Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (194) февраль 2018 г.

Дата публикации: 24.02.2018

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Шахмин Н. В. Образ России в XXI веке: постановка вопроса // Молодой ученый. — 2018. — №8. — С. 109-111. — URL https://moluch.ru/archive/194/48495/ (дата обращения: 19.04.2018).



В статье рассматривается образ России, воплощённый в форме цивилизационного проекта, проанализированы особенности его построения, вызовы и угрозы.

Ключевые слова: Россия, цивилизационный проект, миссия.

The article discusses the image of Russia, embodied in the form of a civilizational project, analyzes the features of its construction,challenges and threats.

Key words: Russia, civilizational project, mission.

Любая цивилизация, которая оставила значимый след в истории, чьим именем называют целую эпоху, обладала своим цивилизационным проектом, миссией, ролью, своеобразной Абсолютной Идеей. Полагаем, что и Россия не является исключением. «Крымская весна», военно-политическая победа в Сирии, центральная роль России в повестке мировой политики — всё это доказательства становления нового образа России, выражения её сущности как Heartland.

В основе зарождения нового проекта лежат свойства её национальной идеи, которые стали всё сильнее и сильнее резонировать с чаяниями народов мира. Во-первых, Россия — это своеобразная цитадель, что крайне не устраивает её конкурентов в лице коллективного Запада, что приводит к настоящей «войне смыслов» ментальных матриц противников. Во-вторых, Россия — центр и лидер евразийской цивилизации, особого мира, интегрирующего Восток и Запад. Евразийское пространство — экзистенциальная основа всего постсоветского пространства, поэтому следует согласиться со Львом Гумилёвым, утверждавшим, что Россия будет спасена только как евразийская держава [1]. В-третьих, крайне закономерен образ России как центра консолидации народов и государств, сохранения миропорядка и подлинных норм международного права, которые за сейчас изрядно дискредитированы, пресловутая «пробирка Колина Пауэлла» в ООН — самый яркий пример.

Также в настоящее время нет единого мнения относительно ряда параметров национальной идеи России, что в то же время является определённой дилеммой. Неясно соотношение государственной идеологии и национальной идеи, разграничения и синонимичности понятий «национальной» и «общенациональной» идеи, соотношения национальной идеи и идеологии. Выход из дилеммы представляется в признании, что формирование и утверждение национальной идеи связано с понятиями «политический успех», «историческая миссия» страны и народа, то есть должен быть сформулирован цивилизационный проект как платформа организации деятельности всего общества. В противном случае национальная идея останется идеологическим суррогатом, «вещью в себе».

У исторической России как бы она ни называлась был пример наиболее успешного построения подобного цивилизационного проекта в середине 30-х — середине 50-х годов XX века. Так, А. И. Фурсов выделил следующие опоры проекта [2]: во-первых, в обществе был сформирован модальный тип личности, поколение пассионариев, которое просуществовало до середины 80-х годов, во-вторых, геополитическое единство и монолитность коммунистического лагеря, которое прослеживалось до XX съезда КПСС, а затем начался раскол, чем и воспользовался в дальнейшем Запад, в-третьих, полное золотое обеспечение советского рубля, а также ведение всех внешнеторговых операций только за золотой рубль (до 1954), чем обозначался смертельный удар монетаризму Запада, что в течение 10–12 лет могло привести к его краху [3], в- четвёртых, умышленный отказ правящей элиты СССР в середине 80-х начале 90-х годов от своего цивилизационного проекта.

В этой связи единственной основой построения Россией нового цивилизационного проекта является евразийское пространство, поэтому представляется, что тезис Льва Гумилёва вполне актуален, но есть и препятствия на пути консолидации евразийских стран как со стороны США, так и со стороны Китая, правда в более незначительной степени. Так, США последовательно реализуют доктрину «Нового Шёлкового Пути», суть которой состоит как в претензии на контроль ключевых транспортных артерий центрально-азиатского и среднеазиатского регионов для дальнейшего сырьевого обеспечения «долларовой системы», так и влиянии на финансовые потоки элит стран Центральной и Средней Азии. Китай же реализует стратегию «Экономического Пояса Шёлкового Пути», которая выражается в мощной экономической экспансии, яркими её элементами является значительное строительство нефте- газо- авто- железнодорожно-транспортных магистралей, а также значительное кредитование экономик стран Центральной и Средней Азии, что неизбежно влечёт и влияние на принятие политических решений руководством соответствующих стран. Кроме того, крайне показательно единство народа и партии Китая перед реализацией общенациональных задач, что нашло своё отражение на съезде Компартии 18 октября 2017, где были поставлены задачи развития страны до 2050 года, а имя Си Дзиньпина даже было внесено в устав Компартии, что очень символично, во второй раз после «Великого Кормчего Мао».

Внутреннее измерение цивилизационного проекта России сталкивается с рядом вызовов и угроз. Во-первых, все внешнеэкономические сделки ведутся за доллар, а в ежегодном планировании бюджета есть пресловутое «бюджетное правило», суть которого состоит в покупке долговых облигаций США, что является последствием «реформ» 90-х годов [4, с.68]. Во-вторых, можно отметить колоссальное неравенство, подтачивающее рост пассионарности народа: если 45 миллионов населения страны занято вопросами выживания, а 75 процентов всех национальных активов принадлежит узкой прослойке лиц, что также является одним из последствий краха 90-х годов. То есть образ светлой улыбки Гагарина в сознании общества был заменен на звериный оскал олигарха Абрамовича…В-третьих, на уровне концептуализации не сформулирована долгосрочная стратегия развития страны, которая могла быть ориентиром всех сфер жизни общества. В этом отношении показателен вышеупомянутый пример Китая.

Таким образом, если Россия преодолеет все вызовы и угрозы, внутренние и внешние, сможет консолидировать евразийское пространство, то неумолимая логика истории будет способствовать реализации Россией её исторической миссии.

Литература:

  1. Лев Гумилёв: «Скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только как евразийская держава». Режим доступа: [Электронный ресурс]: http: // gumilev-center.su›“skazhu-vam-po…chto-esli…tolko. — (дата обращения 20. 02. 2018).
  2. Фурсов А. И. [Видео]: Большая система «СССР» на стыке русской и мировой истории. — Режим доступа: http: // аndreyfursov. ru. — 19 октября 2016. — (дата обращения 20.02.2018).
  3. Фурсов А. И. [Видео]: Тайна двух пленумов или 20 лет, разрушившие СССР. — Режим доступа: http: // аndreyfursov.ru.– 30 июня 2017. — (дата обращения 20.02.2018).
  4. Стариков Н. В. Национализация рубля — путь к свободе России. [Текст] / Н. В. Стариков. — СПб.: Питер, 2011. — 169 с.
Основные термины (генерируются автоматически): национальной идеи, цивилизационного проекта, 90-х годов, Режим доступа, дата обращения, дата обращения 20.02.2018, национальной идеи России, нового образа России, цивилизационного проекта России, центральная роль России, национальной идеи связано, евразийское пространство, соотношения национальной идеи, закономерен образ России, Средней Азии, Шёлкового Пути», развития страны, стран Центральной, 50-х годов xx, зарождения нового проекта.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос