Неофрейдизм и его значение для медицины | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 19.03.2018

Статья просмотрена: 1514 раз

Библиографическое описание:

Погребная, Д. С. Неофрейдизм и его значение для медицины / Д. С. Погребная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 285-289. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48847/ (дата обращения: 17.12.2024).



Прежде чем говорить о таком понятии, как «неофрейдизм», следует познакомиться с его истоками и его основателем Зигмундом Фрейдом. Фрейд — это выдающийся австрийский невропатолог, психиатр и психолог; основоположник психоанализа. «Вся психиатрия XIX века сходится на Фрейде — первом, кто серьезно воспринял роль пары врач — больной». [Фуко М., История безумия в классическую эпоху, 1963, 523] Целью Фрейда было «заставить разум пролить свет на бессознательное, заторможенное, очистив таким образом человека от остатков лицемерия, за которыми скрывается настоящая причина любого невроза. Свет дня, который должен наступить, высветит либидо каждого, «трудности» культуры, у которой на первый взгляд мы не увидели бы недостатков, если бы не очистительное дыхание психоанализа. [Блох Э., Принцип надежды, 1976]

Фрейдизм — это научно-философское течение, в основе которого легло учение З.Фрейда о бессознательном и его непосредственное влияние на жизнь индивидуума. Чем интересен фрейдизм, так это своей неоднозначностью. Для Фрейда бессознательное было чем-то труднодоступным, но он пытался его толковать исходя из своего жизненного опыта и логических умозаключений. Именно поэтому каждый из его последователей, так называемых «фрейдистов», мог толковать мысли ученого по-своему. В период после Первой мировой войны фрейдизм был на пике своей популярности, т. к. в связи с переломным этапом времени люди пытались познавать истину, поэтому многие объясняли Фрейда и дополняли его учение чем-то новым, как им казалось недостающим. Итогом этого стало то, что научная теория Фрейда впитала в себя труды многих уважаемых учёных. Во фрейдизме мы можем увидеть отголоски монадологии Г. В. Лейбница, согласно которому «монады есть единичные элементы реальности, отличные от атомов и представляющие собой непротяженную психическую сущность, имеющую психическую основу» [Куттер П., Мюллер Т., Психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов, М.: Когито-Центр, 2011], а также идею теории сознания И. Ф. Гербарта, который говорил о том, что некоторые человеческие мысли лежат вне порога сознания, а именно в бессознательном. Не малый вклад на развитие фрейдистской концепции имела эволюционная теория Ч.Дарвина и теория Ж. Шарко о методах воздействия гипнозом с целью лечения истерии.

На современном этапе развития психоаналитической мысли под «фрейдизмом» чаще всего понимают весь комплекс идей и трудов Фрейда — так называемую «фрейдистскую метапсихологию». Основной её мыслью считают то, что в основе сущности человека лежит влечение к сексуальному и агрессивному, которые он пытается подавить в себе, что и формирует бессознательное. Все желания, страхи и эмоции формируют нас, но из-за тех или иных душевных травм мы не можем столкнуться лицом к лицу с некоторыми ситуациями и закрываем их для проживания, т. е. вытесняем.

Процессы вытеснения лежат в основе защитных механизмов, которые направлены на минимизацию отрицательных переживаний. Фрейд говорил о том, что вытеснение лежит в основе самосохранения, т. е. больной таким образом предохраняет себя от душевных страданий. Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

По современной классификации существуют первичные и вторичные защитные механизмы. Примерами первичных является отрицание. Его можно наблюдать во время реакции человека на смерть близкого: сначала идет полное непонимание и отрицание происходящего, для того чтобы у психики было время для осознания произошедшего и для мобилизации сил организма с целью сохранения здравого смысла, после которого приходит осознание действительности. Другим примером может послужить понятие примитивной идеализации, т. е. восприятие другого человека как идеального и всемогущего. Этот феномен можно наблюдать на примере супружеской пары, в которой жена идеализирует своего мужа-тирана и позволяет управлять собой, не замечая его явных недостатков, одновременно обесценивая себя как личность. В этой ситуации мы можем так же наблюдать понятие расщепления, т. е. супруга видит в своём тиране только хорошее, не замечая отрицательного. Любые попытки доказательства обратного будут тщетны.

