Психологизм в малой прозе Н. Гоголя и М. Теймура (сравнительно-типологический анализ) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 22.01.2018

Статья просмотрена: 733 раза

Библиографическое описание:

Ибрагим, Мухаммед Абд-Эльмухсин. Психологизм в малой прозе Н. Гоголя и М. Теймура (сравнительно-типологический анализ) / Мухаммед Абд-Эльмухсин Ибрагим. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 231-234. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47992/ (дата обращения: 05.10.2024).



Возрастающий интерес к сравнительному литературоведению объясняется тем, что в настоящее время изучение мирового литературного процесса невозможно без выяснения взаимосвязей контактных и типологических, без изучения литературных влияний. Заметно, что каждая историко-литературная эпоха имеет свою специфику, в том числе и в области литературных взаимосвязей, и по мере продвижения мировой литературы вперед взаимосвязи приобретают более интенсивный, многообразный характер.

В соответствии с наиболее общеупотребительным определением, сравнительное литературоведение изучает связи и взаимовлияния разных литератур, причем объектом исследования может быть как творчество конкретных писателей и отдельные произведения, так и целые литературные направления.

Сравнительный анализ двух литературных явлений может развиваться по одному из двух направлений: во-первых, выявление непосредственных влияний, во-вторых изучение типологических схождений, возникающих в разных литературах вне какой бы то ни было исторической общности, при отсутствии всякой связи между ними.

В данной работе нам думается, что целесообразно проводить исследование в рамках сравнительно-типологического аспекта в связи с темой психологизма в малой прозе Н.Гоголя и Махмуда Теймура. При этом мы постараемся выявить не только схождения, но и расхождения в трактовке данной темы.

Н. В. Гоголь (1809–1852) — знаменитый русский писатель, драматург, публицист, критик. О значении творчства Н.Гоголя много написано. Известный русский критик В. Г. Белинский справедливо отмечает: «Гоголь владеет талантом необыкновенным, сильным и высоким… он является главою литературы, главою поэтов» [3, с. 340]. Чернышевский в свою очередь считал Гоголя «отцом русской прозы… величайшим из русских писателей по значению» [16, с. 67].

В египетской же литературе первой половины двадцатого века есть имена, которые играли большую роль в развитии арабского литературного процесса. Одним из них является имя известного египетского писателя Махмуда Теймура (1894–1973). О значении творчества Теймура указывает известный египетский писатель Таха Хусейн, говоря «когда говорят, что ты только египетский или арабский литератор, то этим умаляют твое достоинство, а тебе в самом широком смысле слова отдают должное только, когда говорят о тебе, что ты — всемирный литератор» [20, с. 5]. О нашем художнике также уместно высказывает критик Махмуд аль-Шариф, указывая, что: «Несомненно, что М.Теймур имеет природные дарования и литературные таланты, жизненные опыты, которые закалили его. Его произведения являются прекрасной смесью правильных и метких взглядов о жизни и обществе и представляют разные сословия, принятые из глубины действительности» [8, с. 8].

В этой статье даётся сравнительный анализ психологизма в творчестве Гоголя и Махмуда Теймура. В связи с определением психологизма литературовед Т. Н. Марков указывает.: «Психологизм — это родовой признак искусства слова, главным предметом которого является человек» [19, с. 42].

Так психологизм — один из важных художественных приемов эстетического искусства. Он является уточненной формой «погружения в психологию личности, одно из существеннейших качеств подлинного художественного таланта» [19, с. 42]. Для полного раскрытия психологии персонажей писатели прибегают к разным приёмам. В этой связи известный психолог Л. С. Выготский говорит, что: «Психологизм— это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы» [2, с. 18]. Писатели-психологи обращают большой интерес к воспроизведению психологического мира человека, включающего в себя его чувства, переживания, мысли и намерения. Они также проявляют большое внимание к противоречивости внутреннего сознания их героев. Писатели при описании психологии персонажей используют композиционные художественные формы, такие как «внутренние монологи, письма, дневники, исповедь, мемуары и еще более углубленные в подсознание — сновидения и галлюцинации» [19, с. 43].

Психологизм в творчестве Н.Гоголя и М.Теймура играет огромную роль в раскрытии личности героев и постижении загадок их внутреннего склада. Рассматриваемые авторы, как будто исходят из слов критика В. В. Зеновского: «В эстетике заложена возможность духовного преображения каждого человека» [4, с. 263].

