Автор: Угланов Дмитрий Геннадьевич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (19) август 2010 г.

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Угланов Д. Г. Пути оздоровления экономики АПК в условиях финансового кризиса // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 34-37. — URL https://moluch.ru/archive/19/1051/ (дата обращения: 12.12.2017).

Нынешнее состояние экономики АПК, на наш взгляд, характеризуется не как кризисное, а как катастрофическое. Можно со всей определенностью утверждать, что выход из катастрофического положения и создания действительных условий для перехода к рыночной экономике должны начинаться со стабилизации и подъема аграрного сектора. Это ключевая проблема всей экономической реформы.

В сельском хозяйстве, на сегодняшний день  много проблем, но во всем их многообразии незамедлительного решения заслуживают следующие:

Создание нормального экономического климата на селе и образование такого механизма, который способен вывести аграрный сектор из тупика. Для решения данных проблем и оказания помощи со сторон общества необходима, прежде всего, общая оценка состояния отрасли в целомы.

На наш взгляд, есть другими отраслями и со всем народным хозяйством, выступая от общества должной отдачей. Можно прямо сказать, что общество задолжало сельскому хозяйству. И только в 90-е годы начал налаживаться паритет цен в два обстоятельства, предопределяющие необходимость системной поддержки АПК:

- Во-первых, аграрный сектор в течение многих лет развивался в обстановке недофинансирования, неэквивалентных взаимоотношений с отношениях с другими отраслями. Однако этот период оказался непродолжительным, и паритет был опять нарушен;

- Во-вторых, складываются совершенно новые отношения, в связи с интеграцией нашего сельского хозяйства в единую систему мирового рынка, так как оно развивается в непростых условиях, чем сельское хозяйства многих других стран.

На наш взгляд,  разрабатывать самую простую программу сложнее, чем традиционный, пусть объемный и многопозиционный план. Подготовка программ - это «штучная», можно сказать, уникальная работа, требующая нерутинного, творческого подхода. Творцы программы должны, прежде всего, четко представлять для себя:

а) ту специфику проблемы, которая и заставляет делать не план, а программу;

б) необходимость включения в нее именно (и только ) того, что на эту специфику работает;

в) обязанность анализа множества вариантов достижения цели.

Предлагая ту или иную региональную проблему в качестве объекта целевой программы, следует четко охарактеризовать ее предвидимый результат и правдиво назвать ее цену. Региональная проблематика в связи со своей социально-экономической направленностью имеет определенную специфику, учет которой приводит к целесообразности раздельно осуществлять оценку эффективности и оценку результативности программ в целом.

Речь идет о том, чтобы выявлять, с одной стороны, меру оправданности затрат, а с другой, - то насколько реализация программных мероприятий будет обеспечивать достижение ожидаемых результатов в АПК.

Результативность программы, на наш взгляд,  трактуют, во-первых, как меру соответствия ее ожидаемых результатов поставленной цели. Во- вторых, как степень приближения к последней. В - третьих, как прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологическую ситуацию в регионе, а также на определяющие ее параметры экономического развития. При оценке результативности программы по второму из трех указанных критериев важно максимально корректно выразить качественно-количественные определенности программной цели, а в некоторых случаев - и конкретизирующих ее задач. Это - ответственное и творческое дело разработчиков программы.

Для выхода из кризиса, подъема сельского хозяйства и АПК в целом России необходимо осуществить комплекс мер экономического и административного характера по поддержанию не решаемых традиционными средствами рынка равновесия и стабилизации аграрного производства и потребления. Концептуальные основы формирования экономического механизма регулирования   АПК в условиях кризиса можно представить в виде схемы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Рис. 1. Концептуальные основы формирования экономического механизма регулирования   АПК в условиях кризиса

 

Как видно из схемы 1, можно выделить 3 основных пункта:

            - цель;

            - объект управления;

            - результат.

Проанализировав данные условия основ формирования экономического механизма регулирования   АПК в условиях кризиса можно отталкиваться в решении проблем АПК в условиях кризиса и выделить главные меры по их решению.

Главные меры (программы) можно представить следующим образом:

- 1 Рыночные операции и ценовые субсидии по ограничению колебаний цен с установлением их верхнего и нижнего пределов и находящихся между ними ориентирующих товаропроизводителя цен путем товарных интервенций и прямых бюджетных выплат.

Ценовой паритет выступает важнейшим элементом поддержания уровня доходов, в том числе за счет льготного налогообложения, ускоренной амортизации, финансирование пенсионного обеспечения, развития сельской производственной и социальной инфраструктуры, соответствующих отраслей промышленности и других возможностей занятости населения, что, в конечном счете, на наш взгляд, ведет к существенному повышению качества жизни на селе.

