Ораторское искусство в адвокатской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.

Дата публикации: 13.03.2018

Статья просмотрена: 5549 раз

Библиографическое описание:

Шевченко, Т. П. Ораторское искусство в адвокатской деятельности / Т. П. Шевченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48680/ (дата обращения: 20.04.2024).



«Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию».

Древнегреческий мудрец Скилеф

Ора́торское иску́сство — искусство публичного выступления, в котором наилучшим образом сочетаются, как риторика, так и приемы актерского мастерства и психологические техники, способствующие убеждению.

Публичная судебная речь — один из древнейших видов ораторского искусства, и каждая эпоха, каждая страна вносят в него свои изменения, мотивированные потребностями общественной жизни. Владение ораторским искусством играет огромную роль, в профессиональной деятельности адвоката-защитника. Это один из наиболее сложных, ответственных и даже творческих моментов его участия в уголовном судопроизводстве. Мастерство юристов-ораторов иногда называют красноречием. Красноречие — это умение говорить красиво и убедительно, это сочетание таланта оратора и конкретных знаний и умений, усвоенных в процессе изучения.

Россия знает множество выдающихся ораторов-адвокатов. Речи ведущих адвокатов 19 века Ф. Н. Плевако, С. А. Андриевского, А. И. Урусова, В. Д. Спасовича, В. Д. Стасова, Н. П. Карабчевского вошли в классику судебных речей международного уровня.

Что касается ораторского искусства, как неотъемлемой составляющей профессиональной квалификации адвоката, то оно понимается как совокупность знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи. Это умение подбирать подходящий материал, искусство построения речи и публичного говорения с целью оказать определённое влияние на слушателей; это умение опровергать и доказывать, умение убеждать; это речевой профессионализм. Речь, составленная по всем правилам ораторского искусства на базе знаний закона, приемов судебного красноречия, по строгим законам логики и здравого смысла, плюс произнесенная талантливым оратором, может изменить ход судебного процесса в сторону, нужную адвокату. Вот в чем значение ораторского искусства.

Обязательной частью уголовного судопроизводства являются судебные прения, где государственный обвинитель и защитник излагают свои выводы, то есть произносят судебные речи. Судебная речь — это публичное выступление, оно представляет собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения оппоненту. Она направлена на определенную аудиторию слушателей: суд, иных участников процесса и всех присутствующих в зале судебного заседания, а также, создаёт внутреннее мнение судей, помогает им глубже разобраться во всех обстоятельствах дела, полно и непредвзято исследовать эти обстоятельства, установить истину по делу и принять единственно правильное решение. Кроме всего прочего судебная речь повышает уровень правовой грамотности граждан и формирует уважительное отношение к закону.

Судебные прения это завершение деятельности адвоката в суде. Подводится итог всей трудоёмкой работе в ходе следствия, как предварительного, так и судебного. Основная цель адвоката в прениях состоит в том, чтобы способствовать формированию у суда убеждения, благоприятного для подзащитного. Поэтому судебная речь должна отвечать всем правилам, выработанным адвокатской практикой, нуждается в тщательной и углубленной подготовке, хотя в каждом отдельном случае содержание защитительной речи определяется конкретными задачами, обусловленными содержанием дела. Судебные прения сторон нередко носят полемический, острый характер. Поэтому, выступая в суде, адвокат должен достаточно убедительно аргументировать своё изложение фактов, опровергать неверные, с его точки зрения, соображения и доводы противной стороны, указывать на несостоятельность приводимых аргументов. Выделяя принципы судебной речи к ним следует отнести тактичность, нравственную безупречность, законность, объективность и умеренность.

В речи нельзя кричать или говорить шёпотом, отводить глаза, не надо увлекаться жестикуляцией. Это производит неприятное впечатление. Обязательно нужно использовать все приёмы речи: темп, паузы, чтобы убедить судей или присяжных в своей правоте. Чтобы вас не прерывали фразами типа: «Говорите по существу». Не уводите речь в сторону, наполняя её излишними подробностями.

Копировать чьи-то приёмы произнесения речи не стоит пытаться ни в коем случае. Необходимо искать свой стиль.

Из всего этого следует, то, что для адвоката крайне не корректно и нежелательно использовать судебные прения для оскорбительных выпадов в чей-либо адрес. Обычно адвокатскую речь принято делить на вступительную, главную и заключительную части. Существенная доля успеха адвоката определяется удачным вступлением, оно знакомит с темой выступления и подготавливает к восприятию фактов, порой сухих и малоинтересных, но, в большинстве случаев, очень важных. И восприятие данных фактов судом будет зависеть именно от вступления.

Обязательно, после оценки всех собранных доказательств, защитник в своей речи должен обратиться к личности своего клиента. Это должны быть данные о его прошлой и настоящей жизни, семье, психологии, здоровье и т. д. Адвокат должен проникнуть в психологию подзащитного, раскрыть его внутренний мир, переживания, объяснить поступки. Речь прозвучит убедительно и ярко, когда защитник будет искренним в желании помочь своему клиенту. Обязательно нужно найти и показать суду положительные стороны данного человека, и, если он признаётся в совершении деяния, заострить внимание суда на его раскаянии.

Адвокат, участвуя в процессе исследования, не ставит перед собой задачу полного выявления истины. Достаточно доказать правдивость отдельных обстоятельств, тех которые или снимают ответственность или смягчают её.

В любом деле, даже весьма непривлекательном для защиты, обязательно нужно найти объяснения, почему было совершено то, что ставится в вину вашему клиенту. Объяснение должно быть понятным, простым и, самое главное убедительным, в противном случае может получиться эффект, совершенно противоположный желаемому.

Формулируя окончательные выводы, адвокат обращается к суду с просьбой оправдать подсудимого или же назначить ему условное наказание. Это зависит от позиции защитника по конкретному делу. В заключении необходимо еще раз, буквально в двух словах подчеркнуть самые существенные, ключевые моменты речи. Последние фразы должны быть яркими и выразительными, тогда они обязательно запомнятся и произведут должное впечатление.

Не рекомендуется выражать личное мнение, прежде всего надо ссылаться на заключение экспертов, оценку вещественных доказательств, показания свидетелей. Необходимо обращать внимание на сильные позиции защиты, а не делать акцент на слабости обвинения. Слабые стороны необходимо упомянуть очень осторожно не вдаваясь в подробности.

Свою позицию по делу, в течение выступления, следует не забывать повторять много раз, но в различных позициях. Речь должна быть ясной и последовательной. Адвокату необходимо определённое время, для изложения всего того, что он, тщательно взвесив, хотел сказать. Об этом не стоит забывать и обязательно соблюдать это условие.

Миссия адвоката считается выполненной, если ему удаётся раскрыть слабые стороны обвинения, и полностью или частично показать его безосновательность.

Литература:

  1. Введенская Л.А. Риторика и культура речи : учеб. пособие для студен-тов вузов : рек. М-вом образования РФ / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Изд. 10-е, доп. и перераб. - Ростов на/Д: Феникс, 2009.
  2. Риторика : курс лекций для студентов РГУФК : Рек. Эксперт.-метод. советом РГУФК / сост. М.С. Волкова ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2007. 10. Риторика : учеб. / под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.: Проспект, 2009.
  3. Риторика : учеб. пособие / авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - 5-е изд. - М.: Дашков и К, 2010.
  4. Адвокат: навыки профессионального мастерства / Под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой. – М.: Волтерс Клувер, 2008.
  5. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Часть 1, 2. Общая и особенная часть: учебник / под ред. И.Л. Трунова. – М.: Эксмо, 2007.
  6. http: // scienceoflaw.ru/ “Science OfLaw.ru: Библиотека по истории юриспруденции».
  7. Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика : учеб. пособие / Александ-ров Дмитрий Николаевич. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004.
  8. Адвокатура в России. Учебное пособие для Вузов (изд.2) / Власов А.А., Исаенкова О.В.. Изд-во: ЮНИТИ, 2009г.
  9. Яртых И.С. Будущее российской адвокатуры: монография. – М.: Юридический институт ММИТа, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ораторское искусство, судебная речь, адвокат, речь, дело, публичное выступление, суд, уголовное судопроизводство, умение.


Похожие статьи

Значение ораторского искусства в деятельности...

Латинское слово «оратор» означает лицо, произносящее речь перед аудиторией, а ораторское искусство — это умение произносить публичные речи не только убедительно, но и действенно.

Юридическая риторика в профессиональной деятельности...

- оттачивание мастерства публичного выступления

Одним из основных умений будущего юриста является обладание мастерством публичного выступления.

