Перспективы сотрудничества субъектов РФ и стран АТЭС на примере Красноярского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (191) февраль 2018 г.

Дата публикации: 05.02.2018

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Оришич И. Н., Фастович Г. Г., Смелкова О. В. Перспективы сотрудничества субъектов РФ и стран АТЭС на примере Красноярского края // Молодой ученый. — 2018. — №5. — С. 120-123. — URL https://moluch.ru/archive/191/48152/ (дата обращения: 21.05.2019).



В следующем году будет 20 лет с того момента, как Россия стала полноправным членом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В статье раскрывается структура АТЭС, полномочия, деятельность, а также рассматриваются процессы взаимодействия одной из самых авторитетных международных организаций с субъектами РФ (на примере Красноярского края).

Ключевые слова: АТЭС, основные цели, структура, сотрудничество, субъект РФ, Красноярский край.

Next year it will mark the 20th anniversary of Russia's becoming a full-fledged member of Asia-Pacific Cooperation (APEC). The article reveals the APEC's structure, powers, activities and also discusses the processes of interaction of the most influential international organization with the subjects of the Russian Federation (on the example of the Krasnoyarsk region).

Key words: APEC, main purposes, structure, cooperation, subject of the Russian Federation, Krasnoyarsk region.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — объединение экономик Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества, в области региональной торговли и взаимодействия с целью увеличения капиталовложений. Организация образована по инициативе премьер-министров Новой Зеландии и Австралии в 1989 году в Канберре. Имеет консультативный статус с правом приятия решений на основе консенсуса. В АТЭС было принято употреблять термин участвующие экономики, а не страны-участники. Всего же их 21: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй[1], Гонконг, Китай, КНР, Мексика, Папуа — Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам. Одна из немногих международных организаций, к которым Тайвань присоединился с полным одобрением Китая.

Основные цели АТЭС определены, как повышение экономического роста, и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. В экономиках — участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли.

АТЭС не имеет устава, поэтому, с юридической точки зрения, не может называться организацией и действует как международный консультативный орган. Постоянно действующий орган — секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров экономического развития и ли просто финансов. С 1993 года главным органом деятельности АТЭС стали ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Элементами структуры АТЭС, которая все еще находится в процессе своего формирования, являются: ежегодные встречи должностных лиц; Тихоокеанский деловой Форум; Комитет по торговле и инвестициям; Экономический комитет; Бюджетно-административный комитет; рабочие группы и Секретариат. Представление о направлениях деятельности АТЭС дают ее рабочие группы, среди которых следует назвать следующие группы: по региональному энергетическому сотрудничеству; по развитию человеческих ресурсов; по промышленной науке и технологии; по туризму; по телекоммуникациям; по обзору торгово- инвестиционной статистики; по содействию торговле; по транспорту; по сохранению морских ресурсов. Начиная с 2001 г. одной из самых основных на всех последующих саммитах стала новая тема — тема борьбы с международным терроризмом, прежде всего экономическими и финансовыми средствами.

В ноябре 2017 года во Вьетнаме (городе Дананг) завершился саммит АТЭС. Главной интригой стало, конечно же, ожидание встречи президентов России и США — Владимира Путина и Дональда Трампа. В итоге лидеры пообщались накоротке как минимум трижды.

Анализируя итоги прошедшего саммита в целом, лидеры подтвердили приверженность «построению общего будущего мирного, стабильного, динамичного, взаимосвязанного и процветающего Азиатско-тихоокеанского сообщества». Два дня участники мероприятия говорили в основном об экономике, в том числе и цифровой. «Такие вопросы нужно решать именно вместе» — уверен Владимир Путин. «Например, очень важно понимать социальные последствия новых технологий. И просчитать все риски» [1].

Во второй день лидеры рассмотрели перспективы мировой экономики при участии директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристин Лагард. Также на форуме подтвердили значимость инноваций, науки и технологий как ключевых движущих сил экономического роста, международной торговли и инвестиционной деятельности в регионе.

«Вообще, в Дананге затрагивались и темы борьбы с терроризмом, и ситуация на мировых энергетических рынках, и перспективы развития АТЭС. В ходе рабочего завтрака, например, обсуждалось формирование Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли и возможное расширение состава участников АТЭС. А заключительная встреча была посвящена инвестициям и новым движущим силам в международной торговле. По итогам форума была утверждена совместная декларация: «С новой динамикой — к общему будущему».

Создание АТЭC стало своевременным откликом стран региона на создание Европейского экономического сoюза. Именно пoэтому, основными целями Организации были сформулированы «поддержание экономического роста стран региона, укрепление взаимной торговли и ликвидация ограничений на пeрeдвижение между странами тoваров, уcлуг и кaпиталoв согласно нормам ГАТТ/ВТО».

По ряду причин форум АТЭС является популярной площадкой для обсуждения глобальных региональных проблем: у АТЭС нет управленческого аппарата и санкционного принуждения, и есть свобода действий и принятия решений странами участниками.

