Образы исторических деятелей Кыргызстана в современной литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 08.05.2018

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Жанибекова Ш. А. Образы исторических деятелей Кыргызстана в современной литературе // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 463-466. — URL https://moluch.ru/archive/204/49867/ (дата обращения: 20.02.2019).



В статье рассматривается проблема художественного воссоздания образов исторических деятелей кыргызского народа в современной прозе.

Ключевые слова: исторические деятели, образ, историческая проза, современная кыргызская литература, историзм, реализм.

В современном литературоведении обострился интерес к проблемам развития исторической прозы (К. Асаналиев, А. Эркебаев, А. Садыков, А.Акматалиев, О.Ибраимов, Г.Айтбаева, Г. Мурзахмедова, Б.Темирова и др.), но было бы неверно полагать, что здесь освещены все грани проблемы [1; 2]. Как известно, в истории кыргызов есть очень много колоритных исторических деятелей, чьи деяния и личности вызывают обостренное внимание, другие — неоднозначную трактовку. Исследователи (Г. Айтпаева, О. Ибраимов, Г.Мурзахмедова, Б. Темирова и др.) правы: особенности художественного отражения образов известных личностей в истории кыргызского народа в современной прозе нуждаются в новых исследованиях, так как многие имена в советские годы были неупоминаемы [1; 3; 5; 6]. В данной статье будет сделана попытка рассмотрения вопроса психолого-реалистического изображения образов исторических деятелей представителями современной кыргызской прозы.

Ученые республики справедливо указывают на первенство Т.Касымбекова, Т.Сыдыкбекова в разработке жанра исторического романа [3, с. 147; 5, с. 13; 6, с. 110–111]. Патриарх кыргызской романистики Сыдыкебков в произведении «Голубой стяг» (рукопись была задержана бдительными цензорами и роман увидел свет только в 1989 году) новаторски осветил важную веху истории своего народа — эпоху енисейских кыргызов, обитавших на просторах Алтая и южной Сибири. Естественно, книгу не пропустили в печать: откуда все эти персонажи — Барс, Жаш Тегин, Угуз хан, Буйлаш, Элтерес? Эти легендарные образы резко отличались от привычных образов книг М.Элебаева, А.Токомбаева. Хотя исследователи говорят о значимости творческого опыта авторов романов «Долгий путь» М.Элебаева [3, с. 148], «Кандуу жылдар» /«Кровавые годы» А.Токомбаева/ [7] и других авторов.

Книги Т.Сыдыкбекова, Т.Касымбекова обозначили новую веху развития романного жанра прежде всего в историческом плане. Здесь приоритет прозаика Т.Касымбекова неоспорим: ему впервые удалось в романах «Сломанный меч» (1966, 1971), «Келкел» (1986) реалистически и масштабно отобразить галерею исторических образов кыргызского народа (Кудаяр хан, Юсуп, Мусулманкул, Исхак- Полот, Нузуп-аталык, Шабдан батыр, Алымбек, Абдрахман-Афтобачи, Курманджан датка, Токтогул Сатылганов). Многие судьбы, портреты названных исторических деятелей стали для массового читателя шокирующим открытием. Литературовед О.Ибраимов прав: не каждый писатель мог осмелиться в 60–70-е годы на такой гражданский и творческий подвиг. Вот почему критика отмечала, что прозаику удалось, не искажая историческую правду, объективно показать неприятное «лицо» эпохи [5, с. 22].

Особенно реалистичны образы в Курманджан датки, Алымбека датки, с их непростыми судьбами. Здесь прозаик рельефно демонстрирует мастерские приемы реалистического обрисовки характеров. Алайская царица показана твердой личностью, мудро проводящей с кокандскими ханами, русской администрацией линию защиты интересов народа. Объепктивен прозаик и в показе инонациональных героев.

