Физкультурно-спортивные мероприятия как средство формирования здоровьесбережения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (191) февраль 2018 г.

Дата публикации: 05.02.2018

Статья просмотрена: 214 раз

Библиографическое описание:

Лебедев Е. О. Физкультурно-спортивные мероприятия как средство формирования здоровьесбережения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2018. — №5. — С. 173-175. — URL https://moluch.ru/archive/191/48171/ (дата обращения: 19.02.2019).



Процесс социализации ребенка успешно может протекать только в среде, оказывающей положительное воздействие на его здоровье. Здоровьесберегающая среда способствует рациональному использованию у воспитанников интеллектуальных и физических ресурсов в интересах общества и всестороннего удовлетворения личных потребностей. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства для детей с ОВЗ. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации.

Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс. Обучение воспитанников с ОВЗ с применением здоровьесберегающих технологий имеет решающее значение для развития и их социализации в обществе. В нашей школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи — сохранить здоровье воспитанников, приучить к активной здоровой жизни, способствуют социализации воспитанников.

Большую работу по укреплению здоровья воспитанников провожу во внеурочное время, включая мероприятия, направленные на формирование навыков здорового образа жизни — это беседы, конкурсы, занятия здоровья, оздоровительные мероприятия такие как:

Утренняя зарядка

Каждый день у воспитанников нашей школы, начинается с утренней зарядки. Физические упражнения поддерживают необходимый жизненный уровень организма, в значительной мере совершенствуют все его функции, развивают физические качества воспитанников.

Подвижная игра

В формировании разносторонне развитой личности воспитанника подвижным играм отводится важнейшее место. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

При проведении мероприятий стараюсь сочетать подвижные игры разной направленности. Игры подбираю в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями, состоянием здоровья, местом и временем проведения. Принимаю во внимание желание воспитанников играть, обеспечивая тем самым положительный эмоциональный настрой. Для обучающихся с нарушением в развитии важно, из каких двигательных элементов состоит игра, с какой интенсивностью она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Важно, чтобы нагрузка была доступной для ребенка и не вызывала у него напряжения.

Нагрузку в подвижных играх регулирую таким образом:

– сокращение длительности игры;

– введение перерывов для отдыха;

– уменьшение величины игровой площадки;

– упрощение правил игры;

– выведение из игры воспитанника, имеющего явные признаки усталости.

Соблюдение правил, умение слушать и выполнять команды, все это воспитывает выдержку и дисциплинированность, способность быстро ориентироваться в неожиданной обстановке.

Игра— эстафета

Наряду с подвижными играми с детьми с ограниченными возможностями здоровья, уместно вводить игры — эстафеты, где присутствует элемент соревнования. Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личностных интересов, желанию всей команды, от действий каждого игрока зависит победа всей команды. Игра в команде воспитывает умение действовать в коллективе, воспитывает чувство взаимной выручки. Как указывал А. С. Макаренко, «вызывать у мальчиков и девочек гордость не только своими личными успехами, а главным образом успехами команды или организации».

Особенность игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды повышенной двигательной активности чередуются с интервалами отдыха, где физическая нагрузка сводится к минимуму. Это делается для того чтобы не произошло эмоциональное перевозбуждение из-за ответственности перед командой. В играх — эстафетах с большим желанием участвую воспитанники, передвигающиеся на колясках. Дети, овладевшие управлением коляски, могут передвигаться в игре — эстафете самостоятельно. Если ребенок испытывает затруднения в передвижении на коляске, то воспитатель берет на себя эту роль и помогает воспитаннику выполнить задание в эстафете. Самое главное, что игра приносит ребенку положительные эмоции, создаёт благоприятные условия для приобщения детей к занятиям физическими упражнениями, что является необходимым для гармоничного развития ребенка, способствует формированию коллектива, и дает возможность социализироваться в обществе.

Спортивная игра

Использование спортивных игр и других видов спорта направлены на формирование целенаправленного изменения физического состояния и работоспособности воспитанников, посредством использования спортивной тренировки. Такие игры как: дартс, бадминтон, волейбол, настольный теннис. Эти игры характеризуются относительным разнообразием движений, способствующим развитию двигательной реакции, координации движений, выносливости, воли, настойчивости.

Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

В результате такого комплексного подхода к проблеме здоровьесбережения у воспитанников складывается полное, четкое представление о принципах и правилах ведения здорового образа жизни, вырабатывается стремление заниматься физической культурой.

