О применении доктрины политического вопроса при рассмотрении судами США деликтных исков против частных военных и охранных компаний и их сотрудников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №6 (192) февраль 2018 г.

Дата публикации: 08.02.2018

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Королькова Е. Е. О применении доктрины политического вопроса при рассмотрении судами США деликтных исков против частных военных и охранных компаний и их сотрудников // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 125-128. — URL https://moluch.ru/archive/192/48267/ (дата обращения: 19.04.2019).



Многочисленные правонарушения, совершенные американскими частными военными и охранными компаниями и их сотрудниками, участвующими в вооруженных конфликтах по контрактам с федеральными агентствами США, стали причиной обращения потерпевших за судебной защитой. Федеральное законодательство США позволяет предъявлять исковые требования как к служащим правительства, так и частным лицам, действующим от имени государства. ЧВОК и их сотрудники могут быть привлечены к ответственности на основании Закона об иностранных деликтных исках и Федерального закона о деликтных исках. В статье анализируется судебная практика по таким делам. Автором делается вывод о неоднозначности позиции Верховного суда США при рассмотрении деликтных исков в отношении ЧВОК, злоупотреблением при применении доктрины политического вопроса при оценке их деятельности в вооруженных конфликтах. Это обстоятельство не позволяет потерпевшим восстановить нарушенные права, и приводит к безнаказанности ЧВОК за совершенные правонарушения.

Ключевые слова: деликтная ответственность, частные военные и охранные компании, доктрина политического вопроса, США

Частные военные и охранные компании в США и их сотрудники могут быть привлечены к юридической ответственности в соответствии с Законом об иностранных деликтных исках (Alien Tort Claims Act) [1]. Окружные суды США вправе рассматривать гражданские иски иностранных граждан о нарушениях международного права или договоров, участниками которых являются США. Благодаря данному закону иностранные граждане могут добиться правовой защиты в американских судах в связи с нарушением их прав, совершенным за пределами США.

Кроме того, истцы, чьи права нарушены ЧВОК и их сотрудниками, вправе обратиться за защитой в федеральные суды США в соответствии с Федеральным законом о деликтных исках (Federal Tort Claims Act) [2]. Федеральный закон позволяет предъявлять исковые требования к США за нарушения прав «служащим правительства» (employee of the government), действующим от имени США. К таковым закон относит: «должностных лиц или работников любого федерального агентства, военнослужащих США, членов Национальной гвардии, обучающихся или выполняющих должностные обязанности, а также лиц, действующих официально от имени федерального агентства, временно или постоянно находящихся на службе США; должностных лиц или работников ведомств федеральных публичных защитников, за исключением случаев, когда такие лица выполняют профессиональные услуги представительства» [3].

Судебная практика по деликтным искам в отношении ЧВОК и их сотрудников сложилась неоднозначная [4]. Суд может не рассматривать иск по существу, применив доктрину политического вопроса. Согласно этой доктрине суды США рассматривают только правовые споры, не вмешиваясь в разрешение политических вопросов. Деятельность сотрудников ЧВОК в вооруженных конфликтах схожа с военной деятельностью, что позволяет стороне защиты апеллировать к вопросам внешней политики США, чтобы уйти от ответственности за совершенные правонарушения.

Доктрина политического вопроса формировалась на протяжении длительного времени в целях обеспечения гарантии эффективного функционирования «системы сдержек и противовесов» в США между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Впервые критерии ее применения сформулировал судья Верховного Суда США Уильям Дж. Бреннан в 1962 г. в деле о демаркации избирательного округа в штате Теннесси «Baker v. Carr» [5]. Он определил шесть критериев, в случае установления которых исковые требования не могут быть предметом судебного рассмотрения: а) конституционное соглашение по вопросу координации политического управления; б) отсутствие открытых судебных стандартов для их разрешения; в) невозможность принятия решения без предварительного определения ясной политической тактики, понятной несудебному усмотрению; г) невозможность для суда принять независимую резолюцию, не проявив тем самым неуважение к разделению ветвей власти; д) нестандартная необходимость в несомненной поддержке принятому политическому решению; е) затруднение вследствие противоречивых официальных заявлений различных ведомств по одному вопросу [6].

Формулировки вышеперечисленных критериев неоднократно подвергались критике как в академических кругах, так и при рассмотрении дел судами. Например, в деле о выборах Президента США в 2000 г. «Bush v. Gore» [7] и о незаконности помещения гражданина Алжира по обвинению в шпионаже в тюрьму Гуантанамо Бэй и выдаче постановления habeas corpus «Boumediene v. Bush» [8] суд отказался применять доктрину политического вопроса, обосновав свою позицию тем, что отсутствие открытых судебных стандартов (правовой вакуум) требует разрешения судом вопросов права по существу.

