Синергетическая концепция подготовки высококвалифицированных кадров в инженерном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 04.03.2018

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Болтаева З. З. Синергетическая концепция подготовки высококвалифицированных кадров в инженерном образовании // Молодой ученый. — 2018. — №9. — С. 143-146. — URL https://moluch.ru/archive/195/48576/ (дата обращения: 16.06.2019).



В современном мире, в котором перемены охватили все стороны жизни общества, идет активный поиск путей преодоления многочисленных кризисных явлений, изучение и использование новых научных направлений и концепций, находящихся на стыке научных дисциплин, что является одним из важнейших условий глубокого анализа и прагматичного совершенствования действительности.

В научной литературе почти до начала ХХI столетия, общие принципы и понятия синергетики, в лучшем случае интуитивно представлялись, но не были сформулированы в явном виде. Можно отметить, что к осознанию феномена синергетики разные ученые шли, решая свои специфические проблемы при исследовании сложноорганизованных систем. «Синергетика (гр. synergetikos — совместный, согласованно действующий) — область научных исследований, целью которых является выявление общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения, упорядоченных временных и простейших структур в сложных неравновесных системах различной природы физической, химической, биологической и др.

Одним из фундаментальных достижений человеческого ума современности является осмысление феномена самоорганизации, появление и успешное развитие синергетики как междисциплинарного направления в науке. Синергетика, имея естественнонаучную основу, стала качественно новой методологией современного научного познания.

При подготовке высококвалифицированных кадров в высшей технической школе невозможно обойтись без определённой концепции. Необходимость обучения по определенной концепции доказана опытом работы в некоторых зарубежных вузах, отмечена рядом опубликованных работ и сомнения не вызывает. В данной работе выдвигается идея упорядочение деятельности вузов на основе синергетической концепции на примере подготовки инженеров-машиностроителей.

Учитывая специфику взаимодействия частных образовательных потенциалов (научно-информационный, научно-технический, производственно-технический, культурно-образовательный, кадровый, финансовый, организационно — управленческий) при подготовке специалистов инженеров-машиностроителей можно сформировать синергетическую концепцию из двух подсистем — управляющая и организующая.

Управляющая подсистема состоит примерно из следующих составных частей: 1. Управление общими вопросами деятельности специалиста; 2. Управление их подготовки; 3. Управление научными исследованиями будущих специалистов; 4. Управление подготовкой и повышением квалификации преподавательского состава.

Организующая подсистема состоит: 1. Организация обеспечения руководящими документами; 2. Организация идейно-воспитательной работы; 3. Организация учебно-методической работы; 4. Организация научно-исследовательской работы; 5. Организация публикационных работ. Каждый элемент подсистемы определяет конкретные функции объектов управления деятельностью данного профиля, путем определенной комбинации составных частей двух подсистем.

Например, в составную часть управляющей подсистемы 2 –«Управление подготовкой специалистов» входят конкретные функции управления:

2.1 Качество приема абитуриентов;

2.2 Качество подготовки специалистов;

2.3 Учебный процесс;

2.4 Учебно-исследовательская работа студентов;

2.5 Учебно-методическая документация и т. д.

В том числе каждая конкретная функция включает ряд специальных функций. Например, конкретная функция 2.3. «Учебный процесс» содержит специальные функции: реферат, курсовые проектирование, лабораторные работы, методическая работа, выпускные квалификационные работы и др. Также по каждой специальной функции разрабатываются отдельный задачи, оформляемые в виде руководящих документов.

Таким образом, говоря о синергетической концепции и понимая под этим совокупность учебно-воспитательных возможностей ее воздействия на подготовку высококвалифицированных кадров можно сказать, что в повышении эффективности подготовки кадров невозможно обойтись без синергетической концепции.

Поэтому в современных условиях на первый план выдвигается объединение и упорядочение деятельности учебно-воспитательной работы на основе синергетической концепции.

Однако единой синергетической концепции по системе управления деятельности всех видов образовательного потенциала (высшей школы, магистратура, докторантура) с учетом всех возможностей и взаимодействий сквозного характера пока не создано и даже нет ведомственного документа о подготовке такой системы. Известно, что деятельность каждого вида образования регламентируется директивными указаниями, на основе которых разрабатываются приказы, распоряжения, планы мероприятий и др.

Поэтому создать единую синергетическую концепцию и внедрить основной комплекс документов для системы образования при подготовке специалистов является актуальной проблемой сегодняшнего дня.

Это требует, учитывая специфику каждого вида потенциала образования разработку положения, методические указания, инструкции и взаимодействия частных образовательных потенциалов синергетической концепции.

Блок взаимодействия:

– Управленческий потенциал

– Организационный потенциал

– Кадровый потенциал

– Культурно-образовательный потенциал

– Финансовый потенциал

и т. д., основанием для разработки, которых, как правило, являются не стандарты, а положения и рекомендации синергетической концепции.

