Стратегия развития отраслевого кластера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Азретбергенова, Г. Ж. Стратегия развития отраслевого кластера / Г. Ж. Азретбергенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5.1 (191.1). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48226/ (дата обращения: 17.12.2024).



Для успешной реализации региональная стратегии и стратегия развития отраслевого кластера – зернового, должны быть взаимно согласованы. Она состоит из трех стратегии: система стратегического планирования развития кластеров на мезоуровне на основе сбалансированных показателей эффективности кластера; стратегические направления развития региона (прогнозирование социально-экономического развития региона, индикативное планирование); система стратегического планирования развития кластеров на микроуровне на основе сбалансированных показателей эффективности предприятий кластера.

При разработке региональной стратегии необходимо учесть, какие ключевые точки роста существуют в регионе, и что могут сделать различные группы интересов для развития этих ключевых точек роста.

В то же время при выявлении перспектив развития кластеров и при планировании их развития обязательно должны быть учтены рамки региональных стратегий. В современных условиях речь идет не столько о том, что необходимость развития определенного кластера должна быть прописана в региональной стратегии, а о том, что должен существовать консенсус между деловыми и административными партнерами региона о необходимости развития кластера.

В более узком смысле под кластером понимают группу расположенных в достаточной географической близости взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих и услуг, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга [1].

Основоположник теории кластерного развития экономики М. Портер [2, 3] в процессе исследования конкурентных позиций более 100 отраслей различных стран обратил внимание на то, что кластеры могут оказывать влияние на конкурентоспособность, так как: 1) повышают производительность фирм и отраслей; 2) создают возможности для инновационного и производственного роста; 3) стимулируют и облегчают формирования нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширение кластера (таблица 1).

Пищевая промышленность, в состав которой входят более 30 специализированных отраслей, подотраслей и отдельных производств, является кластеробразующей отраслью агропромышленного комплекса Казахстана. Ее эффективное функционирование имеет большое значение для обеспечения экономической безопасности страны и повышения жизненного уровня населения.

В настоящее время в пищевой промышленности Казахстана действуют около пяти тысяч промышленных предприятий и производств, на которых работают около 70 тысяч человек, или 10,3 % всех занятых в промышленности.

Казахстанские ученые пока расходятся во мнениях, употребляя понятие «агропромышленный кластер». Агропромышленный кластер относится к разновидности сетевых структур и отличается наличием инновационной составляющей, позволяющей приспосабливаться к изменениям в конкурентной сфере[4]. В экономике кластер – группа, агломерация предприятий, объединенных географически, а вместе с тем, экономическими интересами, общей целью которых является повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг совместными усилиями, а также их активное развитие и расширение рынков.

Таблица 1

Влияние кластеров на конкурентоспособность (по М. Портеру)

Направления влияния кластеров на конкурентоспособность

Повышение производительности фирм и отраслей

Создание возможности для инновационного и производственного роста

Стимулирование и облегчение формирования нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширение кластера

1. Конкуренция создает более эффективную специализацию внутри кластера

1. Создание каналов для эффективного сотрудничества потенциально новых ресурсов для инноваций

1. Лучшая компетенция в обращении с венчурным капиталом и развитием быстрорастущих компаний

2. Появление более требовательных потребителей. Более высокий уровень специализации в процессе производства создает возможности воспользоваться экономий масштаба, например, совместная покупка сырья, или проведение совместных маркетинговых исследований

2. Раннее определение и прогнозирование технологических тенденций

2. Связи и каналы внутри кластера способствуют появлению взаимодополняющих навыков, технологий, субсидий. Возможность компаний привлекать взаимодополняющие навыки позволяет участвовать в более крупных сделках, в которых индивидуальные компании не конкурентоспособны

3. Доступ к технологиям, поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, бизнес-услугам и др.

3. Благоприятная среда для появления комбинаций ранее не существовавших квалификаций (способностей)

  1. Поддержка появления новых участников

4. Высокий уровень экспертизы помогает совершенствовать логистические цепочки, а также способствует процессу сотрудничества и обучения (совершенствования) кластера

4.Благоприятные предпосылки для распределения рисков

4. Укрепление социальных и других неформальных связей, способствующих появлению новых идей и бизнеса

5. Кластерное развитие может совершенствовать инфраструктуру профессиональных, финансовых и других услуг

5.Более совершенные информационные потоки внутри кластера

Кластер отличается от других разновидностей интегрированных объединений бизнеса различных размеров:

- присутствием крупного лидирующего предприятия, которое формирует хозяйственную, инновационную и другую стратегию системы в долгосрочной перспективе;

- локализацией большинства предприятий, выступающих участниками кластерной структуры на определенной территории;

- значительной устойчивостью экономических связей предприятий – участников кластерной структуры, преобладающим значением данных связей в основной массе ее участников.

