Особенности соотношений мотивационно-смысловых характеристик организованности у старших школьников и студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (2) февраль 2009 г.

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Кирина, Н. П. Особенности соотношений мотивационно-смысловых характеристик организованности у старших школьников и студентов / Н. П. Кирина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 2 (2). — С. 280-282. — URL: https://moluch.ru/archive/2/145/ (дата обращения: 19.04.2024).

Проблема организованности личности стала широко обсуждаться в научной литературе. Это естественно, так как именно организованность является одним из свойств личности, которое не только проявляется в конкретной деятельности, но и служит внутренним условием организации жизни и деятельности человека.

В различных источниках дается определение организованности. Это и инструмент, с помощью которого человек воплощает свои намерения и накапливает индивидуальную силу, и способность человека эффективно распределять силы и время, позволяя прийти к запланированному результату за определенный отрезок времени, и качество позволяющее контролировать и управлять самим собой и своей жизнью.

Мы провели исследование организованности личности у старших школьников и студентов. Нашей целью было выявить возрастные особенности проявления этого свойства в сравнительном изучении специфики внутренней структуры организованности, как системного образования.

Методологической основой нашего исследования организованности явилось положение отечественной психологии о системном характере свойств личности (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Г.Б., Анцыферова Л.И., Бодалев А.А., Деркач Л.А., Ломов Б.ф., Рейнвальд Н.И., Фельдштейн Д.И. и др.), а также концепция многомерно-функциональной организации свойств  личности и индивидуальности, разработанная А.И. Крупновым (1983). Согласно данному подходу, каждое свойство личности включает в себя личностные и индивидуальные характеристики, функционально связанные между собой.

Наше исследование выполнено в рамках многомерно-функционального подхода, согласно которому организованность рассматривается, как система взаимосвязанных  компонентов. Проведенный нами корреляционный анализ позволил выделить общие и специфические моменты в проявлении организованности у старших школьников и студентов. Выявилось, как у школьников, так и у студентов пересечение личностных целей с общественными. Отсюда вытекает взаимосвязь личностных целей с эгоцентричностью и социоцентричностью, это означает, что усиление социоцентрической мотивации организованного поведения, как следствие имеет увеличение выраженности эгоцентрических мотивов. Так же общими являются корреляции предметности с личностными целями и социоцентричностью, субъектности с эгоцентричностью и предметностью. У старших школьников специфической является корреляция осмысленности с общественными и личностно – значимыми целями. Это значит, что они стараются проявлять организованное поведение: быть собранными и аккуратными с целью достижения общественного признания в группе, реализации мечты быть любимым человеком. Осведомленность коррелирует с социоцентричностью, а предметность с общественными целями и с осмысленностью, т.е. старшие школьники понимают, что собственное организованное поведение приведет к более быстрому достижению коллективных целей, росту авторитета, привлекательности, повышению самооценки и как следствие – достижению общественного признания в группе. Студенты в отличие от старших школьников связывают осмысленность с социоцентричностью, предметность с эгоцентричностью. Они понимают, что проявляя пунктуальность и прилежность, рационально используя время, можно принять участие в решении коллективных проблем, что сэкономив время на совместных делах, можно найти время для решения собственных задач, направленных на обретение самостоятельности и независимости.

Большое сходство внутренней структуры мотивационно - смыслового аспекта организованности у старших школьников и студентов позволяет предположить, что выявленная система корреляционных связей внутри аспекта – есть общепсихологическая характеристика для структуры организованности, как системного качества личности в целом.

Для проверки значимости различий в проявлениях организованности старших школьников и студентов был проведен анализ по t-критерию Стьюдента.

 Исходя из целостной модели, мотивационно – смысловой аспект организованности включает в себя четыре компонента и восемь переменных. Исходным является установочно-целевой компонент (общественно-значимые и личностно-значимые цели). При этом под общественно-значимыми целями понимаются цели, значимые в обществе и деятельности старшего школьника и студента. Личностно-значимые цели свидетельствуют о ценностных установках личности.  В нем интегрируются конкретные цели, установки, намерения и общая программа инструментально-смыслового обеспечения, а также стремление субъекта  к межличностному взаимопониманию. Это стремление с содержательной стороны различается по направленности мотивации (социоцентрической – эгоцентрической). При этом под социоцентричностью организованности понимается общественно-деловая направленность ее мотивации. Эгоцентричность мотивации свидетельствует о личностно-значимой направленности организованности. По сфере приложения результата межличностного взаимодействия (предметная или субъектная сфера), где предметно-деятельностная сфера приложения организованности свидетельствует о ее использовании для решения практических задач, а субъектно-личностная сфера характеризуется расширением сферы применения способностей - продуктивный компонент. По степени осознанности самого свойства организованности (осмысленность – осведомленность) когнитивный компонент. При этом осмысленность подразумевает глубину осознания и высокий уровень обобщенности организованности, а осведомленность – масштаб и широту понимания организованности.

