Особенности бесконфликтного поведения в среде военнослужащих | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (198) март 2018 г.

Дата публикации: 27.03.2018

Статья просмотрена: 474 раза

Библиографическое описание:

Вавин А. Н. Особенности бесконфликтного поведения в среде военнослужащих // Молодой ученый. — 2018. — №12. — С. 133-134. — URL https://moluch.ru/archive/198/48803/ (дата обращения: 06.12.2019).



Сегодня ключевым следствием напряжения в социальной и политической сфере в стране является интенсивный количественный рост социально-психологических конфликтов. Возрастают конфликтные противоречия между различными социальными группами, этносами и даже целыми государствами [3, 4].

Профессиональная деятельность всегда отражает те столкновения, которые характерны для общения людей в бытовой, служебной и досуговой сферах. Но в отличие от конфликтных ситуаций в обществе в целом, конфликты, например, в повседневной военной профессиональной деятельности переживаются наиболее остро, а их последствия оказываются более значимыми и глубокими.

В современной военной действительности — в подразделениях ежедневно возникает до десяти конфликтных ситуаций. В конфликтах оказываются не только солдаты срочной службы, прапорщики, но и высший офицерский состав. Опросы, проведенные среди молодых офицеров, свидетельствуют о том, что они не видят различий в типах конфликтных ситуаций, расценивают конфликты как нежелательные явления воинской деятельности и не готовы их разрешать. Многие их них попросту боятся конфликтов, не умеют их предвидеть, что приводит к состоянию постоянного напряжения. Большинством офицеров абсолютизируется одна сторона конфликта, они видят только опасность, нарушающую сложившийся привычный ход обучения и воспитания подчиненных [1].

Воинский коллектив состоит из числа военнослужащих, объединенных целевой деятельностью, психологической коллективисткой атмосферой. Каждый военнослужащий является личностью, которая формируется под влиянием системы воспитательной работы, в процессе активной воинской деятельности, на основе многообразных форм общения между военнослужащими.

Военнослужащий — член воинского коллектива, занимающийся согласно предусмотренной Конституцией РФ, присягой и воинскими уставами деятельностью по вооруженной защите Отечества на основе глубокого осознания своего долга, нравственной зрелости, обладающий психологической готовностью и воинским мастерством для выполнения боевых задач и задач службы и имеющий свои индивидуальные психологические особенности.

Для понимания подчиненного, его индивидуальных особенностей от офицера-воспитателя требуется [2]:

1) Определение степени развития общих качеств, присущих человеку (коллективизм, трудолюбие, интернационализм и т. д.), и индивидуальных качеств военнослужащего (интеллектуальных, эмоциональных и волевых).

2) Выявление тех его связей с окружающими лицами, в которых военнослужащий находился ранее и находится в настоящее время и которые могут характеризовать его как личность.

3) Учет возрастных особенностей, и в частности тех из них, которые могут обусловить срывы в поведении, взаимоотношениях.

4) Учет биографических особенностей и, прежде всего тех, жизненных впечатлений (положительных — успехи в спорте, музыке, учебе и т. п. и удручающих — смерть близких людей, непоступление в вуз, измена любимого человека и т. п.), которые, возможно, имели место в жизни изучаемого военнослужащего и по-разному могут влиять на его поведение, позиции, отношение к другим людям.

5) Учет уровня жизненного опыта, складывающегося в процессе общения с другими людьми, учебы, пережитых событий; профессионального опыта, приобретаемого личностью в процессе участия в производстве; социального опыта, образующегося в процессе исполнения социальных обязанностей (общественных, служебных и т. п.).

6) Учет у военнослужащих физического развития.

Важной звеньевой частью процесса неконфликтного управления воинским коллективом признан этап принятия неконфликтного управленческого решения: обеспечить содержательную часть. Решение, хорошее или плохое, принимается всегда, но лучше, если оно состоит из оптимальной последовательности согласованных между собой мероприятий неконфликтной направленности.

Умение безошибочно разрешать конфликтные ситуации и предупреждать их возникновение является элементом профессиональной подготовленности современного офицера-воспитателя.

Заметим, проблема бесконфликтного взаимодействия очень сложна.

Поэтому приобретение опыта и знаний бесконфликтного управления воинским коллективом служит ведущим аспектом профессионального совершенствования командиров всех рангов.

Литература:

  1. Петровская М. В., Терещенко А. Г. Конфликтология. Психологические аспекты разрешения конфликтов в воинском коллективе: учебное пособие. — Воронеж: ВАИУ, 2009. — 86 с.
  2. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2015.- 145с.
  3. Феденко Н. Ф. Психологические условия преодоления конфликтов в воинских коллективах. — М.: ВУ, 2010.-206с.
  4. Формирование общекультурных компетенций в военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации: моногр. / О. В. Евдокимова, О. Н. Пономарёва, И. И. Грачёв; под общ. ред. О. Н. Пономарёвой. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): воинский коллектив, военнослужащий, конфликт.


