Нравственно-правовая социализация индивида в обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.

Дата публикации: 09.03.2018

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Абдулкиримов Н. А. Нравственно-правовая социализация индивида в обществе // Молодой ученый. — 2018. — №10. — С. 140-142. — URL https://moluch.ru/archive/196/48656/ (дата обращения: 24.10.2019).



Термин «социализация» происходит от латинского socialis — «общественный». Это процесс усвоения индивидуумом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Впервые термин «социализация» личности был введен в научный оборот в конце XIX столетия французским социологом Э. Дюркгеймом. Основные же концепции социализации выдвинуты 3. Фрейдом, Дж. Мидом, Т. Парсонсом, Ж. Пиаже. Поскольку феномен социализации неоднозначен, то исследователи обычно по-разному определяют его.

Во-первых, социализацию можно рассматривать как усвоение социальных норм: социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они не навязываются посредством внешней регуляции, а налагаются самим индивидом и являются, таким образом, частью личных свойств индивида (Ж. Пиаже и др.). Во-вторых, социализация нередко сводится к целенаправленному воспитанию. Любое правило, шаблон поведения навязывается индивиду группой. Этот подход принижает самостоятельность индивида в саморазвитии личности, недостаточно учитывает процессы ее спонтанной самоорганизации и латентного влияния на социализацию личности социальной среды. В-третьих, социализация может рассматриваться в качестве существенного элемента социального взаимодействия (Дж. Мид). Взаимодействие это происходит, когда люди общаются. Стало быть, речь идет о взаимодействии как клеточке общественного организма и одновременно — психологическом явлении. В этом случае понимание социализации основывается на предположении, что люди, вступая в интеракцию, желают улучшить свой собственный имидж посредством достижения статуса и освоения ролевого поведения с целью одобрения со стороны окружающих. Индивиды становятся социализированными лишь тогда, когда они направляют свои собственные действия в соответствии с ролевыми ожиданиями других людей.

В отечественной науке термин «социализация» появился сравнительно недавно. Одним из первых значение этого термина раскрыл Б.Д. Парыгин. Применение его поначалу вызывало возражение отдельных ученых, полагавших возможной замену данного понятия другими — воспитание, формирование личности и т.д. В то же время за правомерность рассмотрения социализации как самостоятельного феномена говорит многогранность ее сторон, выходящих за пределы вопросов воспитания и формирования личности.

Сегодня понятие «социализация» личности можно встретить в различных отраслях наук. С позиций социально-психологической теории Б.Д. Парыгин, например, считает, что под социализацией следует понимать весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоническое развитие.

В основе социологического понимания социализации, по мнению Ю.Р. Хайрулиной, лежит взаимодействие личности с социальными институтами, в ходе которого она усваивает аккумулированные ими ценности, правила, роли и занимает соответствующий статус. А. В. Мудрик интерпретирует социализацию как социально-педагогическое явление, сущность которого состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Основываясь на субъект-субъектном подходе, он определяет социализацию как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Определяя понятие социализации с позиции права, В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцев пишут, что она, с одной стороны, включает в себя целенаправленное воздействие социальных условий человека, приобщая его к системе понятий, оценок, представлений, социальных норм, ценностей культуры, принятых в обществе, с другой — социальную деятельность самого человека, который в социальной среде совершенствует ее и в то же время изменяет собственную сущность, формирует у себя новые качества и свойства. В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир.

Индивид в процессе социализации усваиваются коллективные нормы поведения до такой степени, что они, в конечном счете, автоматически подсознательно направляют все его поступки.

Становление личности как субъекта социальных отношений происходит в процессе формирования и развития ее свободной воли первоначально в моральной сфере, а затем в нравственно-правовой.

В процессе становления и формирования личности как субъекта социальных ценностей она движется вперед от индивидуального круга ценностей к ценностям общественным, правовым, которые способствуют развитию ее свободной воли от моральной сферы к нравственно-правовой сфере.

Индивид вступает с обществом в различные отношения — политические, экономические, юридические, моральные, духовные и т. д. Иначе говоря, общество есть не что иное, как совокупность отношений, следствие взаимодействия между индивидуумом и государством.

Процесс социализации личности условно можно подразделить на несколько стадий:

Первая стадия — становление человеческой личности, ее формирование. Этому способствует семья, где человек усваивает целую систему ценностей, определяющих в дальнейшем его нравственную и социальную позицию. Данная стадия — исключительно важный момент нравственно-правовой социализации личности, хотя нуждается в дальнейшем развитии.

Вторая стадия — восприятие нравственным сознанием индивида норм права в форме закона. На этой стадии в личности человека формируются качества гражданина.

