Ключевые слова: налоговое планирование, налоговая нагрузка, налоговая база, налоговый план, финансово-хозяйственная деятельность.
Современное налоговое законодательство предоставляет организациям возможность выбора налоговых режимов и методов исчисления и уплаты налогов, которые соответствуют целям и задачам, стоящим перед предприятием. Выделяют следующие методы сокращения налоговых обязательств:
– уклонение от уплаты налогов;
– минимизация налоговых платежей;
– налоговое планирование.
Уклонение от уплаты налогов означает сокрытие имущества и доходов предприятия, облагаемых налогом. Однако, нельзя забывать, что подобные действия влекут за собой уголовную ответственность.
Минимизация налоговых платежей заключается в поиске пробелов в законодательстве и построении различных налоговых схем. Данный способ может повлечь за собой частые судебные разбирательства с налоговыми органами.
Что касается налогового планирования, этот метод снижения налоговой нагрузки использует только законные способы, что делает его положительным социально-экономическим явлением.
В настоящее время налоговое планирование является значимой частью финансовой деятельности предприятия. Предметом налогового планирования выступают все экономические процессы предприятия, связанные с различными сферами деятельности.
Помимо снижения налоговой нагрузки, налоговое планирование позволяет оптимизировать деятельность компании, в том числе увеличить доход.
Налоговое планирование является важной совокупностью правовых отношений между налогоплательщиком и государством, а значит, имеет признаки правового явления. В налоговом законодательстве находится возможность налогового планирования, которое в свою очередь предусматривает конкретные налоговые режимы для налогоплательщиков, допускает различные методы исчисления налоговой базы. Так же регулирующую функцию в механизме финансово-правового регулирования осуществляет налоговая рассрочка и отсрочка, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
С одной стороны, целевая направленность налогового планирования на уменьшение налогов, конфликтует с интересами государства, а с другой, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот в целях стимулирования отдельных категорий налогоплательщиков, регулирования социально-экономических процессов развития отраслей, которые определяют экономический потенциал государства. Именно поэтому на сегодняшний день стоит необходимость законодательного закрепления института налогового планирования.
Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает конкретные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает разнообразные методы для исчисления налоговой базы и налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в направлениях, удовлетворяющих властные органы.
Среди методов налогового планирования можно выделить внутренние и внешние методы. К внешним методам относят:
– замена налогового субъекта, то есть использование организационно-правовой формы, в отношении которой будет использован более льготный режим налогообложения;
– изменение вида деятельности, то есть переход к тем видам деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени;
– замена налоговой юрисдикции, а именно регистрация организаций в субъектах с минимальным налоговым бременем (оффшорные зоны);
– способ лоббирования заключается в том, что налогоплательщик в своих интересах может влиять на нормативные акты и законодательство. В результате, формируется налоговый режим, более выгодный налогоплательщику. Например, налогоплательщик, осуществляющий крупные инвестиционные затраты, может добиться внесения льгот для предприятий, осуществляющих инвестиции. Применение этого способа возможно только крупными компаниями, имеющим политический вес.
Что касается внутренних методов, они являются менее рискованными, так как в этом случае не приходится изменять вид деятельности или регистрацию. Среди них можно выделить:
– снижение налогооблагаемой прибыли за счет ускоренной амортизации основных средств;
– выбор учетной политики;
– использование налоговых кредитов;
– выявление ошибок, допущенных налогоплательщиком. При выявлении таких ошибок (переплаты/недоплаты) можно значительно уменьшить сумму выплат.
Наиболее рискованным методом снижения налоговой нагрузки является использование пробелов в действующем налоговом законодательстве. Однако этот способ решит проблему лишь на краткосрочный период, в связи с постоянным изменением законодательства и стремлением государства ликвидировать возможные лазейки.
В процессе налогового планирования можно использовать все методы оптимизации как внешние, так и внутренние.
В связи с постоянным изменением законодательства совокупность применяемых методов снижения налоговой нагрузки постоянно изменяется. По этой причине организация не может составить налоговый план даже на несколько отчетных периодов. Возникает необходимость непрерывного изменения, которое включает в себя:
- Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства;
- Оценка основных видов и показателей деятельности предприятия и формирование на их основе целевых показателей налоговой стратегии;
- Разработка налоговой политики по отдельным аспектам деятельности;
- Планирование каждого вида налога и отдельных аспектов деятельности с использованием различных методов налогового планирования;
- Составление налогового календаря;
- Разработка мероприятий по обеспечению реализации налогового плана;
- Оценка эффективности разработанного налогового плана.
Чтобы планирование было эффективным, необходимо, чтобы все плановые мероприятия были индивидуально направленными и носили адресный характер. В то же время налоговое планирование должно применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.
Эффективное налоговое планирование включает в себя:
– определение основных принципов;
– анализ проблем и постановка задач;
– определение основных инструментов, которые может использовать организация;
– создание схемы;
– осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой.
Принципы налогового планирования.
Исходя из необходимости сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности, основные принципы налогового планирования могут быть определены следующим образом:
- Налоговое планирование не должно нарушать закон;
- Принцип разумности уплаты налогов. Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов, т. е. полностью использовать всю совокупность налоговых льгот, причем платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока;
- Налоги нельзя просто механически минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:
– сокращение одних налоговых платежей зачастую ведет к увеличению других;
– простое сокращение налогов путем отнесения расходов на затраты уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;
– механическая минимизация налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспариванию налоговыми органами.
- Планировать налоги следует в общем контексте планирования бизнеса. Необходимо применять принцип комплексного расчета экономии и потерь, т. е. учитывать многофакторность налоговой минимизации, видеть последствия таких действий, взвешивая эффективность действий по минимизации налогового бремени;
- Кредо налогового планирования — ориентация на логику, а не на временные пробелы в законодательстве;
- Сокращать налоги нужно не путем ухода от них, а точным и скрупулезным планированием, расчетами и оптимизацией деятельности всего предприятия;
- Принцип конфиденциальности;
- Необходимо уделять внимание документальному оформлению.
В данной работе была рассмотрена значимость налогового планирования в финансовой деятельности предприятия. Использование различных методов минимизации налоговых платежей, позволяет оптимизировать деятельность предприятия, тем самым увеличить финансовые показатели предприятия, а также позволяет избежать и не допустить динамику роста увеличения уплаты налогов в дальнейшем. В связи с эти можно сделать вывод, что предприятие или организация заинтересованы в деятельности по налоговому планированию.
Литература:
- Тихонов Д. Н., Липник Л. Г. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. —: Альпина Паблишер, 2004. — 256 с.;
- Налоговая оптимизация (под ред. Брызгалина А. В.) // http://kommentarii.org/. URL: http://kommentarii.org/nalog_inciklopediay/tom1/1.1.h.. (дата обращения: 03.04.2018).;
- Организация налогового планирования на предприятии // www.cfin.ru. URL: https://www.cfin.ru/press/afa/2001–2/11_mur.shtml (дата обращения: 05.04.2018);
- Т. А. Козенкова «Налоговое планирование на предприятии». — АиН, 2009.
- Козенкова Т. А. Налоговое планирование на предприятии —: АиН, 2009. — 64 с.;
- Барулин С. В., Макрушин А. В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы. — 2010. — № 2. — С. 48–56.;
- Пименов Н. А. Налоговое планирование — Самара: Юрайт, 2016. — 250 с.;