Опыт управления качеством в зарубежных странах и его использование в отечественной практике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Дата публикации: 18.04.2018

Статья просмотрена: 1023 раза

Библиографическое описание:

Федюков, Л. А. Опыт управления качеством в зарубежных странах и его использование в отечественной практике / Л. А. Федюков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49421/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье были рассмотрены: опыт управления качеством в зарубежных странах, особенности моделей управления российских компаний и их сравнение с японской и американской моделями менеджмента.

Ключевые слова: классические модели менеджмента, управление персоналом, российские компании, японские компании, американские компании.

Классические модели менеджмента

Следует сравнить модели управления в США и Японии, одним из первых, кто начал сравнивать Американскую и Японскую модели управления, стал В. Оучи [1]. Он выделил семь главных характеристик японской организации. Это:

  1. Пожизненный найм
  2. Долгосрочная оценка и медленное продвижение сотрудников по карьерной лестнице
  3. Найм сотрудников по личностным качествам, а не на конкретную работу
  4. Неявные механизмы управления
  5. Коллективное принятие решений
  6. Коллективная ответственность
  7. Формирование благоприятных отношений в коллективе (свободное общение между работодателем и работником)

И характеристики типичных Американских компаний:

  1. Кратковременный найм
  2. Количественная оценка выполнения работ и быстрое продвижение по карьерной лестнице
  3. Найм сотрудников с узкой специализацией, на конкретную должность
  4. Ясный и формальный механизм контроля
  5. Индивидуальное принятие решения
  6. Индивидуальная ответственность
  7. Узкий интерес к человеку

Так же до В.Оучи, в 1973г., Р.Дор опубликовал книгу British Factory — Japanese Factory [3], в которой был приведен детальный анализ британских и японских компаний.

Топ–менеджмент. Р. Дор приводит следующие различия в подходе к управлению между Японией и Америкой. В американских компаниях менеджеры высшего звена назначаются как извне, так и из действующих сотрудников. Процесс найма работника сопровождается переговорами о заработной плате и поиском условий которые будут привлекательны как для работодателя, так и для работника.

В Японской компании место топ-менеджера может занять только сотрудник из самой компании. Переговоры о уровне заработной платы не ведутся, а ее размер зачастую зависит от социальных аспектов, семейному человеку требуется больше денег, чем молодому холостяку.

Собственники. Для американцев и европейцев собственники — являются приоритетом номер один. Основной задачей менеджеров является действовать в интересах собственников, к примеру находить высококвалифицированный персонал по наименьшим ценам, дабы сократить затраты и сэкономить деньги собственников. Японские компании рассматриваются скорее как определенный социальный институт, в котором каждый сотрудник является «частью семьи» а президент компании лишь старейший ее член. Следует отметь и сформировавшуюся культуру отношения к работе и занимаемой должности, каждый японец гордится тем, чем занимается в компании и зачастую при знакомстве помимо имени указывает свою должность.

Контроль. Сравнивая американские и японские методы управления, В. Оучи выделил две группы контроля: явный и неявный. [1] Американская модель состоит из выделения множества конкретных, измеримых целевых показателей, тогда как японский менеджмент сосредоточен на ценностях, воплощенных в философии управления, для них важны поведенческие аспекты и их соответствии культуре компании.

Забота осотрудниках. В японской модели огромное внимание уделяется заботе о сотрудниках. Руководители, помимо своих профессиональны обязанностей должны заниматься еще и социальной, связанной с обеспечением благ для сотрудников и их семей деятельностью.

В американских компаниях основной задачей является получение прибыли и минимизация затрат, руководители в меньшей степени заботятся о благополучии своих сотрудников, а отношения между начальниками и подчиненными несут исключительно деловой характер.

Коммуникации. В японских компаниях, по сравнению с американскими компаниями огромное внимание уделяется обеспечению непрерывного потока информации и обратной связи от сотрудников. [1]

Обучение. В американских компаниях тренинги обычно направленны на решение конкретной задачи и получения узкоспециализированных знаний, а в японских компаниях главное — дать общие знания во многих областях/

В журнале «стандарты и качество. 2–2012» в статье «Российское управление и классические модели менеджмента» были приведены подробные результаты анкетирования трех крупных российских компаний, выделены наиболее характерные черты японской и американской моделей управления, которые и легли в основу поиска места российской модели управления в шкалах классических моделей.