Так же есть вторичные защитные механизмы. Например, игнорирование: дети могут не воспринимать критику и оскорбления со стороны своих родителей, вытесняя её из сознания из-за того, что та является источником страхов. Другим примером является замещение: скоропостижный брак вдовы после смерти мужа, т. к. для неё является невозможным чувство боли и потери, поэтому она проецирует свои чувства и любовь к покойному супругу на ближайший объект противоположного пола, который имеет какие-либо с ним сходные черты. Примером аутоагрессии являются так называемые панические атаки, причиной которых является то, что человек не может выплеснуть свою злость на раздражитель по каким-либо причинам и направляет её на самого себя.

Последователи Фрейда (представители неофрейдизма[1]) считают, что ведущую роль в формировании личности играет её взаимодействие с окружающим миром. То есть они сосредотачивают свое внимание на социокультурных процессах, потому что именно из-за их влияния возникают внутриличностные конфликты. Основой формирования психологических проблем человека являются межличностные отношения и влияние социума.

Это сделано с целью поиска ответа на вопросы о смысле человеческой жизни, о её предназначении и роли индивида в ней. Причиной неврозов у человека считается тревога, зарождающаяся еще в детском возрасте при столкновении с исходно враждебным для несформированного сознания миром, которая усиливается при недостатке любви и внимания. Следовательно, когда человек вырастает и сталкивается с социумом, он начинает чувствовать себя одиноким и непонятым, т. е. если вылечить каждого человека, то можно улучшить социум в целом. Общие принципы и установки классического психоанализа («психология бессознательного», представления о внутриличностных конфликтах и конфликтах с окружающим миром, влиянии культуры и общества) легли в основу учения современных неофрейдистов.

Таким образом, неофрейдисты, как и фрейдисты, объясняют поведение человека деятельностью бессознательного. Кроме того, они также объясняют психические заболевания динамикой бессознательных процессов. Подобно Фрейду, неофрейдисты сохраняют понятия вытеснения и сопротивления и используют те же самые психоаналитические методы, изобретенные Фрейдом: толкование сновидений, свободные ассоциации, трансфер и т. д.

Стоит сказать, что все эмоциональные расстройства человека являются объектом психоанализа. Психоанализ — это старейший метод диагностики психопатологий, особенностью которого является не только постановка диагноза как такового, но и установление причины, повлиявшей на его возникновение, а также поиск путей решения и лечения. Таким образом, человек может осознавать причины расстройств и самостоятельно изменить жизненные обстоятельства, усугубившие эти причины.

Начинается работа с первичных консультаций (диагностическое интервью). Таких интервью может быть несколько, в зависимости от клиента и его ситуации. Основной задачей является поиск проблемы и формирования запроса для дальнейшего лечения. Если психотерапия показана, обсуждают формат её проведения, достигается соглашение по ряду отдельных моментов, объяснение правил проведения консультаций, взаимоотношений, определенных правил и обязанностей клиента. Разные виды психотерапии предполагают индивидуальный формат для работы с клиентами, отражающий особенности каждого конкретного метода.

Не секрет, что психическое здоровье базируется на умении общаться с другими людьми и строить эти отношения. Во время психоаналитического лечения пациент помимо решения своей проблемы учиться правильному построению взаимоотношений с окружающими людьми и формированию границ в отношениях как в семье, так и с коллегами по работе и с друзьями. Психоаналитическая ситуация формирует понятие безопасности отношений, здесь воссоздается то, что должно быть в нормальной семье — ребенок с детства должен понимать свою важность и значимость в семье и мире. Многие неврозы возникают оттого, что любовь необходимо заслужить с помощью оценок, помощи по дому, хорошего поведения, а внутренний мир ребенка зачастую никого не интересует. Во время сеансов человек начинает понимать, что нужно любить и уважать себя и выстраивать правильные отношения с людьми, для того чтобы не нарушать этот баланс.

Для психоаналитика не существует мелочей. Поэтому для пациента важно быть максимально открытым и говорить даже о тех мелочах, которые могут показаться ему глупые. Все переживания, сны, ассоциации, желания, мечты могут оказаться ключевыми в решении проблемы. Поэтому от искренности человека и желанию сотрудничать зависит скорость лечения.

Основой психоанлитического влияния является воздействие на зеркальную нейронную систему, которая является основой эмпатии. Эмпатия (англ. empathy — вчувствование) — понятие современной философии и психологии, означающее целостное восприятие, проникновение, сопереживание или вживание во внутренний мир другого человека, в котором сохраняются и принимаются все эмоциональные и интеллектуальные нюансы душевной жизни другого. [Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В. Г. Кузнецова, М., ИНФРА-М, 2007, с. 697–698]

Некоторые люди имеют большую склонность к эмпатии. Это объясняется с анатомической точки зрения. «Ключевую роль в данной системе играет островок головного мозга: когда мы ощущаем свое внутреннее состояние, то основной путь для резонирования с другими тоже открыт». В непосредственном восприятии ведущую роль играют зеркальные нейроны, которые реагируют только на преднамеренную активность. Т. е. они реагируют на поступки других людей, которые мы можем предсказать по прошлому опыту, именно в этот момент они активизируются и вычисляют действие другого человека еще до его выполнения. Так можно объяснить настроение в компании людей: если все будут смеяться, то вы поневоле вы начнете улыбаться, тоже самое происходит, когда на интуитивном уровне мы чувствуем напряжение между людьми. «Ученые называют такое состояние эмоциональным заражением. Внутреннее состояние других — от радости и игривости до грусти и страха — напрямую влияет на наше самочувствие. Механизм заражения иногда заставляет нас не слишком объективно интерпретировать несвязанные события: пообщавшись с человеком в депрессии, серьезность другого мы тоже воспримем как грусть». [Якобони М., Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг друга, М.: Юнайтед Пресс, 2011]

В современный взгляд на теорию личности внесла огромный вклад Карен Хорни. Она так же, как и неофрейдисты говорила о влиянии социума на жизнь человека. Она доказывала, что совершенствование не заложено только врожденными инстинктами, то есть человек может измениться и продолжать свое преобразование в течение жизни. Эта возможность к варированию приводит к тому, что не существует сокрушительной обреченности к неврозу, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей.

Хорни считает, что причинами развития этой тревоги могут быть как отчуждение родителей от ребенка, так и чрезмерная опека, подавляющая личность ребенка, враждебная атмосфера или слишком большая любовь к ребенку. Каким же образом такие противоречивые факторы могут стать основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни выделяла два вида тревоги — физиологическую и психологическую. «Физиологическая связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят и потому испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Однако со временем, в том случае если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. Если же его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека». [Григорович Л. А., Педагогика и психология, с 155–158]

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите, о которой писал еще Фрейд. Однако Хорни пересматривает и это его положение считая, что в основе вытеснений лежит удовлетворение своих невротических потребностей, т. е. если какая-либо не будет восполнена, то на почве этого возникают отклонения. «Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип)». [Ярошевский М. Г., История психологии от античности до середины ХХ века, 69, c 49]

Проанализировав вышесказанное можно сделать вывод о том, какой огромный вклад сделал З.Фрейд в развитие философии, психологии и психоанализа. Благодаря ему люди узнали об уязвимости души, в особенности детской, и перед лицом вскрытых им изъявлений начали понимать, что всякое грубое слово, всякое замечание, сказанное в сторону этой хрупкой материи, может разрушить судьбу и что, следовательно, всякие необдуманные запреты, наказания, угрозы и меры принуждения возлагают на наказывающего неведомую до того ответственность. Так же он показал проблему взаимоотношений между людьми, что именно они формируют мышление и восприятие окружающего мира. Очень важно не забывать об этом, так как любое ваше слово может нанести непоправимый вред психике другого человека. Таким образом нужно быть осторожным в том, что, кому и когда мы говорим. Если каждый будет себя контролировать, тогда мы сможем сделать социум лучше, минимизировать психологические заболевания и все вытекающие из них последствия.

Литература:

1. Блох Э., Принцип надежды, 1976

2. Куттер П.; Мюллер Т., Психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов, М.: Когито-Центр, 2011, 384

3. Лейбин В. М., Истоки возникновения психоанализа. Психоанализ

4. Фуко М., История безумия в классическую эпоху, 1963, 523

5. Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В. Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 697–698.

6. Якобони М. Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг друга, М.: Юнайтед Пресс, 2011.

7. Григорович Л. А., Педагогика и психология, 2001 — С. 155–158

8. Ярошевский М. Г., История психологии от античности до середины ХХ века, 69, c 49


[1] Неофрейдизм - направление в философии, развившееся в 20-30-ые годы XX века, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, бессознательное, ведущая роль, влияние социума, внутреннее состояние, конфликт, образ, поведение человека, психоанализ, психологическая защита, ребенок, том, тревога.


Задать вопрос