Рассматривая спор в деле «McMahon v. Presidential Airways», суд подверг критике решение по «Bush v. Gore», акцентировав внимание на том, что спор не являлся правовым, но тем не менее суд принял решение в пользу Дж. Буша по пересчету голосов избирателей в его пользу. Что касается дела «McMahon v. Presidential Airways», то судом отклонена позиция стороны защиты о том, что координация деятельности сотрудников ЧВОК при исполнении контракта относится к компетенции Главнокомандующего Вооруженными Силами США и не подлежит правовой оценке. Согласно фабуле дела сотрудники ЧВОК были наняты Министерством обороны США для транспортировки военнослужащих по территории Афганистана. В результате небрежности, проявленной пилотом при выполнении контракта, трое военнослужащих погибли в авиакатастрофе. Учитывая ошибку пилотирования, суд отказался признавать наличие политического контекста, т. к. исследование вопросов, касающихся военной деятельности, не требовалось, и разрешил дело по существу [9].

Окружной суд округа Колумбии отклонил применение доктрины политического вопроса по искам граждан Ирака, подвергшихся пыткам со стороны сотрудников ЧВОК во время содержания в тюрьме Абу-Грейб. По Закону об иностранных деликтных исках потерпевшие обратились с исками в отношении компаний «Titan» и «CACI», занимавшихся переводами с иностранных языков и допросами заключенных по контрактам с федеральными агентствами США. Позиция защиты сводилась к тому, что указанный закон не применяется в отношении частных лиц, а само дело затрагивает разрешение политического вопроса. Суд отклонил позицию защиты, указав, что причинение вреда частными подрядчиками не влечет рассмотрение судом вопросов внешней политики или использования военной силы [10].

В 2015 г. Четвертый Окружной суд США, рассматривая дело о пытках заключенных в иракской тюрьме «Al Shimari v. CACI Premier Technology», принял решение о том, что доктрина политического вопроса препятствует рассмотрению иска по существу, т. к. проводившиеся в зоне вооруженного конфликта допросы заключенных контролировались военнослужащими, и его разрешение потребует пересмотра военно-политических решений [11]. Апелляционный суд отменил указанное решение, мотивируя тем, что суды должны рассматривать дела, связанные с неправомерным поведением независимо от того, осуществлялся ли контроль со стороны военнослужащих: «даже в полномочия Президента США не входит признание пыток законными» [12].

Сами сотрудники ЧВОК неоднократно становились истцами, обращаясь за защитой прав, нарушенных руководством компаний в связи с оказанием услуг в зоне вооруженного конфликта, сопряженным со смертельным риском для жизни. В 2004 г. сотрудники ЧВОК «Kellogg, Brown & Root», оказывая логистическую поддержку вооруженным силам США в Ираке, подверглись нападению со стороны повстанцев. Некоторые из сотрудников компании были убиты, остальным причинены тяжкие телесные увечья. В связи с этим был подан иск в отношении «Kellogg, Brown & Root». Истцы заявили, что руководство компании несет непосредственную ответственность за нападение, т. к. проявило небрежность, допустив конвой в зону смертельного риска. Кроме того, компания при заключении с сотрудниками контракта не уведомила их о возможных рисках, связанных с работой в зоне вооруженного конфликта [13]. Суд отклонил иск, применив доктрину политического вопроса, обосновав тем, что обстоятельства случившегося инцидента напрямую связаны с военной деятельностью. В аналогичном деле «Harris v. Kellogg, Brown & Root Servs., Inc». суд постановил, что существенное значение для применения доктрины политического вопроса имеет факт наличия военной операции [14].

Более подробно применение доктрины политического вопроса по таким категориям дел обосновал суд в деле «Lane v. Halliburton» [15]. Сотрудники ЧВОК были наняты по контракту с Министерством обороны США для участия в вооруженном конфликте в Ираке. В соответствии с условиями контракта они должны были обеспечивать вооруженную охрану объектов и физических лиц. При сопровождении груза с топливом подрядчики подверглись нападению со стороны вооруженных повстанцев. В исковых требованиях потерпевшие настаивали на том, что при направлении их в Ирак, руководство компании не предупредило о рисках, связанных с угрозой для жизни, чем проявило грубую небрежность. Суд отказал в рассмотрении иска, ссылаясь на решение другого окружного суда по аналогичному делу «Fisher v. Halliburton», согласно которому рассмотрению дела по существу препятствует наличие трех критериев из шести, установленных в деле «Baker v. Carr»:

‒ наличие конституционного соглашения по вопросу координации политического управления, в свете чего решение суда по данному иску приведет к пересмотру исполнительными органами власти военной политики в Ираке;

‒ отсутствуют судебные стандарты для разрешения вопросов, связанных с деятельностью военнослужащих в ходе ведения военных действий по сбору разведывательных данных, защите конвоев;

‒ решением суда будут затронуты вопросы военных нужд, связанные с заключением контракта с указанной ЧВОК и, в более широком смысле, о разумности использования органами исполнительной власти США гражданских подрядчиков в зоне военных действий.

