Особенности межличностных отношений в инклюзивном классе начальной школы. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (200) апрель 2018 г.

Дата публикации: 07.04.2018

Статья просмотрена: 2426 раз

Библиографическое описание:

Дуда, И. В. Особенности межличностных отношений в инклюзивном классе начальной школы. / И. В. Дуда, Н. А. Петрик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49132/ (дата обращения: 25.04.2024).



Одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно прогрессирующее число детей с проблемами здоровья. Ранее дети, имеющие ограниченные возможности здоровья обучались исключительно в специализированных, коррекционных учреждениях. Находясь в коррекционном учебном заведении, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья остаётся изолированным от реального мира, в котором ему предстоит жить, будучи взрослым. Особенному ребёнку жизненно необходимо научиться находить общий язык со сверстниками, поэтому государство приняло решение о «включении» детей с ограниченными возможностями здоровья в общие образовательные учреждения. В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование.

Ключевые слова: детский коллектив, ученический коллектив, инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогами конкретные цели, которые необходимо достичь в ходе образовательного процесса. Всем известно, что процесс достижения конкретных целей, всегда сопровождается сопутствующими целями, от которых нам никуда не деться, независимо от того, каким видом деятельности мы занимаемся. В образовательном процессе одной из таких сопутствующих целей является формирование детского коллектива, поскольку в основе развития личности ребенка, его отношений к действительности и к самому себе лежит практический опыт, приобретаемый им в общении и в совместной деятельности с другими людьми. Поэтому для благоприятного всестороннего развития становящейся личности необходимо, чтобы между членами коллектива складывались максимально здоровые отношения, ведь опыт, полученный в детском коллективе, ребёнок перенесёт во взрослую жизнь, став зрелой личностью, став полноценным членом общества, будущее которого, отчасти, и в его руках. Идея коллективного воспитания родилась отнюдь не сегодня. Её истоки можно найти ещё в Древнем Египте, Спарте, Средневековье.

На наш взгляд, невозможно отрицать тот факт, что коллектив является неотъемлемой частью жизни каждого человека, поэтому можно с уверенностью заявить, детский коллектив — это одно из самых мощных средств воспитания подрастающего поколения. Ещё Т. С. Шацкий основываясь на личном опыте, полученном во время работы с детьми, заметил, что на инстинктивном уровне дети всегда стремятся к объединению со сверстниками, оказывая при этом, эффективное воспитательное воздействие друг на друга. Стоит напомнить, что не всякое объединение людей можно назвать коллективом. В своём становлении коллектив проходит определённые этапы, стадии. Коллектив — это слаженная система, которая имеет определённые функции и признаки. Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А. С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания [2]. Также идею о необходимости поддерживать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи развивали Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, В. М. Бехтерев, Е. А. Аркин, Н. К. Крупская, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский.

В 60-е годы ХХ века педагогика обогащается результатами многочисленных исследований, которые были посвящены изучению детских коллективов. В это время складываются научные школы педагогики детского коллектива — Т. Е. Конниковой (г. Санкт-Петербург, ранее — Ленинград) и Л. И. Новиковой (Москва). В последующие десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т. Е. Конникова, Л. И. Новикова, М. Д. Виноградова, А. В. Мудрик, О. С. Богданова, И. Б. Первин и др.) [3].

В организованном детском коллективе большое значение имеют отношения детей друг к другу, их дружеские и товарищеские связи. Опыт показывает, что чем слаженнее и организованнее коллектив, тем крепче в нём дружеские и товарищеские отношения, и обратно; чем дружнее коллектив, тем крепче его организация, интереснее и разностороннее протекает его жизнь.

В последние годы происходит обновление системы образования, особо значимым новшеством является сближение специализированных и общеобразовательных учреждений. Центром внимания педагогической общественности стал вопрос о совместном обучении нормативно развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Принятие этого решения связано с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить им равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование [5]. На сегодняшний день наиболее передовой системой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормативными детьми является система инклюзивного образования.

Инклюзивное образование (фр. inclusif — включающий в себя, лат. includere — заключать, включать) — особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность (возможность) образования для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и потребностей. В основе инклюзии — простая и древняя как мир идея, что школа — для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное — подходить школе. [1]

Школа, которая выбрала для себя путь реализации инклюзивного образования, прежде всего, должна принять как свою школьную культуру соблюдение основных принципов инклюзивного образования. Их восемь: 1) ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2) каждый человек способен чувствовать и думать; 3) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4) все люди нуждаются друг в друге; 5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8) разнообразие усиливает все стороны жизни человека [4].

Безусловно, в основу инклюзивной модели образования легли гуманистические идеи, реализация которых предоставит возможность детям с ограниченными возможностями здоровья в полной мере реализовать себя как личность. Чтобы оценить успешность реализации модели инклюзивного образования, нами было проведено исследование, направленное на изучение актуального уровня межличностных отношений в инклюзивном классе начальной школы.

