Экономический аспект функционирования пенсионной системы имеет большое значение, как в экономике России, так и в Оренбургской области, что представлено растущей несбалансированностью поступающих доходов в социальную сферу. Пенсионный фонд Российской Федерации — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основана 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» [1].
Пенсионный фонд был создан для решения следующих задач:
- Формирование средств для пенсий за счет страховых взносов.
- Выведение пенсионных средств из государственного бюджета и становление самостоятельного бюджетного процесса.
- Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов.
- Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств.
Следует указать, что в Пенсионном фонде выделяется базовая и накопительная часть.
Накопительная часть — это средства обязательных пенсионных накоплений, которыми в интересах будущего пенсионера управляют профессиональные участники рынка.
Согласно норм, закрепленных в ст.16 ФЗ № 400, базовая основа рассчитывается гражданину, обратившемуся за оформлением, пенсии автоматически, но с учетом отработанного стажа и наличия иждивенцев, не говоря уже о группе инвалидности либо периоде труда кормильцев.
Каждый трудоустроенный человек выплачивает 22 % от своих доходов в пенсионный фонд, 16 % из которых составляет базовая основа, а остальные 6 % накопительная. [2] Государство с 2014 года заморозило накопительную часть в Пенсионном фонде РФ, то есть данная система, как на западе в полном объеме не работает. Государство распоряжается всеми 22 %, которые оплачивает каждый официально работающий и получающий «белую» заработную плату.
Рассмотрим основные показатели работы Пенсионного фонда РФ на примере Оренбургской обл. (Таблица 1)
Таблица 1
Основные показатели пенсионного обеспеченья вОренбургской области по годам
|
2000 |
2005 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Численность пенсионеров, состоящих на учете в отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области1) (в 2000г. — в органах социальной защиты населения): |
100,5 |
99,4 |
99,4 |
100,8 |
101,0 |
101,3 |
101,4 |
615,3 |
Средний размер назначенных пенсий, руб. |
791,52) |
2340,8 |
6935,5 |
8335,9 |
9127,5 |
9882,2 |
10975,5 |
16333,6* |
Величина прожиточного минимума пенсионера, руб. в месяц |
- |
1823 |
4168 |
4704 |
5056 |
5758 |
6618 |
8759 |
* В таблице представлены данные за 2016г. с учетом единовременной денежной выплаты, произведенной в январе 2017г., в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016г. № 385-ФЗ в размере 5 тысяч рублей.
На таблице 1 можно увидеть, что средний размер пенсии на период 2016 г. в Оренбургской области без учета надбавки составляет 11333,6 руб., а прожиточный минимум в свою очередь равен 8759 руб.
Следует отметить, что большая часть полученных средств, тратиться пенсионерами на услуги ЖКХ и лекарственные средства, продукты первой необходимости, важные для их жизни.
Так как стоимость услуг ЖКХ в Оренбургской области постоянно растет, и пенсионеры в большинстве случаев не способны полностью оплатить данные услуги, стоимость которых в среднем составляет 4379 руб. (38.6 %) от полученной пенсии. Но они могут пользоваться субсидиями, которые получают в отделении социальной защиты, хотя не каждый пенсионер сможет собрать огромную стопку документов столь необходимых для регистрации каждый месяц. Все это говорит о том, что пенсионеры не могут себе позволить приобретать продукты первой необходимости, не говоря уже, о предметах роскоши.
В государстве и Оренбургской области недостаточно средств чтобы обеспечить высокий уровень жизни, такой малоимущей и незащищенной категории граждан.
Следует отметить, что жители Оренбургской области в 2017 году получили доход свыше 452 млн. руб. этот показатель по сравнению с прошлым годом вырос на 4,4 %, в свою очередь реальный доход увеличился всего на 1,3 %. Также по статистике, жители Оренбургской области на «накопительные» статьи расходов, такие как, сбережения во вкладах и ценных бумагах, изменения на счетах физических лиц-предпринимателей, изменение задолженности по кредитам, приобретение иностранной валюты, покупка жилья, скота и птицы тратят 9,1 % своих доходов, этот показатель упал по сравнению с прошлым годом на 2,1 %. В то же время как доходы оренбуржцев выросли на 1,3 % правительство принимает решение поднять услуги ЖКХ с 1 января 2018 г. на 4 %. Распоряжение правительства России об определении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги опубликован на официальном портале правовой информации. Документ подписан премьером Дмитрием Медведевым [3].
В 2014 г. область заключает соглашение. Суть его такова, минимальный размер оплаты труда состовлял 7800 руб. (напоминаю, что за услуги ЖКХ человек отдает 4379 руб. это 56 % от доходов) добавляют 15 % в следствии чего минимальная оплата труда составляет 8970 руб. РИА 56 от 20.12.17г сообщает, что бюджет Оренбургской области на 2018 год принят без учета «уральского коэффициента» [4].
По данным Росстата, пенсионеров в России и Оренбургской области год от года становится больше, чем молодого, работающего населения, часто занятого не официально. И исходя из этого, правительство в будущем будет вынуждено повысить пенсионный возраст. Но на данный момент, в нашей стране подобные меры невозможно принять по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения, и в случае попытки вывести их из теории в практику они найдут отрицательный отклик у пенсионеров, так же и у тех людей, которых выход на пенсию только ожидает. Во-вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В условиях российской экономики реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом социальных и экономических, и даже политических реформ. Но так как, реформы в России всегда носят неоднозначный характер со стороны поддержки и понимания их гражданами, то продвигаются достаточно медленно. На наш взгляд, предложенные изменения в ближайшей перспективе реализовать вряд ли удастся.
Подводя итоги можно сказать, что проблема пенсионного обеспеченья в России и Оренбургской области является одной из важных в современной экономике страны и следует более активно искать пути ее решения.
Литература:
- Жиронкин С. А./Непрерывное социальное благополучие в XXI веке / Жиронкин С. А., Кандикова О. В./ Теория и практика общественнго развития -2016 № 3.
- http://pensiology.ru/pensionnaya-reforma/straxovaya-i-nakopitelnaya-chast-pensii/
- http://ria56.ru/posts/368574621655541.htm
- https://56orb.ru/news/economy/23–11–2017/uralskiy-koeffitsient-na-zarplatu-planiruyut-otmenit-s-2018-goda
- Морозова М. П. Формирование логистических интегрированных распределительных центров сельскохозяйственной продукции. Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2017. Т. 79. № 2 (72). С. 366–371.
- Огородникова Е. П. Влияние акцизного налогообложения на рост цен. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 5–3 (45). С. 111–113.