В заключение хотелось бы отметить, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к следующим результатам: у воспитанников повышается самооценка, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе.

Литература:

  1. Обучения детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагогика. Издание 3 под редакцией Пузанова. Издательский центр «Академия». Москва 2008г.
  2. Основы олигофренопедагогики. Издание 2 В. М. Мозговая, И. М. Яковлева, А. А. Ерёмина. Издательский центр «Академия». Москва 2008г.
  3. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. — М.:АРКТИ, 1999.
  4. Журнал «Начальная школа» № 11, 2010г. Статья О. А. Стригоцкая «Веселые упражнения и подвижные игры».
  5. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. — М.: Мозаика — Синтез, 2002.
  6. Журнал «Начальная школа» № 10, 2010г. Статья Н. Н. Давлятчина «Формирования основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий».
  7. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, здоровый образ жизни, воспитанник, утренняя зарядка, умение, ребенок, подвижная игра, комплексный подход, команда, эстафета.


Похожие статьи

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

- Подвижные игры, игры с элементами соревнования, эстафеты, спортивные игры

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, Утренняя

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод...

– воспитание потребности в здоровом образе жизни

В течение года важно чередовать разные виды физкультурных досугов (сюжетные, интегрированные, игры-эстафеты, двигательный калейдоскоп и т.д.), место проведения как на воздухе, так и в помещении в...

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор...

В программе соревнований эстафеты, конкурсы, игры, танцы.

Повысить педагогическую компетентность и стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

«Будем здоровы, веселы и бодры!» Методическая разработка...

приучать детей с помощью игрового массажа, звуковой гимнастики, упражнений хатха-йоги, оздоровительных игр проявлять заботу о своем здоровье; воспитывать привычку здорового образа жизни, дружелюбие, стремление к взаимовыручке.

Методическая разработка проведения деловой игры...

педагог, деловая игра, здоровое движение, ответ учащихся, здоровый образ жизни, учащийся, здоровое питание, команда, танцевальная группа, ответ детей.

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет...

Постепенно игры можно усложнять. На третьем году жизни у малышей появляются

В таких играх дети особенно радуются общению, умению выполнять действия совместно [6, с. 13].

В процессе подвижных игр дети данного возраста выступают в одинаковых условиях.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей...

Еженедельно у кадет принимаются зачёты по физической подготовке; по воскресеньям проводятся эстафеты, либо подвижные игры; два раза

Планы составлены с использованием различных методов и форм организации пропаганды и воспитания здорового образа жизни.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

 двигательный (выполнение упражнений, подвижные игры, игрыэстафеты и т. д.).

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

- Подвижные игры, игры с элементами соревнования, эстафеты, спортивные игры

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, Утренняя

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод...

– воспитание потребности в здоровом образе жизни

В течение года важно чередовать разные виды физкультурных досугов (сюжетные, интегрированные, игры-эстафеты, двигательный калейдоскоп и т.д.), место проведения как на воздухе, так и в помещении в...

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор...

В программе соревнований эстафеты, конкурсы, игры, танцы.

Повысить педагогическую компетентность и стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

«Будем здоровы, веселы и бодры!» Методическая разработка...

приучать детей с помощью игрового массажа, звуковой гимнастики, упражнений хатха-йоги, оздоровительных игр проявлять заботу о своем здоровье; воспитывать привычку здорового образа жизни, дружелюбие, стремление к взаимовыручке.

Методическая разработка проведения деловой игры...

педагог, деловая игра, здоровое движение, ответ учащихся, здоровый образ жизни, учащийся, здоровое питание, команда, танцевальная группа, ответ детей.

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет...

Постепенно игры можно усложнять. На третьем году жизни у малышей появляются

В таких играх дети особенно радуются общению, умению выполнять действия совместно [6, с. 13].

В процессе подвижных игр дети данного возраста выступают в одинаковых условиях.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей...

Еженедельно у кадет принимаются зачёты по физической подготовке; по воскресеньям проводятся эстафеты, либо подвижные игры; два раза

Планы составлены с использованием различных методов и форм организации пропаганды и воспитания здорового образа жизни.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

 двигательный (выполнение упражнений, подвижные игры, игрыэстафеты и т. д.).

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский...

Задать вопрос