Форум АТЭС давно уже превратился в популярную площадку для всестороннего неформального обсуждения различных и в том числе глобальных региональных проблем. У АТЭС абсолютно отсутствует управленческий аппарат и самое главное санкционное принуждение. У него есть неограниченная свобода действий и принятия решений странами участниками союза.

Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что “необходимо наладить полноценную кооперацию между АТЭС и Тихоокеанской площадкой, для того чтобы использовать модели развития применяемых там экономик[2]. Россия же, главным образом, заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особо важную роль в которых играют особенно в энергетической и транспортной областях и Сибирь, и Дальний Восток и которые могут превратиться в своеобразный «сухопутный мост» между странами — Тихоокеанского кольца и Европой.

Из-за большого количества пересекающихся общих целей Тихоокеанский Альянс и АТЭС вне всякого сомнения найдут применение существующим инновационным и технологическим разработкам, которые могут быть использованы во благо населения.

Мировая экономика остро нуждается в регулярных саммитах по типу АТЭС, поскольку они вне зависимости от политической конъюнктуры призваны создать для бизнеса крепкие стабильные условия и связи. В процессе взаимодействия рождаются совершенно новые методологические принципы взаимодействия стран и организаций. Открываются новые недоступные ранее горизонты сотрудничества.

Наш российский Дальний Восток и СФО в любой момент сможет протянуть руку помощи азиатским странам, в том числе и решении продовольственной проблемы, благодаря стабильному развитию сельского хозяйства ДВФО и СФО и экспорту продовольственной продукции, а азиатские страны помогут России быстрее справиться с проявлениями затянувшегося экономического кризиса увеличив объемы закупок различного сырья и материалов. Российская Федерация исторически обладает огромным опытом в оказании помощи и решении возникающих техногенных проблем.

Дальний Восток и Сибирь остро нуждаются в региональной интеграции. Они готовы предоставить своим деловым партнерам богатейшие запасы нефти, газа, угля, руд и биоресурсов. СФО (Сибирский федеральный округ) и ДВФО (Дальневосточный федеральный округ) обладают прекрасно развитой научной базой и высоким научно-техническим потенциалом.

Важно при выборе потенциальных инвесторов для разработки имеющихся у России ресурсов (в том числе на Дальнем Востоке и в Сибири) создать совершенную конкуренцию среди стран участниц АТЭС, для предотвращения засилья гражданами другой страны из-за близкого соседского расположения (предостережение от потери разрабатываемого региона) и увеличения экономической эффективности сотрудничества.

Азиатско-Тихоокеанский регион, по праву считается одним из наиболее прогрессивных регионов для развития человеческого капитала и инвестиций в науку, технологии — это направление, выбранное странами АТЭС, является гарантом стабильного роста экономик стран АТЭС. Более того, для соответствия уровня подготовленности рабочей силы и требований работодателя необходимо взаимное плодотворное сотрудничество между бизнесом и научно-образовательными учреждениями.

Красноярский край постепенно становится одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов России, чему способствует очень удачное географическое расположение для логистики, а также готовность к совместному сотрудничеству административно-хозяйственной структур власти и бизнес-элит.

Наш край и АТЭС планомерно наращивают взаимодействие. Так, например, 3 августа 2013 года в городе Красноярске проходил международный симпозиум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) «Содействие обеспечению безопасности человека в АТЭС: Развитие систем электронного здравоохранения как инструмент управления системой здравоохранения в экономиках АТЭС». В нем приняли участие большое количество экспертов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (более двадцати), представители Министерства здравоохранения РФ, органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, Федерального медико-биологического агентства, руководители учреждений здравоохранения и другие участники форума.


В марте 2017 года в Красноярске было подписано с компанией 'Никкен Сэккей» соглашение о начале исследований в рамках проекта низкоуглеродного города АТЭС. В результате были разработаны рекомендации по внедрению технологий низкоуглеродных и возможности снижения выбросов углекислого газа в атмосферу нашего города, что позволит при грамотном и продуманном подходе администрации города и края улучшить экологическую ситуацию. Это было бы хорошим началом в деле заботы о здоровье населения и могло бы послужить примером для многих регионов.


В 2016 году город Красноярск принял участие в конкурсе на реализацию проекта низкоуглеродного города форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). В декабре 2016 года Министерство экономики, торговли и промышленности Японии сообщило, что столица Красноярского края стала Победителем седьмой стадии проекта «Низкоуглеродного города АТЭС». Этот проект реализуется совместно с Азиатско-Тихоокеанским центром исследования энергетики (АПЕРК). В результате конкурсного отбора экспертом на проведение исследований в Красноярске была назначена японская компания «Никкен Сэккей». Объектом внимания зарубежных специалистов стал анализ работы промышленных, теплоэнергетических объектов, общественного транспорта и других сфер. Эксперты изучили работу ТЭЦ и котельных нашего города, которые значительно ухудшают экологическую обстановку Красноярска. 5 декабря 2017 делегация АПЕРК с экспертами АТЭС прибыла в столицу края для подведения итогов совместной работы.