Практика применения судами доктрины политического вопроса по делам, связанным с участием ЧВОК в вооруженных конфликтах, подвергается критике со стороны американских ученых [16]. Суды неоправданно широко применяют критерии, установленные судебным прецедентом «Baker v. Carr», ссылаясь на необходимость разрешения военно-политических вопросов, которые относятся к компетенции органов исполнительной власти.

На первый взгляд, выполнение сотрудниками ЧВОК военизированных услуг, схожих с военной деятельностью, может указывать на наличие тесной связи с вооруженными силами. Кроме того, одним из условий заключения федеральным агентством контракта с ЧВОК является соответствующий уровень квалификации сотрудников для выполнения определенной услуги; ошибки, связанные с выполнением условий контракта, напрямую могут повлечь риск для жизни военнослужащих, подорвать авторитет вооруженных сил США. Согласно инструкциям Министерства обороны США командующий вооруженными силами контролирует ежедневную работу ЧВОК в зоне вооруженного конфликта. На сотрудников ЧВОК, действующих по контракту с Министерством обороны США, распространяются положения Единого кодекса военной юстиции, согласно которому военный командующий в случае совершения ЧВОК или их сотрудниками преступления при участии в чрезвычайной операции обязан организовать сбор доказательств с последующим предоставлением в Министерство; исполнение контракта ЧВОК контролируется государственным служащим Министерства обороны США.

Однако наличие данных обстоятельств не может являться основанием для признания деятельности ЧВОК в вооруженных конфликтах сугубо политическим вопросом, который не может быть рассмотрен в соответствии с нормами права. Представляется некорректной позиция судов о невозможности разрешения таких споров по существу ввиду отсутствия открытых судебных стандартов. Наличие правового вакуума не должно являться оправданием для неправомерных действий ЧВОК и их сотрудников. Фактически отсутствие судебных решений по искам потерпевших, при рассмотрении которых применена данная доктрина, позволяет ЧВОК уходить от юридической ответственности. Подобная практика формирует атмосферу безнаказанности и, по сути, поощряет компании к противоправному поведению при исполнении контрактов.

Литература:

  1. 28 U. S. Code § 1350 — Alien’s action for tort;
  2. 28 U. S. Code Chapter 171 — Tort Claims Procedure;
  3. 28 U. S. Code § 2671 — Definitions;
  4. Ryngaert C. Litigating Abuses Committed by Private Military Companies // European Journal of International Law. — Volume 19, Issue 5. — 2008. P. 1035–1053;
  5. Baker v. Carr, 369 U.S. 186 (1962);
  6. См. там же;
  7. 531 U.S. 98 (2000).
  8. 128 S. Ct. 2229 (2008);
  9. McMahon V. Presidential Airways, Inc., 460 F.Supp.2d 1315 (2006);
  10. Ibrahim v. Titan Corp., 556 F. Supp. 2d 1 (D.C. 2007);
  11. Al Shimari v. CACI Premier Technology, 2015 WL 4740217, *12 (E. D. Va. 2015);
  12. О деле «Al Shimari v. CACI Premier Technology» URL: https://ccrjustice.org/home/what-we-do/our-cases/al-shimari-v-caci-et-al;
  13. Fisher v. Halliburton, 454 F. Supp. 2d 637, 639 (S. D. Tex. 2006);
  14. Harris v. Kellogg, Brown & Root Servs., Inc., 618 F. Supp. 2d 400, 423–24;
  15. Lane v. Halliburton, 529 F.3d 548, 554 (5th Cir. 2008);
  16. Richer K. The Functional Political Question Doctrine And The Justiciability Of Employee Tort Suits Against Military Service Contractors. — New York University Law Review. — Vol. 85:1694. — 2010. — P. 1695–1733. URL: http://www.nyulawreview.org/sites/default/files/pdf/NYULawReview-85–5-Richer.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): доктрина политического, США, вооруженный конфликт, дело, суд, сотрудник, Министерство обороны США, иск, Ирак, военная деятельность.


Похожие статьи

Особенности разграничения юрисдикции в судебной системе...

В 1979 году Верховный суд США рассматривал дело Goldwaterv. Carter. Сенаторы подали исковое заявление в суд против Президента.

