Восприятие современными школьниками образа Ф. Ф. Ушакова через кинематограф | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (190) январь 2018 г.

Дата публикации: 28.01.2018

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Пинчукова, И. С. Восприятие современными школьниками образа Ф. Ф. Ушакова через кинематограф / И. С. Пинчукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48048/ (дата обращения: 18.04.2024).



В современной школе при изучении истории, чтобы улучшить восприятие детьми учебного материала, активно используют различный дополнительный графический материал, в том числе видеофрагменты из исторических фильмов. Они оказывают огромное влияние на то, какое видение исторического процесса и исторических личностей складывается в сознании учащихся. Но, к сожалению, часто происходит так, что фильм не дополняет эти образы, а формирует практически с нуля. Поэтому стоит обратить особое внимание на то, как представлены в отечественном кинематографе некоторые страницы нашей истории. В качестве примера возьмём ситуацию, когда видеоматериал используется для формирования представлений о личности, деятельности и исторической роли Фёдора Фёдоровича Ушакова. Целью данной работы является: продемонстрировать, как отражены жизнь великого российского флотоводца, особенности его личности и деятельность во внешней политики Российской империи последней четверти XVIII века в советском и современном кинематографе, и как созданный образ воспринимается и усваивается современными старшеклассниками.

Данная проблема выявилась после того, как нами был проведён ряд мероприятий, посвящённых Ф. Ф. Ушакову, в нескольких московских средних школьных учебных заведениях. Одной из составляющих был именно просмотр видеофрагмента с последующим обсуждением. Учащимся были представлены 3 фильма отражающие приблизительно одни и те же события, но сложившийся у них образ был совершенно разным.

Как известно, существует 2 основных типа исторических фильмов: 1) художественные и 2) документальные. На сегодняшний день снято всего 7 кинокартин, в которых фигурирует Ф. Ф. Ушаков: 2 из них относятся 1953 году, остальные созданы в 2000-х годах.

Начнём с рассмотрения советского кинематографа. Личности Ф. Ф. Ушакова посвящены всего два кинофильма: «Адмирал Фёдор Ушаков» (о русско-турецкой войне 1787–1791) и «Корабли штурмуют бастионы» (о Средиземноморском походе 1798–1800) Михаила Ромма. В обоих случаях флотоводец изображён честным, нравственным и отважным моряком, который считается с личностью рядового матроса, хранит верность своему Отечеству, поступает по законам морали и чести. Стоит обратит внимание на то, что здесь нет данных о детстве (только о месте его рождения), воспитании и обучении Ф. Ф. Ушакова. Это привело к тому, что учащиеся знают его теперь как героя русско-турецкой войны и победителя Франции, то есть у них сформировалось и максимально полное представление о роли адмирала в истории в целом и внешней политики нашего государства в частности. Это очень важно, т. к. современные старшеклассники зачастую не могут соотнести историческую личность и современное ей событие. Но при этом, они ни малейшего представления не получили о том, откуда появился этот герой и как сложилась его личность (не раскрыт менталитет человека XVIII века).

Однако стоит обратить внимание на специфику советской кинопродукции. Здесь представлен психотип вовсе не XVIII века, в образе Ф. Ф. Ушакова отражено представление об идеальном гражданине Советского Союза, что проявляется через подчёркивание названных мною ранее черт характера и поступков, подобранных Ромом для создания образа этой исторической личности. Так же стоит учитывать и то, что советский кинематограф сложен для восприятия современными школьниками из-за их адаптированности к другому типу фильмов. Без надлежащих комментариев педагога и специальной выборки фрагментов видеоматериала данные творения советского киноискусства просто не воспринимается старшеклассниками, или воспринимаются и запоминаются лишь те фрагменты, которые представляют интерес лично для каждого ученика или непосредственно связаны с выполнением какого-либо учебного задания. Поэтому формирование образа Ф. Ф. Ушакова на основе советских кинофильмов возможно лишь при продуманном внешнем вмешательстве в этот процесс. В противном случае образ либо вообще не сложится, либо его личностные характеристика будут частично смещены с XVIII века в XX.

