Формирование профессиональных компетенций будущего специалиста при изучении дисциплин специализации водоснабжения и водоотведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 02.03.2018

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Смольянинова Г. Н. Формирование профессиональных компетенций будущего специалиста при изучении дисциплин специализации водоснабжения и водоотведения // Молодой ученый. — 2018. — №9. — С. 176-179. — URL https://moluch.ru/archive/195/48535/ (дата обращения: 22.09.2018).



1. Введение

Актуальность проблемы исследования– это востребованность студентов ГБПОУ КО «Калужского коммунально-строительного техникума» им. И. К. Ципулина г. Калуги для осуществления модернизации, реконструкции и реформации ЖКХ.

Обоснование актуальности темы исследования:

Тема актуальна, так как идут бурные процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, развернувшиеся в обществе в последние несколько лет. Особую привлекательность для исследовательской работы имело, то обстоятельство, что комплекс санитарно-технического оборудования зданий является неотъемлемой частью инфраструктуры ЖКХ, состояние которого на сегодняшний день оценивается специалистами, как критическое. Жилищный фонд России приближается к 3 млрд м2. Из них сегодня более 300 млн м2 требует капитального ремонта, а более 250 млн м2-реконструкции. Самой острой проблемой на сегодняшний день является предотвращение старения жилого фонда, его коммуникаций и оборудования. Система тепло- и водоснабжения имеют износ более 60 %, а 25 % фондов отслужили свой срок. Аварийность на наружных внутренних сетях за последние 10 лет возросла в 5 раз и составляет 70 случаев за год на 200 км тепловых и 100 км водопроводных сетей. Около 60 % эксплуатируемых водоотводящих сооружений работают с перегрузкой, что отражается на качестве очищенной воды, сбрасываемой в природные водоемы. Свыше 30 % очистных сооружений более 25 лет и требуют оперативной реконструкции и модернизации. Дефицит мощностей очистных сооружений достигает 9 млн м2 в сутки. Сложность стоящих проблем и угроза наступления техногенных катастроф на объектах жилищно-коммунального хозяйства потребовали разработки программ их модернизации на государственном уровне. Важной вехой на пути решения поставленных задач модернизации и реконструкции сложившейся инженерной инфраструктуры, а также строительства новых современных объектов и грамотной их технической эксплуатации является подготовка инженерно-технических специалистов, способных оперативно и квалифицированно решать существующие проблемы. Отсюда вывод, чтобы решить поставленные задачи в модернизации, реконструкции и строительства современных объектов, а также грамотной их эксплуатации является подготовка инженерно-технических специалистов, которые способны оперативно и квалифицированно решать существующие проблемы.

Объект исследования: формирование профессиональных компетенций у студентов отделения 08.07.02 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств кондиционирования воздуха и вентиляции»

Предмет исследования: педагогические условия обеспечения процесса формирования профессиональных компетенций будущего специалиста 08.07.02 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств кондиционирования воздуха и вентиляции»

Цель исследования: Формирования профессиональных компетенций в образовательном процессе будущего специалиста при изучении профессионального модуля ПМ03 темы 3.1 «Санитарно-техническое устройство зданий»

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование профессиональной компетенции будущих специалистов –техников сантехнических устройств и кондиционирования воздуха и вентиляции в учебном заведении будет эффективнее, если:

—Формирование профессиональной компетенции органично включено в целостный процесс профессиональной подготовки в ГБПОУ КО «Калужский коммунально-строительный техникум» им. И. К. Ципулина г. Калуга и составляет совокупность фундаментальных знаний, практических умений и навыков и способность использовать эти знания для решения практических и теоретических проблем.

реализуется следующие педагогические условия:

1) создание образовательной среды, побуждающей студентов к личностно-профессиональному росту в освоении профессиональных компетентностей;

2) использование в учебно-методическом обеспечении ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха сочетания интегративной, проблемной, игровой, информационно-коммуникационной технологий;

3) усиление практической направленности при обучении спец дисциплин, на основе профессионально-ориентированных задач и практических работ, связанных с будущей профессией.

