Структура и проблемы образовательного процесса студентов лечебного факультета БГМУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (200) апрель 2018 г.

Дата публикации: 03.04.2018

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Даниленко О. А., Белохвостик Д. И. Структура и проблемы образовательного процесса студентов лечебного факультета БГМУ // Молодой ученый. — 2018. — №14. — С. 246-248. — URL https://moluch.ru/archive/200/49081/ (дата обращения: 17.01.2020).



Актуальность. Студенты медицинского вуза в будущем станут представителями такой высоко важной для общества профессии, как врач. Однако сегодня ведется множество дискуссий о проблемах в системе здравоохранения. С нашей точки зрения, решить эти проблемы невозможно без улучшения качества подготовки специалистов, поскольку именно в ВУЗе будущий врач получает базовый запас знаний и практических навыков. Поэтому так важно изучить особенности организации образовательного процесса в медицинских ВУЗах, чтобы впоследствии устранить основные недостатки и проблемы здравоохранения.

Цель: с помощью методов социологического исследования выявить структуру образовательного процесса студентов лечебного факультета БГМУ, а также основные проблемы, препятствующие эффективному обучению.

Материал иметоды. В работе использованы общелогические методы, метод анкетного опроса, эксперимент, контент- и компаративный анализ, а также статистические методы для обработки полученных результатов.

Результаты иих обсуждение. На первом этапе научной работы было проведено анкетирование, направленное на то, чтобы выявить мнение самих студентов о структуре, особенностях и проблемах их обучения. В ходе анкетного опроса было опрошено 100 человек лечебного факультета БГМУ различных курсов. В результате анкетирования выявлено, что по субъективному мнению студентов, акцент в обучении делается в первую очередь на теоретические дисциплины — 44 из 77. Многие студенты этим недовольны и отмечают нехватку практических занятий — 49,4 % опрошенных.

Один из очень дискуссионных на сегодняшний день вопросов связан местом и ролью в системе образования гуманитарных дисциплин. Результаты изучения субъективных оценок студентов и объективных данных учебных планов оказались достаточно противоречивыми. С одной стороны, большой процент учащихся высказываются за важность изучения данных предметов на лечебном факультете, однако философия возглавляет список предметов, от которых студенты с удовольствием избавились бы, если бы у них была такая возможность. Мотивируется «нелюбовь» к гуманитарным предметам тем, что они отнимают время на изучение других более важных для медиков дисциплин. При этом анализ учебных планов показывает, что в общем объеме учебной нагрузки гуманитарные предметы занимают весьма незначительное место — не более 360 ч, что составляет 3,6 % от общего количества.

Что же касается весьма важной для будущих медработников этической составляющей обучения, то в данном случае результаты опроса достаточно противоречивы: с одной стороны, большинство опрошенных высказалось за то, что врачу необходимо знание принципов биомедицинской этики — 85,2 %, но при этом 35,8 % опрошенных согласен с тем, что на данный момент эта дисциплина факультативная, т. е. необязательная.

На втором этапе исследования был проведен контент-анализ Учебного плана на 2017–2018 учебный год, Специальность 1–79 01 01 «Лечебное дело». В основном при анализе внимание обращалось на количество часов, выделяемое на те или иные виды дисциплин, а также распределение теоретической и практической нагрузки.

При анализе учебного плана установлено, что соотношение теоретических дисциплин к практическим составляет 60/40. Это означает, что университет в духе классического подхода к образованию акцент делает все-таки на снабжение студентов фундаментальными и разносторонними теоретическими знаниями, нежели на подготовку просто узких специалистов-практиков в какой-то сфере. Интересно то, что большинство студентов, проходивших анкетирование, верно подметили эту тенденцию.

Как уже отмечалось, в ходе анкетирования было установлено, что, по мнению студентов, в университете не хватает практических занятий. Однако анализ учебных планов позволяет сказать, что это не совсем верно, поскольку в соответствии с планом студент лечебного факультета получает 6888 ч. практических занятий, что составляет 69,7 % от их общего количества. Иными словами, можно сделать вывод, что ВУЗ выделяет достаточное количество аудиторных часов на получение учащимися практических навыков и умений.

В чем же причина того, что ответы студентов в анкете не соответствуют объективным цифрам? Возможно, это связано не столько с количеством, но с качеством этих практических занятий, что и подтверждают данные, полученные от студентов при ответах на вопросы о трудностях и проблемах в обучении.

На гуманитарные предметы отводится 360 ч, что составляет 3,6 % от общего количества. Если взять для сравнения, то количество всех часов, отводящихся на предмет «Нормальная физиология» составляет 366 ч., хотя студенты неоднократно отмечали, что в учебной программе, отводится слишком большое количество часов на гуманитарные предметы.

