Актуальность проблемы формирования психолого-педагогической адаптации педагогов, приступающих к профессиональной деятельности заключается в том, что модернизация образовательной системы Российской Федерации поставила перед школой целый ряд новых задач, одной из которых выступает повышение кадрового потенциала педагогических коллективов, привлечение молодых специалистов и помощь в их профессиональной адаптации и закреплении на должности педагога. Успешность реализации вышеописанных реформ образования, в первую очередь, зависят от уровня профессиональной компетентности педагогического персонала и его готовности к работе в новых условиях.
Объектом исследования выступает социально-педагогическая адаптация педагогов к профессиональной деятельности.
Предметом исследования является взаимосвязь между особенностями социально-психологической адаптации молодых педагогов и их самооценкой уровня развития своих профессиональных педагогических компетенций.
С целью выявления взаимосвязи между особенностями социально-психологической адаптации молодых педагогов и их самооценкой в области уровня развития их профессиональных педагогических компетенций было проведено исследование, в котором приняли участие 50 девушек в возрасте от 21 до 24 лет. Все девушки — педагоги начального звена со стажем работы от 1 до 2-х лет.
Для исследования мы использовали следующие методики исследования:
- методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда:
данная методика была нами использована для выявления таких особенностей личности, как: адаптация, самопринятие, принятие других, интернальность (ответственность), доминирование, эскапизм, эмоциональный комфорт;
- лист самооценки профессиональной компетентности педагога В. Д. Шадрикова и И. В. Кузнецовой:
данная методика предназначена для определения самооценки профессиональной педагогической компетенции. Результаты диагностики интерпретируются согласно следующим шкалам: компетентность в области личностных качеств, компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, компетентность в области мотивации учебной деятельности, компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений, компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, компетентность в области организации учебной деятельности.
По результатам методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда можно сделать следующие выводы: педагоги, принявшие участие в исследовании, являются организованными специалистами, которые готовы брать на себя ответственность и осознавать свое влияние на окружающих (особенно учеников). Они обладают достаточным принятием других и высоким самопринятием, средним эмоциональным комфортом. Необходимо отметить высокие по выборке значения по шкале «интернальность», которые характеризуют испытуемых как высоко ответственных, осознающих свое влияние на собственную жизнь индивидов, склонных подавлять окружающих, навязывая им свое мнение.
Однако следует отметить, что исследуемые педагоги строги к себе и не прощают себе ошибок. Подобные тенденции едва ли позволят педагогам в полной мере реализовать себя в профессиональном отношении, поэтому требует проработки.
Согласно результатам методики диагностики самооценки профессиональной компетентности педагога В. Д. Шадрикова и И. В. Кузнецовой наиболее высоко педагоги оценивают свою компетентность в области личностных качеств. Этот факт означает, что согласно самооценке исследуемых педагогов они полагают, что обладают высокой эмпатийностью и социорефлексией, достаточной самоорганизованностью и общей культурой.
В наименьшей мере, согласно самооценке исследуемых педагогов, у них развита компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности. Это факт означает, что педагоги считают, что у них недостаточно развиты умения ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, переводить тему урока в педагогическую задачу, вовлекать обучающихся в процесс формулирования целей и задач. Но незначительный профессиональный стаж и жизненный опыт не позволяют им ощущать себя в полной мере компетентными и готовыми к неожиданным поворотам преподавания.
Для того, чтобы выявить характер и силу взаимосвязи между особенностями социально-психологической адаптации молодых педагогов и их самооценкой уровня развития своих профессиональных педагогических компетенций, был выполнен корреляционный анализ.
Проведенный корреляционный анализ позволяет отметить следующие тенденции:
1) уровень адаптации респондентов связан прямой связью с такими характеристиками профессиональной компетентности как компетентность в области личностных качеств, компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, компетентность в области мотивации учебной деятельности, компетентностью в области обеспечения информационной основы деятельности, компетентность в области организации учебной деятельности (при р≤0,01); компетентностью в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (при р≤0,05);
2) уровень самопринятия респондентов связан прямой связью с такими характеристиками профессиональной компетентности как компетентность в области мотивации учебной деятельности, компетентность в области организации учебной деятельности (при р≤0,01); компетентность в области личностных качеств, компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (при р≤0,05);
3) уровень принятия других респондентов связан прямой связью с такими характеристиками профессиональной компетентности как компетентность в области личностных качеств, компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, компетентность в области мотивации учебной деятельности, компетентностью в области организации учебной деятельности (при р≤0,01); компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (при р≤0,05);
4) уровень эмоциональной комфортности респондентов связан прямой связью с такими характеристиками профессиональной компетентности как компетентность в области мотивации учебной деятельности (при р≤0,01); компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, компетентность в области организации учебной деятельности (при р≤0,05);
5) уровень интернальности респондентов связан прямой связью с такими характеристиками профессиональной компетентности как компетентность в области личностных качеств, компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, компетентность в области организации учебной деятельности (при р≤0,01); компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, компетентность в области мотивации учебной деятельности (при р≤0,05), компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (при р≤0,05);
6) стремление к доминированию положительно связано с компетентностью в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (при р≤0,05);
7) эскапизм отрицательно связан с компетентностью в области личностных качеств, компетентностью в области организации учебной деятельности (при р≤0,05).
Итак, проведенный корреляционный анализ позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что особенности социально-психологической адаптации молодых педагогов и их самооценка уровня развития своих профессиональных педагогических компетенций находится в значимой взаимосвязи.
Подводя итог, хочется сказать, что проведение мероприятий по адаптации молодых педагогов является залогом быстрого включения новых учителей в педагогический и межличностный процессы, обеспечивающего стабильность работы и, как следствие, повышение показателей эффективности образовательного учреждения. В задачи руководителей образовательных организаций входит разработать совместно со специалистами кадрового отдела оптимальную программу введения принятого на работу сотрудника в должность, оградив его от нежелательного психологического дискомфорта и трудностей при выполнении своего круга обязанностей.
Литература:
- Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В. Д. Шадрикова. — М.: Логос, 2011. — 168 с.
- Столяренко A. M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 423 с.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002–339 с.
- Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с: ил