Эргопедагогика детей раннего возраста в условиях дома ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (193) февраль 2018 г.

Дата публикации: 18.02.2018

Статья просмотрена: 504 раза

Библиографическое описание:

Сидельникова, Г. И. Эргопедагогика детей раннего возраста в условиях дома ребенка / Г. И. Сидельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48414/ (дата обращения: 01.12.2021).



В статье рассматривается эргопедагогика детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в доме ребенка. Раскрывается понятие эргопедагогики и ее отличие от эрготерапии. Проводится сравнительный анализ развития и адаптации к социальным и бытовым условиям детей, к которым применялись методы эргопедагогики с детьми, которые не имели педагогического и тренировочного воздействия.

Выявлена эффективность использования эргопедагогики с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата и с гемипарезами различной степени тяжести. Предлагается комплекс методик эргопедагогики культурно-ориентированной практики.

Ключевые слова: эргопедагогика, ранний возраст, восстановление, развитие, здоровьесбережение, типология эргопедагогики.

Понятие «эргопедагогика» произошло от термина «эрготерапия», которое пришло в современную медицинскую литературу от латинского слова «эргон», что переводится как занятие и труд, а терапия — лечение. Таким образом, основная суть данной методики — лечение путем работы над собой. В свою очередь, «эргопедагогика» обозначает воспитание и обучение через занятия игровой или учебной деятельностью. В условиях специализированного дома ребенка эргопедагогика является необходимым средством обучения детей с ограниченными возможностями здоровья навыкам самообслуживания, передвижения, игры и др.

В в эргопедагогике, как и в эрготерапии существует важное для реабилитационной деятельности понятие жизненного цикла. Это чередование активности и жизненного участия в зависимости от возраста. Это период от рождения и до конца жизни [2, с. 39].

Специалисту эргопедагогики необходимо учитывать изменения жизненного цикла, так как активность и игровая деятельность ребенка изменяется в каждом возрастном периоде, и подход к восстановлению активностей будет различаться. Например, в возрасте двух лет достижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья ограничиваются умением одеться, обуться, способностью к игровой деятельности с кубиками, пирамидками, куклами, машинками. А в возрасте трех лет, в период возрастного криза, который представляет собой «ломку» взаимоотношений между ребенком и взрослым, в игровой деятельности присутствует сюжетно-ролевая игра, игры конструкторы, игры предметные. Самой сложной в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра, т. к. требует развитого восприятия, интеллекта, речи. У детей с ограниченными возможностями здоровья эти новообразования не развиты на должном уровне. А так как развитие речи зависит от умения ползать, прыгать, бросать и ловить мяч, то является актуальным сенсомоторная коррекция. Сенсомоторная коррекция, как и эргопедагогика ставят целью компенсировать нарушения психического развития ребенка.

Согласно учениям А. Р. Лурия о сенсомоторной коррекции, психическая деятельность является сложной функциональной системой, реализация которой обеспечивается комплексом совместно работающих отделов головного мозга. Каждый отдел головного мозга вносит свой специфический вклад в ее обеспечение [1, с. 80].

Процесс формирования познавательных процессов в онтогенезе ребенка происходит в результате последовательного гетерохронного созревания мозговых структур и связей между ними. В результате формируются функциональные системы, являющиеся анатомической и физиологической основой психических функций. Отмечено, что для каждого этапа формирования познавательных процессов ребенка необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Опыт ученых, работающих в области эрготерапии, эргопедагогики и сенсомоторной коррекции детей с особыми образовательными потребностями, доказал адекватность и информативность такого подхода к данному контингенту (А. В. Семенович, Ж. М. Глозман) [3, с. 6].

Целью работы было исследование, направленное на выявление эффективности эргопедагогики детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Решались задачи эргопедагогики в условиях дома ребенка.