В этом деле произошел раскол между мнениями суда в части применения доктрины «политического вопроса».

Решение Международного суда ООН от 27 июня 1986 года по...

Дело «Никарагуа против США» было инициировано в Суде 9 апреля 1984 года заявителем от Никарагуа по обвинению против США в осуществлении военной и военизированной деятельности на территории Республики Никарагуа в нарушение статьи 2(4) Устава ООН...

Конфликт в Южно-Китайском море как часть противостояния США...

Главным эпицентром военно-политических противоречий между Китаем и США в АТР

После очередного вооруженного столкновения с Вьетнамом, в котором погибло 72

При этом министр обороны США Эш Картер заявил, что патрулирование спорных районов ЮКМ...

Первый Копенгагенский процесс по обращению с задержанными...

О применении доктрины политического вопроса при рассмотрении судами США деликтных исков против частных военных и охранных компаний и их сотрудников. О правовом режиме международных проливов и международных морских каналов.

Россия — США: новая страница сотрудничества

Именно при Обаме внешняя политика США, основанная на развязывании вооруженных конфликтов и

Военный бюджет США больше, чем тратит весь остальной мир, вместе взятый.

В политической истории Америки начальные шаги новой администрации не всегда...

Цели и задачи ввязывания США в войну во Вьетнаме 1965–1968 гг.

Военный персонал США начал непосредственно участвовать в боевых операциях против патриотических сил.

Собственно, это и явилось поводом к началу прямого вмешательства США в дела Вьетнама. Принимая решение о вооруженном вмешательстве, Вашингтон...

Трансформация политики европейской безопасности и обороны...

Ключевые слова: европейская безопасность, НАТО, ЕС, США, политика обороны, Западноевропейский союз.

Например, войска НАТО принимали участие в конфликтах в Ираке и Кувейте в 1991 г., проводили военные операции в Боснии и Герцеговине, Сербии, еще одну в...

Современные средства противодействия радикализму: новые...

FDG Corp (США). Охрана судов и грузов, военная логистика, морские и сухопутные перевозки, военный консалтинг.

Но совершенно очевидны дестабилизация региона и, как отмечает старший научный сотрудник департамента политической науки НИУ ВШЭ Л. Исаев...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности разграничения юрисдикции в судебной системе...

В 1979 году Верховный суд США рассматривал дело Goldwaterv. Carter. Сенаторы подали исковое заявление в суд против Президента.

В этом деле произошел раскол между мнениями суда в части применения доктрины «политического вопроса».

Решение Международного суда ООН от 27 июня 1986 года по...

Дело «Никарагуа против США» было инициировано в Суде 9 апреля 1984 года заявителем от Никарагуа по обвинению против США в осуществлении военной и военизированной деятельности на территории Республики Никарагуа в нарушение статьи 2(4) Устава ООН...

Конфликт в Южно-Китайском море как часть противостояния США...

Главным эпицентром военно-политических противоречий между Китаем и США в АТР

После очередного вооруженного столкновения с Вьетнамом, в котором погибло 72

При этом министр обороны США Эш Картер заявил, что патрулирование спорных районов ЮКМ...

Первый Копенгагенский процесс по обращению с задержанными...

О применении доктрины политического вопроса при рассмотрении судами США деликтных исков против частных военных и охранных компаний и их сотрудников. О правовом режиме международных проливов и международных морских каналов.

Россия — США: новая страница сотрудничества

Именно при Обаме внешняя политика США, основанная на развязывании вооруженных конфликтов и

Военный бюджет США больше, чем тратит весь остальной мир, вместе взятый.

В политической истории Америки начальные шаги новой администрации не всегда...

Цели и задачи ввязывания США в войну во Вьетнаме 1965–1968 гг.

Военный персонал США начал непосредственно участвовать в боевых операциях против патриотических сил.

Собственно, это и явилось поводом к началу прямого вмешательства США в дела Вьетнама. Принимая решение о вооруженном вмешательстве, Вашингтон...

Трансформация политики европейской безопасности и обороны...

Ключевые слова: европейская безопасность, НАТО, ЕС, США, политика обороны, Западноевропейский союз.

Например, войска НАТО принимали участие в конфликтах в Ираке и Кувейте в 1991 г., проводили военные операции в Боснии и Герцеговине, Сербии, еще одну в...

Современные средства противодействия радикализму: новые...

FDG Corp (США). Охрана судов и грузов, военная логистика, морские и сухопутные перевозки, военный консалтинг.

Но совершенно очевидны дестабилизация региона и, как отмечает старший научный сотрудник департамента политической науки НИУ ВШЭ Л. Исаев...

Задать вопрос