Такая линия Касыфмбековым была продолжена и в последующих книгах «Нашествие», «Истребление» (Кауфман, Скобелев, царские чиновники, офицеры), правда, по словам исследователя, в новых произведениях писатель не не смог повторить успех романа «Сломаный меч» [3, с.147]. Первую книгу писателя все читали запоем, настолько она была необычна. Критик К. Бобулов считает, что роман Т.Касымбекова «Сломаный меч»... это первое значительное произведение киргизской прозы на историческую тему [К. Бобулов. Критика и литературный процесс. –Ф.: 19 76, с.164]. Разумеется, было бы нерационально игнорировать некоторый опыт в разработке темы прошлого в произведениях К.Бектенова, А.Токомбаева, К. Каимова, С.Омурбаева и других писателей. Правда, произведениям этих авторов не всегда доставало подлинного историзма, но и их книги внесли посильную лепту в осмысление истории народа.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков опыт этих авторов и особенно Толегена Касымбекова был подхвачен новым поколением писателей республики. В кыргызской литературе появились новые произведения об историческом прошлом. Вслед за романами Т. Касымбекова, «Столкновение кочевников» К. Осмоналиева (1982), «Стальное перо» Ш.Бейшеналиева (1984), «Голубой стяг» Т.Сыдыкбекова (1989) увидели свет книги «Жусуп Баласагын» Т.Козубекова, «Тайлак батыр» А.Чоробаева, «Курманджан датка» С.Жусуева (1994), «Торогельди батыр» С.Рыскулова (1999), «Куйручук» Э.Осмоналиева (1997), «Байтик батыр», «Балбай» Э. Турсунова (1996), «Хан Шырдак» Н.Сайдулаева (2000), «Атаке батыр» М.Тойбаева (2003), «Хан Ормон» (2000), «Батыр Шабдан» (2006) Ж.Токтоналиева, «Канат хан» Ж.Егембердиева (2006), «Песнь о Курманбеке» Т.Закирова (2008), «Хан Тейиш» А.Стамова (2010), «Кулукей Баатыр» А. Мусабекова (2011) и др. В переводах на кыргызский язык вышли исторические романы писателей содружества: «Жестокий век» И.Калашникова, «Алтын Ордо» И.Эсенберлина (переводчик А.Жуманалиев, 2010). Слов нет, названные произведения весьма разные по жанру, по уровню мастерства в показе истории, воплощении исторических деятелей, но, тем не менее, их авторы в известной мере заполнили некую нишу и «белые пятна» истории народа. Знаменитая метафора Ч.Айтматова о манкуртизме, о нашем многолетнем мы умалчивании имен ряда исторических деятелей, стала знаком больших перемен.

В художественное изучение важных страниц истории народа внес своим романом «Вражда кочевников» /«Көчмөндөрдүн кагылышы»/ К. Осмоналиев. (1983–1993). Мастер кыргызской прозы показал суровую правду катастрофических последствий распрей, стычек между племенами, между элитой и народом. Автору особенно удались колоритные типы крыгзыской знати, охваченных волной межплеменных раздоров. Роман прозаика впечатляюще повествует о прошлых событиях кыргызов. В первой книге легко угадывались реальные исторические лица, носившие вымышленные имена, то в дилогии имена заменены действительными, ясно обозначены годы и события. Г. Айтпаева пишет, что писатель усилил проблему исторической достоверности, удачно использовал смысловые возможности романного жанра [1, 7]. Этот роман стал шагом вперед в кыргызской романистике.

Названные авторы помогли читателям осознать значение и роль многих крупных исторических личностей в жизни кыргызского народа. В исторических песнях, легендах народ не случайно славил имя Атаке Батыра, благодаря инициативе которого было направлено первое посольство в Россию. Батыр Атаке прославился и своими героическими деяниями по защите родной земли. Кыргызский писатель Мырзабек Тойбаеввсвоем произведении «Атаке Батыр» (2003)художественно воссоздает некоторые грани этой сложной героической личности.

Весомый след оставили в современной литературе романы Э.Турсунова «Байтик батыр», А. Стамова «Хан Тейиш». Эти авторы также стремятся к реалистическому показу своих героев, к реабилитации важных вех истории народа. В середине Х1Х века в истории кыргызского народа важную роль сыграл манап Джантай Карабеков. Русские чиновники обращались к Джантаю за помощью, называя его «храбрецом, имеющим львиную руку, сердце тигровое». Кокандцы и русские стремились расположить к себе всесильного манапа, пользовавшегося огромным авторитетом у народа. Жантай и его сын Шабдан после многих колебаний склонились в сторону поддержки России и в этом выборе они никогда не колебались. С именем Жантая и его сына Шабдана у кыргызского народа связано много красивых легенд. Они послужили основой для книг Т.Касымбекова, С.Эралиева, Ж.Токтоналиева. Одна из легенд о Ак Моор легла в основу лирической поэмы С.Эралиева «Ак-Меер» (1956). Писатель Дж. Токтоналиев в книге «Баатыр Шабдан» (2006), обратившись к личности этого политического деятеля, также пытается показать масштабный образ исторического деятеля. Правда, этот батыр не получился таким впечатляющим, как у мастера исторической прозы Т.Касымбекова, но и у этого писателя есть свои творческие открытия. Слов нет, автору «Келкеля» удалось более реалистично воссоздать сложные, неоднозначные образы Байтика, Шабдан Батыра. В этом направлении кыргызский прозаик работал с учетом опыта европейской, русской и особенно восточной классики (М.Ауэзов, А. Кадыри, Б.Кербабаев и др.). Своими книгами он обогатил поэтику исторической романистики.