Испытуемые и методика исследования

В исследовании приняли участие 28 детей ГУЗ Воронежского областного специализированного дома ребенка в возрасте 2–3 лет. Из них 17 мальчиков и 11 девочек. Дети имели психиатрические и неврологические диагнозы (в соответствии с данными медицинской карты). Проводилось индивидуальное обследование каждого ребенка с помощью психологических методик. В диагностике учитывалось нейрофизиологическое развитие детей. После проведенного исследования применялись методы эргопедагогики.

Учитывалась деятельность детей в период от 1 до 3 лет. В этот период ребенок учится контролировать естественные процессы жизнедеятельности, учится самостоятельно есть ложкой, с помощью взрослого должен одеваться, раздеваться, с подсказкой собрать свои игрушки или вещи при подготовке ко сну. Гигиенические активности, какие как умывание, развиваются чаще как элемент игры. Ребенок учится рисовать, рассматривает книжки с картинками, слушает истории, смотрит мультфильмы. Во всех действиях появляются два важных компонента — выбор активности и выполнение активности, в зависимости от условий.

Учитывая это, с целью диагностики применялись методы наблюдения, констатирующего и формирующего эксперимента.

Упражнения на оптимизацию и определения тонуса (гипо- или гипертонус).

  1. «Холодно — жарко», «высоко — низко». Упражнение на попеременное напряжение и расслабление всего тела. Когда эргопедагог говорит «холодно», дети должны интенсивно двигаться, чтобы «согреться», а по команде «жарко» остановиться и замереть в позе, в какой застала их команда. При команде «высоко» должны стать на носочки и пытаться дотянуться до игрушки, которую держит педагог. А при команде «низко» присесть и двигаться в таком положении». При этом они должны до предела напрягать все тело. Подобные игры «Море волнуется…», «Улитки» и др. Развивается слуховое внимание, представления и воображение.
  2. «Колобки». Упражнение выполняется лежа на спине на специальных массажных ковриках. Дети обхватывает колени руками, и катаются на спине из стороны в сторону. Упражнение способствует преодолению у детей зажимов, мышечных дистоний, и патологической мышечной ригидности.
  3. Упражнения на формирование базовых сенсомоторных взаимодействий. «Реципрокная координация». Упражнение заключается в одновременном распрямленной ладони одной руки в кулак и разжимании другой руки из кулака в ладонь. На ладонь ребенка кладется шишка сосны, плод конского каштана, горох и др. Задача ребенка удержать природный материал. В данном случае, происходит диагностика и эрготерапия в сочетании с эргопедагогикой.
  4. «Жуки». Это упражнение включает взаимодействие рук и ног. По команде эргопедагога, дети ползают вперед, назад, к игрушке, от игрушки, вправо, влево и т. д. На завершающем этапе эрготерапии это упражнение выполняется в усложненном виде «жуки с перекрещенными лапками» (правая рука заходит за левую руку, а левая за правую руку).

Применялись другие методики и упражнения, однако их описание требует более глубокого анализа и описания. Мы обращаем внимание лишь на некоторые методики, которые используются в групповой (не более трех детей) и индивидуальной эргопедагогике.

По окончании первого этапа эргопедагогики, которая длилась с 1 октября 2016 года по 20 ноября 2017 года, был проведен мониторинговый срез на определение уровня развития и адаптированности детей, принявших участие в эксперименте. С этой целью были использованы методики: «Что далеко, что близко», «Картина из бобов» (выложить по нарисованному педагогом эскизу картину из бобов), «Лабиринт» (проползти по специально подготовленной дорожке с сюрпризами), «Золушка» (разобрать смешанные плоды фасоли и гороха), «Фигура из шишек сосны» (развитие и массаж мелкой мускулатуры пальцев рук), «Ручеек» (пространственная ориентация и тренировка вестибулярного аппарата), «Литотерапия» (работа с природными камнями).

Результаты и их обсуждение

Сравнительный анализ эффективности эргопедагогики детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

По каждому параметру мониторингового среза находился коэффициент успешности. Для этого полученный ребенком балл делился на максимальный балл, который мог быть заработан по данному упражнению.

Общая успешность выполнения варьировалась от 0 до 1, где 1 означает максимальную успешность при выполнении задания.