2. Основная часть

Профессиональное обучение — итог получения профессионального образования. Это целенаправленный процесс получения знаний умений и навыков необходимых для получения специальности при этом формируются общие и профессиональные компетенции:

ПК3.1 Конструировать элементы систем водоснабжения, водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирование воздуха

ПК3.2 Выполнять основы расчета систем водоснабжения, водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирование воздуха

ПК3.3 Составлять спецификацию материалов и оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирование воздуха на основании рабочих чертежей.

И только знания и умения для формирования профессиональных компетенций способны студентам дать возможность воспользоваться в решении различных задач осуществления модернизации, реконструкции, и реформирования ЖКХ

Для того, чтобы переварить знания, их надо поглощать с интересом.

А.Франс

Учение, лишённые всякого интереса и взятое только силой принуждения… убивает к ученику охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт.

К. Д. Ушинский

Как сформировать профессиональные компетенции, позволяющие дать качественное образование и получить грамотного специалиста?

Как преподаватель я постоянно в поиске. Какой бы современной не была методика изложения материала преподавателем она не даст необходимого эффекта, если студенты будут заниматься без интереса и желания… Монотония — однообразная скучная информация в течении длительного времени приводит к апатии, увеличению пропуска информации к безразличному отношению на услышанное. Всё это обязывает меня особенно по темам вопросам, вызывающий затруднения у студентов. Активность преподавателя предусматривает интересное изложение материала, выделение нового, ярко, эмоционально с высокой значимостью для будущей практической деятельности выпускников техникума, которые способны решать проблемы в осуществлении модернизации, реконструкции и реформирования ЖКХ. Необходимо всеми возможными способами мотивировать стремление к обучению.

Мотивация в процессе обучения — это побуждение, вызывающее активность в познавательной деятельности, способствующая формированию профессионального интереса у студентов и наработки профессиональных компетенций. Очень важно используя мотивацию при профессиональной подготовке создать атмосферу положительного эмоционального настроя на деятельность, при этом идет ориентация на практический смысл изучения учебного материала, на конкретную профессиональную деятельность:

1) Умение разбираться в строительных подосновах зданий, чертить подосновы и схемы, используя различные графические программы.

2) Умение выполнять основы расчета систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

3) Умение составлять спецификацию материалов и оборудования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха на основании рабочих чертежей.

Мотивационные технологии направлены на формирования устойчивого интереса к свой будущей профессии. При формировании мотивации мною используется такие приемы, как убеждение, личный опыт, пример. На каждом занятии стараюсь создать эмоционально положительный настрой, который позволяет обеспечить успешную деятельность студентов, дает творческий потенциал и повышение оценки личности в глазах окружающих. Для достижения вышеперечисленного сама стараюсь:

‒ управлять своим поведением на занятии

‒ уметь наблюдать, концентрироваться, понимать, убеждать

‒ ориентироваться на практический смысл материала

‒ ориентироваться на профессиональную деятельность

Я убеждена: мотивационные технологии способствуют больше узнавать о специальности, с интересом изучать дисциплины специализации. Очень важно для получения профессиональных компетенций и овладения специальностью использовать грамотное сочетание теории с практикой: на практических занятиях и работах, при выполнении курсовых и дипломных работ. Поэтому при формировании профессиональных компетенций необходимо правильно организовывать продуктивную деятельность самих студентов, т. е. умение решать поставленные цели, применять теорию на практике, выполнять задания, развивать профессиональное мышление.

Один из важных моментов мотивации на моих занятиях– это быстрота включения студента в учебную деятельность, это формирование интереса к изучаемому материалу, это умение использовать полученные знания в практической деятельности.

В своей практике для формирования профессиональных компетенций я использую:

Комбинированные занятия.

Семинары.

Конференции.

Круглые столы

Конкурсные игры

Курсовые проекты.

Практические занятия.

Экскурсии.

На занятиях использую:

Электронные образовательные ресурсы, презентации.