Некоторые студенты недовольны распределением часов по различным предметам. Проанализируем 2 из них: Иностранный язык и Физическую культуру. На изучение иностранного языка отводится 2 учебных года, что составляет 150 академических часа. На изучение физической культуры — 4 учебных года, что составляет 560 академических часов. И это при том, что всем известно, как важно в наше время владеть иностранным языком, особенно в профессии врача, чтобы быть высокообразованным и востребованным специалистом не только в пределах Беларуси. Для физических же занятий создана масса условий вне университета, например, в общежитиях (спортивные залы, секции, тренажерные залы и т. д.), и при желании студенты могут тренироваться в удобное для них неучебное время. Иными словами, сократив обучение физической культуре и добавив эти часы к английскому языку, мы получили бы оптимальный результат.

Подытожив все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что учебные планы и учебные программы имеют ряд недостатков и нуждаются в пересмотре, так как даже сами студенты в анкетировании отмечали, что им не хватит знаний и умений, полученных в процессе обучения в БГМУ, чтобы стать высококвалифицированными специалистами.

Что же касается тех реформ, которые бы сами учащиеся провели в университете, то чаще всего они включают:

a) отмену платных отработок и свободное посещение лекций;

b) увеличение часов по субординатуре по выбранной специальности;

c) пересмотр расписания занятий с целью сокращения траты времени на переезды между различными корпусами БГМУ;

d) отмену экзаменов по гуманитарным предметам;

e) модернизацию методик проведения занятий;

f) отмену тестирования, как способа проверки знаний;

g) улучшение материального-технического обеспечения корпусов и общежитий (отсутствует интернет в подавляющем большинстве корпусов и общежитий).

На третьем этапе нашего исследования был проведен эксперимент, с целью выявления степени эффективности полученных студентами знаний и навыков. Эксперимент основывался на эффекте неожиданности, поэтому подопытные были выбраны в общежитии абсолютно случайно. 2 экспериментатора зашли в комнату студентов-медиков в общежитии под предлогом рекламирования одного из ведущих производителей косметики. Пока 1 из авторов эксперимента пытался заинтересовать студенток продукцией, 2-й неожиданно сымитировал обморок. 1-й в это время делал вид, что растерялся и запаниковал, просил о помощи студенток, так как якобы сам не знал, что делать в сложившейся ситуации.

Одна из подопытных студенток также начала паниковать. Другая предложила позвать кого-то из старших курсов. Третья начала приводить в сознание человека, которому стало плохо: побежала за холодной водой, чтобы опрыскать лицо, руками била по лицу, подняла вверх ноги. Через несколько минут 2-й экспериментатор «пришел в сознание». В итоге, экспериментаторы поблагодарили студенток за то, что они не растерялись и смогли помочь человеку в сложившейся ситуации.

Проанализировав эксперимент, прежде всего можно отметить смелость, решительность и неравнодушие наших студентов к оказанию первой медицинской помощи. Большинство студентов оказалось психологически устойчивым к неожиданной «проверке» их способностей. При этом студенты оказывали первую помощь охотнее, если рядом был товарищ, сосед по комнате. Студенты младших курсов были более робкими и оказывали помощь, в основном опираясь на советы и подсказки старших товарищей. Что касается учащихся старших курсов, то они без раздумий, как «на автомате», приступали к оказанию помощи. Если проследить закономерность оказания медицинской помощи, то, как и ожидалось, здесь большие навыки проявили педиатрический и лечебный факультеты. Ведь в этом непосредственно и заключается их будущая профессия.

Выводы:

  1. Анкетирование и изучение учебных планов говорит о несколько нерациональном подходе к составлению образовательной программы, что выражается в непропорциональном распределении часов на различные (теоретические, практические, гуманитарные) дисциплины. При этом сами студенты в достаточной степени отчуждены от влияния на процесс своего обучения, поскольку на факультативные дисциплины выделяется лишь 150 ч., т. е. весьма незначительный процент от общего количества.
  2. Анкетирование выявило, что в целом студенты хотят работать в медицинской сфере в будущем и уже сейчас активно настроены на помощь окружающим. Однако процент готовых к реальным действиям реанимационного характера все же выше в ситуациях, когда помощь требуется другу (77,8 %), либо коллеге по университету (90,1 %). Желающих оказывать помощь незнакомым людям в публичных местах намного меньше (27,2 %). При этом многие (61,7 %) скептически оценивают свою практическую подготовку, т. е. реальные навыки оказания медицинской помощи, и только 38,3 % считают, что в достаточной мере и теоретически, и практически готовы к оказанию первой помощи.Однако опрос не в полной мере позволяет выявить готовность студента к оказанию помощи, поэтому для подтверждения данных анкетного опроса, был проведен эксперимент, данные которого показали смелость, решительность и неравнодушие студентов к оказанию первой медицинской помощи.
  3. По результатам опроса значительная часть студентов (39 %), несмотря на то, что они сознательно выбирали университет и готовы трудиться в дальнейшем либо по профессии (52,7 %), либо открыть собственное дело, связанное с медициной (14,7 %), не удовлетворены образовательным процессом в целом или отдельными его сторонами. Больше всего нареканий со стороны студентов вызывают: а) нерациональное распределение учебных часов по различным предметам; б) изучение информации, не несущей в себе практической ценности (например, эксплуатация приборов, которые давно не используются в медицине); в) отсутствие целостного подхода в обучении (неоправданное повторение, фрагментированность и разбросанность информации по дисциплинам, курсам); г) проведение семинаров по предмету до начала цикла лекций; д) недостаточная техническая оснащенность (например, отсутствие интернета).Таким образом, образовательный процесс в БГМУ имеет еще ряд существенных недостатков, который мешают вывести университет на уровень международных стандартов образования и готовить действительно высокопрофессиональных специалистов. Возможные же реформы в образовании должны обязательно учитывать мнение и пожелания не только администрации, преподавателей, но и самих студентов.

