Актуальные проблемы психологии общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (198) март 2018 г.

Дата публикации: 21.03.2018

Статья просмотрена: 4719 раз

Библиографическое описание:

Чапаева, П. О. Актуальные проблемы психологии общения / П. О. Чапаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 137-141. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48853/ (дата обращения: 29.10.2020).



Статья посвящена рассмотрению основных видов общения. Показаны особенности психологии общения с точки зрения её актуальных проблем. Представлены подходы к определению сути общения и его основные элементы. Автором отмечается тесная связь общения с ценностями и смыслами, практически не изученная в отечественной психологии. Рассматриваются психологические основы получения интересующей информации, приемы для реализации получения информации и методика получения интересующей информации.

Ключевые слова: общение, взаимодействие, виды общения, структура общения стороны общения, барьеры общения, способы преодоления барьеров общения.

О роли общения в жизни людей восторженно заметил Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Однако для современного человека общение не столько роскошь, сколько постоянная жизненно и профессионально необходимая потребность [1].

Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы, фазы. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно (непосредственное, опосредованное общение; межличностное и массовое общение; межперсональное и ролевое общение и др.).

Особое внимание исследователи уделяют двум аспектам (видам, языкам) общения — вербальному (речевому) и невербальному (неречевому) [9].

Современные средства массовой коммуникации способствовали возникновению новых направлений исследования специфических форм общения разного типа (телефон, телевидение, радио, Интернет и т. п.).

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [10].

В настоящее время ни для кого не будет открытием то, что межличностные отношения между людьми — это абсолютно необходимое условие в жизни. Без данного вида общения невозможно полноценное формирование у человека высших психических функций, а также развития личности в целом. Факт общения свойственен всем высшим живым существам, однако на уровне человека оно включает в себя самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. У человека содержание общения намного шире, чем у животных. В процессе общения, люди обмениваются друг с другом различной информацией, передают свой богатый жизненный опыт, знания, умения, навыки, их способности, представления о том или ином событии, ситуации.

Целью общения считается то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Количество целей может увеличиваться. Помимо вышеперечисленных целей, сюда можно включить: обучение, воспитание, согласование людей в их совместной деятельности, установление тех или иных межличностных отношений и прочее [5].

Любое личностно либо социально ориентированное общение будет отражаться на социологическом уровне, если в этом общение актуализируются общественно значимые отношения между людьми. Общение представляет собой разные формы активною воздействия человека на природу и тем самым выступает как целый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни индивида и группы [6].

По показаниям, в прошлом тысячелетии, такая проблема как общение стала «логическим центром» психологической науки. Ученые, которые занялись исследованием данной проблемы, открыли многочисленные методы и приемы для более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, развития внутреннего мира, что помогло выявить социальную обусловленность психики и образа жизни человека [7].

Исследователи в области психологии считают, что потребность в общении необходимо отнести к ряду важнейших условий для полноценного формирования и развития личности. Как известно, человек — это существо социальное, которому постоянно требуется общение с другими индивидами; в связи с этим, можно отметить, что общение — главное условие жизнедеятельности [1].

Как принято, в общении выделяют три взаимосвязанные характеристики: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Коммуникативная сторона проявляется в обмене какой-либо информацией между людьми, которые вступили в общение. Интерактивная состоит в обмене между индивидами не только знаниями и представлениями, но и действиями, приемами. Перцептивная сторона в общении содержит в себе процесс восприятия и познания друг друга индивидами, а также установления взаимопонимания между ними [2].

Огромный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии — Л. С. Выготский. При тщательном исследовании проблем мышления и речи он открывает понимание механизмов преобразования общения в сознание личности [3].

В общем смысле язык выступает как система знаков, которая служит средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык выступает специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Язык — средство передачи социального опыта, культурных норм и традиции. Через язык осуществляется преемственность различных поколений и исторических эпох.