Синергетическая концепция включает себя взаимодействие пяти подсистем подготовки специалистов инженеров — машиностроителей. Управляющая (целевая), организующая (функциональная), кадровая, культурно — образовательная, финансовая.

Управляющая (целевая) подсистема состоит из следующих составных частей:

  1. Управление общими вопросами деятельности системы;
  2. Управление подготовки специалистов;
  3. Управление подготовкой и повышением квалификации профессорско-преподавательского состава;
  4. Управление научными исследованиями преподавателей и обучающихся;
  5. Управление резервами одаренной молодёжи

Матрица системы определяет конкретные функции объектов управления деятельностью системы инженерного образования путем определенной комбинации составных частей этих подсистем.

Например, в составную часть управляющей подсистемы 2 –«Управление подготовкой специалистов» входят конкретные функции управления:

2.1. «Качество подготовки специалистов».

2.2. «Нравственно-просветительная подготовка».

2.3. «Учебный процесс».

2.4. «Учебно-исследовательская работа».

2.5. «Учебно-методическая документация» и т. д.

Организующая (функциональная) подсистема состоит из следующих составных частей:

  1. Организация обеспечения руководящими документами всего вида образования по ступенями;
  2. Организация идейно-воспитательной работы;
  3. Организация материально-технической базы;
  4. Организация учебно-методической работы;
  5. Организация научно-исследовательской работы;
  6. Организация профессиональной диагностики обучаемых;
  7. Организация издательской деятельности (конференция, конкурсы, смотры творческих работ);
  8. Организация административно-хозяйственной деятельности;
  9. Организация строительства и благоустройство.

Кадровый потенциал концепции — это совокупность способностей специалистов, работающих в системе подготовки специалистов и непосредственно связанных с разработкой, внедрением экспериментальных исследований профессорско-преподавательского состава.

Под культурно— образовательным потенциалом концепции понимается совокупность ее возможностей по упорядочению, координации и упрощению формирования культурно-образовательного уровня студентов.

Финансовый потенциал концепции содержит совокупность возможностей по использованию средств, которыми располагают организации и совершенствование работы по учебно-воспитательному процессу вуза, это, прежде всего, складывается из двух частей: получаемые от контракта студентов и из государственного бюджета. Также роль финансового потенциала возрастает в условиях самофинансирования — за счет хоздоговорных работ и получения грантов, научно-исследовательских работ профессорско-преподавательского состава вуза.

Вышеперечисленная каждая конкретная функция включает ряд специальных функций. Например, конкретная функция 2.03. «Учебный процесс» содержит специальные функции: выполнение выпускной квалификационной работы, курсовое проектирование, лабораторные работы, производственная, технологическая практика, методическая работа, кружковая работа и др.

По каждой специальной функции разрабатываются отдельные задачи, оформляемые в виде руководящего документа вуза. Для удобства использования их в учебном процессе отдельно изданные руководящие документы по отдельной (одной) специальной функции целесообразно брошюровать в один комплект. Например, специальную функцию «Выпускнаяквалификационная работа» включены следующие руководящие документы:

  1. Общие требования. Положение.
  2. Состав задания. Инструкция.
  3. Составление отзыва, рецензии. Инструкция.
  4. Составление доклада для защиты выпускной работы. Правила.
  5. Технические описание макета (модели, установки, устройство и т. д.). Методические указания.
  6. Составление и оформление пояснительной записки. Методические указания.
  7. Составление и оформление ведомости и листа показателей выпускной квалификационной работы. Инструкция.
  8. Организация норма контроля выпускного квалификационной работы. Методические указания.
  9. Номенклатура проектных решений и система обозначений. Инструкция.
  10. Составление и оформление чертежного листа. Методические указания.

Количество специальных функций в каждой конкретной функции и количество руководящих документов в специальных функциях зависит от профиля вуза и предложений кафедр и отделов по разработке необходимых в деятельности вуза руководящих документов.

Для обеспечения единства и упорядочения работ в вузах по подготовке, разработке и внедрению синергетической концепции необходимо создать комиссию.

Таким образом, в единой системе управления вузом целесообразно разрабатывать синергетическую концепцию руководящих документов вуза. Структура синергетической концепции должна точно и однозначно определять взаимодействие частных образовательных потенциалов, функции и задачи по управлению конкретными объектами деятельности вуза, иметь единое обозначение документов системы, а также иметь возможность ее дополнения и расширения. На сегодняшний имеет место данной концепции в нашем вузе.