А что касается этого вопроса в творчестве Н.Гоголя, надо отметить талант Н.Гоголя в изображении психологии своих героев. Здесь уместно указать на высказывание литературоведов В. В. Гитюса, В. В. Зеньковского: «Гоголь был превосходным психологом в своих произведениях……между тем Гоголь (в очень многом) предвосхищает Достоевского, именно как психолог» [5, с. 40]. По этому же поводу И. А. Сикорский справедливо восхищается полнотой психологического анализа у Гоголя, «который заложил основания будущей художественной психологии, и говорит о том, что практическое изучение индивидуальности находит в Гоголе своего величайшего представителя»» [6, с. 140]. А литературовед С.Машинский говорит: «писатель как бы входит внутрь того мира, в котором живут его герои, словно хочет проникнуться их интересами»» [17, с. 468].

Одним из приёмов раскрытия психологии героев в исследуемых произведениях Н.Гоголя является внутренний монолог. Об определении внутреннего монолога говорится в словаре литературоведческих терминов, что это — художественный приём психологизма: «воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух. Широко используется в художественных произведениях для того, чтобы раскрыть внутренние переживания героя, воссоздать его внутренний мир»» [18]. Этим средством писатель старается дать представление о душевной жизни героя, углубляется в его внутренний мир, прослеживает кризис психологической индивидуальности человека.

Заметно, что в произведениях Н.Гоголя характер персонажей раскрывается через психологический анализ личности. Некоторые из них оказываются замкнутыми в себе люди. Вот, например, в повести «Записки сумасшедшего» Герой в течение событий повести говорит с самим собой. Его внешний и реальный мир полностью отличается от внутреннего. Он в самом себе мечтает о любви дочери директора. У него есть сильное желание углубиться в разговор с директором и дочерью. Героя интересует проблема о собственной самооценке. Он критикует общественные обстоятельства. Герой Попришин своим монологом сообщает о протесте против деспотизма начальников и несправедливости общества: «Передо мною положили какие-то бумаги, чтобы я сделал из них экстракт. Но я и пальцем не притронулся… Но я ни с места. Когда он проходил чрез наше отделение, все застегнули на пуговицы свои фраки; но я совершенно ничего!» [15, с. 592].

Гоголь передает последовательное развитие душевной боли своих персонажей, показывает расстройство их сознание. Вот как душевная боль передается через монолог в повести «Записки сумасшедшего», в котором герой выступает против начальника, унижающего его. Герой внутри себя бранит начальство: «Черт возьми, что у него лицо похоже несколько на аптекарский пузырек, да на голове клочок волос, завитый хохолком, да держит ее кверху, да примазывает ее какою-то розеткою, так уже думает, что ему только одному все можно». [15, с. 582].

В связи с вопросом психологизма в творчестве М.Теймура, можно сказать, что психология персонажей раскрывается в творчестве М.Теймура в основном через внутренний монолог в рассказе «Я убийца». Так герой рассказа «Я убийца» один из жалких тружеников, которые хотели бы выделиться из маленьких людей, взяв на себя обвинение в убийстве известной дамы. Ему тридцать лет, но выглядит смешен и жалок. Он в самом деле никого не убил. он не доволен своей жизнью, наполненной скукой и унижением. Тот маленький труженик чувствует себя униженным, оскорбленным, и не имеет никакого места в обществе. Он думает, что люди считают его ничтожным существом по внешности и по характеру. В результате этого ему казалось, что можно выйти из мрака к свету и из безвестности к известности: Он обвинил себя в убийстве блестящей женщины. Герой считает, что его вчерашняя жизнь была ничтожной, не имеет никаких признаков: «А вчера… Стыдно даже вспомнить» [13, с. 2]. а сегодня после обвинения в убийстве он стал известным человеком, о котором говорят во всех местах, средствах информаций. Об этом он вспоминает с большой радостью; «В ту минуту я вышел из мрака безвестности, заставив говорить о себе. Я почувствовал себя на огромной сцене, где яркие огни рампы режут глаза. Имя мое эхом прокатилось по всему миру. Такова моя жизнь сегодня. А вчера… Стыдно даже вспомнить — столь пустой и никчемной выглядит она теперь» [13, с. 2].

