Общешкольное мероприятие для 5 классов «Блокада Ленинграда. Дневник Тани Савичевой» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Толстова, Е. А. Общешкольное мероприятие для 5 классов «Блокада Ленинграда. Дневник Тани Савичевой» / Е. А. Толстова, Е. А. Субботина, И. А. Елемесова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48581/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ведущий: Война началась в воскресенье, ранним июньским утром. Войска советской армии не были готовы к жестокому и безжалостному напору фашистов и с огромными потерями отступали. Отступали, оставляя за собой родные города и села.

Сегодняшний наш рассказ об одном из таких городов, о самой страшной трагедии Великой Отечественной войны — о блокаде Ленинграда и вашей ровеснице Тане Савичевой, оставившей о себе память на века.

Летом 1941 года Таня с мамой хотели съездить в гости к родственникам, сначала решили поехать все вместе, но брат Миша уехал первым. Таня с мамой поздравили бабушку с днём рождения — 22 июня, вручили подарок, а в 12:15 по радио народный комиссар Вячеслав Молотов объявил о начале Второй мировой войны. Вся семья Савичевых осталась в Ленинграде.

1 ученик: Все помогали Красной армии, как могли: сестра Нина с девушками, оставшимися в городе рыла окопы, Женя сдавала кровь для раненых, а Таня собирала пустые бутылки для зажигательных смесей, Танина мама шила форму для солдат. Брат Лёка вместе с дядей Лёшей и дядей Васей пошли записываться в солдаты. Но из военкомата их отправили по домам — у Лёки было плохое зрение, а дяди уже давно «выросли» из призывного возраста.

2 ученик: 8 сентября 1941 года Ленинград был взят в блокадное кольцо. Это значит, что из города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине и никто не сможет приехать в город. У людей не было возможности пополнить запасы продовольствия.

Жизнь в городе становилась все сложнее. Не было электричества, воды. Без пищи человек может жить много дней, а без воды не больше 2–3 дней. Колонок с водой в городе было мало. Голодным, истощенным людям приходилось добираться до Невы и набирать воду прямо из реки в бидоны и какую-нибудь посуду, а затем пытаться донести тяжёлую ношу домой.

3 ученик: Немцы разбомбили почти все продовольственные склады Ленинграда. Детям выдавалось по 125 граммов хлеба в день, а кроме хлеба не было ничего. Иногда варили теплую мучную похлебку, да горячая вода была вместо чая. Люди умирали от голода и холода у себя в квартирах, многие падали прямо на улицах и замерзали. На глазах матерей умирали дети, младенцы оставались без матерей и, если их не находили, они были обречены.

Из воспоминаний очевидца:

«Они лежали неподвижно в своих кроватках, истощённые, с широко раскрытыми глазами. В них застыл ужас от всего перенесённого. Кожа лица и рук была непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети больше месяца не видели никакой горячей пищи, даже кипятка...»

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

“Где твоя мама, мальчик”?

— “Дома”.

“А где твой дом, сынок”?

— “Сгорел”.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

4 ученик: Вслед за голодной осенью пришла суровая зима со своими испытаниями для ленинградцев. Как-то дома Таня нашла записную книжку сестры Нины. Часть книжки была заполнена записями Нины для работы, а вот другая — с алфавитом для телефонных номеров — была чистой. Таня не стала выкидывать книжку и сохранила её. Вскоре в этом блокнотике появилась первая запись под буквой «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г».. Ей было всего 32 года.

Женя работала на заводе, и несмотря на сильное истощение, продолжала сдавать кровь для раненых. Она каждый день проходила семь километров до завода и обратно. Но 28 декабря Женя уже не смогла проделать этот путь. Она умерла дома на руках у своей сестры Нины.

5 ученик: Страна помнила о Ленинграде и ленинградцах. В короткие сроки по льду Ладожского озера была построена дорога. Над ней день и ночь кружили немецкие самолёты, сбрасывая бомбы. Машины уходили на дно вместе с продуктами и людьми. Первое её название — «Дорога смерти». Но ленинградцы называли её «Дорогой жизни». Ведь это была единственная возможность доставить продовольствие умиравшим горожанам, и — вывезти детей, стариков и женщин из блокадного города.

6 ученик: Не прошло и месяца, как в дневнике Тани Савичевой детским почерком были написаны уже другие строки под буквой «Б»: «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г».. Бабушка Евдокия постоянно недоедала, она отдавала свой хлеб голодным внукам. В январе ей стало совсем плохо. Врач поставил диагноз — алиментарная дистрофия, предложил поехать в госпиталь. Но бабушка отказалась. Она понимала, что всё бессмысленно, и не хотела занимать койку в больнице, которая могла понадобиться раненым солдатам. Бабушке было 74 года.

7 ученик: 28 февраля 1942 года домой не вернулась сестра Нина. Мама пыталась навести справки, но так ничего и не узнала. В этот раз Таня не записала в свой дневник ничего, словно чувствуя сердцем то, что брат и сестра чудом уцелели.