Рассмотрим  расположение установочно-целевых признаков организованности. Из полученных данных характеризующих степень выраженности общественно-значимых и личностно-значимых целей у старших школьников и студентов, видно, что школьники нацелены на достижение общественного признания в группе, успешность учебной деятельности, стремление быть уважаемым человеком, реализацию мечты быть любимым человеком. У студентов цель: получение диплома по специальности, устройство семейной жизни. По остальным утверждениям (всего их 14) значимых различий нет. На первый взгляд результат выглядит парадоксально и старшие школьники активнее используют организованное поведение на достижение большего количества целей. Мы связали это с кризисным периодом созревания, в который начинается пробуждение личности и который продолжается в следующей за этим фазе юности с 16-17 лет(10-11 класс). Важными вопросами этой фазы являются следующие: кто я? чего я хочу? что я могу? и реализация собственного «Я». В этот период самоопределение есть саморазвитие, которое на внутреннем плане включает в себя самопознание, а на внешнем – самореализацию. Самопознание в переходный период юности представляет собой присвоение определенных ценностей и их осознания как своих собственных. Данный возрастной период характеризуется потребностью членства, то есть потребностью стать и оставаться принятой, уважаемой, отдельной и интегрированной частью близкой по духу функционирующей группы. У студентов наблюдаются более конкретные и жизнеутверждающие цели.

Мотивационный компонент, включающий в себя социоцентрические и эгоцентрические признаки имеет следующие соотношения. Старшие школьники стремятся сплотить коллектив, в котором учатся, повысить его социальный статус, установить и поддержать хорошие отношения с коллегами, как можно больше взять для себя от жизни. Студенты нацелены на обретение самостоятельности, независимости и на решение коллективных проблем. На первый взгляд кажется, что старшие школьники гораздо выгоднее для себя используют организованное поведение, но по данным Л.В. и О.Л. Усачевых (1999) у десятиклассников высоко развиты мотивы саморазвития, самореализации, развития личности, но у них сформированы лишь краткосрочные жизненные планы. О своем будущем многие из них серьезно еще не задумываются.

Анализируя когнитивные признаки, у старших школьников и студентов мы отметили, что старшие школьники понимают организованность, как умение программировать собственное поведение, проявление собранности и аккуратности. Студенты видят проявление организованности в способности рационально использовать время, проявлении пунктуальности и прилежности человека. Есть такая группа школьников, которая считает организованность врожденным свойством личности, природной характеристикой человека, чертой личности, которую сложно развить и усовершенствовать – так выражается переменная осведомленности  у старших школьников, т.е. поверхностное и неправильное понимание организованности. У студентов это переменная минимизирована, что является положительным фактором, так как организованность не является врожденным свойством. Оно формируется в процессе жизни.

И последняя составляющая мотивационно-смысловых признаков – продуктивный компонент, который состоит из таких переменных, как предметность и субъектность. При анализе содержательной наполненности переменной предметно-деятельностной продуктивности старших школьников и студентов обращает на себя внимание тот факт, что для студентов важно экономное и продуктивное использование времени и средств в совместном деле тогда, как у старших школьников превалируют такие факты, как участие при достижении коллективных целей, что дает возможность проявить себя в коллективе и способствует росту чувства собственного достоинства, привлекательности и улучшению имиджа. Различия в степени субъектных признаков организованности у старших школьников и студентов наблюдаются в том, что школьники более чем студенты заинтересованы с помощью организованности спланировать и наладить коллективную деятельность, а вот студенты заинтересованы больше в расширении собственной сферы компетентности и снижении тревожности  и неуверенности в себе – это достаточно узколичностные интересы, которые воспринимаются как путь к личному благополучию, как средство продвижения по жизненной лестнице.

Можно сказать, что процесс формирования такого свойства личности, как организованность подразделяется на этапы, соответствующие возрасту и зависит от особенностей формирования ценностных отношений к жизни. Любому процессу развития присуща внутренняя динамика приобретения и потерь. Как известно ни один процесс развития не состоит только из роста и совершенствования. Ход психического развития является результатом взаимодействия по крайней мере трех групп факторов: возрастных, социо-культурных, индивидуальных. Наше исследование выявило направленность организованного поведения у старших школьников на потребность членства, то есть потребность стать и оставаться принятой, уважаемой, отдельной и интегрированной частью близкой по духу функционирующей группы. У студентов наблюдается насыщение потребности и ослабление ее напряжения. Еще значительный момент проявления организованности у старших школьников обусловлен тем, что они находятся в более жестких условиях контроля со стороны родителей, учителей; организации системы школьного обучения, подвергаются угрозе унаследованной этики «ты должен, ты не должен» и догм «научно обоснованных» воззрений на человека и мир.

 

Литература

1.      Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого - педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. – М.: Изд-во РУДН, 1988, с.28-39.

