Национализм и историческая преемственность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 13.04.2018

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Бегимбаева Ж. С., Дильмухамедова А. К. Национализм и историческая преемственность // Молодой ученый. — 2018. — №15. — С. 88-90. — URL https://moluch.ru/archive/201/49319/ (дата обращения: 22.01.2020).



В статье рассмотрена специфическая идеологическая доктрина современности, сыгравшая ключевую роль в политической мобилизации народных масс и в отличие от «классических» идеологий продолжающая набирать обороты на рубеже XX-XXI веков — национализм.

Ключевые слова: национализм, идеология, протест, террор, война, революция, национальное государство, националистическое движение.

Одно-единственное явление красной линией проходит через всю новейшую историю — от падения Бастилии до падения Берлинской стены. Возникая спорадически в Англии и Голландии XVI и XVII веков, оно расцветает во Франции и Америке в конце восемнадцатого века. Многократно разделяя страны и народы, оно охватывает Центральную и Латинскую Америку, выплескивается через Южную, Центральную, Восточную, а затем и Северную Европу в Россию, Индию и на Дальний Восток, а затем продолжает свой путь во многих обличьях по Ближнему Востоку, Африке, Австралии и Океании. Следом за ним идут протест и террор, война и революция, объединение немногих и изгнание многих. Наконец, по мере того как мир развивается, эта красная линия становится прерывистой, фрагментированной, исчезающей.

Имя этому явлению — национализм, и его история является той тонкой нитью, которая связывает и одновременно разделяет народы в современном мире. Несмотря на то, что национализм существует во многих формах, он все равно остается этой связующей нитью. История его развития — это история возникновения и упадка, роста и угасания наций и национализма. Историки могут расходиться в определении точной даты рождения национализма, но представителям социологии кажется очевидным: национализм — это современное движение и идеология, которое возникло во второй половине XVIII века в Западной Европе и Америке и которое, достигнув своего апогея в двух мировых войнах, начинает клониться к упадку, открывая дорогу новым глобальным силам, выходящим за рамки национальных государств [1, с.17].

На Западе нация и государство возникли одновременно. Со времен Французской и Американской революций «национальное государство» стало доминирующей, а вскоре и почти единственной легитимной формой политической организации и основным средством коллективной идентичности. Учитывая роль Запада в освоении новых земель и его превосходящую силу, колонизированные европейскими державами территории также были местом возникновения наций paripassuс колониальными государствами, созданными ими в Азии и Африке. Колониализм был также основным источником образования наций в Латинской Америке, Средней Азии, где административные провинции испанской, португальской и российской империй сформировали основу и определили границы последующих постколониальных государств, а следовательно, и их наций.

Вначале национализм был объединительной и освободительной силой. Он разрушал замкнутые территориальные образования, основанные на общности религии, диалекта, обычаев или клановой близости и способствовал созданию обширных и мощных национальных государств с централизованными рынками, администрацией, системами налогообложения и образования. Заряд национализма носил массовый и демократический характер. Он наступал на феодальные порядки и жестокие имперские тирании, провозглашая суверенитет народа и право всех народов самим определять свою судьбу в рамках своих собственных государств, если они того пожелают. На протяжении XIX и значительной части ХХ века национализм появлялся там, где национальная элита боролась за свержение имперской и колониальной администрации; этот процесс был столь мощным, что порой он казался неотделимым от народной демократии [2, с.80].

Но уже к середине и концу XIX столетия имперские и колониальные власти нашли способ, как отделить национализм от его демократической основы; концепции «официального национализма» в царской России, Османской империи и Японии эпохи Мэйдзи выявили известную пластичность национальных чувств, традиций и мифов, а также искажения этой красной линии.

Однако худшее было еще впереди. Широкомасштабный демократический национализм начала XIX в. дополнился рядом менее значительных «мини-национализмов» во главе с интеллектуалами, апеллировавшими к языковым и культурным различиям. Их успехи, последовавшие после Версальского мира, видоизменили карту Европы. В последовавших за этим сначала в Европе, а затем и по всему миру, потрясениях проходящий повсюду красной линией национализм смешался с темными силами фашизма, расизма и антисемитизма, что привело к ужасам Холокоста и Хиросимы [3, с.42].