Другая группа учащихся работала с произведениями современного кинематографа, которые в данном случае представлен только документалистикой. Из 5-ти картин в которых фигурирует Ф. Ф. Ушаков: 1 посвящена царствованию Екатерины II, где адмирал всего лишь упомянут с связи с командованием им Черноморским флотом (Цикл фильмов «Российская империя», серия 4–2000), 2 — Фёдору Ушакову как святому воину («Адмирал Ушаков. Жизнь — Родине, душа — Богу» — 2001; «Святой воин адмирал Фёдор Ушаков» — 2004) и 2 — Ушакову как флотоводцу (Цикл фильмов «Полководцы России. От Древней Руси до XX века», серия 5 «Фёдор Ушаков»; «Герои Отечества — Святой праведный воин Фёдор Ушаков» — 2013). Нами были использованы фильмы двух последних групп.

В фильмах об Ушакове как флотоводце изложены фаты его биографии от рождения до смерти, при минимальной лично-авторской оценки. Но освещается, пусть и очень подробно, лишь 1 из его военный компаний — русско-турецкая война. В результате у старшеклассников формируется неполное знание о нашей внешней политики роли в ней адмирала и, как и ранее, о менталитете человека XVIII века. Но при этом чётко складывается представление о его жизненном пути и дворянском воспитании того времени, чего для надлежащего для надлежащего освоения темы не достаточно.

Третья группа учащихся работала с фильмами, в которых превалирует религиозные контекст. Об этой ситуации стоит поговорить отдельно. Здесь Ф. Ф. Ушаков показан в первую очередь как праведный христианин: он постоянно молится, устанавливает на корабле практически монастырский устав, воздерживается от различных мирских удовольствий и т. д. Религиозный аспект практически полностью замещает собой освещение исторических событий, которые отходят на 2ой план.

Данные фильмы имеют двоякий эффект в деле формирования у старшеклассников образа Ф. Ф. Ушакова. С одной стороны, подобное кино дополняет представление школьников о менталитете людей XVIII века, чего в предыдущих случаях не было. Но это лишь при условии, что до просмотра подобного фильма у учащихся уже есть какие-то знания об Ушакове. Если же школьники не подготовлены к работе с темой, но такой фильм станет первоосновой, на которую в дальнейшем будут накладываться получаемые знания. Основываясь на проведённом эксперименте, отмечу, что такая ситуация почти в 100 % случаях приводит к формированию существенно искажённого образа не только Ф. Ф. Ушакова, понимания его роли в отечественной истории, но и культуры России XVIII века. Более того, из-за личностного неприятия ученика столь гипертрофированной религиозной составляющей образ адмирала может перейти в разряд негативных.

Подводя итог всему вышесказанному, можно заметить, что образ Ф. Ф. Ушакова, который отражён в отечественном кинематографе, в наши дни несколько отличается от того, каким он был в советский период, что непосредственно связано с идеологией самого государства и его политикой в области образования. Если советское кино пропагандировало советский идеал личности, сохраняя при этом на первом месте передачу исторических фактов, то сейчас всё большее внимание школьников концентрируется не столько на военной деятельности адмирала, сколько на его духовно-нравственном облике, что призвано, по мнению некоторых деятелей культуры и педагогов, помочь в совершенствовании историко-патриотического и морально-этического воспитания подрастающего поколения, так как Ф. Ф. Ушаков представлен образцом мужества, чести, героизма, искренности веры, любви к ближним и милосердия.

Для большинства современных школьников адмирал представляется личностью, обладающей всеми этими качествами, но одним из периферийных (подчеркнём: не важнейших, а именно периферийных!) военных деятелей в истории нашего Отечества, который одержал какие-то победы над Османской империей (данная тема весьма актуальна у школьников в связи со складывающимися отношениями между Российской Федерацией и Турцией). Про его победу над Францией в Средиземноморском походе 1798–1800 годов чаще всего старшеклассники ничего не знают.

Чтобы избежать складывания неверных представлений учащихся как о личности и деятельности самого Ф. Ф. Ушакова, так и о некоторых направлениях внешней политики Российской империи в конце XVIII века, следует контролировать этот процесс, а также максимально корректно использовать видеоматериал, так как в каждом из перечисленных произведений кинематографа есть свои особенности подачи информации, которые следует учитывать в контексте особенностей мышления современных учеников.

Наиболее перспективным решением обозначенной проблемы является сочетание фрагментов из данных кинофильмов и дополнение их другим учебным материалом, а также комментариями педагога в зависимости от цели и задач занятия.