Повышение эффективности занятия за счет наглядности с использованием компьютерных технологий. Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные информационные технологии позволяют с помощью анимации, звука, с фотографической точностью моделировать различные учебные ситуации по изучаемой теме; визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами, но и применяю классические методы (плакаты, карты, таблицы, записи на доске). Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Занятие с применением компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности обучаемых. Это способствует значительному повышению качества образования. Все перечисленные занятия относятся к репродуктивным, проблемно-развивающим, эвристическим. Стремлюсь к развитию у каждого студента творческого -профессионального мышления, что позволяет студентам уметь решать нестандартные проблемы при выполнении курсовых и дипломных работ, а также принимать решения оперативно, что необходимо в дальнейшем как специалисту, умение принимать самостоятельно и решать профессиональные проблемы на производстве, умение применять знания и умения, владеть понятиями, выполнять анализ, быть примером, ставить и достигать цели, работать в коллективе. В своих поисках в подготовке востребованного специалиста, который в будущей профессии мог принимать технически грамотные решения и участвовать в повышении квалификации, идти в ногу со временем, что принесет в итоге высокий уровень теоретической и практической базы студентов. Для этого, развиваю познавательную деятельность студентов, проводя открытые защиты курсовых проектов, использую самостоятельную работу студентов с целью углубленного изучения материала и провожу защиту данных работ, вовлекаю студентов в студенческое научное общество, провожу конкурсы по специальности, посещаю со студентами ежегодно специализированные выставки по специальности, проводим круглые столы по новым технологиям в области санитарной техники, отчетные конференции по итогам практики, занимаемся макетированием для оформления кабинета. Все студенты владеют компьютерными технологиями, графической программой «АВТОКАД». В техникуме налажена связь с предприятиями готовыми брать студентов на практику, а в дальнейшем и на работу. Представители организаций посещают защиту дипломных проектов студентов.

Вся работа преподавателя направлена на формирование профессиональных компетенций у студента. Я уверена, та работа и объем материала по дисциплине позволяет сформировать профессиональные компетенции и подготовить инженерно-технических специалистов способных квалифицированно решать производственные вопросы, заниматься проектированием, монтажом систем и эксплуатацией. Студенты умеют проектировать, рассчитывать инженерные системы, разрабатывать проекты с использованием компьютерных программ, используют в проектах только новые современные материалы, оборудование, работают на практике в коллективе.

А это и есть формирование профессиональных компетенций.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающий в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

быть коммуникабельным, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Таково веление времени для любого развитого общества, что, естественно, предполагает определенные требования конструктивного плана к образовательным системам. Об этом говорят многочисленные публикации специализированных журналов, доклады на международных конференциях и симпозиумах».

3. Заключение

Для формирования профессиональных компетенций у студентов мною при изучении дисциплин специализации используются следующие педагогические технологии:

1) Мотивационная педагогическая технология- позволяет формировать устойчивый интерес к специальности на конкретную профессиональную деятельность, мотивация способствует целям обучения

2) Деятельностные педагогические технологии- важно организовать при формировании знаний работу самих студентов и здесь можно выделить для студентов несколько уровней владения знаниями:

3) Репродуктивные технологии (знания строго по форме)

Студенты умеют воспроизводить знания и применять самостоятельно, пользоваться справочниками

—Продуктивные технологии

Студенты выполняют курсовые и дипломные проекты, исследовательские работы, углубленно изучают материал, подбирают необходимую литературу

Проблемно развивающие технологии способствуют активному мышлению при этом можно сравнивать, принимать решение, анализировать, самостоятельному поиску решения проблем.

Технологии творческого профессионального мышления- умения владеть профессиональными знаниями и конечно променять умения и знания на практике, умение обобщать, сравнивать и выполнять конкретные производственные задания.