Третья стадия имеет место только тогда, когда право воспринимается субъектом как нравственная ценность. На данной стадии нравственные ценности и нормы права отражаются в сознании индивида в теснейшем единстве, т. е. когда можно говорить о полной включенности индивида в общественные процессы. Только на этой, третьей, стадии развития правовые ценности приобретают для человека конкретную значимость и выступают средством формирования активной, одобряемой обществом жизненной позиции личности.

Каждая стадия нравственно-правовой социализации личности в свою очередь условно разделяется на два периода:

  1. Когда личность как бы нравственно взрослеет, обогащаясь вначале познанием норм морали, а затем нормами права, которые, с одной стороны, побуждают человека к законопослушному поведению, а с другой — ограничивают, оказывая положительное влияние на его сознание.
  2. Когда индивидуум в нравственном и правовом смысле сформирован и готов к исполнению своего гражданского долга, он становится активным субъектом общественных отношений, как бы возвращая при этом в социум приобретенные им у него ценности.

Таким образом, человек, социализированный обществом, используя полученные от него знания, трансформированные в его сознании, вносит свой вклад в социализацию самого общества.

Литература:

  1. Давиденко Д.Н. Здоровый образ жизни и здоровье студентов: Учебное пособие / Д.Н. Давиденко, В.Ю. Карпов.- Самара: СГПУ, 2004.
  2. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильина. — М.: Гардарики, 2004.
  3. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. — СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998.
  4. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие /Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов / Под общ. ред. Л.С. Дворкина. — Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглория, 2008.
  5. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная среда, формирование личности, социализация, стадий, общество, норма, процесс усвоения, нравственно-правовая социализация личности, целенаправленное воздействие, свободная воля, самый человек, моральная сфера, ценность.


Похожие статьи

Социализация: теоретические основы, понятие, сущность

процесс социализации, социализация, индивид, роль, процесс социализации человек, процесс общения, процесс, общество, норма, воспитание.

Социализация личности как проблема исследования...

Первый — характеризует социализацию как процесс усвоения личностью социального опыта, включение ее в систему общественных отношений; второй — определяет социализацию как специфический способ передачи жизненного опыта от общества к личности...

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале...

Социализация личности — одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает

Воспитание в широком смысле — это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта.

Роль социализации в становлении личности человека...

социализация, социальная среда, общество, результат становления индивида, Семенов, психическое напряжение, социализация человека, процесс социализации, социальное поведение, социальное существо.

Место образования в процессе социального становления...

Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельности общества.

Риски современного процесса социализации личности на...

Процесс социализации можно рассматривать как адаптацию к социальной среде индивида. С точки зрения психоанализа социализация рассматривается как становление внутренней активности личности за счёт сублимации.

Особенности формирования нравственных качеств личности...

Современная система образования России опирается на личностно-ориентированный подход в воспитании личности современного школьника, в соответствии с которым нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у учащихся...

Социальная адаптация и духовная самоидентификация личности

социальная адаптация, общество, духовная социализация, процесс социализации, адаптивное поведение, фаза адаптации, личность, социальная среда, духовный опыт, тоталитарное адаптивное поведение.

Создание условий для развития нравственных качеств...

Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе.

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Похожие статьи

Социализация: теоретические основы, понятие, сущность

процесс социализации, социализация, индивид, роль, процесс социализации человек, процесс общения, процесс, общество, норма, воспитание.

Социализация личности как проблема исследования...

Первый — характеризует социализацию как процесс усвоения личностью социального опыта, включение ее в систему общественных отношений; второй — определяет социализацию как специфический способ передачи жизненного опыта от общества к личности...

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале...

Социализация личности — одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает

Воспитание в широком смысле — это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта.

Роль социализации в становлении личности человека...

социализация, социальная среда, общество, результат становления индивида, Семенов, психическое напряжение, социализация человека, процесс социализации, социальное поведение, социальное существо.

Место образования в процессе социального становления...

Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельности общества.

Риски современного процесса социализации личности на...

Процесс социализации можно рассматривать как адаптацию к социальной среде индивида. С точки зрения психоанализа социализация рассматривается как становление внутренней активности личности за счёт сублимации.

Особенности формирования нравственных качеств личности...

Современная система образования России опирается на личностно-ориентированный подход в воспитании личности современного школьника, в соответствии с которым нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у учащихся...

Социальная адаптация и духовная самоидентификация личности

социальная адаптация, общество, духовная социализация, процесс социализации, адаптивное поведение, фаза адаптации, личность, социальная среда, духовный опыт, тоталитарное адаптивное поведение.

Создание условий для развития нравственных качеств...

Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе.

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Задать вопрос