Литература:

  1. Харитонова В. А., Санникова О. В., Меньшиков И. В. Образование: стратегии развития и синергетика. Синергетика и образование. Хрестоматия. УдГУ, Ижевск, 2003, с. 366–384
  2. Синергетика и образование. Хрестоматия. (Составители: Харитонова В. А., Санникова О. В., Меньшиков И. В.). УдГУ, Ижевск. 2003.
  3. С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий Синергетика и прогнозы будущего. М. Наука. 1997
  4. Мелехова О. П. Синергетика как общая методология современного образования в области наук о жизни. Синергетика и образование. Хрестоматия. Ижевск, 2003, с.359–366
Основные термины (генерируются автоматически): синергетическая концепция, функция, специальная функция, Управление подготовкой, работа, управляющая подсистема, идейно-воспитательная работа, квалификационная работа, единая синергетическая концепция, выпускная квалификационная работа.


Похожие статьи

Система управления персоналом образовательного учреждения

Система работы образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни. Комплексная диагностика воспитательной среды образовательного учреждения как инструмент управления его развитием. Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного...

Современные подходы к управлению развитием...

Синергетический подход предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта в деятельности любой социально-педагогической системы.

Специализация управленческого труда: разделение труда по функциям управления (учебно-воспитательная работа...

Синергетический подход как форма многовариантности...

Нужно отметить, что много ученых и педагогов посвятили свои научные работы таким темам как «синергетика в педагогике», «синергетический подход» и «системно-синергетический метод», синергетика как

– применение в управлении учебно-воспитательным процессом.

Современная философская и научная интерпретация управления

«Концепция процедурной рациональности в принятии решений является аналогом концепции, давно утвердившейся как в науке, так и в сфере производства, суть

Важнейшей функцией управления является объединение, интеграция всех сторон и аспектов в единое целое.

Система управления устойчивым развитием градообразующих...

В специальной управленческой литературе наиболее часто управление отождествляют с функциями (видами деятельности)

синергетический подход рассматривается как дальнейшее развитие системного подхода, который дает специалисту новые возможности для...

Теоретические основания исследования образовательной среды...

Ключевые слова: средовый подход, образовательная среда, синергетический подход.

По сути, нет специальных работ, раскрывающих роль образовательной среды вуза в развитии профессионализма и личности будущего специалиста.

Синергетическая природа подготовки сотрудников...

Синергетическая природа подготовки сотрудников правоохранительных органов в системе высшего профессионального образования.

В работах Рабоша В. А. [8] сформулированы система базовых идей, основой которой являются

Концепция VBM в управлении современной компанией

Знаковыми фигурами в становлении данной концепции, несомненно, выступают А. Раппопорт [1], Т. Коупленд [2] и Б. Стюарт [3]. Работы выше указанных авторов стали теоретической основой для консалтинговой деятельности компаний «LEC/AlcarConsultingGroup» (А.Раппопорт)...

Сущностные особенности управления современной...

В работах Т. И. Шамовой выделены следующие функции управления школой [13; 14]: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая

7. Орлов, А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе / А. А. Орлов.

Похожие статьи

Система управления персоналом образовательного учреждения

Система работы образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни. Комплексная диагностика воспитательной среды образовательного учреждения как инструмент управления его развитием. Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного...

Современные подходы к управлению развитием...

Синергетический подход предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта в деятельности любой социально-педагогической системы.

Специализация управленческого труда: разделение труда по функциям управления (учебно-воспитательная работа...

Синергетический подход как форма многовариантности...

Нужно отметить, что много ученых и педагогов посвятили свои научные работы таким темам как «синергетика в педагогике», «синергетический подход» и «системно-синергетический метод», синергетика как

– применение в управлении учебно-воспитательным процессом.

Современная философская и научная интерпретация управления

«Концепция процедурной рациональности в принятии решений является аналогом концепции, давно утвердившейся как в науке, так и в сфере производства, суть

Важнейшей функцией управления является объединение, интеграция всех сторон и аспектов в единое целое.

Система управления устойчивым развитием градообразующих...

В специальной управленческой литературе наиболее часто управление отождествляют с функциями (видами деятельности)

синергетический подход рассматривается как дальнейшее развитие системного подхода, который дает специалисту новые возможности для...

Теоретические основания исследования образовательной среды...

Ключевые слова: средовый подход, образовательная среда, синергетический подход.

По сути, нет специальных работ, раскрывающих роль образовательной среды вуза в развитии профессионализма и личности будущего специалиста.

Синергетическая природа подготовки сотрудников...

Синергетическая природа подготовки сотрудников правоохранительных органов в системе высшего профессионального образования.

В работах Рабоша В. А. [8] сформулированы система базовых идей, основой которой являются

Концепция VBM в управлении современной компанией

Знаковыми фигурами в становлении данной концепции, несомненно, выступают А. Раппопорт [1], Т. Коупленд [2] и Б. Стюарт [3]. Работы выше указанных авторов стали теоретической основой для консалтинговой деятельности компаний «LEC/AlcarConsultingGroup» (А.Раппопорт)...

Сущностные особенности управления современной...

В работах Т. И. Шамовой выделены следующие функции управления школой [13; 14]: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая

7. Орлов, А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе / А. А. Орлов.

Задать вопрос