Музыкальное искусство Дагестана в 50–80-х годах XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №13 (199) март 2018 г.

Дата публикации: 30.03.2018

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Арсланова Д. Р. Музыкальное искусство Дагестана в 50–80-х годах XX века // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 270-271. — URL https://moluch.ru/archive/199/49025/ (дата обращения: 15.02.2019).



Становление и развитие профессионального музыкального искусства Дагестана начинается с 20-х гг. XX в. В конце 20-х — начале 30-х гг. дагестанские музыканты выходят на международную арену (экспозиции музыкальных инструментов горцев в рамках выставки «Музыка и жизнь народов» во Франкфурте-на-Майне (1927), участие народных исполнителей из Дагестана в Олимпиаде горцев в Ростове-на-Дону (1930, 1931). [6, с.158].

Расцвет профессионального музыкального искусства Дагестана, проявившийся в многообразии форм, жанров и стилей, а также усилении процесса взаимного обогащения и сближения национальных музыкальных культур начинается в послевоенные годы. В 1950–1960 гг. начинается новая ступень в развитии профессиональной дагестанской музыки. Постепенно в республике формируется новая музыкальная инфраструктура: открываются музыкальные школы, филармонии, появляется Союз композиторов (1954, ранее, 1947 г., в Союз композиторов СССР был принят Г. Гасанов), открываются музыкально-педагогический факультет при Дагестанском педагогическом институте, Дербентское музыкальное училище, Дагестанский Государственный театр оперы и балета. [1, с.453–458].

С начала 50-х гг. произведения дагестанских композиторов (Первый концерт для фортепиано и «Лирические пьесы» Г. Гасанова, «Дагестанская сюита», оратория «Сказ о свободе», цикл «Из поэзии прошлого» и песни С. Агабабова, поэма «Борцам за счастье Дагестана» и Второй струнный квартет Н. Дагирова, симфонические картины «Дагестан» М. Кажлаева) получают известность за пределами Дагестана. Они звучат в Москве, Ленинграде, Баку и других городах нашей родины, а некоторые из них (фортепианный концерт Г. Гасанова) за рубежом. Важным этапом в процессе взаимодействия и взаимообмена дагестанской и советской музыкальной школ явилась Декада дагестанского искусства и литературы в Москве в 1960 г., подготовка к которой способствовала созданию новых произведений композиторов Дагестана. Были освоены классические музыкальные жанры: симфонической, вокально-симфонической, камерно-инструментальной музыки, камерно-вокальный цикл, сочинения для хора, музыкально-сценические жанры.

Творчество 70–80-х гг. вносит свежую струю в музыкальный репертуар. Новые симфонические, вокально-симфонические, музыкально-театральные произведения дагестанских композиторов обретают жизнь на концертной эстраде и театральной сцене за пределами Дагестана. Опера, балет, вокально-симфонические, хоровые сочинения становятся главными жанрами дагестанского музыкального искусства [2, с. 1–5].

Особенно ярко проявляется композиторское творчество в области музыкального театра. В 1968 году на сцене Кировского театра в Ленинграде состоялась премьера национального балета «Горянка» — хореографической трагедии по поэме Расула Гамзатова. Эта работа принесла его композитору М. Кажлаеву высшую музыкальную награду России — Государственную премию РСФСР им. М. И. Глинки. Вслед за премьерой балета «Горянка» в Ленинграде состоялись премьеры еще двух работ дагестанских композиторов. В 1971 г. Ленинградский мюзик-холл поставил мюзикл М. Кажлаева «Миллион новобрачных». И в этом же году на сцене Ленинградского академического Малого театра оперы и балета была поставлена опера «Горцы» Ш. Чалаева, посвященная знаменательным событиям истории Дагестана. В опере «Горцы» слились: бытовая лирическая песня, горские частушки, эпические старинные и партизанские песни, обрядовые танцевальные напевы и плачи-причитания. Премьера «Горцев» в Дагестане вылилась в настоящий праздник, на который люди приезжали целыми семьями из самых отдаленных мест республики. В 1974 г. появилась музыкальная комедия Ш. Чалаева «Странствия Бахадура» по мотивам повестей дагестанского писателя А. Абу-Бакара (в 1981 г. она была поставлена в театре «Ванемуйне» г. Тарту, Эстония), а в 1975 г. — сразу два его балета: «Хан Гирей» (по поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан») и «Камалил Башир» (по одноименной аварской легенде). Композитор обращался и к мировой литературе. «Книга Джунглей» Р. Киплинга лежит в основе его оперы «Маугли» (либр. В. Викторова и Р. Сац). Поставленная Детским музыкальным театром, адресованная детям, опера получила широкий резонанс у аудитории разных возрастных поколений, и не только в нашей стране. Став лауреатом Международного конкурса им. Карла-Марии фон Вебера (1980), проводимого в рамках ежегодного Дрезденского музыкального фестиваля, «Маугли» вторично с большим успехом прошел в ГДР во время гастролей театра в 1982 г. Не меньшую известность получил и другой дагестанский композитор, Н. Дагиров, основоположник дагестанского симфонизма. И хотя сочинения для оркестра писали и до него и параллельно с ним другие авторы тоже, он считается пионером симфонического жанра. Дагиров — автор трех симфоний, двух концертов — для скрипки с оркестром и агач-кумузома с оркестром, нескольких поэм, балета «Парту-Патима». Он сделал симфоническое переложение оперы Г. Гасанова «Хочбар». Наследие его во всех жанрах равноценно: фортепианные сочинения имеют большую художественную и педагогически-дидактическую ценность. [4, c. 71–75]