Это вселяет в нас — жителей города определённые надежды, ведь Красноярск относится к крупным промышленным и транспортным городам, экологическая ситуация которого не одно десятилетие находится в крайне напряжённом и запущенном состоянии. Закономерно, что Красноярск в очередной раз оказался на последних строчках ежегодного экологического рейтинга, составленного активистами ОНФ и Минприроды России и смог занять лишь только 80-е место из 103 мегаполисов.

Вовлечение АТЭС в структуру экономической, научной, консультационной и практической деятельности внушает определённый оптимизм и надежду на изменение подходов к решению остро стоящих перед жителями региона проблем и ликвидации многолетнего отставания от экономически развитых российских регионов.

Литература:

  1. Статья. Социальные последствия новых технологий // Российская газета. — 2017. — № 256.
  2. Саммит АТЭС в Маниле // РИА Новости. URL: — http://ria.ru/world/20151119/1324215268.html (дата обращения: 31.01.2018).

[1]Вследствие спора с Китайской Народной Республикой по поводу политического статуса Тайваня Китайская Республика входит в АТЭС под названием «Китайский Тайбэй», а не под официальным названием «Китайская Республика» или общепринятым «Тайвань».

Основные термины (генерируются автоматически): Красноярск, Россия, Красноярский край, APEC, Азиатско-Тихоокеанский регион, Дальний Восток, город, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Сибирь, международная торговля.


Похожие статьи

Интеграция регионов Сибири в систему внешнеэкономических...

Для Красноярского края «окно реализации потенциала», как и для Сибири в целом, открылось в период распада

региональных институтов развития; 15) относительная географическая удаленность от бурно развивающегося азиатско-тихоокеанского региона (АТР) [5].

Интеграционные объединения Азиатско-Тихоокеанского региона...

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, АТР, АСЭАН, ЕАЭС, зона свободной торговли. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – центр экономического могущества, силы в современном мире играет важную роль и занимает значимое место.

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Япония, привлечение инвестиций, страна АТР.

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа

Дальний Восток, внешнеторговый оборот, внешняя торговля, товар, Китай, сырьевая направленность, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Сахалинская область, Хабаровский край.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока

Одной из основных целей внешнеторговой политики становится интеграция российской экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион, на

Переходя к ситуации на международной арене, нужно отметить, что компании АТР проявляют инициативу по созданию энергокольца.

Анализ международной торговли топливно-энергетическими...

 недостаточное сотрудничество и слабая интеграция со странами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), во многом из-за отстающей транспортной инфраструктуры, высоких транспортных издержек.

Экономическая интеграция стран в Азиатско-Тихоокеанском...

Экономическая интеграция стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Автор: Кондратюк Кристина Витальевна.

Модель экономической интеграции, выбираемая странами АТР (экономическая кооперация, или «экономический регионализм»), демонстрирует свою...

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

ДФО является форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который соседствует с такими государствами, как Китай, США, Япония и КНДР. А на западе он граничит с Сибирским федеральным округом.

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

3) развитие международной торговли с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона

Основные термины (генерируются автоматически): Свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, институт развития экономики, Азиатско-Тихоокеанский регион, Российская...

Похожие статьи

Интеграция регионов Сибири в систему внешнеэкономических...

Для Красноярского края «окно реализации потенциала», как и для Сибири в целом, открылось в период распада

региональных институтов развития; 15) относительная географическая удаленность от бурно развивающегося азиатско-тихоокеанского региона (АТР) [5].

Интеграционные объединения Азиатско-Тихоокеанского региона...

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, АТР, АСЭАН, ЕАЭС, зона свободной торговли. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – центр экономического могущества, силы в современном мире играет важную роль и занимает значимое место.

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Япония, привлечение инвестиций, страна АТР.

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа

Дальний Восток, внешнеторговый оборот, внешняя торговля, товар, Китай, сырьевая направленность, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Сахалинская область, Хабаровский край.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока

Одной из основных целей внешнеторговой политики становится интеграция российской экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион, на

Переходя к ситуации на международной арене, нужно отметить, что компании АТР проявляют инициативу по созданию энергокольца.

Анализ международной торговли топливно-энергетическими...

 недостаточное сотрудничество и слабая интеграция со странами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), во многом из-за отстающей транспортной инфраструктуры, высоких транспортных издержек.

Экономическая интеграция стран в Азиатско-Тихоокеанском...

Экономическая интеграция стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Автор: Кондратюк Кристина Витальевна.

Модель экономической интеграции, выбираемая странами АТР (экономическая кооперация, или «экономический регионализм»), демонстрирует свою...

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

ДФО является форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который соседствует с такими государствами, как Китай, США, Япония и КНДР. А на западе он граничит с Сибирским федеральным округом.

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

3) развитие международной торговли с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона

Основные термины (генерируются автоматически): Свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, институт развития экономики, Азиатско-Тихоокеанский регион, Российская...

Задать вопрос