Данные исследования эффективности эргопедагогики детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья приведены в таблице.

Таблица 1

Методики эргопедагогики

До терапии

После терапии

«Что далеко, что близко»

0,15

0,41

«Картина из бобов»

0,26

0,39

«Лабиринт»

0,46

1,0

«Золушка»

0,54

1,0

«Фигура из шишек сосны»

0,55

0,59

«Ручеек»

0,32

0,48

«Литотерапия»

0,41

1,0

Таким образом, полученные данные мониторингового среза говорят о различиях в успешности выполнения заданий эргопедагогики. Эти данные позволяют сделать предположение о эффективности эргопедагогики детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Обнаруженное достоверное влияние эргопедагогики на развитие и реабилитацию детей с ОВЗ. Результаты эргопедагогики улучшались с частотой их использования. Результаты также улучшались и у детей с гемипарезами и ДЦП. Из данных таблицы видно, что по упражнениям «Лабиринт», «Золушка», «Литотерапия», «Фигура из шишек сосны», дети имеют высокие результаты. Причем, эти результаты увеличились на 05–19 единиц.

Также хорошие результаты по методикам «Что далеко, что близко». Хотя максимума достичь не удалось. «Картина из бобов» наименее успешно выполняется детьми. Возможно из-за недоразвития мелкой мускулатуры пальцев рук.

Заключение.

Проведенное исследование показало, что эргопедагогика компенсирует нарушения недоразвития детей. Использованные методы эргопедагогики помогают восстанавливать баланс между сенсорной и моторной сферой. Успешное развитие и рекреация являются результатом эргопедагогики. Выявлено и доказано, что после восстановления базовых функций возможно развитие познавательных процессов.

Полученные данные позволяют конкретизировать принцип гетерохромного созревания мозговых структур для возраста детей раннего возраста. Несмотря на то, что ранний возраст является важным для развития различных образований, обеспечивающих высшие психические функции, полученные результаты позволяют предположить, что в период возраста 2–3 года наиболее высокие темпы наблюдаются в развитии мелкой мускулатуры пальцев рук. Это также дает основание предположить, что у детей с ограниченными возможностями здоровья при использовании методов эргопедагогики можно добиться более высоких показателей в общем развитии, игровой деятельности, развитии эмоциональной сферы и познавательных процессов.

Литература:

  1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. [Текст] А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, -1973.
  2. Мальцева М. Н., Шмонин А. А. Эрготерапия в социальной и медицинской реабилитации. Непрерывное образование взрослых. // Материалы международного форума. Под ред. В. В. Беличенко, С. В. Кривых. СПб: ИННОВА, 2015; с. 331–9.
  3. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: [Текст] А. В. Семенович. // Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, ранний возраст, упражнение, игровая деятельность, мониторинговый срез, жизненный цикл, мелкая мускулатура пальцев рук, правая рука, сюжетно-ролевая игра.


Ключевые слова

развитие, восстановление, здоровьесбережение, ранний возраст, эргопедагогика, типология эргопедагогики

Похожие статьи

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст задания.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

Уже в раннем возрасте ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в

Для социально-личностного направления создается центр сюжетно-ролевых игр, центр ряженья, центр труда.

Игра — один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста.

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

ребенок, игра, игровая деятельность, таблица, игрушка, игровая терапия, рука, действие, мелкая моторика, игровая ситуация.

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

сюжетно-ролевая игра, ребенок, игра, творческий характер, игровая деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, отличительная особенность, реальная жизнь, сюжетная игра.

Похожие статьи

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст задания.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

Уже в раннем возрасте ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в

Для социально-личностного направления создается центр сюжетно-ролевых игр, центр ряженья, центр труда.

Игра — один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста.

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

ребенок, игра, игровая деятельность, таблица, игрушка, игровая терапия, рука, действие, мелкая моторика, игровая ситуация.

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

сюжетно-ролевая игра, ребенок, игра, творческий характер, игровая деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, отличительная особенность, реальная жизнь, сюжетная игра.

Задать вопрос