Меньше, чем через месяц, после Нины от Тани ушёл брат Лёка. Лёка день и ночь работал на заводе до изнеможения, но однажды он не пришёл. Под буквой «Л» Таня, делая ошибки от слабости и горя, карандашом написала: «Лёка умер 17 марта в 5 час. утра в 1942 г.». Лёка, как и многие ленинградцы, скончался от голода. Ему было всего 24 года.

8 ученик: Следующая запись появилась меньше, чем через месяц: «Дядя Вася умер в 13 апреля 2 ч ночь 1942 г.». В городе к этому времени начались эпидемии: кишечные заболевания, цинга, туберкулёз. И семья Савичевых не стала исключением. Василию Савичеву было 56 лет.

Остались Таня, мама и дядя Лёша. Он перед смертью уже не мог ходить, врач разводил руками. Родным оставалось только смотреть, как он умирает. Таня снова взялась за карандаш. Записала: «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г». Она пропустила слово «умер» от страдания и ненависти. Таня спрятала «смертельный» дневник.

9 ученик: А через три дня ей пришлось достать его снова. Мама Тани тяжело болела цингой, но девочка не хотела верить в то, что её сильная духом и добрая мама умирает. Через три дня появились последние четыре самых страшных и тяжёлых для неё записи в маленькой книжке:

Под буквой «М» — «Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г».; под буквой «С» — «Савичевы умерли»; под буквой «У» — «Умерли все»; под буквой «О» — «Осталась одна Таня».

10 ученик: Потом у Тани Савичевой были два долгих года, омраченные болезнями. Таню, потерявшую сознание от голода на лестничной площадке, нашли служащие санитарных бригад, обходивших квартиры в поисках осиротевших детей. Она была едва жива. Вместе с другими ленинградскими детьми её эвакуировали по «Дороге Жизни» в детский дом в посёлок Шатки. Через два года, в марте 1944-го Таня попала в дом инвалидов в селе Понетаевка. В медицинской карточке Тани Савичевой, помимо костного туберкулёза, значилось: «Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…». Она была настолько истощена, измучена болезнями, что не могла уже им сопротивляться. Девять месяцев врачи боролись за её жизнь. За несколько дней до смерти Таня мучилась головными болями и окончательно ослепла. Она умерла 1 августа 1944 года. Ей было всего 14 лет.

Трудно себе представить, но в таких страшных условиях в городе продолжало работать 39 школ. Маленькие ленинградцы учились.

ЧТЕЦ:

Девчонка руки протянула

И головой — на край стола,

Сначала думали — уснула,

А оказалось — умерла.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки — после похорон.

11 ученик: А Таня ушла навсегда, так и не узнав, что не все Савичевы умерли. Сестра Нина и брат Миша остались живы. Нину вместе с коллегами прямо с работы эвакуировали из Ленинграда. Всё проходило в такой спешке, что она даже не смогла передать весточку родным. Миша был ранен, но всё-таки выжил и вернулся с фронта.

12 ученик: Но даже в блокадном Ленинграде работали театры, радио и даже нашлись желающие музыканты, которые были готовы, во что бы то ни стало, исполнить “Ленинградскую” симфонию именно во время блокады. Они хотели доказать всем, что город жив. Осенью 1941 года Большой симфонический оркестр ленинградского радио приступил к репетициям первых трёх частей симфонии Шостаковича. Но в декабре репетиции пришлось прекратить: музыканты умирали, падали в голодные обмороки прямо на сцене, у некоторых не было сил просто прийти на репетиции. Когда в марте 1942 года они возобновились, от оркестра осталось всего 15 ослабевших музыкантов. Но Ленинград уже ждал этот концерт, и он не мог не состояться. В город самолётом была доставлена партитура всей симфонии.

Двадцатилетний лётчик-ленинградец

Особый рейс в далёкий тыл свершил.

Он все четыре получил тетради

И рядом со штурвалом положил.

И били вражьи пушки, и в полнеба

Вставала плотного огня стена,

Но лётчик знал: мы ждём не только хлеба,

Как хлеб, как жизнь, нам музыка нужна.

И он поднялся на семь тысяч метров,

Где только звёзды свет прозрачный льют.

Казалось: Не моторы и не ветры -

Оркестры мощные ему поют.

Через железное кольцо осады

симфония прорвалась и звучит....

В то утро партитуру он вручил

Оркестру фронтового Ленинграда!

И.Шинкоренко

Музыкантов не хватало для полного состава оркестра. Обходили госпиталя, квартиры в поисках музыкантов, даже с фронта были отозваны бойцы — музыканты, чтобы заменить умерших оркестрантов. Теперь симфония называлась «Ленинградской».

Начинает звучать «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича.

13 ученик: 9 августа 1942 года в переполненном народом Большом зале филармонии были включены все хрустальные люстры. Исполнение длилось 80 минут и за всё это время на город не упало ни одной бомбы. Артиллеристы получили приказ командующего Ленинградским фронтом — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Операция огневого подавления вражеских батарей называлась «Шквал». Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей. Музыка сумела выразить то, что объединяло людей в это трудное время: героизм, безграничная любовь к своему городу, жертвенность и вера в победу.