Этот рассказ создается в форме внутреннего монолога, раскрывающий внутренний протест героя, его одиночество и ощущение бессилия и ничтожества, которые ведут к ненависти к окружающей действительности. Герой рассказывает о себе, говорит с самым собой. Он говорит о том человеке, который живёт внутри себя. Он говорит о своём душевном страдании и об одиночестве и ищет душевной пищи. Наблюдается, что душевный кризис героя М.Теймура связан с чувством оскорбления: Он чувствует, что окружающие люди считают его ничтожным существом, и бесчеловечно поступают с ним: «признаюсь, что действительно был ничтожеством и по внешности, и по характеру. Я не припомню случая, чтобы когда-нибудь на меня обратили внимание. Никто ни разу в жизни не проводил меня взглядом, никто не слушал меня, о чем бы я ни рассказывал. Люди попросту не замечали моего существования. Мне отказывали даже в презрении или насмешке» [13, с. 2, 3]. Так М.Теймур показывает внутренние силы и слабости души своих героев. В его произведениях чувствуется его обращение к раскрытию таинственного мира и глубоких движений души героев. В изображении душевного мира героя рассказа «Я убийца» выявляется «психологическая тонкость» в переживаниях героя, когда он чувствует себя, что он ничтожный человек, не имеет никакого места в жизни.

Психологизм Гоголя отличается тем, что множество его героев не стремятся соприкоснуться с действительностью. У них нет стремления адаптироваться с реальностью. Они не находят места в реальном мире, поэтому они стремятся достичь своих целей в мире мечты. Вот мы увидим в повести «Невский проспект», что герой Пискарёв мечтает об идеальном мире, живёт в фантастическом и мечтательном мире. Он не может смириться с тем что идеальная красота женщины становится предметом торговли, поэтому им овладело отчаяние, когда его любовница решила продолжать заниматься развратом. Вот как герой размышляет об этом в повести: «В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях» [15, с. 594]. А Попришин тоже воображает себя, что он король Испания для того, чтобы привлекать внимание дочери директора.

Н.Гоголь использует сновидения как средство отражения психологии героев. Эти сны раскрывают их душевный мир героев. Здесь «столкновение противоборствующих сил: непрестанную борьбу между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением этого намерения» [1, с. 128]. В повести «Невский проспект» герой убегает от горькой действительности к миру сновидений, где найдёт спокойное душевное состояние. Так наблюдается в повести «Невский проспект», что сновидения являются единственным средством, которое помогает герою почувствовать себя радостным, иметь спокойное душевное состояние, даёт ему возможность надеяться на лучшее будущее. Вот Пискарев через сны мечтает об счастливой идеальной жизни. Он стремится к тому что эти мечты заменяют ему горькую действительность. Но, к сожалению, его мечты на самом деле противостоят действительной жизни.

М.Теймур использовал мечты и фантастический мир героев, как средство художественной выразительности и психологического анализа характера героев, «которое позволяет ему проникнуть в их внутренний мир» [21, с. 128, 129]. Так герой рассказа «Бумажная корона» живёт в фантастическом и роскошном мечтательном мире. М.Теймур в этом рассказе углубляется во внутреннем мире маленького человека. В этом произведении автор с мастерством представляет образ бедного актёра Махфуза, который убил Устаза Захира — руководителя театральной группы, где Махфуз работал больше 20 лет. Он человек бедный, не имеет ни семьи, не родственников, не дома. Он не ничем не владеет, кроме работы в театре. Герой больше 20 лет занимается театральной деятельности, играя роль короля и царя, поэтому он, убегая от жестокой действительности, жил в идеальном мире царей, воображая себя иметь царство. Герой не имеет никакого места для жилища кроме театра: «Так проходили годы. Однако я не имел дома, где мог бы отдохнуть после спектакля, а проводить время в кафе с коллегами я не любил. Их бессмысленные разговоры только раздражали меня. Театр был моим единственным убежищем. Все свободное время я проводил в театре. Его декорации и реквизит окружали меня всю жизнь. Все говорили мне, что я царь, я тот, кто приказывает и кому повинуются» [12, с. 70], размышляет герой.

Психология героев также раскрывается через характеристику переживаний и поведений персонажей со стороны рассказчика. Такой подход наблюдается в характеристике переживаний и поведений Пискарева в повести «Невский проспект». Когда он увидел красивую незнакомую, его колени дрожали: «Колени его дрожали, чувства, мысли горели; молния радости нестерпимым острием вонзилась в его сердце. Нет, это уже не мечта! боже, сколько счастья в один миг! такая чудесная жизнь в двух минутах!» [15, с. 436].

