Некоторые примеры и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся с пониженным интеллектом на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.

Дата публикации: 12.03.2018

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Кумалагова Н. В. Некоторые примеры и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся с пониженным интеллектом на уроках математики // Молодой ученый. — 2018. — №10. — С. 55-61. — URL https://moluch.ru/archive/196/48699/ (дата обращения: 14.11.2019).



Природа щедро наделила каждого ребенка возможностью развиваться. Дети с некоторой интеллектуальной недостаточностью на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта. Своеобразие развития таких учащихся состоит в том, что оно затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствие уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитие мелкой моторики рук, плохая восприимчивость ко всему новому, слабая любознательность. Процессы сравнения и обобщения затруднены, отличаются слабостью логического анамнеза и синтеза, трудностью абстрагирования.

Развитие учебно-познавательных действий является основной целью коррекционно-воспитательного процесса. При этом особое значение имеет специальный подбор (с учетом особенностей развития детей) учебных заданий наглядного, предметно-практического и мыслительного характера. Для развития и коррекции личностного развития школьника необходимы системы коррекционной работы, использование ряда психолого-педагогических разработок, способов и приемов активизации мыслительной деятельности. Под коррекционной работой понимается исправление или ослабление недостатков психического и физического развития. Эффективностью исправления этих недостатков зависит от правильности построения всего учебно-воспитательного процесса и от применения специфических приемов обучения.

Учащиеся коррекционных школ в силу их интеллектуальных особенностей лишены возможности изучения систематического курса геометрии.

Однако, при применении специфических приемов обучения, им вполне доступно усвоение элементарного геометрического материала.

В курсе 7 класса учащиеся заканчивают изучение геометрических фигур. Для лучшей систематизации знаний в конце года можно давать кодированные задания в режиме контроля (когда выполнение задания требует проверки с помощью учителя) и в режиме самоконтроля (управляемые задания), когда задания выполняются только правильно и никакой проверки не требуют, так как совершаемые ошибки исправляются в процессе выполнения задания.

Пример:

Тема задания:

«Свойства геометрических фигур»

Учащимися раздаются карточки с заданием и ответы под номерами.

Выбирая нужный ответ, учащиеся в карточку проставляют нужный номер

ответа.

Вопросы

1

2

3

4

5

Ответы


Вопросы;

1. Как называется фигура?

2. Все ли стороны равны?

3. Противоположные стороны попарно параллельны?

4. Диагонали равны?

5. Все ли углы равны 90 градусов?

ОТВЕТЫ:

На 1 вопрос:

куб — 1

прямоугольник — 2

параллелограмм — 3

ромб — 4

На 3 вопрос:

да — 1

нет — 2

На 4 вопрос:

да — 1

нет — 2

На 2 вопрос:

да — 1

нет — 2

На 5 вопрос:

да — 1

нет — 2

В курсе математики коррекционных школ центральной темой является нумерация целых неотрицательных чисел и действия над ними.

В каждом классе с небольшой долей усложненности звучит эта тема.

Однако учителю не всегда удается добиться должного навыка в счете и возникновения у детей абстрактного представления о числе.

Если в начальной школе можно применять счетный материал, то в старших классах лучше всего помогают карточки и следующее их решение.

Например:

Разложить числа 364 и 8702 на разрядные единицы. Учащиеся для лучшего понимания можно предложить следующее расположение чисел:

300

8000

60

700

4

2

Мысленно поставив «плюс», дети поймут, какое число в результате получается, более слабые учащиеся могут сделать сложение в столбик. Если учащиеся выполняют задание, в котором, например, требуется получить число 7003, то надо на число 7000 наложить 3. Все это требует сочетания двигательной и мыслительной активности, что способствует вовлечению учащихся в активный познавательный процесс.

Многие математические задания требуют выполнения ряда последовательных умственных действий. Но дети с пониженным интеллектом не всегда могут запомнить ряд действий, поэтому нужно промежуточное фиксирование.

Например: округлить число 7352 до сотен.