Похожие статьи

Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан...

От военнослужащих требуется соблюдение правил воинской вежливости, и поведения [3].

Социальная напряженность в коллективе курсантов военного вуза зависит также и от

Рис. 1. Стратегия поведения курсантов в ситуации конфликта с членами группы (в %).

Социально-психологические условия преодоления...

воинский коллектив, барьер, военнослужащий, общение, группа испытуемых, коммуникативное взаимодействие, группа, воинская служба, срочная служба, военный психолог.

Личностные деформации участников боевых конфликтов

Проблема психического здоровья военнослужащих, участвующих в современных локальных войнах и вооруженных конфликтах, является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных для отечественной военной психологии...

Укрепление воинской дисциплины командирами подразделений

воинская дисциплина, личной состав, воинский коллектив, военнослужащий, укрепление дисциплины, командир подразделения, задача, укрепление, воинский порядок, воспитательная работа.

Авторитет командира как основа воинского обучения...

Под воинским воспитанием понимается преднамеренное, организованное и систематическое формирование у военнослужащих качеств

2. Хозей, С. П. Причины конфликтов в воинском коллективе и пути их предупреждения / С. П. Хозей, О. А. Савченко, Ю. В. Бабкин, [и др.].

Воинское подразделение — сложная организационная система...

Всякий первичный воинский коллектив квалифицируют как организационную сложную систему, состоящую из подсистем (элементов) в лице отдельных военнослужащих, и как подсистему (элемент), входящую в состав более крупного подразделения (см. рис. 2).

Особенности воспитания военнослужащих-женщин

С учетом отмеченных проблем и их типологии можно определить формы и методы воспитания женщин в воинских коллективах.

нейтрализации неоправданных служебных конфликтов на гендерной основе и обеспечению социальной поддержки военнослужащих-женщин в трудных...

Международно-правовое положение персонала гражданской...

Ключевые слова: международное гуманитарное право, вооруженный конфликт, персонал гражданской обороны, гражданские лица, военнослужащие. Обеспечение выживания граждан в условиях военного времени...

Криминологические и виктимологические факторы...

− Внутри воинских коллективов действуют специфические криминогенные и антикриминогенные факторы, которые отсутствуют в обществе.

− Возрастанию количества конфликтов между военнослужащими на политической почве.

Похожие статьи

Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан...

От военнослужащих требуется соблюдение правил воинской вежливости, и поведения [3].

Социальная напряженность в коллективе курсантов военного вуза зависит также и от

Рис. 1. Стратегия поведения курсантов в ситуации конфликта с членами группы (в %).

Социально-психологические условия преодоления...

воинский коллектив, барьер, военнослужащий, общение, группа испытуемых, коммуникативное взаимодействие, группа, воинская служба, срочная служба, военный психолог.

Личностные деформации участников боевых конфликтов

Проблема психического здоровья военнослужащих, участвующих в современных локальных войнах и вооруженных конфликтах, является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных для отечественной военной психологии...

Укрепление воинской дисциплины командирами подразделений

воинская дисциплина, личной состав, воинский коллектив, военнослужащий, укрепление дисциплины, командир подразделения, задача, укрепление, воинский порядок, воспитательная работа.

Авторитет командира как основа воинского обучения...

Под воинским воспитанием понимается преднамеренное, организованное и систематическое формирование у военнослужащих качеств

2. Хозей, С. П. Причины конфликтов в воинском коллективе и пути их предупреждения / С. П. Хозей, О. А. Савченко, Ю. В. Бабкин, [и др.].

Воинское подразделение — сложная организационная система...

Всякий первичный воинский коллектив квалифицируют как организационную сложную систему, состоящую из подсистем (элементов) в лице отдельных военнослужащих, и как подсистему (элемент), входящую в состав более крупного подразделения (см. рис. 2).

Особенности воспитания военнослужащих-женщин

С учетом отмеченных проблем и их типологии можно определить формы и методы воспитания женщин в воинских коллективах.

нейтрализации неоправданных служебных конфликтов на гендерной основе и обеспечению социальной поддержки военнослужащих-женщин в трудных...

Международно-правовое положение персонала гражданской...

Ключевые слова: международное гуманитарное право, вооруженный конфликт, персонал гражданской обороны, гражданские лица, военнослужащие. Обеспечение выживания граждан в условиях военного времени...

Криминологические и виктимологические факторы...

− Внутри воинских коллективов действуют специфические криминогенные и антикриминогенные факторы, которые отсутствуют в обществе.

− Возрастанию количества конфликтов между военнослужащими на политической почве.

Задать вопрос