Усиление роли инновационных факторов в экономическом развитии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 06.03.2018

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Сирожиддинов, К. И. Усиление роли инновационных факторов в экономическом развитии / К. И. Сирожиддинов, А. А. Зайлиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48628/ (дата обращения: 19.11.2024).



В современных условиях экономическое развитие каждого региона страны зависит не только от инвестиционных процессов, но и от того, что насколько они имеют инновационный характер. Регион не может оставаться в рамках исторически сложившейся структуры экономики, ибо социальные и экономические проблемы не только будут сохранены, но и будут обостряться. Создание новых и современных отраслей и предприятий позволяет создать новые рынки сбыта для уже существующих хозяйствующих субъектов, более рационально использовать трудовой и сырьевой потенциал региона. Поэтому в Узбекистане объявление 2018 года «Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» и предпринимаемые усилия в его рамках своим главным содержанием имеет дальнейшую активизацию инвестиционных и инновационных процессов, в том числе и в регионах.

Как показывает мировой опыт, быстрые темпы роста валового внутреннего продукта и высокие макроэкономические показатели достигаются за счет серьезных структурных изменений и эффективности производства. Поэтому осуществляемые в Узбекистане экономические преобразования и макроэкономическая политика нацелены на создание современной высокотехнологичной, высокоэффективной и динамично развивающейся экономики. Так в ежегодно принимаемых государственных инвестиционных программах приоритетное место занимают меры по обновлению производства на новой технико-технологической базе, т. е. технический прогресс ставится в центр экономического развития.

Технико-технологическое обновление производства при известных условиях (точнее при переходе к рыночным отношениям) опирается преимущественно на внешние источники научно-технического прогресса. В этом случае технические достижения или инновации поступают вместе с инвестициями как их составная часть. Финансовые инвестиции сопровождаются с внедрением новой техники, технологий и современного производственного и финансового менеджмента, маркетинговой политики. Однако, совершенно недопустимо игнорирование внутренних источников. При использовании внутренних источников инновационного развития сама региональная экономика должна быть способна создавать и внедрять инновации. Очевидно, что именно отсутствие в регионе соответствующих условий для создания и внедрения новшеств, отсутствие действенных стимулов приводит к отставанию и застою в экономическом развитии. В регионе не только не создаются более или менее значимые инновации, но и нет условий для внедрения созданных вне региона новой техники и технологий.

В любой экономике инновации никогда полностью не исчезают и создание собственных инноваций не прекращается, хотя при переходе к рыночным отношениям научно-технический прогресс происходит в основном за счет освоения внешних инноваций. Это происходит потому, что только наличие необходимых финансовых и организационных условий дает толчок к существенному увеличению количества инноваций, т. е. обеспечивает реальное функционирование инновационного потенциала страны и региона. В экономической литературе обычно указывают на следующие показатели инновационного потенциала страны: объемы и доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в валовом внутреннем продукте страны; создание и внедрение инноваций — количество патентов, изобретений, новых продуктов, новые дизайны и идеи (технологические результаты деятельности инновационного потенциала общества).

Укреплению инновационного потенциала страны и ее регионов оказывают влияние множество факторов и условий:

1) рост реальных доходов населения с увеличением в них доли доходов от предпринимательства, что усиливает материальные стимулы к инновационной деятельности (с 2001 года в Узбекистане наблюдается постоянный рост этих показателей);

2) человеческий капитал (укрепление системы образования — с 2017 года поставлена задача практически полного охвата детей системой дошкольного образования, функционирование академических лицеев и профессиональных колледжей (с 2018 года профессиональному образованию придан более конкретный характер, колледжи прикрепляются к крупным хозяйствующим субъектам), высших учебных заведений (в 2017 году квоты приема на первые курсы увеличены на 20 процентов, введены новые направления бакалавриата и магистратуры);

3) развитие инфраструктуры (улучшение жилищно-бытовых условий -резкое расширение масштабов типового жилищного строительства на селе и многоэтажных жилых домов в городе с учетом финансовых возможностей населения, транспорт (за последнее время в стране восстановлены все виды общественного транспорта в масштабах существенно превышающих дорыночный уровень) и коммуникации (в 2018 году принята Государственная программа развития ИКТ в Узбекистане), различные виды других услуг);

4) совершенствование системы управления экономическими ресурсами, прежде всего финансами центральных и местных органов власти и хозяйствующих субъектов — в 2018 году предприняты меры по обеспечению прозрачности системы государственных закупок, наиболее дефицитные материальные ресурсы будут реализоваться через электронные биржевые торги со свободным доступом всех хозяйствующих субъектов, значительно расширена финансовая самостоятельность местных органов власти всех уровней;

5) социальный мир и социальное партнерство;

6) открытость к внешнеэкономическим связям, возможность получения инноваций извне и реализации результатов на внешних рынках (с 2017 года взят курс на либерализацию внешнеэкономических связей — отменена обязательная продажа части валютной выручки, упрощены финансовые условия экспорта товаров и услуг, осуществлен полный переход к рыночному курсу обмена валюты, введены льготы при импорте передовых технологий и техники мировых образцов).

