Влияние рынка труда на формирование заработной платы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (193) февраль 2018 г.

Дата публикации: 20.02.2018

Статья просмотрена: 1780 раз

Библиографическое описание:

Моздор, С. В. Влияние рынка труда на формирование заработной платы / С. В. Моздор. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48317/ (дата обращения: 16.11.2024).



Труд является основой жизнедеятельности и развития общества. В самой сущности человека изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования. Столь же необходимым является труд и с точки зрения его роли в обществе, имея в виду труд работников и коллективов как товаропроизводителей.

Рынок труда — это система отношений по поводу условий купли-продажи рабочей силы. [1, 3] Рынок рабочей силы включает отношения между нанимателями и наемными работниками. В условиях рыночных отношений человек как субъект труда может реализовать свой трудовой потенциал, свои способности к труду двояким образом: когда выступает как самостоятельный товаропроизводитель, реализующий произведенную продукцию на рынке, или же, как наемный работник, который предлагает свои услуги товаропроизводителю. Во втором случае происходит обмен по принципу: квалификация и рабочее время наемного работника — за заработную плату и прибыль от результатов деятельности.

На рынке труда определяется стоимость рабочей силы, условия ее найма, [2, 4] в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т. д.

Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т. е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест (ввод новых и выбытие старых). [5] Он включает следующие элементы: открытый рынок труда, состоящий из экономически активного населения, которое ищет работу, нуждается в подготовке и переподготовке. Сюда же входят все вакантные рабочие места во всех секторах экономики; скрытый рынок труда — лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или изменением его структуры могут быть высвобождены.

Использование данных материалов позволяет выявить емкость как официального рынка труда, охваченного посреднической деятельностью Государственной службы занятости, так и его неофициальной части, а также проследить динамику показателей спроса и предложения на открытом рынке труда в целом, в рамках его официальной и неконтролируемой частей, оценить их соотношение.

К основным элементам рынка труда относятся: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктура рынка; службы занятости населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты и др.

Работодатель — наниматель, который может быть представлен по-разному в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. [6,7] Это могут быть государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т. п.

Наемные работники — свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств — ответственности, исполнительности, дисциплинированности, обязательности, предприимчивости и др.

Важным условием реального функционирования рынка труда является адекватное поведение на нем всех участников трудовых отношений: государства, работодателей и наемных работников.

Отношения на рынке труда складываются из трех основных компонентов: отношений между наемными работниками и работодателями; отношений между субъектами рынка труда, представителями общественных объединений (профсоюзы, ассоциации работодателей) и службы занятости; отношений между субъектами рынка труда и государством.

Функционирование рынка труда предполагает высокую степень свободы перераспределения рабочей силы между сферами приложения труда, отраслями народного хозяйства, предприятиями, организациями, фирмами. Это означает, что вслед за свободным переливом капитала, сопровождающимся сокращением и ликвидацией старых рабочих мест и созданием новых, происходят изменения в размещении производительных сил.

Основные функции рынка труда: организация «встречи» работодателей и наемных работников; обеспечение конкуренции на рынке труда, как между работодателями, так и между наемными работниками: установление равновесных ставок заработной платы; содействие решению вопросов занятости населения; осуществление социальной поддержки безработных.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением различают три типа конъюнктуры рынка труда: трудодефицитная, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда; трудоизбыточная, когда на рынке труда имеется большое число безработных и соответственно избыток предложения труда; равновесная, при которой спрос на труд соответствует его предложению. [8]

Функции рынка труда предусмотрены рисунком 1.

Рис. 1. Функции рынка труда

Для полноценного функционирования рынка труда требуется развитая инфраструктура. Ее составляют государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки, переподготовки работников, а также процессы защиты прав работодателя и наемных работников на рынке труда [5,6].

Под сегментацией рынка труда обычно понимают его разбивку на отдельные группы — сегменты — на основе различий в нуждах, характеристиках или поведении работников. При этом происходит разбивка предложения рабочей силы и спроса на нее на группы, объединяющие людей, которые одинаково реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости. Выделение отличительных черт и свойств на рынке у групп продавцов (наемных работников) и групп покупателей (работодателей) способствует оптимизации контактов между ними, т. е. трудоустройству на взаимовыгодной основе.

Объектами сегментации на рынке труда выступают работодатели и наемные работники. Сегментация рынка с позиций работодателя позволяет оценить их потребности и наилучшим образом к ним адаптироваться. Когда объектом сегментации выступают наемные работники, то формируется представление о тех группах, которые характеризуют их совокупность по количественным и качественным показателям.

С позиций качества рабочих мест рынок труда можно представить в виде двух основных сегментов: первичный рынок (квалифицированные рабочие места) и вторичный рынок (неквалифицированные рабочие места).

Первичный рынок труда — рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, а также возможность профессионального продвижения, профессиональные технологии, система управления и т. п. В данном сегменте сосредоточены рабочие места, требующие квалификационной подготовки не ниже определенного уровня — высшего или среднего специального образования. Эти рабочие места занимают административно-управленческие и инженерно- технические работники, рабочие высокой квалификации.

Вторичному рынку труда свойственны большая текучесть кадров и не стабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие профессионального продвижения, роста квалификации [1,3,8].

Причинами разделения рынка труда на сегменты являются различия в уровнях экономической эффективности производства; социальной эффективности труда и производства.

Сегментация рынка труда предусматривает также его деление на внутренний и внешний рынки. Внутренний рынок труда — это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначены цены рабочей силы и размещение последней определяется административными правилами и процедурами.

Данный рынок характеризуется наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри него, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест.

Внутренний рынок труда обеспечивает уже занятым в производстве работникам определенную степень защиты от прямой конкуренции на внешнем рынке труда. Однако на внутреннем рынке труда проявляется присущая ему конкуренция в должностном продвижении, получении более выгодных работ, занятии освободившихся вакансий.

Внешний рынок труда — система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам предложения труда и их движение между предприятиями. Внешний: рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров.

Таким образом, сегментация рынка труда позволяет проанализировать факторы, влияющие на мобильность рабочей силы на рынке труда, определить его перспективы. Анализ проводится по разным критериям и признакам. К ним относятся: демографические характеристики; географическое положение; [3,8] социально-экономические характеристики рабочей силы на рынке труда; экономические показатели, отражающие финансовое состояние, формы собственности, а также показатели, характеризующие материальную обеспеченность наемных работников, такие как психофизиологические качества работника, его принадлежность к определенному слою общества, поведенческие характеристики работника с точки зрения мотивации занятости, как основополагающие факторы.

Литература:

1. Адамчук В. В. и др. Экономика труда. М.: Финстатинформ. 2016.

2. Генкин Б. М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях. М.: НОРМА. 2017.

3. Зоткина Н. С. Концептуальные и методические основы формирования системы управления трудом строительного предприятия. СПб.: Изд. СПбГУЭФ. 2015.

4. Мазманова Б. Г. Управление оплатой труда. М.: Финансы и статистика. 2016.

5. Организация и регулирование оплаты труда / под ред. М. Е. Сорокиной. М.: Вузовский учебник. 2015.

6. Экономика труда (социально-трудовые отношения) / под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: Экзамен. 2016.

7. Яковлев Р. А. Оплата труда в организации. М.: МЦФЭР. 2017.

8. URL: http://www.hr-portal.ru/article/chto- takoespravedlivaya-zarplata %C2 %BB дата обращения (14.09.2017г.)

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, рабочая сила, заработная плата, работник, внутренний рынок труда, отношение, работодатель, сегментация рынка труда, субъект рынка труда, наемный работник.


Задать вопрос