Порядок действий таков:

  1. выделить в числе разряды сотен и десятков;
  2. дать оценку количеству единиц в разряде десятков (1,2,3,4 или 5,6,7,8,9);
  3. отбросить в числе 2 последних знака, заменив их нулями;
  4. записываем полученное число, предварительно увеличив число единиц в разряде сотен (подписываем со знаком «+» 0 или 1)

73|52 ≈7400

+ 1

84|23 ≈8400

+ 0

Такой алгоритм под силу даже слабым учащимся и запоминается гораздо лучше.

Еще один пример: округление до тысяч можно рекомендовать следующее: учащийся должен отделить чертой (или обвести кружочком) разряд тысяч в числе. Этот условный знак поможет оценить количество единиц в разряде десятков, кроме того будет выделен и разряд, находящийся слева от десятков.

5|689≈6000

+ 1

6|277≈6000

+ 0

При прохождении материала «Обыкновенные дроби» учащиеся сталкиваются с рядом трудностей.

Так, алгоритм обращения смешанного числа в неправильную дробь, несмотря на его простоту, труден для запоминания. Опять приходит на помощь промежуточное фиксирование.

Например:

При превращении смешанного числа в неправильную дробь лучше поставить знаки между целыми числами и дробью, таким образом учащиеся сразу видят, какие действия производить:

Большинство учащихся запоминают только сам алгоритм обращения. При сложении и вычитании обыкновенных дробей на начальном этапе можно применять следующие приемы:

Например:

1. взять разноцветные мелки (для доски) и карандаши (для тетрадей);

2. обводим кружком одного цвета целые числа;

3. обводим кружком другого цвета числителем;

т. е. школьники запоминают, что сначала складываем одноцветные

числители, а знаменатели остаются без изменения.

В результате этот прием перевода мысленного действия во внешние придает операции конкретный материальный характер, чем облегчает ее выполнение.

Анализируя задание, иногда требуется определить, какой из известных алгоритмов решения в данном случае необходимо применить. Примером такого случая может служить сокращения дробей. Необходимо предварительная работа. В результате, подходя к самому сокращению дробей трудно подобрать наибольшее число, на которое делится и числитель и знаменатель. Часто дети забывают разделить или числитель, или знаменатель. Опять помогает промежуточное фиксирование.

Например:

4 наибольший общий делитель 4 и 12.

Предлагается карандашом записать 4 рядом с числителем и знаменателем ипроизвести действие:

В задачи учителя математики коррекционной школы входит не только обучение вычислительным приемам, но и развитие логического мышления. Учитель добьется осознанного подхода со стороны ученика к решению примера или задачи, если в определенный момент задаст ему нетрадиционный вопрос.

При изучении порядка действий учащиеся часто не могут осознать значение скобок.

Например:

52 + 68•2 и (52+68)•2

Для четкого разграничения можно предложить следующий ряд вопросов:

– увеличить в 2 раза сумму 52 и 68;

– увеличить в 2 раза число 68 и сложить с числом 52;

– сравнить эти 2 суммы.

После сравнения дети уже самостоятельно могут сделать вывод о значении скобок.

Фиксирование промежуточных результатов в ходе выполнения задания помогает обучающимся с интеллектуальной недостаточностью.

Так, даже учащиеся с малыми математическими способностями лучше справляются с действиями с числами, полученными при измерении, если сопровождают операцию раздробления записью.

17 ц 98 кг • 17 =

100 кг • 17 = 1700 кг

1700 кг+98 кг = 1798 кг

Опыт убеждает, что действенной помощью учащимся будет рекомендация пользоваться в ходе выполнения задания записями или символическими знаками.

Часто возникают трудности при умножении и делении десятичных дробей на 10, 100 и 1000. Само правило легко заучивается учащимися, но при выполнении зачастую запятую ставят не там, например 10,2: 100= получают 1,02 вместо 0,102.

Или 0,9 • 1000 ученик делает ошибку в подсчете знаков, так как необходимого количества знаков множимое не имеет, их нужно приписать мысленно.

Если учитель предложит учащимся приписывать недостающие нули карандашом, а затем подсчитать все знаки между старой запятой и новой запятой, поставленной карандашом, то ошибок будет меньше.

