В первое десятилетие XXI века стремительно возросла роль развивающихся стран в мировой экономике, а их взаимодействие между собой стало новым и важным вектором глобализации. В современном мире данный феномен повлек за собой необходимость для всех стран укреплять внешнеэкономические связи. Россия не стала исключением. На сегодняшний день, несмотря на сложившуюся ситуацию в 2014 году, тесное сотрудничество Европейского Союза и Российской Федерации все же продолжается [4]. Торгово-экономические отношения, связанные, например, с экспортом российской нефти на рынки ЕС, до сих пор оцениваются как стабильные.
Рис. 1. Экспорт сырой российской нефти в страны ЕС 2013–2015 гг., млн т.
Однако ориентированная лишь на западные страны российская внешнеэкономическая политика в условиях антироссийских санкций сменилась большей заинтересованностью в сотрудничестве с восточными и развивающимися странами. Так, например, в 2015 году доля российского экспорта нефти в Китай составила более 13 % всего российского экспорта, а торговый оборот с Китаем — 34,4 % [3]. Долгое время ведутся переговоры с поставкой энергоресурсов в Индию и в целом увеличивается заинтересованность в сотрудничестве со странами БРИКС во всех направлениях. Так на какой же регион направлен вектор современной внешнеэкономической политики России? Запад или Восток?
Начиная с 1997 года Соглашение о партнерстве и сотрудничестве стало базисом для регулирования политического и экономического взаимодействия между Российской Федерацией и Европейским Союзом. Ключевой целью ставилось гармоничное развитие экономических отношений между Россией и странами ЕС. Двустороннее партнерство должно было осуществляться согласно правилам ВТО.
В начале XX века Евросоюз являлся ключевым рынком товаров и услуг, а также основным источником иностранных инвестиций. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2008 году доля ЕС во внешнеторговом обороте России составила почти 50 % [2]. Присоединение России к ВТО в 2012 также укрепило ориентированность на Запад: членство в ВТО привело к снижению российских импортных пошлин, улучшению инвестиционных условий и конкуренции на российском рынке.
Начало XX века характеризуется внешнеэкономической ориентированностью на Запад. Ключом к пониманию важности сотрудничества с ЕС в тот период является сырьевой экспорт. В Евросоюз поставлялось более 60 % экспорта российской нефти и более 65 % газа. В то же время данная сфера порождала существенные разногласия. Европарламент и Еврокомиссия содействовали созданию комитетов, ориентированных на сдерживание российских компаний путем законодательных и административных актов. Примером служит энергетический пакет, введенный в 2011 году с целью либерализации рынка и ограничения контроля “Газпрома” над поставками газа.
К 2013 году ситуация ухудшилась: сотрудничество России и ЕС замедлилось в связи с ослаблением российской экономики. Обострение политической ситуации и санкции 2014 года в связи с присоединением Крыма, а также конфликты на востоке Украины привели к резкому сокращению торговли в ряде отраслей промышленности. В 2015 году в результате санкционной политики значительно уменьшился экспорт сельскохозяйственной продукции из Евросоюза в Россию. Баланс товарооборота между ЕС и Россией в различных отраслях также снизился.
Рис. 2. Товарооборот России и ЕС с 2011 по 2015 год.
Так, например, снижение цен на нефть спровоцировало снижение валютной выручки от экспорта углеводородов в Евросоюз. Из-за этого частично пострадало сотрудничество в химической промышленности и машиностроении.
Сокращение экономического оборота между ЕС и Россией в большей степени обусловлено ухудшением политического климата, нежели спадом мировой экономики и цен на нефть. В количественном и качественном отношении экономика России в санкционный период пострадала сильнее, чем экономика Евросоюза. Все эти факторы негативно сказались на дальнейшем ориентире России на Запад.
Кризис в отношениях России и Запада сделал актуальным поиск нового стратегического партнера в экономической и политической сферах [1]. Ориентированность на установление тесных отношений с Китаем в сложившихся обстоятельствах возникла не случайно. Стратегическое партнерство двух стран было установлено 20 лет назад и характеризуется заинтересованностью обеих сторон поддерживать стабильность их отношений. Украинский кризис 2014 года дал мощный толчок не только для углубления политических отношений России и Китая, но и для переориентации российской экономики на Восток.