Проблемы «барьеров» общения в современном мире становятся очень актуальными в связи с целым рядом факторов. Одним из таких факторов является существование и распространение сфер влияния таких видов деятельности, наличие которых связано с системой взаимоотношений «человек-человек». Выработка путей распознавания и решения проблемы «барьеров» имеет огромное значение для дальнейшего эффективного общения и совместной деятельности. «Барьер» общения рассматривается как одно из психических состояний, которое может проявлять в пассивном поведении индивида, что бесспорно препятствует выполнению различных действий. Барьер проявляется в усилении негативных установок индивида — стыд, чувство вины, тревога, низкая самооценка, ассоциативные задачи [5].

Личностный аспект является определяющим и в представленной классификации «барьеров», основанной на психологии отношений В. Н. Мясищева. Выделяются [2]:

  1. «Барьеры» отражения, которые проявляются в искаженном восприятии: себя (человек имеет неадекватную самооценку, собственной личности); другого индивида (приписывание тех свойств и качеств личности, которые не присущи данному человеку); ситуации (неправильная оценка значимости той или иной ситуации).
  2. «Барьер» отношения; в данную группу относятся те барьеры, которые возникают в результате неадекватного отношения к чему-либо: к себе (неудовлетворенность своим статусом в обществе); к партнеру (чувство неприязни, антипатии к человеку); к ситуации (отрицательное отношение к ситуации).
  3. «Барьеры» обращения как специфической формы отношения. Данные «барьеры» возникают при:

‒ формах обращения, которые ведут к объединению, сотрудничеству и пр. (похвала, комплименты, поощрение);

‒ формах обращения, которые ведут к непродуктивному общению (повышение громкости голоса, оскорбления, жесты, используемые в конфликтных ситуациях).

При изучении проблемы «барьеров» в контексте личностного подхода можно также затронуть схему выхода из ситуации того самого «барьера», где важнейшим принципом будет выступать принцип взаимоотношений, которые ведут к сотрудничеству, а также взаимопониманию при учете индивидуальных и психологических особенностей партнеров по общению.

К схеме выхода из ситуации «барьера» можно отнести [1]:

‒ оценку сложившейся ситуации, выявление направленности и дальнейших возможных последствий;

‒ нахождение причин сложившейся ситуации;

‒ предположение путей выхода из данной ситуации, с учетом причин;

‒ выявление эффективных действий для выхода из данной ситуации. Сюда можно отнести определенные действия, которые приведут к минимизации тех или иных «барьеров», а также позволят наладить процесс общения.

Одну из главных задач в преодолении психологических барьеров берет на себя мотивационное состояние личности. Мотивационное состояние индивида несет в себе психическое отражение условий, которые необходимы для эффективного взаимодействия человека как организма, индивида, личности. Это отражение необходимых условий проявляется в виде определенных установок. Установка — стереотипная готовность к действию в определенной ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению проявляется на основе прошлого опыта человека.

Таким образом, установки выступают как наиболее важные внутренние факторы для появления или наоборот, преодоления тех или иных барьеров. В современное время каждый человек имеет различные психологические барьеры, и даже если человек справляется и преодолевает одни барьеры, на их черед приходят другие [4].

Проблема общения в психологической науке и по сегодняшний день остаётся актуальной. В настоящее время изучению подверглись далеко не все аспекты этого явления, как у человека, так и у животных. Существует огромное количество спорных вопросов в этой области, на которые до сих пор не найдено исчерпывающих ответов. В любом случае общение — это недостаточно изучено явление, более тщательное и глубокое его изучение в сочетании с современными информационными технологиями может дать просто поразительные результаты, которые могут перевернуть наше сегодняшнее представление об обучении и его методиках.

В заключение отмечу, что общение — это взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом.

Литература:

  1. Чернышева Л. И. Деловое общение [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов. — ЮНИТИ-ДАНА, 2012–415с.
  2. Игебаева Ф. А. Культура делового общения и особенности ее проявления в деятельности менеджера // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. — Саратов: Изд-во «КУБиК», 2010. С. 92–95.
  3. Седов К. Ф. О манипуляции и актуализации в речевом воздействии / К. Ф. Седов // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. — Вып. 2. — С. 20–27.
  4. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие / И. А. Стернин. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. — 252 с.
  5. Бобнева М. И. Нормы общения и внутренний мир личности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А. Л. Свенцицкого. — СПб.: Питер. — 2016. — С. 339- 362.
  6. Бодалев А. А. Психология общения. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». — 2017. — 256 с.
  7. Алешина Ю. Б., Петровская Л. А. Что такое межличностное общение? — М.: Международная педагогическая академия, 2014. — 218 с.
  8. Робер М., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации / Хрестоматия по социальной психологии. — М., 2015. — С. 167–186.
  9. Игебаева Ф. А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. — Саратов. Издво ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. — С.122–124.
Основные термины (генерируются автоматически): общение, ситуация, вид общения, полноценное формирование, процесс общения, психологическая наука, развитие личности, сложившаяся ситуация, совместная деятельность, человеческое общение.


Ключевые слова

взаимодействие, общение, виды общения, структура общения стороны общения, барьеры общения, способы преодоления барьеров общения

Похожие статьи

Общение как важнейшее условие развития личности в социуме

Процесс общения непрерывен: с развитием ребенка изменяются его формы и содержание.

«Развернутая предметная воображаемая ситуация — это всегда также и ситуация развернутых в ней человеческих отношений» [7]. Подтверждение этого положения мы находим у других...

Представление о понятии «общение» и уровни общения по...

Этот уровень является полноценным человеческим общением [1]. В данном уровне присутствует фаза взаимонаправленности: 1. Человек испытывает потребность в контакте, возникает установка на внешнюю коммуникацию.

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии. Автор: Лето Яна-Алекс Валерьевна.

«Общение», в целом, является одним из основных психологических категорий с гораздо более богатым содержанием, и которое более полно раскрывает сложность человеческих...

Применение интерактивного общения в системе «педагог...»

В психологии различают следующие стили общения: авторитарно-диктаторский, презрительно-унижающий, диктатно-отстраненный, непоследовательно-предвзятый, скандальный, общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение на основе дружеского...

Возможности оптимизации межличностного общения подростков...

Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. В то же время актуальным является другая сторона рассмотрения проблемы общенияформирования личности в нем.

Проблема общения у дошкольников | Статья в сборнике...

Но полноценное общение не может быть без коммуникативных умений, которые необходимо

По сути, воспитатель вводит ребенка в жизнь, в человеческое общество.

Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму

- уметь ориентироваться в ситуации общения; - уметь договариваться, планировать совместные действия

Модели педагогического общения...

Модели педагогического общения. Общение — это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге.

Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор...

М. И. Лисина говорила, что «общение — основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через других людей.

Похожие статьи

Общение как важнейшее условие развития личности в социуме

Процесс общения непрерывен: с развитием ребенка изменяются его формы и содержание.

«Развернутая предметная воображаемая ситуация — это всегда также и ситуация развернутых в ней человеческих отношений» [7]. Подтверждение этого положения мы находим у других...

Представление о понятии «общение» и уровни общения по...

Этот уровень является полноценным человеческим общением [1]. В данном уровне присутствует фаза взаимонаправленности: 1. Человек испытывает потребность в контакте, возникает установка на внешнюю коммуникацию.

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии. Автор: Лето Яна-Алекс Валерьевна.

«Общение», в целом, является одним из основных психологических категорий с гораздо более богатым содержанием, и которое более полно раскрывает сложность человеческих...

Применение интерактивного общения в системе «педагог...»

В психологии различают следующие стили общения: авторитарно-диктаторский, презрительно-унижающий, диктатно-отстраненный, непоследовательно-предвзятый, скандальный, общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение на основе дружеского...

Возможности оптимизации межличностного общения подростков...

Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. В то же время актуальным является другая сторона рассмотрения проблемы общенияформирования личности в нем.

Проблема общения у дошкольников | Статья в сборнике...

Но полноценное общение не может быть без коммуникативных умений, которые необходимо

По сути, воспитатель вводит ребенка в жизнь, в человеческое общество.

Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму

- уметь ориентироваться в ситуации общения; - уметь договариваться, планировать совместные действия

Модели педагогического общения...

Модели педагогического общения. Общение — это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге.

Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор...

М. И. Лисина говорила, что «общение — основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через других людей.

Задать вопрос