Состояние здоровья, адаптации организма и качество жизни студентов медицинского вуза во время сессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кавецкий А. С., Петрашевская О. С., Ситкевич Ю. С., Никитин А. М., Спесивцева В. С. Состояние здоровья, адаптации организма и качество жизни студентов медицинского вуза во время сессии // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 71-73. — URL https://moluch.ru/archive/199/49042/ (дата обращения: 09.12.2019).



Каждая сессия — это ответственный период в жизни любого студента, требующий максимального сосредоточения сил на подготовке к сдаче экзаменов. Учёба в Белорусском государственном медицинском университете (БГМУ) подразумевает охват большого количества материала и особую интенсификацию умственного труда в этот период. Как следствие, имеется риск развития пограничных нервно-психических состояний и заболеваемости психосоматического типа, ухудшения качества жизни (КЖ).

https://svopi.ru/uploads/posts/2016-01/1454052928_stress3.jpg

Рис. 1. Экзаменационная сессия — время стресса для студентов

Цель: изучить состояние здоровья, адаптации организма и качество жизни студентов-медиков во время зимней сессии.

Материалы иметоды. В настоящее проспективное исследование методом случайной выборки был включён 51 студент УО «БГМУ», в том числе 5 мужчин (9,8 %) и 46 женщин (90,2 %). Средний возраст студентов составил 21,04 ± 0,85 года.

Исследование проводилось до и после зимней сессии с использованием следующих методов: а) анамнестического анкетирования (собственная разработка); б) оценки иммуно-эндокринного звена адаптации по Л. Х. Гаркави «Определение реакций адаптации и уровней реактивности организма»; в) методики И. Н. Гурвича «Определение нервно-психической адаптации»; г) русскоязычного общего опросника RAND-36 для оценки КЖ.

Достоверность результатов исследования оценивалась методом вариационной статистики с использованием критерия t Стьюдента.

Результаты иих обсуждение. Проведенное исследование показало, что у 12 студентов (23,5 %) в анамнезе имеются указания на различные хронические заболевания. При этом только 5 человек (9,8 %) ведет здоровый образ жизни.

При исследовании состояния иммуно-эндокринного звена адаптации организма (по Л. Х. Гаркави) установлено, что до зимней сессии высокий и средний уровень здоровья имели только 12 студентов (23,5 %), состояние предболезни — 9 (17,6 %) и болезни — 30 (58,9 %), а после сессии соответственно 13 (25,5 %), 9 (17,6 %) и 29 (56,9 %). При этом достоверно увеличилось количество студентов с состоянием стресса — с 2 человек (3,9 %) до 6 (11,7 %).

Исследование состояния нервно-психического звена адаптации (по И. Н. Гурвичу) до и после сдачи экзаменов показало, что средний уровень нервно-психического напряжения студентов существенно не изменился, соответствовал срыву адаптации (болезни) и составил соответственно 24,25 ± 1,98 и 24,17 ± 1,86 балла.

При исследовании КЖ студентов до сессии установлено снижение показателей, касающихся психоэмоциональной сферы жизнедеятельности и общего восприятия здоровья, при этом не выявлено достоверной динамики показателей КЖ после экзаменов.

Выводы.

  1. Здоровый образ жизни ведет только 9,8 % студентов БГМУ, 23,5 % студентов имеют различные хронические заболевания.
  2. У студентов-медиков до и после зимней сессии имеются нарушения в иммуно-эндокринной и нервно-психической составляющих состояния адаптации организма — преобладает срыв адаптации.
  3. Показатели КЖ студентов умеренно снижены по шкалам, касающимся психоэмоциональной сферы жизнедеятельности и общего восприятия здоровья, и достоверно не меняются во время зимней сессии.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/00e6/00013965-4169224e/2/img6.jpg

Рис. 2. Правила здорового образа жизни

Литература:

  1. Гориславская Н. М., Савченко Т. Н. Подходы к изучению субъективного качества жизни//Прикладная юридическая психология. 2011. № 2.
  2. Longman // Dictionary Of Contemporary English: 5th Ed. England, 2009.Режим доступа: http://www.ldoceonline.com/dictionary/quality_1
  3. Wood-Dauphinee S. et al. Quality of life in patients with spinal cord injury-basic issues, assessment, and recommendations. Results of a consensus meeting // Restorative Neurology and Neuroscience. 2002. Is. 20.
  4. Щербакова А. М. Качество жизни людей с интеллектуальной недостаточностью — от концепции к технологии // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: Научное издание /Отв.ред. А. М. Щербакова. М., 2011.
  5. Calman K. C. Quality of life in cancer patients — a hypothesis// J. Med. Ethics. 1984. № 10.
Основные термины (генерируются автоматически): зимняя сессия, здоровый образ жизни, студент, общее восприятие здоровья, психоэмоциональная сфера жизнедеятельности, сдача экзаменов.