Со второй половины 70-х гг. к группе композиторов, заявивших о себе в предшествующие десятилетия, присоединился ряд новых молодых авторов — В. Шаулов, А. Джафарова и др. В. Шаулов — композитор, пишущий музыку на стихи дагестанских поэтов. Он сочиняет музыку к спектаклям как для детей, так и для взрослых. Автор музыки песен «Забытый солдат», «Материнская боль» на стихи Нисона Гилядова, колыбельной на стихи Фазу Алиевой «Ненуй-ненем» и др. А. Джафарова — автор симфонических и вокально-симфонических поэм, вокальных циклов, музыки к спектаклям. Одним из главных направлений ее творчества является жанр камерной вокальной миниатюры. Одним из лучших вокальных циклов А. Джафаровой является вокальный цикл «Я к людям шла» на стихи Кадрии Темирбулатовой [5]. Итак, к началу 80-х годов музыкальное искусство Дагестана было представлено одной из ярких колоритных национальных композиторских школ России с собственной профессиональной классической музыкой, которая включала в себя почти все музыкальные жанры: оперу, балет, симфонию, музыку к театральным спектаклям, киномузыку, эстрадную музыку, жанр камерной вокальной миниатюры, получивший развитие в романсах, вокальных циклах «Из поэзии прошлого» С. Агабабова, «Надписи», «Я ношу в груди огонь», «На диком севере» Ш. Чалаева, ставших классикой дагестанской профессиональной музыки.Таким образом, за короткий период дагестанская музыкальная культура прошла все этапы становления композиторской школы в республике. Ускоренный темп развития был характерен для всех национальных музыкальных школ. При такой «концентрации исторического времени и событий» [3, с. 6] композиторская школа за одно поколение «пробежала» предшествующую музыкальную историю, вобрала ее опыт и обобщила его на качественно высоком уровне. Решающую роль в этом процессе сыграла российская музыкальная культура, ставшая связующим звеном между дагестанской и новоевропейской традициями.

Литература:

  1. Абдулаева М. Ш., Аджиева Д. Я. Создание специализированных музыкально-образовательных учреждений и начальный период развития профессионального музыкального творчества в Республике Дагестан (1920–1960-е гг.) // Молодой ученый. 2015. № 16.
  2. Э. Б. Абдуллаева Музыкальное искусство Дагестана в пространстве межкультурных коммуникаций // ВЕСТНИК ДАГЕСТАНСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА. 2013. № 50.
  3. Демченко А. И. К периодизации отечественной музыки XX века //Музыка российских композиторов XX века в контексте культуры.
  4. Основные этапы становления и развития профессионального музыкального искусства Дагестана // Журнал «Возрождение», 1999, № 5.
  5. Претворение национального начала. [Электронный ресурс] // URL:http:// www.dagpravda.ru/rubriki/kultura/938/
  6. Якубов М. А. Музыкальная культура // Очерки истории дагестанского советского искусства (вторая половина 20-х гг.). М., 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): Дагестан, Ленинград, жанр, опер, предел Дагестана, Москва, балет, композиторская школа, камерная вокальная миниатюра, профессиональное музыкальное искусство.


