Развитие наглядно-действенного мышления современных дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 28.04.2018

Статья просмотрена: 1403 раза

Библиографическое описание:

Филяева Е. Н. Развитие наглядно-действенного мышления современных дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №17. — С. 275-277. — URL https://moluch.ru/archive/203/49799/ (дата обращения: 18.11.2019).



В статье рассматриваются современные условия развития наглядно-действенного мышления дошкольников. Проанализированы исследования А. А. Катаевой, Т. И. Обуховой, Е. А. Стребелевой в области наглядно-действенного мышления.

Ключевые слова: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное мышление.

Формы развития мышления в разных психологических системах рассматриваются с разных точек зрения. Согласно концепции Ж.Пиаже, схема мышления ребенка до 7–8 лет построена таким образом, что он делает выводы относительно единичных случаев, не замечая между ними наличия или отсутствия противоречия, то есть начальные формы мышления трансдуктивны [3]. В советской психологии в соответствии с концепцией Л. С. Выготского, генезис мышления проходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к логическому [1].

Основные исследования по зарождению и развитию наглядно-действенной формы мышления характеризуют ее как первая и исходная [2]; [4].

Эта форма мышления требует от ребенка умения справиться с практической задачей, используя метод проб и ошибок.

Проблема изучения наглядно-действенного мышления по прежнему является актуальной. В современных условиях развития дошкольников наблюдается вытеснение игрушек компьютерными играми, практически отсутствует ручной труд, все это может привести к более низкому уровню развития наглядно -действенного мышления. Поэтому на сегодняшний день необходимо дополнительное изучение мышления детей с учетом современных условий развития.

К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, другие выдающиеся педагоги придавали большое значение трудовой деятельности как развивающей функции.

К. Д. Ушинский писал: «Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. …Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу. Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно дать ему и привычку к труду».

При недостаточном уровне развития наглядно-действенного мышления впоследствии ребенок может столкнуться с трудностями при обучении в школе, где перед ним встает задача планирования своей деятельности и предвидения ее результата.

Современными исследованиями в области наглядно-действенного мышления занимались: А. А. Катаева, Т. И. Обухова, Е. А. Стребелева. В результате было выявлено, что многие практические задания оказываются сложными не только для детей в возрасте от трех до пяти лет, а иногда и старше [5].

По мнению авторов, сложности в выполнении заданий происходят потому, что ребенком должна быть правильно воспринята цель, проанализированы и

оценены все препятствия на пути к цели. И эти процессы должны происходить не только на уровне восприятия, но и осмысления.

Многие дети не смогли проанализировать условия задания ни мысленно, ни действенно, не использовали целенаправленные пробы, неоднократно повторяли ошибочные варианты действия.

В связи с этим авторами исследования были сделаны выводы, что наглядно-действенное мышление, появляющееся у детей достаточно рано, нельзя назвать исходной, примитивной формой мышления.

Для сформированности наглядно-действенного мышления у ребенка должно быть развито восприятие, умение анализировать данные восприятия, представление о назначении предмета, иными словами, образное и логическое мышления.

Более того, для успешного решения задач по наглядно-действенному мышлению, ребенок должен иметь навык замешения предмета, чтобы воспользоваться им в незнакомой ситуации.

По мнению Е. А. Стребелевой, необходимо обеспечивать условия для создания у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления. Способствовать развитию целенаправленных действий с предметами; показывать предметно-игровые действия; знакомить детей с практическим использованием предметов- орудий, предметов-заместителей; разбирать с ребенком практические проблемные ситуации и задачи; развивать фиксирующую функцию речи.

Для успешного развития наглядно-действенного мышления необходимо использовать конструирование, лепку, всевозможные дидактические игры и упражнения, привлекать ребенка к ручному труду в практической жизни.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология развития человека.-М.:Эксмо,2005
  2. Запоржец А. В. Психология.-М.:Учпедгиз,1953
  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.-Педагогика-Пресс,1994
  4. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.-М.: Педагогика, 1997
  5. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте- статья А. А. Катаевой, Т. И. Обуховой, Е. А. Стребелевой http://www.voppsy.ru/issues/1991/913/913017.htm
Основные термины (генерируются автоматически): наглядно-действенное мышление, ребенок, ручной труд, современное условие развития, генезис мышления.


Похожие статьи

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей...

Развитие наглядно-действенного мышления современных... Ключевые слова: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное.

Условия развития логического мышления детей старшего...

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка.

Также известно, что на протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (нагляднодейственного и...

Идея развития мышления в работах Л. С. Выготского...

Развитие наглядно-действенного мышления современных... В статье рассматриваются современные условия развития наглядно-действенного мышления дошкольников.

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление

Дошкольники моделируют условие на предметах (элементах модели) и «перебирают» варианты решения.

Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

Развитие наглядно-действенного мышления современных... Ключевые слова: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное мышление.

Особенности наглядно-образного мышления старших...

Полноценное развитие наглядно-образного мышления является важным условием формирования у дошкольников с ЗПР более сложных форм мыслительной деятельности.

У детей с ЗПР наблюдается снижение уровня развития наглядно-образного мышления; низкий...

Формирование наглядно-образного мышления у детей...

Мыслительная деятельность дошкольников с нарушениями в развитии формируется с большими трудностями. Для них характерно использование нагляднодейственной формы мышления. Задания, требующие наглядно — образного мышления, вызывают у детей с...

Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим...

Формирование наглядно-образного мышления у детей... Мыслительная деятельность дошкольников с нарушениями в развитии формируется с большими трудностями. Для них характерно использование нагляднодейственной формы мышления.

Научно-теоретические основы развития дизайнерского...

Цель статьи — раскрыть основные теоретические положения развития дизайнерского мышления детей старшего дошкольного возраста.

Наглядно-действенное мышление меняется на наглядно-образное.

Похожие статьи

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей...

Развитие наглядно-действенного мышления современных... Ключевые слова: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное.

Условия развития логического мышления детей старшего...

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка.

Также известно, что на протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (нагляднодейственного и...

Идея развития мышления в работах Л. С. Выготского...

Развитие наглядно-действенного мышления современных... В статье рассматриваются современные условия развития наглядно-действенного мышления дошкольников.

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление

Дошкольники моделируют условие на предметах (элементах модели) и «перебирают» варианты решения.

Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

Развитие наглядно-действенного мышления современных... Ключевые слова: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное мышление.

Особенности наглядно-образного мышления старших...

Полноценное развитие наглядно-образного мышления является важным условием формирования у дошкольников с ЗПР более сложных форм мыслительной деятельности.

У детей с ЗПР наблюдается снижение уровня развития наглядно-образного мышления; низкий...

Формирование наглядно-образного мышления у детей...

Мыслительная деятельность дошкольников с нарушениями в развитии формируется с большими трудностями. Для них характерно использование нагляднодейственной формы мышления. Задания, требующие наглядно — образного мышления, вызывают у детей с...

Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим...

Формирование наглядно-образного мышления у детей... Мыслительная деятельность дошкольников с нарушениями в развитии формируется с большими трудностями. Для них характерно использование нагляднодейственной формы мышления.

Научно-теоретические основы развития дизайнерского...

Цель статьи — раскрыть основные теоретические положения развития дизайнерского мышления детей старшего дошкольного возраста.

Наглядно-действенное мышление меняется на наглядно-образное.

Задать вопрос