Симфонию слушали и слышали не только те, кто находился в концертном зале, но и все жители города. Исполнение транслировалось по радио и через громкоговорители. Немецкие солдаты, осаждавшие город, остолбенели от услышанной музыки. Они считали, что перед ними мёртвый город, а он жил, он исполнял и слушал симфонию Шостаковича!

14 ученик: Из воспоминаний пленного немецкого офицера: «… именно тогда, 9 августа 1942 года, я понял, что у этого народа войну мы не выиграем. Я ощутил его могучую силу, способность преодолеть голод, страх, смерть …».

И город выстоял! Полуживые, голодные и замёрзшие ленинградцы самоотверженно трудились, восстанавливали деятельность театров и школ. Необходимо было доказать врагу, что город не умер, он — жив! Одно это уже было подвигом.

В январе 1944 года войска Ленинградского фронта перешли в наступление и отбросили врага от города. 27 января 1944 года освобождение Ленинграда от вражеской блокады было завершено. В городе прогремел салют из 324 орудий и позже небо озарилось фейерверком.

Заканчивается звучание «Ленинградской симфонии»

1 ученик: А маленькую записную книжку с 9 страшными записями, начертанными карандашом нетвёрдой детской рукой, нашла Нина, которая вернулась в Ленинград уже после снятия блокады. Дневник маленькой девочки, похоронившей всю свою семью, увидел знакомый Нины, секретарь Эрмитажа. Так история жизни и смерти простой ленинградской школьницы Тани Савичевой в 1946 году попала на выставку «Героическая оборона Ленинграда». Сегодня 9 листочков из дневника девочки Тани хранятся в «Государственном Музее истории Санкт-Петербурга», а копии их разошлись по всему свету как память о маленькой девочке, описавшей свою, детскую историю страшной войны.

31 мая 1981 года на Шатковском кладбище был открыт памятник —Тане Савичевой.

Звучит «Адажио» Альбинони. На фоне музыки продолжают говорить

2 ученик: Есть самое большое в мире кладбище — Пискарёвское. Нет, не по площади, а по количеству людей, похороненных в его братских могилах. С утра до вечера идут сюда люди: в мороз и зной, в праздники и будни. Но особенно много здесь бывает ленинградцев, петербуржцев — родных и близких тех, кто покоится под холмами братских могил.

3 ученик:

Вот опять — через столько лет!

Эта женщина в День Победы,

Не венок, не цветы, а хлеб

Принесла на могилу деда.

4 ученик:

Простор и дымка музыки… молчишь.

Холодные ладони мнёшь до хруста –Вокруг земля засеяна так густо.

Что зябко от того, на чём стоишь.

5 ученик: Мало ленинградцев дожили до дня освобождения от блокады: тысячи погибли под бомбами и снарядами во время ежедневных обстрелов города. Десятки и сотни тысяч умерли от голода и холода. Им, навсегда оставшимся в родном городе, мы обязаны своей жизнью, с нами на века память о них. Эта память — наша благодарность за их боль и страдания, которые перешли в радость сегодняшней жизни. И только от нас зависит, сможем ли мы сохранить эту память.

6 ученик: говорит на фоне звучания метронома с печальной музыкой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(минута молчания)

Литература:

  1. http://www.vlivkor.com/2013/03/25/leningradskiy-metronom.html
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, Ленинград, город, День, ленинградец, уж, Ленинградский фронт, маленькая девочка, Тана, час утра.


Похожие статьи

НОД для детей подготовительной группы на тему «Занимательное приключение. Число и цифра 5»

Внеклассное занятие для 1 класса «Легендарные страницы нашей космонавтики»

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Жизнь и подвиг Вити Захарченко»

Метапредметное занятие по физической культуре и математике для детей младшей группы «Сказочное солнышко»

Внеклассное мероприятие для учащихся 3–4-х классов «От золотого зёрнышка к блинному солнышку»

Литературно-музыкальная гостиная «Времена года в поэзии А. С. Пушкина»: внеклассное мероприятие для 6–8 классов

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Весна пришла»

Конспект открытого занятия для детей логопедической группы на тему «Весна»

Конспект занятия в младшей дошкольной группе «По улицам нашего города. Профессии»

Познавательное занятия «Путешествие по Кузбассу» для детей подготовительной группы

Похожие статьи

НОД для детей подготовительной группы на тему «Занимательное приключение. Число и цифра 5»

Внеклассное занятие для 1 класса «Легендарные страницы нашей космонавтики»

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Жизнь и подвиг Вити Захарченко»

Метапредметное занятие по физической культуре и математике для детей младшей группы «Сказочное солнышко»

Внеклассное мероприятие для учащихся 3–4-х классов «От золотого зёрнышка к блинному солнышку»

Литературно-музыкальная гостиная «Времена года в поэзии А. С. Пушкина»: внеклассное мероприятие для 6–8 классов

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Весна пришла»

Конспект открытого занятия для детей логопедической группы на тему «Весна»

Конспект занятия в младшей дошкольной группе «По улицам нашего города. Профессии»

Познавательное занятия «Путешествие по Кузбассу» для детей подготовительной группы

Задать вопрос