Основные термины (генерируются автоматически): внешняя политика, фильм, русско-турецкая война, личность, историческая личность, менталитет человека XVIII века, образ, отечественный кинематограф, Российская империя, группа учащихся, Святой воин, советский кинематограф, современный кинематограф, Средиземноморский поход, старшеклассник, учебный материал, XVIII века, Цикл фильмов.


Похожие статьи

Образ исторической личности в отечественном кинематографе

Поэтика и эстетика фильма исторического жанра заключаются в том, что в нем на сюжетно-игровой и зрелищной основе отражается «время героя произведения, которое интегрирует как объективные временные отношения, так и субъективное время – время переживания».

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси...

Стоит заметить, что образ внутреннего врага-предателя является не только следствием идеологизации содержания советского кинематографа, но и отвечает реалиям X века...

Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства...

идеал, социальный идеал, качество личности, воспитание детей, экранный образ киноискусства, современный период, советское время, советский кинематограф, главная героиня, ряд архетипов идеалов.

Святые и грешники русской истории: агиографический этап...

Советский кинематограф создавал из исторических деятелей Древней и Московской Руси героев гесиодова века, делая упор на качества политика и полководца, лидера и мудреца, переплетенных в сложной и многогранной личности...

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

Ключевые слова: кинематограф, патриотизм, патриотическое воспитание, российское и отечественное кино.

Обычно под патриотическим кино большинство людей понимают фильмы о войне и военные драмы, но можно смотреть на патриотические фильмы шире.

Художественная реальность исторического кинематографа

То есть для исторического кинематографа цветная и черно-белая гама имеет определенное художественное значение.

Тем более, это характерно для исторических фильмов, где большое значение в роли главного героя имеет простой народ.

Воспитательный потенциал киноискусства для современных...

В связи с этим актуальность темы данной статьи определяется местом киноискусства в современной жизни подростков, а также его влиянием на воспитательный потенциал данной возрастной группы людей.

Что же такое кинематограф?

Социально-нравственная эффективность киноискусства как...

В комплексе эстетических факторов воздействия на духовный мир человека немаловажная роль отводится литературе и искусству, в том числе – кинематографу.

Говоря о фильмах и сюжетах Великой Отечественной войны, можно утверждать, что они являются бесспорными...

Особенности и развитие живописи в России во второй половине...

В Российской империи вторая половина XVIII века характеризуется расцветом абсолютной монархии и ростом влияния дворянского сословия.

Похожие статьи

Образ исторической личности в отечественном кинематографе

Поэтика и эстетика фильма исторического жанра заключаются в том, что в нем на сюжетно-игровой и зрелищной основе отражается «время героя произведения, которое интегрирует как объективные временные отношения, так и субъективное время – время переживания».

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси...

Стоит заметить, что образ внутреннего врага-предателя является не только следствием идеологизации содержания советского кинематографа, но и отвечает реалиям X века...

Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства...

идеал, социальный идеал, качество личности, воспитание детей, экранный образ киноискусства, современный период, советское время, советский кинематограф, главная героиня, ряд архетипов идеалов.

Святые и грешники русской истории: агиографический этап...

Советский кинематограф создавал из исторических деятелей Древней и Московской Руси героев гесиодова века, делая упор на качества политика и полководца, лидера и мудреца, переплетенных в сложной и многогранной личности...

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

Ключевые слова: кинематограф, патриотизм, патриотическое воспитание, российское и отечественное кино.

Обычно под патриотическим кино большинство людей понимают фильмы о войне и военные драмы, но можно смотреть на патриотические фильмы шире.

Художественная реальность исторического кинематографа

То есть для исторического кинематографа цветная и черно-белая гама имеет определенное художественное значение.

Тем более, это характерно для исторических фильмов, где большое значение в роли главного героя имеет простой народ.

Воспитательный потенциал киноискусства для современных...

В связи с этим актуальность темы данной статьи определяется местом киноискусства в современной жизни подростков, а также его влиянием на воспитательный потенциал данной возрастной группы людей.

Что же такое кинематограф?

Социально-нравственная эффективность киноискусства как...

В комплексе эстетических факторов воздействия на духовный мир человека немаловажная роль отводится литературе и искусству, в том числе – кинематографу.

Говоря о фильмах и сюжетах Великой Отечественной войны, можно утверждать, что они являются бесспорными...

Особенности и развитие живописи в России во второй половине...

В Российской империи вторая половина XVIII века характеризуется расцветом абсолютной монархии и ростом влияния дворянского сословия.

Задать вопрос