Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 18.03.2018

Статья просмотрена: 2793 раза

Библиографическое описание:

Новикова, Е. В. Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС / Е. В. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 182-185. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48837/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается вопрос возможности использования инновационного дидактического пособия — лэпбука — для организации занятий для детей дошкольного возраста (от трёх до семи лет).

Ключевые слова: дошкольник, ФГОС ДО, лэпбук, речь.

В связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и увеличением количества детей с речевыми патологиями перед учителями-логопедами встала задача поиска новых подходов, идей, форм и методов педагогической деятельности, которые были бы актуальны для дошкольников, соответствовали бы их возрастным интересам и эффективно решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Работа логопеда на логопункте дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) не ограничивается коррекцией легких нарушений речи. В детских садах общеразвивающего вида с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), в том числе и детей с заключениями ПМПК ОНР (I, II, III, IV (НВ) уровней. Эти дети зачисляются на логопункт, и коррекционная работа с ними строится с учетом степени и тяжести речевого дефекта. У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.

Решение указанных проблем — одна из задач использования новых технологий и форм в коррекции речевых нарушений. В последнее время стали широко использоваться лэпбуки. Лэпбук (с англ. «lap» — колени, «book»- книга) — это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Похожие развивающие книжки или книжки-игрушки были всегда, но лэпбукинг выделился в отдельный жанр. И, как и другие полезные новшества с запада, этот жанр удачно подхвачен и развивается отечественными педагогами и родителями.

Преимущества использования лэпбука: он информативен и полифункционален; способствует развитию творчества и воображения; пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с речевым материалом; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части). Структура и содержание лэпбука доступны детям дошкольного возраста; лэпбук обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Лэпбук — это целая интерактивная папка, которая позволяет пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов, ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков, формировать грамматические категории, развивать связную речь, формировать психологическую базу речи, совершенствовать мелкую моторику.

В практике работы с детьми лэпбук используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи; также в свободной деятельности используются карточки и игры из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков.

Рассмотрим это на примере лексической темы «Осень, осень, в гости просим».

C:\Users\Танк\Desktop\P5ItSQ0PyKE.jpg

Для первого дня недели мной был подготовлен лэпбук формата А5 «Кто такая Осень?». В окошечке лэпбука, за шторкой, разместился «портрет» Осени в виде рыжеволосой девушки. На некоторых прядях зафиксировали маленькие свиточки с загадками про осень. Из кармана в виде осеннего листочка видимы краешки карточек со склеенными сухими листьями деревьев, на обратной стороне которых фотографии с их изображением в естественной среде. В кармане в облике тучки разместились карточки-тучки с загадками и приметами по теме. В прозрачном кармане — картина-паззл для составления рассказа и беседы. В маленьком конвертике с изображением символа «?» — записка с заданием нарисовать портрет Осени, коллективно применяя вместо кисточки пальчики и ладошки. В кармане с нарисованным скрипичным ключом — слова песни про осень (по расписанию в данный день музыкальное занятие).

Работу с этим лэпбуком проводили в течение всего дня, а перед уходом домой в приёмной дети совместно с родителями «нашли» большую (формата А2) книгу. Она была пустой, а к ее завязкам был прикреплен конверт, раскрыв который дети нашли очень много разных карманов, конвертиков, заготовок окошечек и т. д. Возник настоящий интерес, дети были заинтригованы происходящим, активно рассказывали родителям о «волшебной» маленькой книжечке про осень, в которой немало секретов, и очень ждали следующего дня и встречи с данной загадочной книгой.

В рамках данного эксперимента — проверки эффективности лэпбуков для обучения дошкольников — мной были созданы лэпбуки на самые разнообразные темы: «Зима», «Осень», «Весна», «Мой сад», «Транспорт», «Масленица», «Моя семья». Структура лэпбуков разная и меняется в соответствии с возрастом.

Лэпбуки для детей младшего дошкольного возраста содержат простые дидактические игры «Найди одинаковое», «Что носят зимой», а также раскраски, загадки, разрезные картинки (паззл) и задания составить рассказ по картинке.

На старший дошкольный возраст дети сами могли заполнять лэпбук, что-либо дорисовать или дописать. Например, дети наблюдали и зарисовывали, как растет растение. Детям очень интересно играть с лэпбуками, им хочется все вытащить, потрогать; важно чтобы все кармашки и окошки открывались, а детали дэпбука двигались и крутились.