Исследование актуальных межличностных отношений младших школьников проводилось в три этапа. Исследование проводилось на базе гимназии № 16, г. Красноярск. В исследовании приняли участие 25 человек в возрасте 7–8 лет. Были выбраны учащиеся 1 «А» класса — 13 девочек и 12 мальчиков; из них 4 учащихся с ОВЗ: 1) Анатолий Г. — учащийся расстройством аутистического спектра, с интеллектом несоответствующим норме; 2) Евгений Е. — учащийся с нарушением зрения; 3) Лев Л. — учащийся с расстройством аутистического спектра, с сохранным интеллектом; 4) Алиса С. — учащаяся с задержкой психического развития.

На первом этапе исследования была проведена социометрия:

Цель — исследование актуальной позиции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в классном коллективе. Каждый учащийся получил лист бумаги, на котором были написаны три вопроса:

1) Кому бы ты хотел подарить, сделанную тобой валентинку? Напиши фамилии трёх одноклассников.

2) Представь, что ваш 1 класс решили поделить пополам, чтобы получилось два первых класса. С кем бы ты хотел оказаться в классе? Напиши фамилии трёх одноклассников.

3) С кем из ребят ты бы хотел жить по соседству? Напиши фамилии трёх одноклассников.

Инструкция к выполнению была следующей: «Перед вами лист, на котором написано три вопроса. Рядом с каждым вопросом вам нужно написать фамилии трёх ребят из вашего класса. Отвечая на разные вопросы, фамилии могут повторяться».

Анализ результатов социометрического исследования:

По результатам социометрического исследования была составлена социограмма. Максимальное количество баллов, которое было возможно набрать — 225. Исходя из того, что было предложено три вопроса (в каждом вопросе была выборка по очередям: 1 очередь — 3 балла, 2 очередь — 2 балла, 3 очередь — 1 балл).

Полученные результаты распределились по уровням следующим образом:

151–225 баллов — «звёзды»;

76–150 баллов — предпочитаемые ученики;

75–0 баллов — игнорируемые ученики.

Согласно результатам социометрического исследования, обучающиеся с ОВЗ заняли следующие позиции:

Анатолий Г. находится в позиции игнорируемых учеников (ученик с РАС);

Алиса С. находится в позиции игнорируемых учеников (ученица с ЗПР);

Евгений Е. находится в позиции игнорируемых учеников (слабовидящий ученик);

Лев Л. находится в позиции игнорируемых учеников (ученик с РАС).

В ходе анализа результатов социометрического исследования было выявлено, что все учащиеся с ограниченными возможностями здоровья занимают в классе игнорируемые позиции. Также по результатам социометрического исследования в позиции игнорируемых учеников оказался нормативные учащиеся — Алексей Е., Матвей М., Максим Л. В ходе наблюдения, было замечено, что Алексей Е., часто пропускает занятия по болезни, вероятно, именно это стало причиной занимаемой ребёнком позиции. Матвей М. и Максим Л. — учащиеся, которые, практически, всегда являются зачинщиками потасовок (как с одноклассниками, так и с детьми из других классов).

С целью уточнения характера сложившихся отношений в детском коллективе мы использовали анкетирование «Для меня дружба это…» и опросник «Аукцион».

На втором этапе исследования был проведен опрос «Аукцион»:

Цель — исследование психологического климата в детском коллективе.

Каждый учащийся получил лист бумаги, на котором были написаны слова через запятую: весёлый, дружный, недружный, грустный, активный, добрый, безответственный, неактивный, злой, ответственный. Из предложенных слов учащиеся должны выбрать те слова, которые больше всего подходят для описания их класса. Инструкция к выполнению была следующей: «Перед вами лист, на котором написано десять слов. Представьте, что вам нужно написать рассказ о своём классе, для этого из предложенного списка вы можете взять только пять слов. Какие это будут слова?».

Анализ результатов опроса «Аукцион»:

Анализ полученных результатов оценивался с учётом следующих критериев:

За каждое слово, которое характеризует класс с позитивной стороны, ученик получал 1 балл, за каждое слово, которое характеризует класс с негативной стороны — 0 баллов.

Полученные значения распределились по уровням следующим образом:

5–4 балла — позитивное отношение;

3–2 балла — неустойчивое позитивное отношение;

1–0 баллов — негативное отношение.

Как показывают данные, половина учащихся (13 человек) имеют позитивное отношение к ученическому коллективу; у 9 человек — неустойчивое позитивное отношение к классу, у 3 человек — негативное отношение к классу. Это свидетельствует о том, что в целом в ученическом коллективе благоприятный психологический климат, т. к. половина учащихся (52 %) выбрала исключительно положительные характеристики для описания своего класса. У другой части класса (36 %) — хотя и неустойчивое, но позитивное отношение к классу, в их ответах также преобладали слова с положительной характеристикой.

На третьем этапе исследования было проведено анкетирование «Для меня дружба это…»:

Цель — исследовать проявление социальных представлений о дружбе.