Часто лидирующий инвестор создает кластерную структуру на основе новых, действующих и реструктурируемых предприятий.

Входящие в кластерную структуру предприятия агропромышленного комплекса, взаимодействуют, руководствуясь степенью межотраслевого перемещения знаний. Сюда можно отнести: 1) перемещение технологий, связанных с производством промежуточной и конечной продукции, взаимодействием производителей и пользователей; 2) перемещение персонала внутри кластера для распространения новых методов управления; 3) техническое взаимодействие (патентование, освоение патентов, использование технических новинок в смежных отраслях и выполнение научно-исследовательских проектов).

Нами «агропромышленный кластер» рассмотрен в категориях институциональной экономики, как форма организации с соответствующей спецификой, кластер как объект управления, среда, процесс, проект. Анализ признаков интегрированных объединений позволяет отделить кластеры от традиционных вертикально интегрированных структур (индустриальные сети, холдинги, ТПК, ФПГ), объединенных по технологическому признаку. В рамках территориально-административных единиц отличительной чертой кластера служит то, что он крайне редко подходит под отраслевую классификацию, кластер мобилен и выделяется теснотой экономических связей и отраслевой взаимодополняемостью, степенью применяемых технологий, маркетинговой политикой, информационным пространством

В рамках кластера наблюдается стандартизация выпускаемой продукции, что приводит к появлению синергетического эффекта. Механизм его возникновения следующий. Специализация предприятий кластера способствует уменьшению себестоимости конечной продукции и увеличивает производительность труда. Это приводит к увеличению рентабельности производства, что важно для низкорентабельных хозяйств. Эффекты охвата и масштаба способствуют появлению конкурентных преимуществ для предприятий кластерной структуры.

Главными элементами агропромышленного кластера на уровне региона выступают соподчиненные между собой центры (ядра). Экономическое ядро в регионах представляет совокупность «полюсов роста» [5].

Территории регионального экономического пространства, где находятся предприятия агропромышленного комплекса, выступают в качестве полюсов концентрации факторов производства и финансовых ресурсов, обеспечивающих эффективную отдачу инвестиций в границах данного региона. Интеграция предприятий (кластеров) АПК формирует полюсы экономического роста. Сюда следует инвестировать капитал вместо распределения его по предприятиям агропромышленного комплекса.

Претворение в жизнь концепции развития регионального АПК на базе ядер развития предусматривает проведение комплекса экономических мероприятий:

1) пересмотр концепции управления агропромышленным комплексом региона, предусматривающей четкую классификацию отраслей и предприятий по потенциальной способности к экономическому росту;

2) сочетание направлений и методов влияния администрации на региональном уровне, включающих как директивные формы управления, так и индикативные и консультативные;

3) проведение необходимых процедур национализации, банкротства предприятий или расширение степени участия регионального бюджета в капиталах интегрированных корпораций;

4) повышение статуса региональной агропромышленной политики с разработкой необходимых законодательных актов;

5) выявление всего комплекса инструментов и ресурсного потенциала при разработке концепции развития регионального АПК;

формирование структуры управления агропромышленным комплексом, адекватной целям инновационно-кластерного развития региона.

Возможными альтернативами развития АПК в Казахстане: агропромышленная стратегия; стратегия инвестиций и инноваций; стратегия формирования ядер развития и стратегия комплексной поддержки АПК имеющимися ресурсами, средствами и инструментами. На наш взгляд, самой реалистичной является стратегия полюсов, или ядер развития, которая предусматривает:

– направление ресурсов развития для достижения максимально эффективного экономического роста, устранения неоправданного расходования бюджетных средств.

Литература:

  1. Портер М. Конкуренция – М.; СПб.; Киев:- Вильямс, 2-е изд.-2006.-608 с.
  2. Портер М. Конкурентная стартегия:Методика анализа отраслей конкурентов. Изд.Альпина Паблишер 2015г.5-е издание.-453 с.
  3. Leamer E.E. Souses of International Comparative Advantage: Theory and Evidense. – Cambridge: MIT Press, 1984.
  4. Ескараев О.К. Закономерности и тенденции развития кластеров в Республике Казахстан//Проблемы агрорынка.- 2006.- № 1.- С.24.
  5. Мырзалиев Б.С. и др. Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике. Монография. Алматы, 2013 г., 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вещь, собственность, деление вещей, этап развития, владение, гражданский оборот, общая собственность, давность владения, римское государство, учебное пособие.


Задать вопрос