Напомним, что Толеген Касымбеков в последние годы жизни, уже будучи автором прославленных романов «Сломанный меч», «Келкел», создал значительные произведения «Нашествие» («Баскын»,2000) и «Истребление» («Кыргын», 2004). Созданные в самом начале нового века, эти романы, безусловно, также стали заметными событиями в истории становления эпических форм национальной литературы. И здесь находим ряд значительных образов исторических деятелей края. В романе «Нашествие» («Баскын») автор по-новому взглянул на страницы кыргызско-российских отношений. Литературовед Г. Мурзахмедова права: на волне суверенизации этот писатель решил отказаться от былых стереотипов воспевания нерушимой дружбы между двумя народами [5]. Как писатель исторического плана Т.Касымбеков объективно рисует картины экспансии горного края царским самодержавием [5, с.34]. В реализации этой проблемы он много сил положил для психологически точного решения концепции героя. Автор показывает далекий Алай, ставку Курманджан-датки. Эти страницы особенно драматичны, так как рисуют картины завоевания юга Кыргызстана царскими войсками. Основная идея книги — не только показать захват колонизаторами края, но и воссоздать атмосферу формирующихся взаимоотношений кыргызов-кочевников с русскими переселенцами, картину решения вождями края вопросов урегулирования интересов народа и меркантильных целей новых хозяев. Вот почему писатель немало внимания уделяет обрисовке Байтика-батыра, Шабдана, Курманджан датки, Алымбека датки. Ведь они в народном представлении были самыми значительными представителями знати. С ними считались, их мнение было решающим по многим вопросам жизни народа.

В романе «Нашествие» галерея героев не ограничивается только названными героями. Т.Касымбеков рисует образы реальных исторических личностей, как Жантай, Жангарач, Мураталы, Курманджан, Токтогул. Именно вокруг этих фигур и разворачиваются наиболее значительные исторические события в жизни степняков, они — непосредственные участники многих событий. Писатель умело использует приемы психологического и достоверного показа образов. На фоне ряда значимых персонажей наиболее выразительны в книге «Баскын» образы Шабдан Батыра и алайской предводительнцы Курманджан датки. Вокруг них концентрируются основные события романа, связанные с решением кыргызско-русских отношений. Автор использует для их характеристики различные приемы психологизма, реалистической «аттестации» [5]. Весьма значимы архивные материалы, органично введеные в струкутру повествования. Единство документальной фактологии и народных легенд — основа реализма книг писателя. Действительно, «писательская миссия автора состояла в том, чтобы преподнести читателю эти образы в новом свете, с новой точки зрения взглянуть на их предназначение…» [5, с. 28].

Т. Касымбеков достаточно критично показывает судьбу малого народа, вынужденного строить в новых исторических реалиях колонизации края свои отношения с чиновничьим аппаратом «многочисленного народа», большого российского государства. Кыргызский прозаик смело рисует то, чем обернулась экспансия для кочевого народа. Шабдан, Байтик, Курманджан датка, Алымбек датка — люди сильной воли, настойчивости стремятся свое влияние использовать для достижения важных целей жизнеустройства народа. Писатель умеет выделить, подчеркнуть свойства их неординарных личностей, поступков, подчеркивая тем самым их значимость для будущего края. Во всех главах, посвященных Байтику и Шабдану, проходит мысль о том, что сама история определила им важную миссию осуществления акта о «союзе» с соседями. «Ориентация Шабдана и Байтика на Россию, — пишет литературовед, — была лучшим выходом из состояния внутреннего и внешнего политического кризиса» …» [5, с. 29]. На наш взгляд, в этом деянии выдающихся деятелей кыргызского народа проявилась вековая мудрость степняков: жить в мире и согласии с соседями. К. Осмоналиев в романе «Вражда кочевников» остро поставил вопрос о страшных последствиях межплеменных и межэтнических распрей для судеб народа. Писатель предметно показал, как порой кыргызская элита теряет чувство реальности, погружаясь в хаос низких помыслов и вседозволенности.

