Волонтерское движение «Школа добра». Уроки доброты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 18.03.2018

Статья просмотрена: 1271 раз

Библиографическое описание:

Федосеева О. А. Волонтерское движение «Школа добра». Уроки доброты // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 200-202. — URL https://moluch.ru/archive/197/48770/ (дата обращения: 18.02.2019).



Не упускайте случая делать добро.

Марк Твен

Молодое поколение России переживает кризисную социальную ситуацию. Устаревшие стереотипы поведения и ценностные ориентации разрушены. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, рекламы и подмены ценностей подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Быть социально активным — значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но и защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать их в сложных жизненных ситуациях. Волонтерское деятельность приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. Она способствует возрождению в молодежной среде таких ценностей, как гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость, пропагандирует здоровый образ жизни.

В переводе с французского «волонтер» — это человек- доброволец. Человек, который имеет привычку заботиться о ближних людях, помогая им абсолютно добровольно и без какой-либо выгоды (корысти). А награда за это — благодарность и признательность людей, которым оказана существенная помощь. Кроме этого, волонтеры получают полезные знания, новые знакомства, общение с людьми разных судеб. Но и это еще не все. Главное, что волонтеры получают чувство своей полезности. Благодаря этому, волонтеры трудятся на благо своей страны абсолютно бесплатно.

Волонтеры — не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Кроме того, волонтер — человек нужный. Специалисты утверждают: за волонтерским движением — будущее. Волонтерство позволяет человеку, «не ломая» свою жизнь, дополнить ее очень значимой частью — реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее.

Волонтерское движение является одним из эффективных и перспективных вариантов организации работы по формированию здорового образа жизни и ответственного поведения среди молодежи. Ведь подросткам легче понять сверстников, а тем в свою очередь доверить свои проблемы и переживания и отнестись к полученной информации от сверстников с большим доверием.

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 1980 -х годов прошлого столетия, хотя, если заглянуть историю, оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников.

В связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при сложившейся экономической ситуации волонтеры стали незаменимы, волонтерское движение стало развиваться. Появились люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.

В последнее время волонтерская деятельность в РФ набирает новые обороты. На сегодняшний день волонтерство держится на молодых инициативных людях, в сознании которых появляются мысли о поддержке и помощи нуждающимся. Волонтеры играют важную роль в жизни общества. В современном мире есть много проблем, которые невозможно решить без помощи добровольцев.

В основе любого волонтерского движения лежит основной принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь вокруг себя лучше можно только совместными усилиями всем, кто живет рядом.

Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и не все хотят, или могут, объяснить это желание. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.

Пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети-сироты по определению нуждаются в помощи, которую оплатить никогда не смогут. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию. В школе № 1883 уже четвертый год работает клуб «Школа добра» — это волонтерское движение оказывает помощь в социальной адаптации ребятам из нашего центра содействия семейному воспитанию «Южное Бутово». В нашем центре обучаются воспитанники с тяжелыми множественными нарушениями развития. Ребята-волонтеры стараются максимально обеспечивать возможное овладение воспитанниками умением взаимодействовать в коллективе сверстников, нормами общения, элементами социальной культуры.

Основной целью создания волонтерского клуба «Школа Добра» является помощь в социальной адаптации детям Дома-интерната «Южное Бутово». Поэтому одной из приоритетных задач клуба является формирование такой системы отношений между воспитанниками ЦССВ «Южное Бутово» и их здоровыми сверстниками, которая позволила бы им быстрее и эффективнее адаптироваться в обществе, обеспечила бы максимально возможное овладение воспитанниками умением взаимодействовать в коллективе сверстников, нормами общения, элементами социальной культуры. Совместное участие наших детей с ОВЗ и обычных ребят — школьников в мастер- классах, в театральных постановках сплачивает их, способствует развитию у нормативных детей эмпатии, толерантности, доброты, отзывчивости, внимания к ближнему. Для наших детей с ОВЗ эти мероприятия являются огромным плюсом в развитии коммуникативных навыков, расширения кругозора.