Каждому ученику была предложена анкета закрытого типа, которая содержала в себе пять вопросов с тремя вариантами ответов. Инструкция к выполнению теста была следующей: «Перед вами анкета, в которой пять вопросов. В каждом вопросе 3 варианта ответа, вам нужно выбрать тот, который, на ваш взгляд, является наиболее подходящим».

Анализ результатов анкетирования «Для меня дружба это …»:

Анализ полученных результатов оценивался с учётом следующих критериев:

Если была выбрана характеристика, которая соответствует истинному представлению о дружбе, то за каждый из 5 вопросов ученик получал 1 балл; если ученик выбирал характеристику, которая предполагала какую-либо выгоду — 0 баллов.

Полученные значения распределились по уровням следующим образом:

5–4 балла — высокий уровень;

3–2 балла — средний уровень;

1–0 баллов — низкий уровень.

Как показывают данные, практически у всех учащихся (24 человека) сформировано истинное представление о дружбе: они понимают, кто такой настоящий друг, какими качествами он должен обладать, и что в принципе означает слово «дружба».

Результаты исследования дают нам право говорить о том, что в ученическом коллективе благоприятный психологический климат, что является важным условием благополучного развития личности обучающихся. Исходя из результатов исследования, так же выявлено, что у большинства членов ученического коллектива сформировано истинное социальное представление о дружбе. Дети в классе, действительно, дружелюбные, но, несмотря на это, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья занимают отрешённые позиции в коллективе, что позволяет сделать предположение о том, что дети с нормативным развитием в данном классе, оказались готовыми к принятию одноклассников, которые имеют ограниченные возможности здоровья. Оказывается, может быть и такое, что сами обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не готовы стать полноценным членом ученического коллектива. Это объясняется тем, что дети неожиданно для них оказались в иной среде, ведь раньше они получили образование в специализированных учреждениях, а сейчас они оказались среди сверстников с нормативным развитием, и что ожидать от них, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не знают. Для того, чтобы успешно контактировать со сверстникам, ребёнку с ограниченными возможностями необходимо проделать значительную работу над собой. В первую очередь, для позитивного взаимодействия с окружающими необходимо научится: контролировать свои эмоции, адекватно реагировать на обращения в свой адрес, успешно выстраивать монологическую и диалогическую речь, снимать нервное напряжение безопасными для всех, доступными способами и пр. Считаем, что развитию этих качеств может способствовать арт-терапия, поскольку методы арт-терапии способны комплексно охватить различные сферы человека.

Литература:

  1. Битянова М. Р. Инклюзивное образование //. — М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. — С. 7–8.
  2. Кенсаринова М. В. Теория коллектива А. С. Макаренко: философские и психологические аспекты // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 1. — С. 301–304.
  3. Методы воспитания. Классификация методов воспитания. // Лекции.Ком. URL: http://lektsii.com/2–14971.html (дата обращения: 22.03.2018).
  4. Рудь Н. Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. Методическое пособие. — М.: Перспектива, 2011. — 28 с.
  5. Чемоданова Д. И. Инклюзивное образование как социально-педагогический феномен // Человеческий капитал. — 2014. — № 1. — С. 10–13.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, детский коллектив, инклюзивное образование, балл, ученический коллектив, класс, ребенок, слово, учащийся, ученик.


Похожие статьи

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика, массовый социум.

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам...

По мнению Н. Н. Малофеева инклюзивное образование можно рас-сматривать как процесс совместного воспитания и обучения нормально развивающихся детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной...

ребенок, инклюзивное образование, школа, категория детей, ограниченная возможность здоровья, общее образование, образовательная среда, логопедическая работа, коррекционная работа...

Формирование дружеских отношений среди младших школьников...

Это означает, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и дети с умственной отсталостью (далее дети с УО) имеют

Однако, как показывает российская практика на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования.

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика...

Готовность современной школы к реализации инклюзивного...

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок, образование, Самарская область, Российская Федерация, специальное образование, школа, Областная целевая программа.

Изучение уровня социализации детей с ограниченными...

В эксперименте принял участие ученики 4 класса в количестве 40 человек. Учащиеся были разделены на контрольную и

Методические рекомендации для будущих педагогов по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.

Похожие статьи

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика, массовый социум.

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам...

По мнению Н. Н. Малофеева инклюзивное образование можно рас-сматривать как процесс совместного воспитания и обучения нормально развивающихся детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной...

ребенок, инклюзивное образование, школа, категория детей, ограниченная возможность здоровья, общее образование, образовательная среда, логопедическая работа, коррекционная работа...

Формирование дружеских отношений среди младших школьников...

Это означает, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и дети с умственной отсталостью (далее дети с УО) имеют

Однако, как показывает российская практика на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования.

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика...

Готовность современной школы к реализации инклюзивного...

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок, образование, Самарская область, Российская Федерация, специальное образование, школа, Областная целевая программа.

Изучение уровня социализации детей с ограниченными...

В эксперименте принял участие ученики 4 класса в количестве 40 человек. Учащиеся были разделены на контрольную и

Методические рекомендации для будущих педагогов по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.

Задать вопрос