На основании результатов анкетирования, представленных в статье [2], составим сводную таблицу по рассмотренным темам:

– стратегия компании

– лояльность персонала

– обучение и развитие персонала

– оценка сотрудников и критерии продвижения по карьерной лестнице

– коммуникации внутри компании

– оплата труда сотрудников

– мотиваторы

– отношения «начальник-подчиненный»

– характеристики хорошего менеджера

Таблица 1

Результаты анкетирования

Тема

Вопросы анкеты

Результат

Пояснение

Стратегия и руководство

Я считаю, что высшее руководство делает достаточно для разъяснения стратегии и роли каждого сотрудника?

Согласно -46 %

Не согласно -31 %

Средняя позиция 23 %

Незначительное смещение в сторону согласившихся

Лояльность

Как относятся к компании сотрудники?

Лояльно — 76 %

Важный показатель для формирования отношений между сотрудником и работодателем

Обучение

Компания предоставляет хорошие возможности для обучения?

Согласны — 48 %

Российская модель имеет черты как американской (фокус на индивидууме, узкая специализация) так и японской (фокус на работе в команде)

Характер обучающих семинаров?

53 % — с целью получения конкретных знаний

36 % — повысить общий уровень знаний во многих областях

Оценка сотрудников и критерии продвижения по карьерной лестнице

Для продвижения по карьерной лестнице прежде всего оцениваются индивидуальные достижения (американская модель) коллективные достижения (японская модель)

Индивидуальные результаты — 48 %

Командные — 19 %

Комбинация — 33 %

Российская модель ближе к американской модели управления

Что прежде всего оценивается: результативность (американская модель) или стаж (японская модель)?

Результативность — 81 %

Коммуникации внутри компании

Характер коммуникаций?

Вертикальный — 51 %

Горизонтальный — 13 %

Комбинация — 36 %

Компании имеют вертикальную иерархию и автономность сотрудников не велика

Иерархичность

В принятии решения участвуют от 3 до 7 уровней управления

Отметило 47 %

Принятие решений

Характер принятия решений

Сверху вниз — 66 %

Групповой — 15 %

Комбинация — 32 %

Близость российского стиля к американскому, однако используется и комбинация методов

Отношения «начальник подчиненный»

На что ориентированный?

На задачу — 65 %

На человека — 15 %

Российские компании с точки зрения стиля управления ближе к американским

Чем определяются?

Должностные инструкции — 45 %

Корпоративная культура — 27 %

Руководитель заинтересован только в результате работы сотрудника — 59 %

Хороший менеджер

Что большего всего ценят в менеджере

– Умение сплотить команду и вести за собой

– Профессионализм

– Готовность к изменениям

В настоящее время Японские компании изучают американский опыт, видя в нем пример для организационных изменений, американские компании становятся все более ориентированными на человека, увеличивается акцент на корпоративные ценности, корпоративную культуру, мотивацию и вовлеченность. Российские компании вбирают в себя опыт как американской, так и японской моделей управления, комбинируя различные подходы к управлению. Опыт успешный в конкретной стране или компании не даст результатов, если будет просто скопирован. Любая модель требует осознанного подхода, полного анализа компании для ее адаптации и модификации к каждой конкретной ситуации.

Литература:

  1. Трилиская Я. С. Применение модели Уильяма Оучи для анализа системы контроля в современных организациях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4458 (дата обращения: 15.03.2018).
  2. Ишкова А. В., Никитенко В. А. Российское управление и классические модели менеджмента // Стандарты и качество. — 2012. — № 2. — С. 90–95.
  3. Dore R. British Factory — Japanese Factory, Berkeley: University of California Press, 1973.
Основные термины (генерируются автоматически): компания, американская модель, карьерная лестница, японская модель, сотрудник, заработная плата, корпоративная культура, российская модель, узкая специализация, хороший менеджер.


Ключевые слова

Управление персоналом, российские компании, классические модели менеджмента, японские компании, американские компании

Похожие статьи

Сравнительная характеристика японского, американского...

Нельзя однозначно сказать, какая модель менеджмента (американская, европейская или японская) является самой лучшей и какая таковой не является. Каждый менеджер должен быть знаком со всеми этими моделями менеджмента...