Немало истинных мастеров ораторского искусства знает и российская судебная практика – С.А. Андреевский...

Культура речи в профессиональной деятельности защитника

Помимо этого защитник должен уверенно преподносить свою речь, однако умение выступать публично, как правило, приходит с опытом. Для этого необходимо познавать различные приему ораторского искусства.

Роль прокурора в прениях сторон | Статья в журнале...

На сегодняшнее время немало значимой проблемой в уголовнопроцессуальном судопроизводстве остается обвинительная речь прокурора в прениях сторон.

После судебного разбирательства суд переходит к прениям сторон.

Структура обвинительной речи в суде I инстанции

В судебной речи обвинитель излагает фактические обстоятельства дела, систематизирует, группирует

5. Руденко Р. А. Судебные речи и выступления / Р. А. Руденко.

Модель производства в суде присяжных по Уставу уголовного судопроизводства России 1864 года.

Особенности участия государственного обвинителя в судебных...

Прения — это самостоятельная часть судебного разбирательства уголовного дела, в которой прокурор формулирует свои выводы по делу и предлагает их суду.

Судебная речь государственного обвинителя должна быть основательной и аргументированной, что...

Проблема расхождения позиций адвоката (защитника)...

Приговор суда был отменен, уголовное дело направлено на новое судебное разбирательство [7].

Значение ораторского искусства в деятельности адвоката-защитника. Принцип солидарности позиций адвоката и его подзащитного.

Основная характеристика участия прокурора в судебных прениях

Судебная речь государственного обвинителя должна быть аргументированной, основываться только на исследованных в суде доказательствах.

Прокурор в зависимости от конкретного уголовного дела, сложности дела, имеющихся доказательств, личности и позиции...

Необоснованные действия государственных обвинителей при...

Я начал свою речь со слов великого защитника, юриста, судебного оратора

После поступления уголовного дела в суд сторона защиты ознакомилась с материалами уголовного дела в суде и выявила фальсификацию некоторых процессуальных документов, а именно

Похожие статьи

Значение ораторского искусства в деятельности...

Латинское слово «оратор» означает лицо, произносящее речь перед аудиторией, а ораторское искусство — это умение произносить публичные речи не только убедительно, но и действенно.

Юридическая риторика в профессиональной деятельности...

- оттачивание мастерства публичного выступления

Одним из основных умений будущего юриста является обладание мастерством публичного выступления.

Немало истинных мастеров ораторского искусства знает и российская судебная практика – С.А. Андреевский...

Культура речи в профессиональной деятельности защитника

Помимо этого защитник должен уверенно преподносить свою речь, однако умение выступать публично, как правило, приходит с опытом. Для этого необходимо познавать различные приему ораторского искусства.

Роль прокурора в прениях сторон | Статья в журнале...

На сегодняшнее время немало значимой проблемой в уголовнопроцессуальном судопроизводстве остается обвинительная речь прокурора в прениях сторон.

После судебного разбирательства суд переходит к прениям сторон.

Структура обвинительной речи в суде I инстанции

В судебной речи обвинитель излагает фактические обстоятельства дела, систематизирует, группирует

5. Руденко Р. А. Судебные речи и выступления / Р. А. Руденко.

Модель производства в суде присяжных по Уставу уголовного судопроизводства России 1864 года.

Особенности участия государственного обвинителя в судебных...

Прения — это самостоятельная часть судебного разбирательства уголовного дела, в которой прокурор формулирует свои выводы по делу и предлагает их суду.

Судебная речь государственного обвинителя должна быть основательной и аргументированной, что...

Проблема расхождения позиций адвоката (защитника)...

Приговор суда был отменен, уголовное дело направлено на новое судебное разбирательство [7].

Значение ораторского искусства в деятельности адвоката-защитника. Принцип солидарности позиций адвоката и его подзащитного.

Основная характеристика участия прокурора в судебных прениях

Судебная речь государственного обвинителя должна быть аргументированной, основываться только на исследованных в суде доказательствах.

Прокурор в зависимости от конкретного уголовного дела, сложности дела, имеющихся доказательств, личности и позиции...

Необоснованные действия государственных обвинителей при...

Я начал свою речь со слов великого защитника, юриста, судебного оратора

После поступления уголовного дела в суд сторона защиты ознакомилась с материалами уголовного дела в суде и выявила фальсификацию некоторых процессуальных документов, а именно

Задать вопрос