Учебно-исследовательская работа как этап вузовской науки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (2) февраль 2009 г.

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Чуйкова Н. А. Учебно-исследовательская работа как этап вузовской науки // Молодой ученый. — 2009. — №2. 320 — URL https://moluch.ru/archive/2/113/ (дата обращения: 17.12.2018).

    Исследовательская работа студентов является одной из актуальных проблем в системе высшего образования. Но привлечь всех студентов, особенно младших курсов, к этой работе невозможно. Поэтому оптимальным вариантом решения этой проблемы можно считать научную работу, включенную в учебный процесс (УИРС).

    Под УИРС понимается такая система организации учебного процесса, при которой студент самостоятельно усваивает не только сумму знаний, необходимую ему в дальнейшей учебе и практической деятельности, но и овладевает методами научного исследования, учится самостоятельно ставить вопросы и находить пути их теоретического и экспериментального решения.

   На кафедре химии БелГСХА при изучении курса органической химии внедрена форма проведения УИРС в виде научно-эмпирического исследования.

    Студентами 2 курса агрономического факультета выполняется учебно-исследовательская работа «Терпены и каротины». Это программный материал дисциплины, предложенный студентам для самостоятельного изучения на теоретическом и экспериментальном уровне. Терпены и каротины представляют класс углеводородов с особым строением углеродного скелета.

    Исследовательской работе предшествуют лекции и практические занятия по теме «Углеводороды», на которых формируются знания по основам классификации, свойствам, методам идентификации углеводородов различного строения. И только после этого мы посчитали возможным и целесообразным использовать приобретенные знания в качестве основы для самостоятельного углубленного изучения учебной программы всеми студентами курса.

    Учебно-исследовательская работа условно разделена на 2 этапа – внеаудиторный и аудиторный.

    На внеаудиторном этапе студентами усваиваются фундаментальные знания об объекте исследования, развиваются навыки проведения реферативно-информационной работы. Итогом этого этапа является обязательная подготовка и оформление реферата.

    В ходе второго – аудиторного этапа, в учебное время, выполняется экспериментальное исследование свойств терпенов и каротинов. Студенты самостоятельно составляют ориентировочную основу своих действий (формулируют цель исследования, путь исследования и т.д.), выполняют химический эксперимент.

    Роль преподавателя на этом этапе сводится к наблюдению за работой и корректировке их действий.

    Выбранная форма проведения занятия полностью соответствует целям и задачам, определенным типовой программой по органической химии∙[1] и позволяет:

    а) преподавателю проконтролировать умения студентов воспроизводить ранее полученные знания при изучении нового класса соединений;

    б) студентам – провести анализ литературных данных по теме исследования и закрепить полученные знания и навыки выполнения химического эксперимента;

    Эффективность самостоятельного изучения темы «Терпены и каротины» проверяется в ходе рубежного контроля знаний по теме «Углеводороды».

 

    При такой методике проведения УИРС мы не ставим главной целью – получение оригинальных результатов, а сводим ее к развитию навыков самостоятельной работы с учебной литературой и знакомству с методикой проведения научных исследований всеми студентами курса.

 

Литература

  1. Химия.  Программы для высших сельскохозяйственных учебных заведений для

специальности 31.02 «Агрономия» - М., Изд-во МСХА, 1993

Основные термины (генерируются автоматически): знание, методика проведения, органическая химия, самостоятельное изучение, студент, студент курса, Учебно-исследовательская работа, учебный процесс, химический эксперимент.


Ключевые слова

учебный процесс, химический эксперимент, учебно-исследовательская работа, органическая химия, самостоятельное изучение

Похожие статьи

Исследовательская работа студентов — первые шаги к науке

- работа студенческого научного кружка, - учебно-исследовательская работа студентов.

Задача УИРС — ознакомить студентов с современными методами научных исследований, техникой эксперимента, условиями работы в научно-производственном коллективе и техникой...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля.

В статье показана организация проведения лабораторного практикума в форме УИРС, чтобы научить студентов выполнять намеченный объем...

Химический эксперимент как важный аспект преподавания...

Реализация экспериментальной части программы требует от учителя химии высокой и всесторонней профессиональной подготовки, глубокого понимания роли химического эксперимента в учебно-воспитательной процессе...

Проектная исследовательская деятельность как один из...

Научные общества объединяют учащихся, которые стремятся к знаниям, исследовательской, экспериментальной деятельности; творческой, практической и самостоятельной учебной работы.Один из эффективных методов обучения — организация ученических проектов.

Химический эксперимент как средство установления...

химический эксперимент, исследовательская работа учащихся, биология, химия, связь, семя, методика проведения, эксперимент, водопроводная вода, экологическое значение.

Реализация межпредметных связей в процессе обучения химии...

В связи с этим, химия является не только важнейшей естественной фундаментальной наукой, но и необходимой учебной дисциплиной [2]. Курс химии является важным для всех направлений и специальностей, так как в процессе его изучения студенты осваивают законы и...

Организация проектно-исследовательской деятельности...

Но студенты зачастую не умеют превращать информацию в знания.

Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные студентами, как ответ на проблемный вопрос.

Наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы...

Роль химического эксперимента в решении познавательных...

Химический эксперимент в процессе обучения выполняет три основных роли

Химический эксперимент играет основную роль в успешном решении учебно-воспитательных задач при обучении химии

Тестирование как метод контроля знаний студентов по химии...

Проверка учебных достижений и оценивание успехов учащегося — это та часть педагогического процесса, которая выявляет достижения как учащихся, так и преподавателей, а также показывает степень успешности работы отдельных образовательных учреждений и всей...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Исследовательская работа студентов — первые шаги к науке

- работа студенческого научного кружка, - учебно-исследовательская работа студентов.

Задача УИРС — ознакомить студентов с современными методами научных исследований, техникой эксперимента, условиями работы в научно-производственном коллективе и техникой...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля.

В статье показана организация проведения лабораторного практикума в форме УИРС, чтобы научить студентов выполнять намеченный объем...

Химический эксперимент как важный аспект преподавания...

Реализация экспериментальной части программы требует от учителя химии высокой и всесторонней профессиональной подготовки, глубокого понимания роли химического эксперимента в учебно-воспитательной процессе...

Проектная исследовательская деятельность как один из...

Научные общества объединяют учащихся, которые стремятся к знаниям, исследовательской, экспериментальной деятельности; творческой, практической и самостоятельной учебной работы.Один из эффективных методов обучения — организация ученических проектов.

Химический эксперимент как средство установления...

химический эксперимент, исследовательская работа учащихся, биология, химия, связь, семя, методика проведения, эксперимент, водопроводная вода, экологическое значение.

Реализация межпредметных связей в процессе обучения химии...

В связи с этим, химия является не только важнейшей естественной фундаментальной наукой, но и необходимой учебной дисциплиной [2]. Курс химии является важным для всех направлений и специальностей, так как в процессе его изучения студенты осваивают законы и...

Организация проектно-исследовательской деятельности...

Но студенты зачастую не умеют превращать информацию в знания.

Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные студентами, как ответ на проблемный вопрос.

Наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы...

Роль химического эксперимента в решении познавательных...

Химический эксперимент в процессе обучения выполняет три основных роли

Химический эксперимент играет основную роль в успешном решении учебно-воспитательных задач при обучении химии

Тестирование как метод контроля знаний студентов по химии...

Проверка учебных достижений и оценивание успехов учащегося — это та часть педагогического процесса, которая выявляет достижения как учащихся, так и преподавателей, а также показывает степень успешности работы отдельных образовательных учреждений и всей...

Задать вопрос