К вопросу о системе мер федерального вмешательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (199) март 2018 г.

Дата публикации: 02.04.2018

Статья просмотрена: 656 раз

Библиографическое описание:

Корнейчук, А. Г. К вопросу о системе мер федерального вмешательства / А. Г. Корнейчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49149/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья делает одну из первых попыток раскрывать концепцию института федерального вмешательства в Российской Федерации с точки зрения теории федеративного государства и правовой основы ее функционирования.

Ключевые слова: федерализм, федеральное вмешательство, государственное принуждение, меры принуждения, правовой институт, федеральные органы государственной власти, субъект федерации.

In the article the author makes one of the first attempts to define the notion of an institute of federal intervention in the Russian Federation from the point of view of federal state theory and legal basis of its functioning.

Keywords: federalism, federal intervention, public enforcement, coercive measures, legal institute, federal bodies of state power, constituent entity of the federation.

Федерализм — это теория и практика возведения, функционирования и развития не только собственно федеративных государств (хотя это, несомненно, главная часть федерализма), но и конфедераций и некоторых других межгосударственных объединений, в условиях которых могут развиваться и, как показывает исторический опыт, действительно нередко развиваются, процессы федерализации. [1] Институт федерального вмешательства зарождается только с появлением такого явления, как федеративная форма государственного устройства.

При этом стоит упомянуть, что появление различных территориальных автономий, в рамках унитарных государств, наделяет их чертами федерализма, что, соответственно, ведет к сближению унитарных государств с федеративными и формированию квазифедераций, полуфедераций и прочих государств автономий.

Следует отметить, что понятие «федерализм» значительно шире по содержанию, чем понятие «федерация». В частности, «федерализм» не ограничивается только формой государственного устройства. В современной доктрине конституционного права сформировалась самостоятельная правовая категория «федеральное вмешательство», которая рассматривается в широком и узком смысле.

В широком толковании под федеральным вмешательством понимается совокупность закрепленных в законодательстве и подзаконных актах действий со стороны федерального центра в отношении регионов, направленных на обеспечение законности, национальной безопасности и суверенитета страны.

К мерам федерального вмешательства некоторые авторы относят создание федеральных округов и назначение в них представителей президента, однако в основном указанной точки зрении придерживаются политологи. [5]

Федеральное вмешательство в узком смысле — это установленный нормами права институт, основной целью которого является защита основ конституционного строя, посредством принуждения органов публичной власти или должностных лиц субъектов федерации, к исполнению возложенных на них обязанностей.

В указанном случае федеральное вмешательство выражается в чрезвычайных методах управления субъектом федерации, особом режиме регулирования отношений между органами государственной власти федерации и регионов.

Таким образом федеральное вмешательство в узком смысле рассматривается как одна из форм конституционно-правовой ответственности. [2]

Появление института федерального вмешательства в российском праве было обусловлено политическими реалиями, в частности необходимостью сохранения государственного суверенитета. Г. Гегель отмечал, что «сила страны состоит не в количестве ее жителей и солдат, не в плодородии земли и не в количестве территории, а в том, как посредством разумного соединения частей в единую государственную власть все это используется для реализации великой цели — совместной защиты» [3] так и в современном мире, любому разрозненному государству, той же федерации, которую в чем-то можно сравнить с лоскутным одеялом, необходимы механизмы, соединяющие страну воедино.

К такому механизму, в частности, относится федеральная интервенция. Длительный исторический период практического применения федеральной интервенции способствовал накоплению огромного опыта, как положительного, так и отрицательного.

Это делает возможным проведение анализа форм и механизмов применения федерального вмешательства в практике других государств, у которых возникали определенные трудности в урегулировании федерально-субъектных отношений, и заимствования в систему федеративных отношений России только положительных черт.

По своей сути институт федеральной интервенции — это мощнейший инструмент, предназначенный для реализации политики центральной власти к субъектам, а также важнейший инструмент по разрешению возможного кризиса между ними.

В связи с этим, А. А. Кондрашев относит к основным целями данного института необходимость восстановления основ конституционного строя на территории субъекта федерации, его бюджетной системы; обеспечение безопасности самой федерации, с точки зрения внутренней и внешней политики; сохранение целостности и предотвращение распада федеративного государства или сецессии его отдельных субъектов; защита прав и свобод граждан; сохранение демократического государственного режима в стране в целом и в субъектах федерации; предотвращение национального, религиозного или социального антагонизма. [4]

Оно, безусловно, не может вызывать только положительные последствия как любая сила оно имеет и противодействие, которое стоит отнести к негативным исходам, но стоит отметить, что оно еще, ни разу не привело к распаду федерации.

К позитивным последствиям относится укрепление основ федерализма, восстановление законности на территории субъекта, нормализация функционирования государственных органов, устранение угрозы целостности государства и национальной безопасности.

К отрицательным последствиям следует отнести обострение отношений между центральной властью и регионами, снижение авторитета региональных и даже общефедеральных органов власти.

В российской доктрине, а также в зарубежной академической литературе существует дискуссия в вопросе о понимании системы мер и форм федерального вмешательства, однако, представляется возможным перечислить ряд общих черт:

  1. Федеральное вмешательство является крайней мерой, необходимость в применении которой федеральным центром обуславливается действиями субъекта Федерации, подрывающими единство и целостность страны и когда другие законодательные механизмы показывают свою несостоятельность.
  2. Федеральное вмешательство подразумевает вторжение федерального центра в компетенцию субъекта Федерации, обуславливающее ограничение либо прекращение полномочий органов власти и (или) должностных лиц.
  3. Основания применения мер федерального вмешательства должны конкретно и однозначно указаны в законодательстве и должны быть обусловлены посягательством на основы конституционного строя путём принятия нормативно-правовых актов или вынесения иных решений, совершения действий или бездействия.
  4. Установление факта совершения субъектом Федерации действий, требующих применения мер федерального вмешательства должно относится к исключительным полномочиям суда.

Самой природой федеративного государства, предполагающей необходимость обеспечения единства его экономической и политической организации путём установления соответствующих интервенционных механизмов, обусловлено правовое содержание института федерального вмешательства.

Однако в среде учёных-правоведов существует ряд позиций, в соответствии с которыми подобный правовой институт выступает в качестве признака иерархичной вертикали власти, устанавливающей подчинение федеральному центру органов государственной власти регионального уровня, лишённых тем самым государственного статуса.

В научной среде нет единого мнения и относительно мер, чья совокупность и составляет правовое содержание института федерального вмешательства, так как не все подобные меры можно отнести к мерам федерального вмешательства.

Литература:

  1. Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право. Учебник для вузов// М.: Юристъ, 2013 г. с. 321
  2. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник.- 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2013.
  3. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М., 1978. С. 104.
  4. Кондрашев А. А. Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы теории и реализация в Конституции Российской Федерации// Государство и право. — 2013. — № 2
  5. Федеральное вмешательство. Большой юридический словарь// www.big_law.academic.ru
Основные термины (генерируются автоматически): федеральное вмешательство, конституционный строй, субъект федерации, узкий смысл, федеральная интервенция, федеральный центр, федеративное государство, государственная власть, государственное устройство, национальная безопасность.


Похожие статьи

Конституционализация административного законодательства как путь к построению гражданского государства

В статье рассмотрена роль Конституции Российской Федерации в реформировании административного законодательства, через призму влияния общественных организаций на построение правового государства.

Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов

Статье анализируются современные научно-практические проблемы российского федерализма, возникающие при решении вопросов о распределении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Принцип разделения властей в правовом государстве

Целью является анализ проблем правовых норм. В качестве предмета настоящего исследования выступают правовые нормы современного российского законодательства, регулирующие реализацию принципа разделения властей в РФ как на федеральном, так и на региона...

Дискуссии о формах государственно-территориального устройства

В данной статье рассмотрены вопросы определение понятия «форма государственно-территориального устройства», возникновение и развитие данного элемента формы государства. Также отражены особенности государственного устройства в Российской Федерации.

Понятие и правовая сущность федерализма

В статье рассматриваются вопросы определения понятия федерализма в современной юридической литературе, а также исследуются основные подходы к раскрытию правовой сущности и качеств федерализма.

Основные теоретические положения о народном элементе в судебной системе Российской Федерации

В статье авторы исследуют определение, структуру и признаки понятия народного элемента в системе осуществления правосудия, а также формы реального выражения указанного института в ранее существовавших и действующих правовых системах.

Государство как основной субъект обеспечения национальной безопасности: механизм реализации

Исследуются подходы к определению понятия «механизм государства» в ракурсе реализации государством функции по обеспечению национальной безопасности с помощью специальных органов государства.

Система разделения властей в Российской Федерации: единство и дифференциация публичной власти

Статья посвящена вопросам научного осмысления современного состояния теории разделения властей. На основе изучения классических трудов по данной проблеме и анализа российского законодательства автор стремится доказать, что действующая Конституция Рос...

Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве

В статье рассматривается значение принципа разделения властей в аспекте современной правовой действительности, освещены основные практические особенности его реализации, раскрыты проблемы, связанные с его соблюдением, на примере российской системы го...

Принцип разделения властей как конституционная ценность

В статье автор раскрывает содержание принципа разделения властей. Анализируются роль Конституционного Суда Российской Федерации как гаранта принципа разделения властей, нормы и доктринальные точки зрения, охватывающие данную сферу. В заключение стать...

Похожие статьи

Конституционализация административного законодательства как путь к построению гражданского государства

В статье рассмотрена роль Конституции Российской Федерации в реформировании административного законодательства, через призму влияния общественных организаций на построение правового государства.

Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов

Статье анализируются современные научно-практические проблемы российского федерализма, возникающие при решении вопросов о распределении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Принцип разделения властей в правовом государстве

Целью является анализ проблем правовых норм. В качестве предмета настоящего исследования выступают правовые нормы современного российского законодательства, регулирующие реализацию принципа разделения властей в РФ как на федеральном, так и на региона...

Дискуссии о формах государственно-территориального устройства

В данной статье рассмотрены вопросы определение понятия «форма государственно-территориального устройства», возникновение и развитие данного элемента формы государства. Также отражены особенности государственного устройства в Российской Федерации.

Понятие и правовая сущность федерализма

В статье рассматриваются вопросы определения понятия федерализма в современной юридической литературе, а также исследуются основные подходы к раскрытию правовой сущности и качеств федерализма.

Основные теоретические положения о народном элементе в судебной системе Российской Федерации

В статье авторы исследуют определение, структуру и признаки понятия народного элемента в системе осуществления правосудия, а также формы реального выражения указанного института в ранее существовавших и действующих правовых системах.

Государство как основной субъект обеспечения национальной безопасности: механизм реализации

Исследуются подходы к определению понятия «механизм государства» в ракурсе реализации государством функции по обеспечению национальной безопасности с помощью специальных органов государства.

Система разделения властей в Российской Федерации: единство и дифференциация публичной власти

Статья посвящена вопросам научного осмысления современного состояния теории разделения властей. На основе изучения классических трудов по данной проблеме и анализа российского законодательства автор стремится доказать, что действующая Конституция Рос...

Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве

В статье рассматривается значение принципа разделения властей в аспекте современной правовой действительности, освещены основные практические особенности его реализации, раскрыты проблемы, связанные с его соблюдением, на примере российской системы го...

Принцип разделения властей как конституционная ценность

В статье автор раскрывает содержание принципа разделения властей. Анализируются роль Конституционного Суда Российской Федерации как гаранта принципа разделения властей, нормы и доктринальные точки зрения, охватывающие данную сферу. В заключение стать...

Задать вопрос