2.      Крупнов А.И. О единице целостного анализа личности и индивидуальности // Практическая психология. – Екатеринбург: УГПУ, 1998, с.218-220.

3.      Крупнов А.И. Черта характера как функциональная система // Психология образования. – Бийск: НИЦБГПИ, 1999, с.38-40.

4.      Крупнов А.И. Субъектно-личностный подход к изучению целостной индивидуальности // Проблемы современного высшего образования. – М.: Изд-во РУДН, 2000, с.4-7.

5.      Крупнов А.И. Системная диагностика  и коррекция общительности: Монография. М., 2007.

6.        Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. М., 1995

 

Основные термины (генерируются автоматически): студент, школьник, организованное поведение, свойство личности, общественное признание, организованность, продуктивный компонент, смысловой аспект организованности, учебная деятельность, целостный анализ личности.


Ключевые слова

студент, школьник, организованность, организованное поведение, общественное признание, свойство личности, продуктивный компонент, смысловой аспект организованности, реализация мечты

Похожие статьи

О понятии «культура самоорганизации личности студента»

Кирина, Н. П. Психологические особенности организованности личности у старших школьников и студентов : Автореф. дис. ... канд. псих. наук.

– 27 с. Фалеева, Л.В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий...

Психологические особенности формирования мотивационного...

Проявления самоорганизованности личности довольно сложны и запутаны, содержат в себе систему нюансов, которые трудны для целостного

14. Якобсон С. Г. Организованность и условия ее формирования у младших школьников / С. Г. Якобсон, Н. Ф. Прокина.

Самостоятельная работа как средство формирования...

Результаты учебно-познавательной деятельности зависят не только от интеллекта, но и от многих других особенностей личности, в частности

Для студентов не только первых курсов, создается специально организованная среда, насыщающая ее новым, все более трудным...

Основные компоненты общения и их значение...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения таких авторов, как А. А

Регуляция поведения и деятельности является целью межличностной коммуникации как

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов...

К вопросу о становлении личностных особенностей...

Диагностика ответственности как системное свойство личности изучалось через опросник В.П. Прядеина (разработан на основе модели

При анализе результатов отдельных компонентов свойств ответственности просматривается разница между выделенными группами студентов.

Возрастно-психологические особенности познавательных...

Это: общественное признание и уважение товарищей по работе; красота природы и искусства; счастье других и отсутствие обязанностей.

Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе.

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности...

Для них важно общественное признание и внимание руководства к проблемам обучения и

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних

Об удовлетворенности обучением студентов Глазовского инженерно-экономического института.

Характерологические особенности личности учителя

Характерологические особенности личности учителя. Учительская профессия — особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к творческим сторонам личности...

Субъектная активность как детерминант формирования...

Поскольку субъектность отражает целостную характеристику личности студента, которая раскрывается в совокупности деятельности и продуктивности

Таким образом, детерминанты – факторы, которые определяют структурные компоненты субъектности студента университета.

Похожие статьи

О понятии «культура самоорганизации личности студента»

Кирина, Н. П. Психологические особенности организованности личности у старших школьников и студентов : Автореф. дис. ... канд. псих. наук.

– 27 с. Фалеева, Л.В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий...

Психологические особенности формирования мотивационного...

Проявления самоорганизованности личности довольно сложны и запутаны, содержат в себе систему нюансов, которые трудны для целостного

14. Якобсон С. Г. Организованность и условия ее формирования у младших школьников / С. Г. Якобсон, Н. Ф. Прокина.

Самостоятельная работа как средство формирования...

Результаты учебно-познавательной деятельности зависят не только от интеллекта, но и от многих других особенностей личности, в частности

Для студентов не только первых курсов, создается специально организованная среда, насыщающая ее новым, все более трудным...

Основные компоненты общения и их значение...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения таких авторов, как А. А

Регуляция поведения и деятельности является целью межличностной коммуникации как

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов...

К вопросу о становлении личностных особенностей...

Диагностика ответственности как системное свойство личности изучалось через опросник В.П. Прядеина (разработан на основе модели

При анализе результатов отдельных компонентов свойств ответственности просматривается разница между выделенными группами студентов.

Возрастно-психологические особенности познавательных...

Это: общественное признание и уважение товарищей по работе; красота природы и искусства; счастье других и отсутствие обязанностей.

Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе.

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности...

Для них важно общественное признание и внимание руководства к проблемам обучения и

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних

Об удовлетворенности обучением студентов Глазовского инженерно-экономического института.

Характерологические особенности личности учителя

Характерологические особенности личности учителя. Учительская профессия — особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к творческим сторонам личности...

Субъектная активность как детерминант формирования...

Поскольку субъектность отражает целостную характеристику личности студента, которая раскрывается в совокупности деятельности и продуктивности

Таким образом, детерминанты – факторы, которые определяют структурные компоненты субъектности студента университета.

Задать вопрос