Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (192) февраль 2018 г.

Дата публикации: 13.02.2018

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Криволесова Т. А. Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 152-154. — URL https://moluch.ru/archive/192/48319/ (дата обращения: 19.08.2018).



В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, проанализированы подходы к определению социально-психологического тренинга. Основная цель СПТ сформулирована как повышение компетентности в сфере общения. Показано использование базовых методов СПТ: групповой дискуссии, ролевой игры, психогимнастические упражнений. В заключении указывается на эффективность использования СПТ в приобретении опыта поведения студентов в ситуациях типичных для профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: психологическая теория учения, социально-психологический тренинг, активные методы обучения, групповая дискуссия, ролевые игры, тренинговые упражнения, компетентность в общении.

Традиционный академический стиль преподавания наук в ПОУ и соответствующее ему академическое знание студентов не вполне отвечают современным запросам практики на «психологическую технологию» обучения. Основа психологической теории учения — это активная познавательная деятельность самого обучаемого. В. Я. Ляудис справедливо критикует «тот большой разрыв, который существует на сегодняшний день между степенью обоснованности и использования активных методов в преподавании самой психологии и этими ее положениями, которые в полной мере реализуются лишь в научных исследованиях психологов, но не в преподавании. Студенты все еще осваивают психологическое знание в таких учебных ситуациях, принципы организации которых очень далеки от принципов, провозглашаемых самой психологией и составляющих научный фундамент активных методов обучения» [4.].

На наш взгляд решению этой проблемы может способствовать использование такого интерактивного метода обучения как социально-психологический тренинг (СПТ). Относительная новизна тренинга объясняется, тем, что долгое время он не считался методом массового обучения студентов. В педагогическом колледже тренинг может стать одним из видов практических занятий при обучении психологии.

СПТ в узком смысле — это групповые формы психологической работы с целью повышения компетентности в общении. СПТ в широком смысле — это групповые формы психологической работы с целью повышения компетентности в общении и развития личностного потенциала (личностного роста) [5].

В литературе встречаются различные определения СПТ. Емельянов Ю. Н. определяет СПТ как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности [1]. В работах Л. А. Петровской тренинг- это форма психологического воздействия в процессе интенсивного обучения в групповом контексте [7]. Жуков Ю. И., Петровская Л. А., Растенников П. В. определяют СПТ как область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью повышения компетентности в общении. Компетентность в общении — это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми» [2].

Итак, на основании названных определений обозначим, что основная цель СПТ — повышение компетентности в сфере общения. [3].

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов: групповую дискуссию, игровые методы, психогимнастические упражнения.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки студентов в процессе непосредственного общения. Например, обсуждение таких вопросов, как эффективность психолого-педагогических методов воздействия учителя на учащихся, влияние личности педагога на выбор стиля педагогического общения, эффективность прямых и косвенных методов погашения конфликтов между учащимися и др.

Ролевые игры являются основным игровым методом, используемым в СПТ. Простейшей формой ролевой игры на занятии может стать обращение к студенту представить себя или другое лицо (родителя, учителя, школьника) в конкретной педагогической ситуации, вести себя соответственно тому, как они ожидали бы от этого человека. При этом:

– описывается предыстория конкретной проблемы или сложившихся условий (К учителю начальных классов пришли 3 возмущенных родителей и сообщили, что группа учащихся старших классов часто встречает малышей у школы и отбирает у них мобильные телефоны);

– дается характеристика людей, включенных в ситуацию (учитель- молодой начинающий педагог, не реагирующий на жалобы детей. Родители- молодые современные люди, заинтересованные воспитанием своих детей, активно посещающие родительские собрания и занятые работой);

– участникам игры предлагается смоделировать поведение учителя и родителей в данной ситуации.

Виды ролевых игр тоже могут быть разными: разогревающими, с конфликтным содержанием, игры на выявление скрытого мотива поведения. Ролевую игру можно использовать на разных уровнях: обучать студентов простым коммуникативным навыкам (умение слушать и слышать другого, умение вести диалог, дискуссию, сдерживать свои эмоции, убедить другого человека и т. п.); продемонстрировать, как люди общаются между собой, и каким образом происходит стереотипизация восприятия окружающих людей; исследовать с помощью игры глубинные личностные блоки и эмоции.

В ролевой игре важен не только процесс проигрывания, но очень важно проведение обсуждения игры. Обсуждение проводят как наблюдатели (какие проявились индивидуально-психологические особенности участников; каково соотношение невербальных и вербальных средств общения, было ли между ними рассогласование; какие ролевые позиции характерны для участников общения; какие приемы использовали участники для установления контакта; какие эго-состояния преимущественно проявлялись в общении; можно ли говорить о наличие скрытых мотивов и целей у собеседников; кто из участников достиг своей цели и что этому способствовало) так и участники (какие чувства вы испытывали при общении с партнером;

какие цели вы ставили перед собой вступая в общение, удалось ли вам достичь их; почему вы выбрали такой стиль или способ поведения; можете ли вы назвать приемы с помощью которых вам удалось установить контакт; какую цель, по твоему мнению, ставил перед собой партнер; чем он располагал и чем отталкивал).