Игры в лэпбуке можно постоянно менять в зависимости от возраста детей и проводить ремонт. Такая интерактивная книжка рассчитана на любой возраст, а создается достаточно просто: достаточно включить в нее несколько дидактических игр и сделать как можно больше частей подвижными. И так как лэпбук — это очень эффективный способ обучения дошкольников, я проводила мастер-класс для педагогов по созданию лэпбука «Что такое лэпбук и с чем его едят». Полученные на мастер-классе буклеты и памятки очень пригодились педагогам, ведь лэпбук, будучи очень полезной вещью, нигде не продаётся, поэтому такие интерактивные книжки педагог должен создавать сам, подключая к творческому процессу не только дошкольников, но и их родителей. Так, заинтересовавшиеся родители создали для нас лэпбуки «Осенняя погода», «Жизнь растений осенью», «Куда и для чего улетают птицы», «Радостная осень», которые мы с удовольствием «изучали» вместе с детьми. Бабушка воспитанника придумала лэпбук в виде дневника «Наблюдай, какая я, очень красивая осень». Данный лэпбук мы наполняли, проводя наблюдения во время прогулок целый сентябрь. Для укрепления речевых умений и обогащения словарного запаса по теме осень мы с детьми дополнили данный лэпбук конвертиком «Копилка осенних слов» в форме сундучка. Работа со словами из сундучка развивала у детей умение понимать и разъяснять значение слова, фразы, формируя энтузиазм к родному языку.

Теперь эти яркие книжечки заняли своё почетное место в уголке тайн и загадок. Дети никак не утратили к ним интерес: берут, рассматривают, опять выполняют задания (без помощи других), активно общаются, делятся эмоциями о совместной работе с родителями над ее творением. Умения, полученные при «общении» с лэпбуками, дети покажут на ежегодном конкурсе чтецов.

Родители, которые попробовали создать лэпбук, высказывают желание и далее «играть» вместе с детьми, творя чудесные книжки для детей. Возникли предложения и от других родителей, которые стали увлекаться планированием лексических тем на данный год.

Естественно, такая работа требует затрат времени и личных усилий, однако результат оправдывает данные затраты. Об этом Д. А. Гатовская в своей статье сказала очень точно: «Лэпбук — это... полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будут длиться всю жизнь, так как если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать ребенку уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов» [1].

Таким образом, лэпбук — эффективное средство не только для обучения детей-дошкольников, но и для привлечения родителей к сотрудничеству. Это инновационная действенная разработка обучения, информативный и методологически осмысленный «помощник» в работе педагога. Работа с лэпбуками внесла немало позитивных моментов в общее и речевое развитие детей, поэтому лэпбуки обязательно стоит использовать в процессе обучения всем педагогам, которые желают не только развивать детей, но и пробудить в них живой интерес, стремление к командной работе и активное взаимодействие с окружающим миром.

Литература:

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации [Текст] (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Силкина Е. Н. Современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ / Е. Н. Силкина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://silkina.teacher38.ru
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, осень, родитель, III, дошкольный возраст, педагог, связная речь.


Ключевые слова

речь, дошкольник, ФГОС ДО, лэпбук

Похожие статьи

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, движение, связная речь, упражнение, педагог

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь...»

И пятое — связная речь.

Организация преемственности в процессе формирования социальной готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи — диалога

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда.

3 блок. Работа с карандашом — штампом (краска гуашь). Тема «Осень». Речевой тренинг2.

Современные педагогические методы и технологии по развитию...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, связная речь детей, старший дошкольный возраст, строка, слово, связная речь

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

На занятиях по рассказыванию педагог приучает детей к умственному труду, воспитывает способность к произвольным усилиям для решения поставленных задач, умение

Театральная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Использование современных педагогических технологий как...

Предложенные условия формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня) способствует повышению её качества и развитию творческого отношения к слову. Анализируя литературу по данной теме...

Консультация для педагогов дошкольных образовательных...

Библиографическое описание: Кыртынмай И. М. Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи.

Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, III, образовательное учреждение, родитель...

Похожие статьи

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, движение, связная речь, упражнение, педагог

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь...»

И пятое — связная речь.

Организация преемственности в процессе формирования социальной готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи — диалога

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда.

3 блок. Работа с карандашом — штампом (краска гуашь). Тема «Осень». Речевой тренинг2.

Современные педагогические методы и технологии по развитию...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, связная речь детей, старший дошкольный возраст, строка, слово, связная речь

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

На занятиях по рассказыванию педагог приучает детей к умственному труду, воспитывает способность к произвольным усилиям для решения поставленных задач, умение

Театральная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Использование современных педагогических технологий как...

Предложенные условия формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня) способствует повышению её качества и развитию творческого отношения к слову. Анализируя литературу по данной теме...

Консультация для педагогов дошкольных образовательных...

Библиографическое описание: Кыртынмай И. М. Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи.

Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, III, образовательное учреждение, родитель...

Задать вопрос