- 2 Государственное регулирование земельных отношений, рынка земли, обеспечение более эффективного и корректного использования сельскохозяйственных угодий, их экологической сохранности. В условиях недостаточности финансовых ресурсов государство должно в первую очередь направлять средства на выполнение региональных и общегосударственных программ по землеустройству и мелиорации земель, известкованию и гипсованию почв, созданию почвозащитных лесополос, обводнению территорий и внедрению почвозащитных технологий;

- 3 Прямые субсидии на капитальные вложения, развитие и поддержание аграрной науки, консалтинговых организаций, освоение и внедрение новых технологий и  новой техники.

- 4 Аграрный протекционизм в целях сохранения экономической,

в том числе продовольственной, безопасности, поддержания внешнеторгового баланса с ограничением импорта и субсидированием экспорта, сохранения и развития отечественного сельского хозяйства как важнейшей отрасли экономики, позволяющей функционировать всему АПК в целом. На Западе за счет импортных пошлин и других налогов сбалансируется разница между себестоимостью более дорогой собственной и импортируемой продукции.

Для нормального функционирования сельского хозяйства уровень защитной системы должен быть достаточно высок. Например, в странах ЕС он достигает  примерно 60 %, что делает невозможным импорт зарубежного продовольствия, производимого в сходных климатических условиях. В России данный показатель составляет всего 13%, поэтому наше продовольствие не может конкурировать с импортным.

- 5 Организация льготного кредитования и функционирования ипотечных банков России.

- 6 Возмещение сельхозтоваропроизводителям потерь от стихийных

бедствий и других неблагоприятных природно-климатических условий путем страхования имущества, урожая и животных в значительной доле за счет централизованных фондов государства по минимальным ставкам.

Необходимое вмешательство государства в экономику, в производственный и социальный механизмы сельского хозяйства требует значительных бюджетных затрат, которые, однако, в перспективе себя многократно окупают. Они не только повышают доходы сельского хозяйства, но и приносят дополнительные выгоды в цепочке хранения, переработки, транспортировки, торговли и других смежных отраслях, обеспечивают стране продовольственную безопасность.

Утверждение о том, что наше государство не имеет необходимых финансовых ресурсов для этих целей, следует расценивать как безответственные, поскольку их можно найти за счет введения действительно государственной монополии на производство и торговлю винно-водочными и табачными изделиями, сокращения расходов по жилищно-коммунальному хозяйству, в связи с чем снизятся бюджетные ассигнования на эту службу, усиления контроля за внешнеэкономической деятельностью, ликвидации расхищения народного достояния страны. Следует также временно освободить аграрный сектор от обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные социальные фонды, хотя такой шаг не решает всех его финансовых проблем, но в какой-то мере их облегчит. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции с лихвой компенсирует связанное с указанной льготой недопоступление средств в бюджет страны. Вырабатываемые предприятиями легкой и пищевой промышленности из сельскохозяйственного сырья товары, особенно винно-водочные и табачные изделия, служат источниками акцизов и других налогов. Так что отрасль все равно будет участвовать в формировании централизованного денежного фонда государства.

В настоящее время в целом по России низкие (в 2 - 4 раза ниже, чем в развитых странах с рыночной экономикой) урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных предопределяют высокую себестоимость продукции. Для ее покрытия требуются соответствующие цены. Невысокая заработная плата не только не создает материальных стимулов к высокопроизводительному труду, но и не обеспечивает прожиточного минимума.

Необходимо, чтобы государство в целом и «реформаторы» в частности создали цивилизованные условия для изменения производства и быта по законам рыночной экономики. Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере - обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе страны.

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 10 апреля 1996 г.

2   Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г

3  О дальнейшем развитии реформ в АПК России// Экономика сельского хозяйства России. - 1998.- №3

4 Принципы региональной политики в аграрном секторе// Экономика сельского хозяйства России. - 2008.- №3.- с.27-29

5 Урусов В.Ф. Концепция регулирования экономических отношений в АПК регионального уравня//Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий.-19997.-№11

6 Филатов И. Региональные тенденции в сельском хозяйстве России//АПК: Экономика и управление. -2008/.-№10.-с.69

 

Основные термины (генерируются автоматически): сельского хозяйства, механизма регулирования   АПК, экономики АПК, аграрный сектор, условиях кризиса, состояние экономики АПК, оздоровления экономики АПК, экономического механизма регулирования  , формирования экономического механизма, финансового кризиса, системной поддержки АПК, решении проблем АПК, условиях финансового кризиса, подъема сельского хозяйства, функционирования сельского хозяйства, отечественного сельского хозяйства, мирового финансового кризиса, доходы сельского хозяйства, механизмы сельского хозяйства, нормального экономического климата.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос