Рассматриваются вопросы психологического консультирования по образовательному запросу взрослых, изучающих иностранные языки; вопросы формирования трансверсальных компетенций у студентов педагогического университета.
Ключевые слова: психологическое консультирование, образовательный запрос, изучение иностранных языков взрослыми.
В данной статье мы хотим обозначить некоторые проблемы, связанные с психологическим консультированием взрослых по образовательному запросу, возникающему в процессе изучения ими иностранных языков.
В современных социокультурных условиях актуализируется необходимость владения трансверсальными компетенциями выпускника любого ВУЗа, в особенности педагогического. Эти компетенции являются универсальными, поскольку в их основе лежат обобщенные знания и умения, навыки и отношения, формирование которых выходит за рамки освоения будущими учителями учебных дисциплин.
Остановимся на такой трансверсальной компетенции как способность к непрерывному образованию и самообразованию в течение жизни, академической и профессиональной мобильности, готовность к участию в различных научно-исследовательских проектах (в том числе международных). Знание иностранного/иностранных языка/языков является неотъемлемой частью данной компетенции. При этом уровень успешности в изучении иностранных языков, особенно среди студентов неязыковых факультетов/институтов и среди взрослых (преподавателей, слушателей курсов) оставляет желать лучшего.
В рамках реализации Проекта 17/12 «Формирование и развитие академической мобильности студентов и преподавателей университета, направленной на совершенствование образовательного процесса подготовки учителей современного высокого качества», входившем в «Программу стратегического развития КГПУ им. В. П. Астафьева на 2012–2016 годы» было проведено 2 этапа анкетирования для выявления отношения студентов, аспирантов, преподавателей КГПУ к академической мобильности и к иноязычному образованию.
Анкеты первого и второго этапов исследования включали в себя блок вопросов, выявляющих образовательные потребности респондентов и сформированность ключевых компетенций, в частности информационной и иноязычной. Выборка первого этапа (2013 год) составила 1500 студентов, 500 аспирантов и 300 преподавателей, представляющих все институты и факультеты университета. В анкетировании второго этапа (2014 год) приняли участие 300студентов.
Анализ результатов показал, что в академической мобильности респондентов привлекает, прежде всего, «возможность получить опыт жизни в другой стране, освоить опыт межкультурной коммуникации» и «возможность овладеть иностранными языками». Не только студенты, но и многие преподаватели отождествляют академическую мобильность с языковой стажировкой.
Отметим достаточно критичное отношение к собственному уровню владения иностранным языком у респондентов: только 27,92 % оценивают свой уровень владения иностранным языком как достаточный, для обучения, стажировки или работы в зарубежном вузе. При этом 89,17 % респондентов готовы, для участия в академической мобильности, дополнительно изучать иностранный язык. Растет количество студентов, слушателей, посещающих языковые курсы, но процент отчислений с курсов по причине неуспешности достаточно высок.
Одной из причин неуспешности является недостаточный уровень сформированности учебных стратегий, необходимых в такой специфической сфере как иноязычное образование. Отсюда возникновение специфического образовательного запроса у взрослых (часто имеющих негативный школьный опыт), приступающих к изучению иностранного языка.
Изучение иностранных языков является особым видом деятельности со своими целями, структурой и средствами достижения этих целей. Учебные стратегии, применяемые при изучении иностранных языков, являются психологическим механизмом, не только реализующим учебную деятельность студентов, но и обеспечивающим синтез учебной и профессиональной подготовки.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, предполагает, что именно в педагогическом университете студенты должны увидеть образец, модель такого процесса обучения, который ориентирован на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Важное место в образовательном процессе должны занимать психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Для этого необходимо обеспечить психологическое сопровождения студентов, слушателей, педагогов, развитие психологической культуры всех участников образовательного процесса.
В КГПУ им. В. П. Астафьева работает кабинет психологической разгрузки студентов, где могут получить помощь те, кто оказался в трудной ситуации, не может справиться со стрессом, кому необходима поддержка. Приоритет на сохранение психологического здоровья студентов, предотвращение неуспешности в учебной деятельности, в частности в изучении иностранных языков требует создания дополнительных возможностей для студентов и слушателей в получении специфической консультации и особого психологического сопровождения по такому образовательному запросу как изучение иностранных языков.
Основная задача в реализации данного направления — ответить на запрос студентов и слушателей курсов, испытывающих трудности в изучении иностранного языка. Мы опираемся на следующее определение М. В. Горняковой: «Психологическое консультирование по образовательному запросу — целенаправленный, особым образом упорядоченный процесс взаимодействия с консультируемым по оказанию ему психологической помощи и поддержки средствами адекватной психотехнологии, обеспечивающей воздействие на ценностно-смысловую, когнитивно-мотивационную и поведенческую сферы личности с целью активации ее внутренних ресурсов для осмысления источников возникновении трудностей, связанных с обучением, образованием и развитием, и дальнейшего изменения стратегии и выбора направления развития и построения индивидуального образовательного маршрута интегрированного в жизненную стратегию личности». [1, с.233]
В целевую аудиторию психологического консультирования по такому образовательному запросу как изучение иностранного языка могут войти:
– студенты факультета иностранных языков КГПУ им. В. П. Астафьева;
– студенты неязыковых факультетов КГПУ им. В. П. Астафьева;
– магистранты и аспиранты КГПУ им. В. П. Астафьева;
– преподаватели КГПУ им. В. П. Астафьева, работающие с той или иной группой клиентов;
– слушатели курсов системы непрерывного образования КГПУ им. В. П. Астафьева;
– внешние клиенты (взрослые, изучающие иностранные языки самостоятельно или в языковых школах).
По нашему мнению, психологическое консультирование по указанному образовательному запросу, должно решать следующие задачи:
– Проведение диагностики уровня сформированности учебных стратегий в изучении иностранных языков у целевой аудитории;
– Развитие психологической культуры студентов и слушателей;
– Повышение психологической компетентности преподавательского состава;
– Профилактика неуспешности в изучении иностранных языков.
Грамотно организованное психологическое консультирование, на наш взгляд, позволит студентам, слушателям курсов, иногда и преподавателям, приступающим к изучению иностранного языка, прояснить свои образовательные потребности, определить степень сформированности учебных стратегий выделить проблемы, сформулировать цель своего иноязычного образования, принять решение о содержании образования, о режиме и формах его получения, а главное, в определении своей образовательной траектории. [2, с.85] Все вышеперечисленное поможет предотвратить ситуацию неуспешности в иноязычном образовании.
Литература:
- Горнякова М. В. Образовательный запрос: специфика проблематики и возможности решения в рамках психологического консультирования // Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы IV Международной научно-практической конференции. — Невинномысск: НИУЭП, 2011. — Т. 2. — С. 232–236.
- Сафонова М. В. Консультирование по образовательному запросу как важный элемент в системе непрерывного образования // Инновации в непрерывном образовании. — 2010. — № 1. — С. 83–87.