Похожие статьи

Теоретический анализ проблемы психологической готовности...

Затруднения в обучении, подготовка к сдаче единого государственного экзамена способны привести к возникновению эмоционального стресса и ухудшению психического здоровья старшеклассников.

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов...

До 20–25 лет происходит формирование физического и психического здоровья, приобретаются необходимые для жизнедеятельности

Среди опрошенных студентов, фактором, влияющим на здоровый образ жизни указали «здоровое питание» 60 % респондентов.

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Особым фактором возникновения учебного стресса является экзаменационная сессия.

реже, и в целом, стрессоустойчивым людям присущ более здоровый образ жизни.

Стоит также отметить, что психоэмоциональное состояние студентов заочного отделения снижено...

Проблема здоровья студенческой молодежи | Статья в журнале...

Ведущими факторами явились: хронический дефицит двигательной активности, психоэмоциональное напряжение, нерегулярное питание, нежелание и неумение вести здоровый образ жизни, нехватка времени для поддержания своего физического здоровья.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Осик В. И. в своих работах выделяет три аспекта «качества» здоровья: физический, психический и социальный [3, с. 47].

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

...в жизни, например, в период экзаменационной сессии, во время сдачи экзаменов и для восстановления психического здоровья после экзаменационной сессии.

Таким образом, в статье мы определили, факторы, основные причины стресса студентов в процессе...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Навыки здорового образа жизни, которые приобретены в раннем возрасте, становятся основой жизнедеятельности человека и превращаются в привычку [1].

Основой психического здоровья человека является состояние общего душевного комфорта, которое обеспечивает...

Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни...

От состояния здоровья студенческой молодежи зависит становление и развитие социально-экономической сферы государства.

В результате анализа тестовых материалов выяснилось, что на первом курсе после сдачи зимней сессии и зимних каникул студенты уже...

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

Необходимостью для формирования культуры здоровья является ведение здорового образа жизни. Показатель культуры здоровьяобщая культура человека, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального...

Похожие статьи

Теоретический анализ проблемы психологической готовности...

Затруднения в обучении, подготовка к сдаче единого государственного экзамена способны привести к возникновению эмоционального стресса и ухудшению психического здоровья старшеклассников.

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов...

До 20–25 лет происходит формирование физического и психического здоровья, приобретаются необходимые для жизнедеятельности

Среди опрошенных студентов, фактором, влияющим на здоровый образ жизни указали «здоровое питание» 60 % респондентов.

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Особым фактором возникновения учебного стресса является экзаменационная сессия.

реже, и в целом, стрессоустойчивым людям присущ более здоровый образ жизни.

Стоит также отметить, что психоэмоциональное состояние студентов заочного отделения снижено...

Проблема здоровья студенческой молодежи | Статья в журнале...

Ведущими факторами явились: хронический дефицит двигательной активности, психоэмоциональное напряжение, нерегулярное питание, нежелание и неумение вести здоровый образ жизни, нехватка времени для поддержания своего физического здоровья.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Осик В. И. в своих работах выделяет три аспекта «качества» здоровья: физический, психический и социальный [3, с. 47].

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

...в жизни, например, в период экзаменационной сессии, во время сдачи экзаменов и для восстановления психического здоровья после экзаменационной сессии.

Таким образом, в статье мы определили, факторы, основные причины стресса студентов в процессе...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Навыки здорового образа жизни, которые приобретены в раннем возрасте, становятся основой жизнедеятельности человека и превращаются в привычку [1].

Основой психического здоровья человека является состояние общего душевного комфорта, которое обеспечивает...

Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни...

От состояния здоровья студенческой молодежи зависит становление и развитие социально-экономической сферы государства.

В результате анализа тестовых материалов выяснилось, что на первом курсе после сдачи зимней сессии и зимних каникул студенты уже...

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

Необходимостью для формирования культуры здоровья является ведение здорового образа жизни. Показатель культуры здоровьяобщая культура человека, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального...

Задать вопрос