Автор романа «Сломанный меч» свой взор обращает на самые острые грани жизни народа периода коллонизации края. Касымбеков рисует картины появления в крае первых русских переселенцев. Это сделано впечатляюще. В народе уже ходила молва, что скоро придут орустар. Кто, как, а что, почему? Тысячи вопросов. Как уживаться с чужаками? Ничего, оказалось, можно с ними жить. Живя рядом, переимчивые степняки стали в чем-то подражать, заимствовать многое из быта, хозяйствования русских. Стали сеять, косить, заготавливать впрок, стали строиться. Песни орустар понравились, по душе пришлись их веселый нрав, трудолюбие. И вот уже появились кыргызские пасеки, сады, огороды, мазанки. Определенная часть жакшылар, мыктылар, опасаясь потери своего влияния, высмеивали тех, кто заводил тамыров (то есть друзей, приятелей) среди орусов. В народе ходила песня: Кересиян болом деп, // Кенири сазга коном деп, // Кара жол болду конушун, // Орустан болду болушун // Сен айдадын коон, капуске // Жана айдайсын картошке, // Балдарына ат коюп: // Андрушке жана Алешке…

Автор романа «Нашествие» сумел показать не только картины военного нашествия (что было, то было), но и культурно-цивилизационное нашествие. Описывая события колонизации края, Касымбеков и его последователи правдиво показывает негативные стороны этого процесса, но как реалисты рисуя то, что было выгодным, полезным степнякам. Большие исторические события у автора преломляются в судьбах героев, мы видим, как в бурной жизни мужал человек, как он боролся с тяготами жизни, преодолевал страхи, отчужденность. Внутренний мир героев романа — это специфическая сфера психологии дана писателем убедительно. Действительно, прозаику удалось сочетать в себе задатки историка, философа, экономиста, этнографа…» [5]. Хороши не только портретные зарисовки, но и картины реалий жизни кочевников, переселенцев. Многие герои показаны в водовороте больших событий. Все это помогает выяснить суть, механизм происходящего, изменений характеров героев. Вот русские оказывают помощь в переселении дунган на кыргызскую землю, поощряют садоводчество, огородничество, строительство домов.

Хотя критика отмечала некоторую вялость ряда глав романа Касымбекова, которым не хватает динамичности повествования первой книги «Сломанный меч», но в целом все признавали, что ему удалось найти синтез судьбы человеческой и судьбы народной, личного и исторического. Особой удачей стало реалистическое воссоздание образов выдающихся исторических личностей, решение этико-философских вопросов бытия кыргызского народа. Опыт автора романа «Сломанный меч» стал важным стимулирующим фактором в развитии исторической прозы, масштабного показа колоритных исторических образов. Этот опыт нашел творческое развитие в исторических романах его последователей.

Литература:

  1. Айтбаева Г. Языческие и мусульманские мотивы в кыргызском романе (60–90-е годы). — Бишкек, 1996.
  2. Жумаев М. Кыргыз романдарындагы образдар эволюциясы. — Бишкек, 1989.
  3. Ибраимов О. «Голубой стяг» Т.Сыдыкбекова и «Сломанный меч» Т.Касымбекова и сложение кыргызской школы исторической романистики // О.Ибраимов. История кыргызской литературы ХХ века. В 2-х тт. т.2.- Б.: 2013. С. 147–160.
  4. Ибраимов О. Кыргызская историческая романистика в годы перестройки и гласности // История кыргызской литературы ХХ века. В 2-х тт. т.2.- Б.: 2013. С. 357–368.
  5. Мурзахмедова Г. Художественное отражение истории народа в кыргызском историческом романе. — Б.:2009. — Мурзахмедова Г. Историческая романистика Толегена Касымбекова и ее место в развитии жанра. АДД. — Б.: 2010.
  6. Темирова Б. Толеген Касымбековдун «Сынган кылыч» романындагы тарихый чындык жана көркөм образ // Кыргыз адабиятиы: изденүлөр жана табылгалар. — Бишкек, 2012. 110–176 бб.
  7. Шамбеталиева Х. «Кандуу жылдар» романында тарыхый факталардын көрсөтүлүшү // Мектеп.Школа, 2000, № 3. 30–34б.
Основные термины (генерируются автоматически): кыргызский народ, историческая проза, автор, писатель, роман, произведение, образ, книга, исторический план, кыргызская романистика.


Похожие статьи

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском...

Автор: Жамгырчиева Гулина Толобаевна.