Похожие статьи

Создание специализированных музыкально-образовательных...

Формирование в Дагестане системы специального музыкального образования происходило параллельно со становлением профессионального композиторского творчества и образованием композиторской школы.

Фестиваль академической музыки как форма музыкального...

Дагестан, Камерный оркестр, Порт-Петровское, Дагестанская филармония, Москва, США, Дагестанская государственная филармония, академическая музыка, академическое искусство, Россия.

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана | Статья в журнале...

На самом деле его стабильность — следствие устойчивости вокально-интонируемых средств, связанного с природой певческого инструмента — голоса. Здесь же кроится и причина частичного «отторжения» хорового жанра от общего русла музыкального искусства.

Формирование профессионального музыкального стиля...

Профессиональная композиторская школа олицетворяет магистральный путь европейской

Москва: Просвещение, 1984.

Основные термины (генерируются автоматически): жанр сонаты, жанр, весь, камерно-инструментальная музыка Казахстана, музыкальное...

Эволюция репертуара для балалайки в свете развития...

Современная эстрада и музыкально-разговорные жанры. Создание специализированных музыкально-образовательных учреждений и начальный период развития профессионального музыкального творчества в Республике Дагестан (1920–1960-е гг.)

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Г. В. Свиридов вернул камерно-вокальной лирике ее крепкие преемственные связи с русской классической музыкой.

Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве.

4. Ведущий жанр творчества композитора.

Термины вокального искусства и профессиональные...

В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве. Также о терминах, названиях профессиональных жанров и о манерах звукоизвлечения.

Становление русской национальной оперы: исторический аспект

Опера — это «высший синтетический жанр музыкального искусства, сочетающий в целостном художественном единстве вокальную (сольную, ансамблевую, хоровую), инструментальную

Речь идет об опере «Титово милосердие» композитора итальянской школы И. А. Гассе.

О роли концертмейстера в вокальном классе | Статья в сборнике...

В данной статье рассматриваются вопросы концертмейстерского мастерства в вокальном

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы. Опубликовано в.

Солист и пианист-концертмейстер являются целостным музыкальным организмом, в образном смысле.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Создание специализированных музыкально-образовательных...

Формирование в Дагестане системы специального музыкального образования происходило параллельно со становлением профессионального композиторского творчества и образованием композиторской школы.

Фестиваль академической музыки как форма музыкального...

Дагестан, Камерный оркестр, Порт-Петровское, Дагестанская филармония, Москва, США, Дагестанская государственная филармония, академическая музыка, академическое искусство, Россия.

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана | Статья в журнале...

На самом деле его стабильность — следствие устойчивости вокально-интонируемых средств, связанного с природой певческого инструмента — голоса. Здесь же кроится и причина частичного «отторжения» хорового жанра от общего русла музыкального искусства.

Формирование профессионального музыкального стиля...

Профессиональная композиторская школа олицетворяет магистральный путь европейской

Москва: Просвещение, 1984.

Основные термины (генерируются автоматически): жанр сонаты, жанр, весь, камерно-инструментальная музыка Казахстана, музыкальное...

Эволюция репертуара для балалайки в свете развития...

Современная эстрада и музыкально-разговорные жанры. Создание специализированных музыкально-образовательных учреждений и начальный период развития профессионального музыкального творчества в Республике Дагестан (1920–1960-е гг.)

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Г. В. Свиридов вернул камерно-вокальной лирике ее крепкие преемственные связи с русской классической музыкой.

Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве.

4. Ведущий жанр творчества композитора.

Термины вокального искусства и профессиональные...

В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве. Также о терминах, названиях профессиональных жанров и о манерах звукоизвлечения.

Становление русской национальной оперы: исторический аспект

Опера — это «высший синтетический жанр музыкального искусства, сочетающий в целостном художественном единстве вокальную (сольную, ансамблевую, хоровую), инструментальную

Речь идет об опере «Титово милосердие» композитора итальянской школы И. А. Гассе.

О роли концертмейстера в вокальном классе | Статья в сборнике...

В данной статье рассматриваются вопросы концертмейстерского мастерства в вокальном

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы. Опубликовано в.

Солист и пианист-концертмейстер являются целостным музыкальным организмом, в образном смысле.

Задать вопрос