Отдельные тренинговые упражнения и игры можно использовать на практических семинарах и лекционных занятиях, отведя на это 10 -15 минут. На основе собственного опыта мы согласны с мнением многих исследователей, чтоиспользование игровых методов в тренинге чрезвычайно продуктивно по следующим причинам.

  1. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты».
  2. Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.
  3. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения: закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения [5].

В конце каждого тренинга можно провести социометрию, дать домашнее задание, предложить вести дневник. Для достижения наибольшей эффективности занятия проводятся с группой, не превышающей 15 человек, объединяющей студентов с различного рода трудностями в общении. Продолжительность каждого из практических занятий-1,5 часа.

Обобщая сказанное, следует отметить, что СПТ в преподавании психологии — это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных навыков, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми.

СПТ способствует не только быстрому приобретению знаний, прежде всего, активно формируется способность и готовность человека быстро без стресса изменять своё поведение в сложной новой обстановке. Навыки, приобретенные в тренинге, сохраняются и проявляются более эффективно. В очень короткий срок можно получить опыт поведения студентов в ситуациях типичных для профессиональной педагогической деятельности.

Литература:

  1. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ,1985. — 167 с.
  2. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растенников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 104 с.
  3. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие.– Л.: Изд-во ЛГУ,1989. — 55 с.
  4. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. — М.,1989. — 77 с.
  5. Мельник С. Н. Теоретические и методические основы социально- психологического тренинга.- Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004.
  6. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. –М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  7. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра, общение, цель повышения компетентности, широкий смысл, самая психология, психологическая работа, профессиональная педагогическая деятельность, психологическая теория учения.


Похожие статьи

Тренинг как метод активного социально-психологического...

Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы.

Формирование профессиональных компетенций преподавателя...

Занятия по социально-психологическому тренингу способствуют повышению эффективности педагогического общения и у большинства преподавателей положительно сказываются на общих коммуникативных способностях.

Социально-психологический тренинг как форма интерактивного...

- работа в малых группах; - дискуссия; - обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)

1. Субъект-субъект — социально-психологический тренинг в его различных модификациях. 2. Субъект-объект — интеллектуальный тренинг, целью...

Тренинг формирования рефлексивной культуры педагогов как...

Социально-психологический тренинг как эффективный метод развития профессионального самосознания студентов.

Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума.

Развитие коммуникативных навыков у подростков | Молодой ученый

Кроме работы с коммуникативными задачами, можно предложить социально-психологический тренинг.

Групповая дискуссия повышает мотивацию, и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.

Психологический тренинг как одно из средств формирования...

тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков

Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика.

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные...»

Психологические возможности улучшения общения М.: Прогресс, 2010. 6. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород: Ай Кьо, 2011. 7. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.

Роль социально-психологической компетентности...

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, структурное содержание социально-психологической компетентности, специалисты клиентских служб. Деятельность в сфере пенсионного обеспечения характеризуется многофункциональностью, многомерностью...

Психолого-педагогические условия формирования...

Основными путями повышения психолого-педагогической компетентности в процессе прохождения бакалаврами педагогической практики являются аналитическая работа профессиональной педагогической деятельности...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Тренинг как метод активного социально-психологического...

Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы.

Формирование профессиональных компетенций преподавателя...

Занятия по социально-психологическому тренингу способствуют повышению эффективности педагогического общения и у большинства преподавателей положительно сказываются на общих коммуникативных способностях.

Социально-психологический тренинг как форма интерактивного...

- работа в малых группах; - дискуссия; - обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)

1. Субъект-субъект — социально-психологический тренинг в его различных модификациях. 2. Субъект-объект — интеллектуальный тренинг, целью...

Тренинг формирования рефлексивной культуры педагогов как...

Социально-психологический тренинг как эффективный метод развития профессионального самосознания студентов.

Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума.

Развитие коммуникативных навыков у подростков | Молодой ученый

Кроме работы с коммуникативными задачами, можно предложить социально-психологический тренинг.

Групповая дискуссия повышает мотивацию, и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.

Психологический тренинг как одно из средств формирования...

тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков

Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика.

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные...»

Психологические возможности улучшения общения М.: Прогресс, 2010. 6. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород: Ай Кьо, 2011. 7. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.

Роль социально-психологической компетентности...

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, структурное содержание социально-психологической компетентности, специалисты клиентских служб. Деятельность в сфере пенсионного обеспечения характеризуется многофункциональностью, многомерностью...

Психолого-педагогические условия формирования...

Основными путями повышения психолого-педагогической компетентности в процессе прохождения бакалаврами педагогической практики являются аналитическая работа профессиональной педагогической деятельности...

Задать вопрос