За последние несколько лет Китай стал одним из крупнейших инвесторов в российскую экономику [3] и вторым по величине торговым партнером России после Евросоюза. Китай является главным покупателем угля и промышленных металлов, а также получает из России более 500 тысяч баррелей нефти ежедневно [6]. Такому результату способствуют многие неэкономические факторы: заинтересованность в сотрудничестве обеих стран во всех направлениях, совместные военные учения, регулярные визиты глав государств и постоянные переговоры по важным международным вопросам. Несмотря на то, что военно-политический фундамент отношений России и Китая на сегодняшний день более прочный, экономические отношения также постепенно укрепляются.
Важным событием в сотрудничестве России и Китая станет проект «Нового шелкового пути». Во-первых, совместные крупномасштабные проекты являются гарантом партнерства в долгосрочной перспективе, а во-вторых, присутствие России в данном проекте даст ей возможность стать главным связующим звеном Востока и Запада.
Китай является одним из важнейших партнеров для России в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии, но не единственным. Россия заинтересована в экспорте во Вьетнам, Японию, Корею и Индию. Однако, несмотря на падение экспорта России в Индию и увеличению импорта, страны на протяжении долгих лет активно сотрудничают в сфере атомной энергетики, фармацевтики и нефтегазовой отрасли. На данный момент индийская сторона заинтересована в совместной модернизации горной и металлургической промышленности Индии. В 2017 году планируется запуск URALMASHSRB Service India (сервисный центр), который будет обслуживать горнодобывающие предприятия в Индии.
В стороне не остались и страны Ближнего Востока. Начиная с 2008 года главы государств Йемена, Египта, Иордании, Палестины и Сирии вели переговоры с российской стороной об инвестировании в нефтедобывающую промышленность, развитии военного и экономического сотрудничества. Однако массовые протесты против политического режима, правящих элит и массовые беспорядки в этих странах не позволяют и по сей день реализовать сотрудничество в полной мере [5].
В заключение стоит отметить, что внешнеполитический курс России учитывает такие факторы как многополярность мира и процессы глобализации. Таким образом, несмотря на одинаково выгодное географическое положение России к Востоку и Западу, на сегодняшний день можно говорить об ориентированности российской внешнеэкономической политики на Восток. За последние два года кооперация стран Востока с Россией демонстрирует в основном лишь положительную динамику. В первую очередь это связано с осложнением политической ситуации в мире и разногласиями по многим вопросам со странами Запада и, как следствие, поиском новых векторов международного экономического партнерства. Однако это не привело к кардинальным изменениям в отношениях России и Евросоюза. Скорее всего в ближайшем будущем стоит ожидать большего сближения России с восточными странами, а в отношениях с Западом — постепенного сокращения традиционных путей экономического сотрудничества между Евросоюзом и Россией, а также появления новых методов и взаимовыгодных направлений сотрудничества между ними.
Литература:
- Имяреков С. М., Лохтина Л. М. Современная внешнеэкономическая политика России // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1.
- Каневский П. Экономические отношения России и ЕС: в поисках общего видения // Российский совет по международным делам/ URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1780#top-content (дата обращения: 15.12.2016)
- Цзя Юаньси. Э мэй: Эчжун маоиэ цзян рэн яньцзюнь (Российские СМИ: объем русско-китайского товарооборота продолжает снижаться) 贾元熙。 俄媒:2015俄中贸易额降34.4 % 2016仍严峻URL: http://www.cankaoxiaoxi.com/finance/20160115/1054087.shtml (дата обращения: 15.12.2016)
- European Commission about EU trade with Russia [Электронный ресурс] URL:http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/russia/ (дата обращения: 15.12.2016)
- Makortoff K. Russia's 'pivot east' has more political substance than economic // http://www.cnbc.com/ [Электронный ресурс] URL: http://www.cnbc.com/2016/07/27/china-trade-relations-russias-pivot-east-has-more-political-substance-than-economic.html (дата обращения: 16.12.2016)
- Zhang Yu. China-Russia oil pipeline fuels trade // ChinaDaily [Электронный ресурс] URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2016–08/19/content_26530568.htm (дата обращения: 17.12.2016)