Прежде чем познакомить ребят между собой, нами был разработан ознакомительный цикл мини-лекций для старшеклассников школы, где в доступной форме рассказывалось о детях с синдромом Дауна, детях с аутизмом. Эти беседы подкреплялись просмотром популярных видеороликов, клипов о детях с ОВЗ. Вот примерные темы наших встреч: «Люди с синдромом Дауна. Мифы и реальность». «Такие, как и мы», «В Испании человек с синдромом Дауна», «Я живу в двух мирах» и мн. др. У школьников снижался уровень тревожности, больше появлялось информации об особенностях поведения, когнитивных процессов при данных диагнозах. В процессе наших бесед, совместных встреч с нашими детишками нами отмечалось, что у школьников стирались границы, барьеры в общении с «особыми детьми». Делясь с нами своими впечатлениями от совместной деятельности и общения с нашими детьми из Центра, старшеклассники забывали об особенностях диагноза и говорили, что они такие как мы!! У них равные права и возможности с нами. Наши дорогие, любимые дети Центра «Южное Бутово» очень тяготели к общению со старшеклассниками, с нетерпением ждали этих встреч, с большим удовольствием готовились к проведению совместных мероприятий, мастер-классов.

С удовольствием делились своим опытом, своими секретами, своими знаниями, умениями и навыками, приобретенными на занятиях в мастерских, в изготовлении рукотворных поделок.

А какие замечательные совместные досуговые мероприятия были проведены. Старшеклассники школы показали нашим детям новогодний костюмированный спектакль, а наши дети читали поздравительные стихи, пели песни, выступали в оркестре. Не могу не отметить, что дети, участвовавшие в оркестре, являются лаурятами и призерами всевозможных конкурсов, которые проходили в честной борьбе за звание между детьми с ОВЗ и нормативными детьми! Все получили много радости, положительных эмоций и волнующих впечатлений от совместной работы, общения. Ведь большинство школьников ходит уже четвертый год к нам, в наш замечательный, гостеприимный Центр «Южное Бутово».

Многие новички к ним присоединились, заразились их энтузиазмом, прониклись интересом к вопросам волонтерства, инклюзии, сотрудничества. Несмотря на свою учебную загруженность, старшеклассники каждую неделю, откладывая все свои важные, насущные дела, торопились на встречу к нашим детям, чтобы провести этот незабываемый вечер вместе.

Вся работа по взаимодействию была направлена на решение комплекса воспитательных задач: развитие познавательных интересов, воспитание нравственных качеств, формирование навыков здорового образа жизни, трудовое воспитание, развитие творческих возможностей учащихся, создание между здоровыми сверстниками и воспитанниками центра атмосферы дружбы, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Важным средством, обеспечивающим сотворчество учащихся школы и ЦССВ «Южное Бутово», является привлекательное личностно-значимое для каждого ребенка дело. В связи с этим необходимо было создание условий для формирования положительного эмоционального фона у детей, находящихся в центре, повышение у них уверенности в себе через вовлечение их в совместную деятельность. В этом нам помогли творческие мастерские, которые были направлены на развитие у воспитанников адаптации к социальной среде, приобретение тех умений, которые им будут необходимы в самостоятельной жизни. Особенностью участия в творческих мастерских было то, что воспитанники приходили в класс небольшими группами. На творческих занятиях обязательно присутствовали педагог мастерской и руководитель клуба.

Наш совместный проект волонтерского движения «Школа добра» хоть и молодой, но уже успел принести свои заметные результаты работы.

У волонтеров-старшеклассников:

‒ уменьшилась агрессия по отношению друг к другу;

‒ повысилась самооценка, авторитет среди сверстников;

‒ появилось желание делать добрые дела для других людей;

‒ ребята почувствовали свою значимость и нужность.

У воспитанников ЦССВ «Южное Бутово»:

‒ доступность социально-коммуникативных навыков;

‒ формирование действовать по правилам;

‒ повышение уверенности в своих возможностях, способностях.

Наш совместный проект «Школа добра» базируется на идеях добра и гуманизма. В будущем мы планируем вот из таких славных старшеклассников, добровольцев-энтузиастов вырастить своих волонтеров, которые всегда будут готовы прийти на помощь, останутся такими же открытыми, добросердечными, отзывчивыми, милосердными молодыми людьми, людьми с большим добрым сердцем, которые продолжат наш проект «Школа Добра» и будут его нести в сердца детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Кукушкина Л. Выбор за тобой // Социальная работа, 2005. — № 3, с. 32–39.
Основные термины (генерируются автоматически): Бутово, волонтерское движение, ребенок, волонтер, здоровый образ жизни, возможное овладение, совместная деятельность, совместный проект, социальная адаптация, социальная культура.


Похожие статьи

Реализация проекта «Поможем детям вместе» волонтерским...

Волонтер – новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны.