В результате возникшего после этого, по крайней мере, в Европе отвращения к национализму у многих людей появилось стремление положить конец междоусобным конфликтам и создать наднациональный континент, свободный от национальных разделительных линий. Давняя вера в единство и превосходство нации и ее государства была поколеблена, а новые поколения на Западе, привыкшие к путешествиям, присутствию мигрантов и смешению культур более не чувствовали силу вековой национальной памяти, традиций и границ.

Проблема национальной исторической преемственности тесно связана со сложным вопросом относительно отношений этничности и национализма. Для многих теоретиков прилагательные «этническое» и «национальное» взаимозаменяемы, и они не проводят различия между этническими группами и нациями. Для других этничность означает раскол в рамках нации, как правило, в национальном государстве; как и регионализм, она считается «субнациональным» явлением.

Поэтому националистическое обращение к прошлому — это не только возвеличивание народа и призывы к нему, но и повторное открытие отчужденной интеллигенцией всего этнического наследия и живой общности предполагаемого происхождения и истории. Чтобы достичь успеха, националистическая идея должна суметь выстоять перед историческими сомнениями и критикой, поэтому необходимо, чтобы имелись достаточно достоверные данные относительно первоначальных этнических истоков или же последние должны быть настолько окутаны мраком, чтобы быть невосприимчивыми к опровержениям. Столь привлекательными и влиятельными эти мифы, ценности, символы и воспоминания делает их обращение к предполагаемому родству и совместному проживанию для подкрепления подлинности уникальных культурных ценностей сообщества. В этом смысле этническое сообщество напоминает расширенную семью или, скорее, «семью семей», которая растянута во времени и пространстве и включает множество поколений и множество областей в рамках определенной территории. Это чувство расширенного родства, родни и друзей, связанное с определенной «родиной», лежит в основе национальных идентичностей и сплоченности многих современных наций и наделяет их представителей живым чувством родственной связанности и давней преемственности [4, с.121–125].

Одна из центральных проблем — социальный состав идеологического движения национализма. С точки зрения многих, национализм — это, прежде всего, движение интеллектуалов или, в более широком смысле, интеллигенции. Они занимают центральное место в исследованиях Эрнеста Геллнера [5], Э.Хобсбаума [6], Бенедикта Андерсона [7], будучи основными последователями и руководителями движения, а также наиболее рьяными потребителями националистической мифологии.

Большинство национализмов возглавляют интеллектуалы и лица свободных профессий. Интеллектуалы дают основные определения и описания нации, лица свободных профессий служат главными распространителями идей и идеалов нации, а интеллигенция — наиболее яростным поставщиком и потребителем националистических мифов. Достаточно только тщательно изучить зарождение и ранний этап развития национализмов в Центральной и Восточной Европе, Индии, Китае, арабском Ближнем Востоке, Нигерии, Гане, французской Западной и Северной Африке. Даже в таких регионах, как Латинская Америка, Северная Америка и Юго-Восточная Азия, «издатели» и лица свободных профессий играли важную роль в распространении национальных идеалов [5, 8].

Литература:

  1. Смит Энтони Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М., 2004.
  2. Хабермас Ю. В поисках национальной идентичности: Философские и политические статьи. Донецк: Донбасс, 1999.
  3. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические выступления, статьи и интервью. М., 2002.
  4. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.
  5. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.
  6. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. М., 1998.
  7. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.
  8. Австро-Венгрия: опыт многонационального государства. М., 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): красная линия, национализм, лицо свободных профессий, Латинская Америка, XX-XXI, Запад, Африка, Америка, Азия, национальное государство.


Похожие статьи

Кризис и ликвидация военных диктатур в Латинской Америке...

Поворотным моментом стал политический процесс, охвативший практически все страны Латинской Америки, а именно кризис и ликвидации военных диктатур в 80-е годы XX века.

Журнал «Свободная мысль-XXI».

Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. | Статья в сборнике...

Начался экономический кризис в США осенью 1929 г., дальше Западной Европе, в Латинской Америке и других странах Азии и Африки.

В начале XX в. США являлись наиболее важным государством мира и наиболее процветающей в экономическом плане страной.

К вопросу о формировании Американской нации

...[5]. Ранняя американская республика выступала «национальным государством, основанным на англо-американо-протестанском национализме

В последние десятилетия XX века в США начался новый этап в развитии исследования

11. См.: Токвиль А. Демократия в Америке.