0,070 ·1000 =

0,01:10 =

При делении чисел учителю следует потребовать от учащихся, прежде чем они приступят к решению, отделить галочкой в делимом первую группу цифр, которые составят число больше делителя; над каждым последующим знаком поставить точку и таким образом подсчитав знаки частного поставить на месте частного столько точек, сколько в нем будет знаков.

При умножении на двухзначное число, умножая на десятки, учащиеся теряются, где подписывать второе неполное произведение.

Можно предложить детям обвести цифру 3 карандашом и вниз провести стрелку, где подписывать.

Устный счет — обязательный элемент на уроке математики. В развитии способности мыслить и создании интереса к учению большое значение имеет такой материал, как задачи-смекалки, арифметические и геометрические головоломки. Для активизации мыслительной деятельности можно включить в урок следующие задания буквально на 5–7 минут.

Найди два числа

Обрати внимание на эту таблицу:

Числа, сумму которых составляет 7:Произведение этих чисел:

1,6

6

2,5

10

3,4

12

Числа, сумму которых составляет 10:Произведение этих чисел:

Нарисуй такую же таблицу и заполни ее всеми возможными решениями следующих примеров.

Найди два числа, у которых:

  1. Сумма равна 7 и произведение 10
  2. Сумма равна 7 и произведение 12
  3. Сумма равна 10 и произведение 16
  4. Сумма равна 10 и произведение 21
  5. Сумма равна 10 и произведение 9
  6. Сумма равна 9 и произведение 14
  7. Сумма равна 9 и произведение 20
  8. Сумма равна 9 и произведение 8
  9. Сумма равна 7 и разность равна 1
  10. Сумма равна 7 и разность равна 3
  11. Сумма равна 8 и разность равна 6
  12. Сумма равна 8 и разность равна 2

Какие два числа?

1, 2, 3... — это целые числа,

ВопросКакие два целых числа надо сложить друг с другом для того, чтобы получить в сумме 8?

Ответ: 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5; 4 и 4,

Мы видим, что здесь существует 4 возможных решения. Можешь ли ты перечислить все возможные решения для примеров, расположенных внизу?

Помни: необходимо работать по определенной системе.

1 Какие два целых числа дают в сумме:

(а)5?

(б)6?

(в) 10?

(г) 12? (д) 15?

2 Какие два целых числа, умноженные друг на друга, дают в произведении:

(а)6?

(б)12?

(в)16?

(г)20?

(д)24?

3 Какие два целых числа до 15 при вычитании

друг из друга дают разность:

(а) 3?

(б) 6?

(в) 10?

(г) 11?

Разорванные прямоугольники

На разлинованном в клетку листе бумаги Маша нарисовала восемь разных прямоугольников. Потом эта бумага нечаянно была порвана. Попытайся определить, из скольких клеток состоял первоначально каждый прямоугольник?

Найди два числа

Нарисуй такую же таблицу:

Первое число

Второе число

Сумма

Найди два числа если:

  1. Их сумма равна 5 и одно из них на 1 больше другого
  2. Их сумма равна 8 и одно из них на 2 больше другого
  3. Их сумма равна 8 и одно из них на 4 больше другого
  4. Их сумма равна 12 и одно из них на 2 больше другого
  5. Их сумма равна 11 и одно из них на 1 больше другого
  6. Их сумма равна 15 и одно из них на 1 больше другого
  7. Их сумма равна 15 и одно из них на 3 больше другого
  8. Их сумма равна 9 и одно из них в два раза больше другого
  9. Их сумма равна 18 и одно из них в два раза больше другого
  10. Их сумма равна 30 и одно из них в два раза больше другого
  11. Их сумма равна 21 и одно из них s два раза больше другого
  12. Их сумма равна 27 и одно из них в два раза больше другого

Литература:

  1. В. В. Эк «Опыт использования условных обозначений на уроках математики во вспомогательной школе» журнал «Дефектология» № 2 1979 г. Москва изд. «Педагогика»
  2. «Логическая математика для младших школьников» Москва «Поматур» 1998г.
Основные термины (генерируются автоматически): число, сумма, учащийся, промежуточное фиксирование, произведение, знак, задание, мыслительная деятельность, коррекционная работа, интеллектуальная недостаточность.


Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений...