Как известно, в феврале 2017 года Указом Президента Республики Узбекистан была принята «Стратегия действий по пяти приоритетным направления дальнейшего развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах». В принятой в рамках реализации Стратегии действий Государственной программе в 2017 году было намечено и осуществлено 320 общегосударственных мер по всем направлениям жизни общества и по своей сути каждое мероприятие способствовало улучшению условий для предпринимательской и инновационной деятельности.

В настоящее время важнейшим условием инновационного развития экономики становится активное внедрение информационных технологий. В 2017 году в Узбекистане объем услуг в сфере связи и информатизации составил 7,9 триллиона сумов или увеличился по сравнению с 2016 годом на 24 процента. За год было освоено 1,9 триллиона сумов инвестиций, что на 68,7 процента больше, чем в 2016 году. Однако, возможности для ускоренного развития данного сектора задействованы далеко не полностью, ибо доля ИКТ в ВВП составляет только 2,2 процента. В развитых странах этот показатель на уровне не менее 5 процентов.

В настоящее время имеются огромные незадействованные резервы в инновационном развитии не только новых, но и традиционных для регионов отраслей. Например, в Узбекистане имеются не только благоприятные климатические, но и организационно-экономические условия для производства плодов и овощей. В домашних хозяйствах сохранены исторические традиции выращивания овощей, фруктов и винограда, весьма эффективная агротехническая культура и навыки. Поэтому создание и эффективное функционирование специализированных фермерских хозяйств, приоритетная ориентация семейных дехканских хозяйств на садоводство, овощеводство и виноградарство, ускорение процессов агропромышленной интеграции в отрасли (фермеры налаживают промышленную переработку собственной продукции) даст ощутимый социально-экономический эффект. Эти хозяйствующие субъекты по своей природе восприимчивы к инновациям. Все это подкрепляется положительными тенденциями технологического обновления, быстрым ростом кредитования банками хозяйствующих субъектов отрасли, ежегодно наблюдаемой тенденцией снижения налоговой нагрузки на частный бизнес. Кроме того, производственная инфраструктура преимущественно финансируется государством, имеется рыночная инфраструктура для продажи продукции отрасли, существует устойчивый спрос на продукцию отрасли на внутреннем и внешнем рынках.

Инновационное развитие производства фруктов и овощей наталкивается на проблемы производственно-технического характера. Ощущается нехватка самой новой высокоэкономичной специализированной техники, недостаточен уровень внедрения передовой агротехники, не полностью покрывается спрос отрасли на некоторые виды химических средств и минеральных удобрений, высокие цены на них, монополизация их рынка, высокая степень потерь хранимой продукции.

Инновации предполагают наличия правовых (неприкосновенность частной собственности, соблюдение прав сельхозпроизводителей, организационно-правовые нормы), организационно-институциональных (наличие государственных и негосударственных институтов, поддерживающих сельхозпроизводителей), экономических (хозяйствующие субъекты должны располагать необходимыми объемами капиталов), финансовых (возможность привлечения финансовых ресурсов из других сфер и отраслей, государственная финансовая поддержка), кадровых (подготовка и переподготовка кадров по современным направлениям), научно-технических (научные изыскания, селекционная работа) предпосылок, рыночной инфраструктуры.

Для успешного внедрения инноваций необходимо соответствующее внутреннее и внешнее финансовое обеспечение. Следует отметить, что в аспекте внутренних финансов отрасль значительно отстает от требований рыночной экономики. Значительная часть производящих плодоовощную и фрукто-виноградную продукцию хозяйств не имеет уставного капитала, то есть их финансовое обеспечение не гарантируется владельцами. Это затрудняет использование лизинга и других внешних финансовых источников. Финансовые потоки не всегда проходят через банковскую систему. Это означает, что банки не оказывают им свои услуги, не помогают в расчетах, очень осторожно подходят к их кредитованию. Бухгалтерский учет ведется только для налоговых целей, что приводит к ослаблению внутреннего финансового контроля. А инновации предполагают соответствующую финансовую дисциплину.

Литература:

  1. “О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан”. Указ Президента Республики Узбекистан, 7 февраля 2017 года. — Народное слово, 8 февраля 2017 года.
  2. Ботирова Р. А., Сирожиддинов И. К. Ускоренная индустриализация — основа структурных изменений в экономике. — Высшая школа, № 11, 2017. С. 11–14.
  3. Ботирова Р. А., Сирожиддинов И. К. Инновационные факторы экономического развития и их особенности в регионе. — Молодой ученый, № 11, 2016. С. 1063–1065.
  4. Зайлиев А. А. Требования к финансовой отчетности коммерческих банков в условиях глобализации экономики //Молодой ученый. — 2015. — №. 10. — С. 657–659.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, инновационный потенциал страны, инновация, экономическое развитие, валовый внутренний продукт, инновационная деятельность, инновационное развитие, местный орган власти, научно-технический прогресс, рыночная инфраструктура.


Задать вопрос