Американо-китайские отношения в первой половине 60-х гг. XX века

В XXI веке даже появился специальный термин Chimerica, обозначающий партнерство Китая и

Вся Африка относится к третьему миру, к третьему миру относится и Латинская Америка» [5]

- С. 67. Практикум по новейшей истории стран Азии и Африки (вторая половина ХХ века)...

Развитие нефтегазовой промышленности в странах Южной...

Латинская Америка, бразилия, Южная Америка, нефтегазовая отрасль, Азия, венесуэла, Европа, Африка, мексика, Северная Америка.

Сравнительная характеристика национальных особенностей...

Сравнительная характеристика национальных особенностей туристов из Европы, Африки и Азии.

Туристы из Европы весьма симпатичны, однако сдержаны, во всяком случае пока не выпьют некоторое количество красного вина.

Понятие силы в либеральной теории на примере Лиги Наций

Ключевые слова: Лига Наций, либеральная теория, мягкая силы, локальные конфликты. Приближается конец Первой мировой войны — первого крупного конфликта, затронувшего государства не только Европы, но также Северной и Латинской Америки, Азии, Африки.

Ибероамериканский вектор сотрудничества Испании в сфере...

Отношения Испании со странами Латинской Америки традиционно основываются на исторической общности языка, культуры и религии.

Официальный сайт Национального института статистики Испании [Электронный ресурс].

Сравнительный анализ культур Востока и Запада | Молодой ученый

Образно говоря, Восток (под которым обычно понимают Азию) и Запад (представленный Европой и

В наши дни на планете не существует государств, неподверженных влиянию извне, уже сейчас

К сожалению, западная цивилизация в лице Америки и Европы стремится к...

Похожие статьи

Кризис и ликвидация военных диктатур в Латинской Америке...

Поворотным моментом стал политический процесс, охвативший практически все страны Латинской Америки, а именно кризис и ликвидации военных диктатур в 80-е годы XX века.

Журнал «Свободная мысль-XXI».

Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. | Статья в сборнике...

Начался экономический кризис в США осенью 1929 г., дальше Западной Европе, в Латинской Америке и других странах Азии и Африки.

В начале XX в. США являлись наиболее важным государством мира и наиболее процветающей в экономическом плане страной.

К вопросу о формировании Американской нации

...[5]. Ранняя американская республика выступала «национальным государством, основанным на англо-американо-протестанском национализме

В последние десятилетия XX века в США начался новый этап в развитии исследования

11. См.: Токвиль А. Демократия в Америке.

Американо-китайские отношения в первой половине 60-х гг. XX века

В XXI веке даже появился специальный термин Chimerica, обозначающий партнерство Китая и

Вся Африка относится к третьему миру, к третьему миру относится и Латинская Америка» [5]

- С. 67. Практикум по новейшей истории стран Азии и Африки (вторая половина ХХ века)...

Развитие нефтегазовой промышленности в странах Южной...

Латинская Америка, бразилия, Южная Америка, нефтегазовая отрасль, Азия, венесуэла, Европа, Африка, мексика, Северная Америка.

Сравнительная характеристика национальных особенностей...

Сравнительная характеристика национальных особенностей туристов из Европы, Африки и Азии.

Туристы из Европы весьма симпатичны, однако сдержаны, во всяком случае пока не выпьют некоторое количество красного вина.

Понятие силы в либеральной теории на примере Лиги Наций

Ключевые слова: Лига Наций, либеральная теория, мягкая силы, локальные конфликты. Приближается конец Первой мировой войны — первого крупного конфликта, затронувшего государства не только Европы, но также Северной и Латинской Америки, Азии, Африки.

Ибероамериканский вектор сотрудничества Испании в сфере...

Отношения Испании со странами Латинской Америки традиционно основываются на исторической общности языка, культуры и религии.

Официальный сайт Национального института статистики Испании [Электронный ресурс].

Сравнительный анализ культур Востока и Запада | Молодой ученый

Образно говоря, Восток (под которым обычно понимают Азию) и Запад (представленный Европой и

В наши дни на планете не существует государств, неподверженных влиянию извне, уже сейчас

К сожалению, западная цивилизация в лице Америки и Европы стремится к...

Задать вопрос