Литература:

  1. Андюхов, Б. Кейс-технология — инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова// Директор школы.-2010.№ 4. –С. 61–65
  2. Новикова, И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. Дома «Первое сентября». -2010.-№ 4.-С.8
  3. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / А. Золтухина// Математика. Газета Изд. Дома «Первое сентября».-2010.- № 4.-С.3–5
  4. Бредина, Н. В. Интерактивные средства развивающие мышления /Н. В. Бредина //Физика, Газета Изд. Дома «Первое сентября».-2010.-№ 19-.С.-11–13
  5. Белый, В. И. О современных тенденциях распространения методов проектного обучения /В. И. Белый// Школьные технологии.-2010.-№ 2.-С 105–153
  6. Гузеева, В. В. Исследовательская работа в профильном обучении /В. В. Гузеева// Народное образование-2010.-№ 7.-С. 192–196
  7. Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е. Л. Рачевский// Директор школы.-2010.-№ 1.-С.55–58
  8. Новикова, А. М. Методология игровой деятельности /А. М. Новикова// Школьные технологии.-2009.-№ 6.-С. 77–89
  9. Рево. В. Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей технологии /В. Рево// Народное образование.-2008.-№ 7.С.-193–195.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, кондиционирование воздуха, умение, формирование, компетенция, знание, профессиональная деятельность, занятие, вентиляция, будущая профессия.


Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности...

Формирование профессиональной компетентности учащихся. Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования.

Формирование профессиональных компетенций студентов...

Формирование профессиональных компетенций студентов в ходе подготовки к чемпионату Worldskills Russia по компетенции «Кондитерское дело».

Если рассматривать профессию кондитера, наиболее важной характеристикой будущего участника является чувство вкуса и...

Формирование профессиональных компетенций...

Формирование профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности у выпускников вузов.

Профессиональные компетенции — это готовность и способность работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех...

Самостоятельная деятельность студентов как условие...

Обучение в вузе формирует у студентов готовность к трудовой и профессиональной деятельности.

В процессе обучения у слушателей формируется адекватное представление о своей будущей профессии, помогающее им дифференцировать знания, получаемы в вузе...

Роль учебной практики в формировании общих...

учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное образование, будущий специалист.

Роль практики в формировании профессионального...

формирование индивидуальной профессиональной траектории развития студентов, необходимой для будущей самостоятельной практической деятельности; формирование общекультурных и профессиональных компетенций...

Формирование ключевых компетенций у студентов через...

Библиографическое описание: Лебедкова Н. В., Шушакова А. Н. Формирование ключевых компетенций у студентов через применение

Поэтому основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Начальные профессиональные знания, умения, ценности закладываются еще в школе.

Формирование общепрофессиональных компетенций студентов — это процесс развития личности, который происходит под влиянием внешних воздействий, то есть при получении и...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

– полноту знания учебного материала по теме занятия (модуля); – логичность изложения материала

умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности...

Формирование профессиональной компетентности учащихся. Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования.

Формирование профессиональных компетенций студентов...

Формирование профессиональных компетенций студентов в ходе подготовки к чемпионату Worldskills Russia по компетенции «Кондитерское дело».

Если рассматривать профессию кондитера, наиболее важной характеристикой будущего участника является чувство вкуса и...

Формирование профессиональных компетенций...

Формирование профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности у выпускников вузов.

Профессиональные компетенции — это готовность и способность работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех...

Самостоятельная деятельность студентов как условие...

Обучение в вузе формирует у студентов готовность к трудовой и профессиональной деятельности.

В процессе обучения у слушателей формируется адекватное представление о своей будущей профессии, помогающее им дифференцировать знания, получаемы в вузе...

Роль учебной практики в формировании общих...

учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное образование, будущий специалист.

Роль практики в формировании профессионального...

формирование индивидуальной профессиональной траектории развития студентов, необходимой для будущей самостоятельной практической деятельности; формирование общекультурных и профессиональных компетенций...

Формирование ключевых компетенций у студентов через...

Библиографическое описание: Лебедкова Н. В., Шушакова А. Н. Формирование ключевых компетенций у студентов через применение

Поэтому основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Начальные профессиональные знания, умения, ценности закладываются еще в школе.

Формирование общепрофессиональных компетенций студентов — это процесс развития личности, который происходит под влиянием внешних воздействий, то есть при получении и...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

– полноту знания учебного материала по теме занятия (модуля); – логичность изложения материала

умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.

Задать вопрос