания подрастающего поколения, помогающую ему в дальнейшем при написании произведений для детей и о детях. Автор, берущий на себя ответственность писать детские произведения, должен понимать, какую нравственную ответственность он несет за каждое напечатанное им слово [3, с. 54].
Главным героем в творчестве Крапивина является ребенок — носитель авторского идеала, идеала чистоты, самоотверженности и чуткости. В творчестве В. П. Крапивина мир ребенка объяснен не логикой взрослых, а мотивацией ребенка, представленной в противоречивом единстве ума и чувства, которые еще находятся в стадии становления.
Поэтому в произведениях В. П. Крапивина конфликты отражают сложный мир взаимоотношений детей и взрослых. У автора появляется совершенно новый аспект в разрешении темы конфликта детей и взрослых: тема защиты детства. В этом отношении Крапивин совершенно непримирим: он со всей очевидностью утверждает, что каждый ребенок должен быть защищен от бед и несчастий: произвола родителей, черствости учителей и даже от диктата государства.
Поскольку социальные механизмы защиты детей отсутствуют или бездействуют, сами дети часто вынуждены отстаивать свои права, что совершенно справедливо объясняет интерес писателя к так называемым неформальным объединениям детей в кружки, группы, общества, где дети самореализуются и самоопределяются. Самоутверждение мальчика для Крапивина связано с умением за себя постоять не только в моральном, но и в физическом смысле. Мальчик должен уметь, по Крапивину, переносить терпеливо боль, не бояться на силу отвечать силой, а при необходимости иметь сноровку и мужество и самому наказывать носителей зла и несправедливости.
Эмоции ребенка, по мнению В. П. Крапивина, играют большую роль в развитии его ума, в мотивации его поступков и поведения, что имеет определяющее влияние на автора при выборе тематического материала, при формировании проблематики и композиции художественного текста, организации сюжетных линий, приемов характеристики персонажа. Дети в произведениях Крапивина показаны переживающими удивление, вину, интерес, страх, гнев, отвращение, радость, печаль и т. д.
Ценности, на значимость которых В. П. Крапивин обращает внимание в своих произведениях, необходимо прививать детям с ранних лет, поэтому именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для изучения крапивинских повестей и рассказов. Его авторская манера написания понятна ребенку и легка, что позволяет легко усваивать «уроки», преподнесенные автором в книгах. Детские произведения В. П. Крапивина — это то, что ребенку младшего школьного возраста необходимо для развития его познавательного интереса к жизни, для формирования собственных нравственных границ поведения и умения их принимать у других, для проявления уверенного интереса к чтению качественной литературы.
Литература:
- Богатырева, Н. Ю. Социальная направленность сказочных произведений В. Крапивина // Мировая словесность для детей и о детях. — Вып. 3. — М.: МГПУ, 1998. — с.124–128.
- Великанова, Е. А. Проблема «герой и коллектив» в творчестве Владислава Крапивина // Проблемы детской литературы и фольклор: сб. науч. тр. — Петрозаводск, 2012. — с.52–59.
- Губанихина, Е. В. Творчество В. П. Крапивина в круге чтения современных младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1. — с. 51–53.
- Крапивин, В. П. Избранное в 2-х томах. — М.: Детская литература, 1989. — Т.1. / Предисловие Н. Соломко. — 448с.
- Ляхова, В. В. Взрослый герой в произведениях В. Крапивина // Мировая словесность для детей и о детях. — Вып. 9. В 2 ч. Ч.2. — М., 2004. — с.242–246.