Под умеренной умственной отсталостью рассматривается средняя степень психического недоразвития, интеллектуальный коэффициент при которой составляет 49–35 [4].

Так, занятие на тему: «Число и цифра 1» содержит следующие задания

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей...

Недостаточность интеллектуальной деятельности при умственной отсталости в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего

Для развития у детей таких мыслительных умений требуется более длительная и кропотливая работа.

Особенности решения арифметических задач умственно...

В результате организации такой работы возникают условия понимания о числе и счете.

В счетной деятельности умственно отсталых школьников отмечается переход пересчета на

Низкий уровень овладения учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Формирование мыслительной деятельности детей...

7) низкая мотивация мыслительной деятельности.

Без специально организованного обучения и коррекционной работы с детьми развития мышления не происходит.

В непосредственную образовательную деятельность включаем задания направленные на...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию учебно-познавательного интереса учащихся с нарушением интеллекта.

Учебно-познавательная деятельность школьников с нарушениями интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида не всегда...

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей...

Ключевые слова:наглядно-действенное мышление, интеллектуальная недостаточность, развивающие игры. В настоящее время существует тенденция увеличения количества детей с интеллектуальной недостаточностью. Статистика утверждает, что 20–30 % учащихся...

Особенности прогностической деятельности умственно отсталых...

Младшие школьники с умственной отсталостью характеризуются недостаточностью развития произвольности познавательных процессов.

В связи с этим становится понятным, насколько важно изучение прогностической деятельности младших школьников с умственной...

Развитие логического мышления обучающихся средней школы...

Развитие логического мышления при изучении математики состоит в формировании у учащихся характерных для этого предмета приемов мыслительной деятельности. При этом важно, чтобы в структуру умственной деятельности школьников помимо алгоритмических умений и...

Исследование мыслительной деятельности детей...

...позиций, в целом указывают на первичную сохранность интеллектуальных предпосылок.

выявить основные направления дальнейшей коррекционной работы по их исправлению и

речевое развитие, мыслительная деятельность, задание, дошкольник, высокий уровень.

Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений...

Под умеренной умственной отсталостью рассматривается средняя степень психического недоразвития, интеллектуальный коэффициент при которой составляет 49–35 [4].

Так, занятие на тему: «Число и цифра 1» содержит следующие задания

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей...

Недостаточность интеллектуальной деятельности при умственной отсталости в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего

Для развития у детей таких мыслительных умений требуется более длительная и кропотливая работа.

Особенности решения арифметических задач умственно...

В результате организации такой работы возникают условия понимания о числе и счете.

В счетной деятельности умственно отсталых школьников отмечается переход пересчета на

Низкий уровень овладения учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Формирование мыслительной деятельности детей...

7) низкая мотивация мыслительной деятельности.

Без специально организованного обучения и коррекционной работы с детьми развития мышления не происходит.

В непосредственную образовательную деятельность включаем задания направленные на...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию учебно-познавательного интереса учащихся с нарушением интеллекта.

Учебно-познавательная деятельность школьников с нарушениями интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида не всегда...

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей...

Ключевые слова:наглядно-действенное мышление, интеллектуальная недостаточность, развивающие игры. В настоящее время существует тенденция увеличения количества детей с интеллектуальной недостаточностью. Статистика утверждает, что 20–30 % учащихся...

Особенности прогностической деятельности умственно отсталых...

Младшие школьники с умственной отсталостью характеризуются недостаточностью развития произвольности познавательных процессов.

В связи с этим становится понятным, насколько важно изучение прогностической деятельности младших школьников с умственной...

Развитие логического мышления обучающихся средней школы...

Развитие логического мышления при изучении математики состоит в формировании у учащихся характерных для этого предмета приемов мыслительной деятельности. При этом важно, чтобы в структуру умственной деятельности школьников помимо алгоритмических умений и...

Исследование мыслительной деятельности детей...

...позиций, в целом указывают на первичную сохранность интеллектуальных предпосылок.

выявить основные направления дальнейшей коррекционной работы по их исправлению и

речевое развитие, мыслительная деятельность, задание, дошкольник, высокий уровень.

Задать вопрос