Одной из форм воспитания является вовлечение студентов в волонтерское движение.

Волонтерский отряд в нашем техникуме – это то место, где в совместных делах студенты...

Проект волонтерского движения «Ни дня без доброго дела»

волонтерская команда гимназии, волонтерская команда, детская общественная организация, добровольческое движение, III, блок, акция, здоровый образ жизни, проект, участие.

Организация волонтерской деятельности в дошкольной...

волонтерское движение, здоровый образ жизни, волонтерская деятельность, Волгоградская область, ребенок, дошкольная образовательная организация, Россия, детская агитбригада, волжский, Российская Федерация.

Роль волонтерских движений в пропаганде здорового образа...

Для реализации программы по снижению уровня зависимости от наркотических веществ, алкоголя и неотрывно связанными с ними социально опасными заболеваниями как ВИЧ и СПИД необходимо, наряду с такими широко распространёнными формами...

Дарим добро: школьное волонтерское объединение

Объектом исследования является социальная активность школьников.

Изучить понятия «волонтерское движение», «волонтерство», «волонтер».

Определить востребованность и актуальность волонтерской деятельности среди населения.

«Жить для других» (волонтёрство). Общешкольное мероприятие...

Вед: Волонтёрское движение, волонтёрская работа, волонтёры…Тысячи людей начинают задумываться о

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи.

—Ведь здоровый образ жизни!

Профилактика девиантного поведения молодежи через...

Ключевые слова: девиантное поведение,волонтерская деятельность, профилактика, молодежь, социальное обучение, волонтерские

традиционные спортивные мероприятие «Мама, папа, я — спортивная семья», цель которых — формирование здорового образа жизни

Социально-педагогический потенциал волонтерской...

Особо подчеркивается, что волонтерство студентов потом принимает форму социально значимых проектов. Так же в статье описаны проблемы участия студентов в волонтерской деятельности. Ключевые слова: студенты, волонтерская деятельность, волонтер, проект...

Психолого-педагогический потенциал волонтерской...

Особая и незаменимая роль в развитии социальной активности личности принадлежит детским, подростковым и студенческим волонтерским движениям, в которые самостоятельно или совместно со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Реализация проекта «Поможем детям вместе» волонтерским...

Волонтер – новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны.

Одной из форм воспитания является вовлечение студентов в волонтерское движение.

Волонтерский отряд в нашем техникуме – это то место, где в совместных делах студенты...

Проект волонтерского движения «Ни дня без доброго дела»

волонтерская команда гимназии, волонтерская команда, детская общественная организация, добровольческое движение, III, блок, акция, здоровый образ жизни, проект, участие.

Организация волонтерской деятельности в дошкольной...

волонтерское движение, здоровый образ жизни, волонтерская деятельность, Волгоградская область, ребенок, дошкольная образовательная организация, Россия, детская агитбригада, волжский, Российская Федерация.

Роль волонтерских движений в пропаганде здорового образа...

Для реализации программы по снижению уровня зависимости от наркотических веществ, алкоголя и неотрывно связанными с ними социально опасными заболеваниями как ВИЧ и СПИД необходимо, наряду с такими широко распространёнными формами...

Дарим добро: школьное волонтерское объединение

Объектом исследования является социальная активность школьников.

Изучить понятия «волонтерское движение», «волонтерство», «волонтер».

Определить востребованность и актуальность волонтерской деятельности среди населения.

«Жить для других» (волонтёрство). Общешкольное мероприятие...

Вед: Волонтёрское движение, волонтёрская работа, волонтёры…Тысячи людей начинают задумываться о

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи.

—Ведь здоровый образ жизни!

Профилактика девиантного поведения молодежи через...

Ключевые слова: девиантное поведение,волонтерская деятельность, профилактика, молодежь, социальное обучение, волонтерские

традиционные спортивные мероприятие «Мама, папа, я — спортивная семья», цель которых — формирование здорового образа жизни

Социально-педагогический потенциал волонтерской...

Особо подчеркивается, что волонтерство студентов потом принимает форму социально значимых проектов. Так же в статье описаны проблемы участия студентов в волонтерской деятельности. Ключевые слова: студенты, волонтерская деятельность, волонтер, проект...

Психолого-педагогический потенциал волонтерской...

Особая и незаменимая роль в развитии социальной активности личности принадлежит детским, подростковым и студенческим волонтерским движениям, в которые самостоятельно или совместно со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане...

Задать вопрос