Таким образом, следует сказать, что в кыргызских эпосах, мифические элементы, если смотреть с художественно-эстетической стороны

Библиографическое описание: Матьязова Н. С. Исторические корни образа Авазхана из цикла.

Языковые символы в кыргызской поэзии | Статья в журнале...

Языковые символы в кыргызской поэзии. Автор: Саттарова Азиза Тешабаевна.

Это могут быть исторические, мифологические, идеологические и художественные символы.

Совокупный анализ произведений кыргызских поэтесс с позиции использования символов...

К вопросу изучения в узбекской фольклористике межжанровых...

Автор также обращается к отдельным мотивам и образам из произведения Фирдоуси

На первый план выдвинут тезис о взаимосвязи корней образов дива, пери, различного рода

В статье проанализированы басенные образы и мотивы кыргызского фольклора и исследованы...

Роль и место личности Т. Кулатова в истории Кыргызстана

Образы исторических деятелей Кыргызстана в современной... Ключевые слова: исторические деятели, образ, историческая проза, современная кыргызская литература, историзм, реализм.

Фольклорно-этнографический компонент в художественной...

Кроме вышеизложенных фольклорных образов, автор органично вводит и другие.

Они исторически взаимосвязаны и определяются как кладезь мудрости народа, в которой

— 148 с. Кекильбаев А. Конец легенды. Роман и повести. Перевод с казахского.

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы»...

Автор: Матьязова Нилуфар Сабировна. Рубрика: Филология.

Библиографическое описание: Матьязова Н. С. Исторические корни образа Авазхана из

мой дед, Кан, главный герой, Книга, мотив, образ, молодой человек, исламская религия, памятник письменности, эпический герой.

Странствующие мотивы фольклора | Статья в сборнике...

Тематические журналы. Издание книг.

По нашему мнению, под непосредственным влиянием данных произведений, этот образ закрепился в структуре хорезмских дастанов.

Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. — М.: 1986.

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи...

В изучении исторического процесса развития жанрового состава узбекской народной прозы

Автор этого произведения, в обозрении и объяснении тех или иных исторических событий

Потому что образ Сиауша, легенды и сказания о нём настолько пользовались успехом среди...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском...

Автор: Жамгырчиева Гулина Толобаевна.

Таким образом, следует сказать, что в кыргызских эпосах, мифические элементы, если смотреть с художественно-эстетической стороны

Библиографическое описание: Матьязова Н. С. Исторические корни образа Авазхана из цикла.

Языковые символы в кыргызской поэзии | Статья в журнале...

Языковые символы в кыргызской поэзии. Автор: Саттарова Азиза Тешабаевна.

Это могут быть исторические, мифологические, идеологические и художественные символы.

Совокупный анализ произведений кыргызских поэтесс с позиции использования символов...

К вопросу изучения в узбекской фольклористике межжанровых...

Автор также обращается к отдельным мотивам и образам из произведения Фирдоуси

На первый план выдвинут тезис о взаимосвязи корней образов дива, пери, различного рода

В статье проанализированы басенные образы и мотивы кыргызского фольклора и исследованы...

Роль и место личности Т. Кулатова в истории Кыргызстана

Образы исторических деятелей Кыргызстана в современной... Ключевые слова: исторические деятели, образ, историческая проза, современная кыргызская литература, историзм, реализм.

Фольклорно-этнографический компонент в художественной...

Кроме вышеизложенных фольклорных образов, автор органично вводит и другие.

Они исторически взаимосвязаны и определяются как кладезь мудрости народа, в которой

— 148 с. Кекильбаев А. Конец легенды. Роман и повести. Перевод с казахского.

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы»...

Автор: Матьязова Нилуфар Сабировна. Рубрика: Филология.

Библиографическое описание: Матьязова Н. С. Исторические корни образа Авазхана из

мой дед, Кан, главный герой, Книга, мотив, образ, молодой человек, исламская религия, памятник письменности, эпический герой.

Странствующие мотивы фольклора | Статья в сборнике...

Тематические журналы. Издание книг.

По нашему мнению, под непосредственным влиянием данных произведений, этот образ закрепился в структуре хорезмских дастанов.

Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. — М.: 1986.

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи...

В изучении исторического процесса развития жанрового состава узбекской народной прозы

Автор этого произведения, в обозрении и объяснении тех или иных исторических событий

Потому что образ Сиауша, легенды и сказания о нём настолько пользовались успехом среди...

Задать вопрос