Литература:

  1. Аверьянов, Л. Я. Контент-анализ / Л. Я. Аверьянов. — М.: РГИУ, 2007. — 286 с.
  2. Бутенко, И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами / И. А. Бутенко. — М.: Высшая школа, 1989. — 178 с.
  3. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): лечебный факультет, студент, медицинская помощь, анкетный опрос, физическая культура, предмет, образовательный процесс, иностранный язык, час, сложившаяся ситуация.


Похожие статьи

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, студент, здоровье, занятие, медицинский вуз, собственное здоровье, правильное питание, оценка

Физическая культура в образовательном процессе курсантов (студентов).

Занятия по физической культуре как средство социальной...

Однако современная система образования не в полной мере использует возможности физической культуры в процессе адаптации и личностного развития человека с целью преодоления сложной кризисной ситуации.

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям...

Отсюда формирование всех компонентов физической культуры в медицинском вузе, изучение проблемы физического самовоспитания студентов становятся особенно важными в процессе профессионального образования.

Научно-исследовательская деятельность студентов...

После окончания медицинского осмотра (сентябрь) студентов распределяют по

Студенты, занимаются лечебной физической культурой по месту жительства.

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения.

Формирование физической культуры студентов

Цель исследования — совершенствование методики организации учебного процесса по формированию физической культуры студентов. Методы и организация исследования. Анализ научно-методической литературы, социологический опрос студентов...

Особенности занятий физической культурой со студентами...

специальная медицинская группа, физическая культура, балл, занятие, состояние здоровья, студент, физическое воспитание, сердечно-сосудистая система, тренажерный зал, Диксон.

Экспериментальная работа по формированию поликультурной...

Большой опыт обучения иностранных студентов в Воронежском медицинском университете и

Помощь друг другу, сотрудничество в решении проблем, сопереживание успеха и неудачи — все это

Формирование толерантности студента в поликультурной образовательной среде.

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Придерживаясь этого положения, процесс формирования физической культуры личности должен проходить

Так, например, 2/3 студентов занимаются самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 30 % из их приступают к занятиям лишь 21–23 часа.

Организация особенностей преподавания предмета «Физическая...

Так, утверждено 400 учебных часов на предмет «физическая культура» в новых образовательных стандартах, со статусом

Несмотря на объективные трудности, многие наши коллеги находили и находят выходы из ситуаций, осложняющих работу кафедры.

Похожие статьи

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, студент, здоровье, занятие, медицинский вуз, собственное здоровье, правильное питание, оценка

Физическая культура в образовательном процессе курсантов (студентов).

Занятия по физической культуре как средство социальной...

Однако современная система образования не в полной мере использует возможности физической культуры в процессе адаптации и личностного развития человека с целью преодоления сложной кризисной ситуации.

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям...

Отсюда формирование всех компонентов физической культуры в медицинском вузе, изучение проблемы физического самовоспитания студентов становятся особенно важными в процессе профессионального образования.

Научно-исследовательская деятельность студентов...

После окончания медицинского осмотра (сентябрь) студентов распределяют по

Студенты, занимаются лечебной физической культурой по месту жительства.

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения.

Формирование физической культуры студентов

Цель исследования — совершенствование методики организации учебного процесса по формированию физической культуры студентов. Методы и организация исследования. Анализ научно-методической литературы, социологический опрос студентов...

Особенности занятий физической культурой со студентами...

специальная медицинская группа, физическая культура, балл, занятие, состояние здоровья, студент, физическое воспитание, сердечно-сосудистая система, тренажерный зал, Диксон.

Экспериментальная работа по формированию поликультурной...

Большой опыт обучения иностранных студентов в Воронежском медицинском университете и

Помощь друг другу, сотрудничество в решении проблем, сопереживание успеха и неудачи — все это

Формирование толерантности студента в поликультурной образовательной среде.

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Придерживаясь этого положения, процесс формирования физической культуры личности должен проходить

Так, например, 2/3 студентов занимаются самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 30 % из их приступают к занятиям лишь 21–23 часа.

Организация особенностей преподавания предмета «Физическая...

Так, утверждено 400 учебных часов на предмет «физическая культура» в новых образовательных стандартах, со статусом

Несмотря на объективные трудности, многие наши коллеги находили и находят выходы из ситуаций, осложняющих работу кафедры.

Задать вопрос