Корейский менеджмент: что стоит заимствовать у «Азиатского...»

Американская модель не делает акцента на преданности компании, а заработная плата зависит от профессионализма и личных способностей работника. Корейская же система не ограничивает потенциальных работников в их свободе выбора...

Исследование японской и американской модели менеджмента

Японская модель. 1. Индивидуальный процесс принятия решений.

Основные термины (генерируются автоматически): Американская модель, модель

Исследование лояльности персонала к компании на основе типологической модели мотивации В. И. Герчикова.

Влияние культуры на эффективность работы организации

Тенденция к авторитарному управлению в нашей стране серьезно укрепили практику навязывания персоналу определенных моделей поведения.

Для современной российской компании организационная культура — это прежде всего культура инвестиций.

Корпоративная культура в современной России и США

Итак, опираясь на модель Хофстеде, были обозначены основные различия между культурами США и России.

В то время как в российской компании инициатива сотрудника подавлена высокой дистанцией власти и коллективистской культурой.

Японская модель государственного управления

Японская модель управления также известна своей исключительной системой пожизненного найма работников.

Помимо чувства уверенности, работник ощущает и материальные блага такой системы найма, то есть его заработная плата постоянно возрастает.

Мотивация персонала в условиях кризиса | Статья в журнале...

Главными особенностями японских моделей стимулирования труда являются: − дифференциация заработной платы по отраслям; − размер оплаты труда, зависящий от фактического трудового вклада и реальных результатов работы

Особенности управления персоналом в Китае | Статья в журнале...

Проводится анализ особенностей модели управления персоналом в организациях Китае.

Уже в 70-е годы двадцатого века руководители организаций стали осознавать, что наиболее эффективным фактором функционирования компании являются трудовые ресурсы, то есть...

Насколько приемлем зарубежный опыт корпоративного...

В настоящее время сложилось несколько моделей корпоративного управления: японская, англо-американская и немецкая модели [4, с. 34]. Следовательно, поняв, к какому типу сложившаяся...

Похожие статьи

Сравнительная характеристика японского, американского...

Нельзя однозначно сказать, какая модель менеджмента (американская, европейская или японская) является самой лучшей и какая таковой не является. Каждый менеджер должен быть знаком со всеми этими моделями менеджмента...

Корейский менеджмент: что стоит заимствовать у «Азиатского...»

Американская модель не делает акцента на преданности компании, а заработная плата зависит от профессионализма и личных способностей работника. Корейская же система не ограничивает потенциальных работников в их свободе выбора...

Исследование японской и американской модели менеджмента

Японская модель. 1. Индивидуальный процесс принятия решений.

Основные термины (генерируются автоматически): Американская модель, модель

Исследование лояльности персонала к компании на основе типологической модели мотивации В. И. Герчикова.

Влияние культуры на эффективность работы организации

Тенденция к авторитарному управлению в нашей стране серьезно укрепили практику навязывания персоналу определенных моделей поведения.

Для современной российской компании организационная культура — это прежде всего культура инвестиций.

Корпоративная культура в современной России и США

Итак, опираясь на модель Хофстеде, были обозначены основные различия между культурами США и России.

В то время как в российской компании инициатива сотрудника подавлена высокой дистанцией власти и коллективистской культурой.

Японская модель государственного управления

Японская модель управления также известна своей исключительной системой пожизненного найма работников.

Помимо чувства уверенности, работник ощущает и материальные блага такой системы найма, то есть его заработная плата постоянно возрастает.

Мотивация персонала в условиях кризиса | Статья в журнале...

Главными особенностями японских моделей стимулирования труда являются: − дифференциация заработной платы по отраслям; − размер оплаты труда, зависящий от фактического трудового вклада и реальных результатов работы

Особенности управления персоналом в Китае | Статья в журнале...

Проводится анализ особенностей модели управления персоналом в организациях Китае.

Уже в 70-е годы двадцатого века руководители организаций стали осознавать, что наиболее эффективным фактором функционирования компании являются трудовые ресурсы, то есть...

Насколько приемлем зарубежный опыт корпоративного...

В настоящее время сложилось несколько моделей корпоративного управления: японская, англо-американская и немецкая модели [4, с. 34]. Следовательно, поняв, к какому типу сложившаяся...

Задать вопрос