Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста. Конспект занятия педагога-психолога «Сувенир для друга» для детей старшей группы в соответствии с требованиями ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рыбаченко, А. Б. Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста. Конспект занятия педагога-психолога «Сувенир для друга» для детей старшей группы в соответствии с требованиями ФГОС / А. Б. Рыбаченко, М. Ф. Барба, Ю. В. Ачкасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49267/ (дата обращения: 19.04.2024).



Развитие активной творческой личности — одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательной системой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Идея обучения, ориентированного на поддержание и развитие творческого потенциала, лежит в основе ответа на насущный вопрос: как учить детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально?

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, такие как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающий ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть — в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в разных видах деятельности.

Творческая личность — это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции.

Формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления, вот что является главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте. Ассоциативность — это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд несопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности, мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Также существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества. Диалектичность — это способность видеть в любых системах противоречия, решать проблемы. Системность — это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

Каким образом педагоги и специалисты могут способствовать развитию творческих способностей детей?

Основной метод, для развития творческих способностей, это сказкотерапия. Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сказкотерапия — это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные стороны личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта. Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А значит, мы начинаем творить, становимся настоящими волшебниками. Являясь сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания, сказка помогает ребенку через интуицию и фантазию открыть в себе творческое начало. Кроме того, язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком собственных проблем.

Арт-терапия — это терапия творческим самовыражение и познание себя через искусство. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Он отвечает фундаментальной потребности человека в самоактуализации — раскрытии всего спектра своих возможностей и утверждении им собственного способа бытия в мире. Арт-терапия вызывает положительные эмоции, помогает человеку преодолеть апатию и безынициативность, дает жизненную активность и творчество. Арт-терапия — это необыкновенная возможность выразить себя через искусство и стать творцом собственной жизни, погрузившись в волнующий мир творчества и реализации собственных возможностей.

Игровая терапия — это наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры, которая основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Процедура игровой терапии включает в себя выполнение детьми специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, проигрывание различных ситуаций. В процессе игры каждый ребенок начинает лучше понимать свои чувства, у него развиваются коммуникативные навыки, способность к принятию собственных решений, снимаются напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

Креативная визуализация — этот метод предполагает индивидуальную активность ребенка, это способ использования естественной мощи воображения. В креативной визуализации использование воображения происходит, чтобы создать отчетливый образ того, чего мы хотим. Для применения этого метода необходимо научить детей расслабляться, когда тело и ум расслаблены, электрическая активность нейронов мозга изменяется и замедляется. Этот более глубокий, замедленный уровень обычно называют альфа-уровнем.

Цветотерапия — цвет влияет на физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные чувства и мысли, благодаря цвету достигается лечебный эффект.

Ароматерапия — нормализует психологическое состояние человека. Ароматические масла, позволяют сбалансировать организм человека и высвободить дремлющие ресурсы собственных сил организма.

Один из основных принципов дошкольного образования поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности.

Конспект занятия педагога-психолога «Сувенир для друга»

Цель: создание условий для развития творческого потенциала детей.

Задачи:

‒ обобщить знания детей о понятиях «друг», «дружба»;

‒ способствовать развитию коммуникативных навыков и умений;

‒ способствовать снятию эмоционального напряжения;

‒ развитие творческого воображения.

Материалы: мяч/игрушка антистресс, проектор, мультфильм о Тучке, запись спокойной музыки, лампа-лава/ мерцающий шар, фигуры из пенопласта (больше чем количество детей для выбора), клей, украшения (бисер/пайетки/блестки/акриловые краски, кисти, перышки, декоративные камни и т.п)-любые варианты для украшения фигур.

Ход занятия:

1. Психолог: Здравствуйте друзья! Перед тем как начать наше занятие, давайте с вами возьмемся за руки и поприветствуем друг друга доброй улыбкой!

Психолог: Итак, мы готовы начинать нашезанятие, сейчас мы с вами поиграем в игру «Ты мне нравишься». Мяч, который я держу в руке, поможет нам выразить теплые чувства, которые мы испытываем по отношению друг к другу. Итак, сейчас мы будем передавать мяч друг-другу, и говорить почему дружочек, который стоит рядом с нами может стать самым лучшим другом. Игра продолжается пока каждый из нас не услышит, теплые слова в свой адрес.

2. Психолог: Асейчас давайте вместе внимательно посмотрим мультфильм,ипостараемся понять, о чем он! (дети вместе с педагогом смотрят мультфильм о дружбе)

3. Беседа.

Как вы думаете, о чем этот мультфильм? Что такое дружба? Зачем нужны друзья? А в группе у вас есть друзья? А может быть есть те с кем бы вы хотели подружиться? (Ответы детей. Дружба — это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба — это улыбки друзей. Друзья — это люди, с которыми нам интересно играть. Дружба — это когда умеешь без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу. Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить. Поднимите руки те, у кого есть друзья).

4. Релаксационное упражнение.

Включается «волшебный мерцающий шар».

Психолог: Я предлагаю сесть поудобнее, закрыть глаза, глубоко вдохнуть и представить своего друга, подумать о том какой он, как он вам дорог, как вы вместе играете, веселитесь.

Чтение стихотворения Л.Орловой «Что такое дружба?»

Дружба — это тёплый ветер,

Дружба — это светлый мир,

Дружба — солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба — это только счастье,

Дружба — у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой — жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом — даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

5. «Сюрприз для друга»

Психолог: Откройте глаза, потянитесь, улыбнитесь. А вам бы хотелось порадовать своего друга, сделать для него что-то приятное? А как вы думаете, чему могут обрадоваться ваши друзья? (подарку, сюрпризу). Давайте каждый из вас сегодня смастерит своими руками подарок для своего друга? Выберете на столе фигурку и украсьте ее так как вам хочется!

(дети вместе с педагогом выбирают фигурки и украшают их)

Психолог: Посмотрите, какие у нас получились красивые подарки для друзей! А может среди присутствующих здесь есть ваши друзья или те с кем бы вам хотелось подружиться, тогда вы можете подарить подарок им (дети обмениваются подарками или забирают его с собой для своего друга).

Психолог: Наше занятие подошло к концу!

Основные термины (генерируются автоматически): друг, дружба, развитие, ребенок, творческий потенциал, дошкольный возраст, игровая терапия, креативная визуализация, процесс игры, ролевая игра.


Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Основные термины (генерируются автоматически): сюжетно-ролевая игра, ребенок, игра, творческий характер, игровая деятельность, дошкольный возраст, вид

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик, сюжетно-ролевая

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.

Социальное развитие детей дошкольного возраста через...

Поэтому, качественное развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте является непременным условием полноценного социального развития личности дошкольника. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача...

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда.

Воспитывающий потенциал сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр. Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой...

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться.

Идеи использования интерактивного оборудования...

Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста по программе «Детство». Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития

Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Основные термины (генерируются автоматически): сюжетно-ролевая игра, ребенок, игра, творческий характер, игровая деятельность, дошкольный возраст, вид

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик, сюжетно-ролевая

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.

Социальное развитие детей дошкольного возраста через...

Поэтому, качественное развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте является непременным условием полноценного социального развития личности дошкольника. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача...

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда.

Воспитывающий потенциал сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр. Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой...

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться.

Идеи использования интерактивного оборудования...

Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста по программе «Детство». Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития

Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Задать вопрос