Теймур также даёт характеристику переживаний героев. В творчестве М.Теймура обрисована борьба чувств и психические движения внутри души героев. В жизни они страдают. Когда им владеют чувства свободы и права на благородную жизнь, происходит внутри их души взрыв психических скрытых чувств. Вот это отражается в поведениях и переживаниях нищего Аб-Эрразека в рассказе «Госпожа Тавваддуд», когда госпожа Тавваддуд дала ему пять крушей в качестве помощи: «Он разжал ладонь и раскрыл рот от удивления. Робость в его глазах сменилась гневным пламенем, которое, казалось, сожжет того, кто рядом с ним» [10, с. 168]. Он чувствовал себя униженным со стороны его богатой родственницы. Он, защищая своё достоинство, решил отказаться от её жалкой помощи: «Пять курушей! Пять курушей! Моя жена должна родить! Ты сумасшедшая! У тебя сорок тысяч фунтов в банке, а ты отказываешь мне в одном фунте!.. Он швырнул монету на пол, и она куда-то покатилась. Абдарразик выбежал из комнаты, как безумный, ничего не видя перед собой» [10, с. 168].

Психологическое состояние героев, изображаемое Теймуром в его творчестве, дало возможность полно и ярко раскрыть переживания и поведения персонажей. Иногда М.Теймур показывает психологическую атмосферу персонажей через «воспоминание». Такой способ даётся в повести «Трамвай 2», когда кондуктора Ханафи упрекает совесть за то, что сделал с нищей девушкой, за то, что он жестоко относился к ней. Он больно воспоминает, как он жестоко толкнул её с вагона и ругал. Об этом сообщает рассказчик: «Прихлебывая кофе, он медленно затягивался дымом и напряженно думал: в самом деле, почему он без всякого повода был жесток с девушкой? …Он стал вспоминать встречи с ней: увидел, как она расправляет и снова собирает складки мулайи, увидел синее платье с поблекшими узорами, ее стройную, молодую фигуру и глаза, словно подкрашенные сурьмой» [11, с. 62].

В заключение подведём итоги, что Н.Гоголь и М.Теймур употребили психологические детали героев, как средства описания внутреннего мира героев и раскрытия кризиса психологической индивидуальности личности своих героев. Для достижения этой цели они использовали разные приёмы как: внутренние монологи, фантастику, сновидения, характеристику переживаний и поведений персонажей описание внешнего вида персонажей и их одежды, волосы, лиц и другие. Оба писатели этим средством умели распознать скрытые в человеке внутренние противоречия и душевные их тайны.

Литература:

  1. А. А. Смирнов. Пособие по русской литературе. Изд-во Московского университета, 1993 С 128
  2. А. Б. Есин. Психологизм русской классической литературы. изд-во «флинта», 2003. С 18
  3. В. Г.Белинский О русской повести и повестях г. Гоголя. М.: Гос. издат. худож. лит., 1952.
  4. В. В. Зеновский. Р. К. Медведова. Русские писатели и Европа. Изд»республика». 2005. С 263
  5. В. В. Зеньковский. Н. В. Гоголь. ИМКА-Пресс, 1961. С 40
  6. Е. Ю. Коржова. Духовная лестница Н. В. Гоголя: личность и творчество. Общество памяти игумений Таисии, 2009. С 140
  7. М. Шипл. эль-Куми. принципы литературной критики. Изд-во «Егип. гос. издат». Каир. 2007
  8. Махмуд Ашариф. Значение творчества М.Теймур ради правды и истории. Изд-во «Алькилани». Каир.
  9. Махмуд Теймур. Рассказ в арабской литературе. Изд-во «Литература». Каир. 1971
  10. Махмуд Теймур. Сб «В аукционе». Изд-во» университетские книги». Каир. 1970
  11. Махмуд Теймур. Сб «Дочь сатана». Изд-во» Семья». Каир. 1995
  12. Махмуд Теймур. Сб. «Написано на лбу». Изд-во»Дар эль-Хилал». Каир. 1947
  13. Махмуд Теймур. Сб».Я убийца». Изд-во»Ара эль-Калам». Каир. 1961
  14. Махмуд Теймур. Сб «Музыкант». Изд-во «Дар эль-Маареф». Каир. 1953
  15. Н. В. Гоголь. Сочинения в двух томах. Повести. Т,1. Изд «Художественная литература». М, 1969.
  16. Н. Г. Чернышевский. О классиках русской литературы. Детская литература, 1971.
  17. С.Машинский. художественный мир гоголя, просвещение, 1971. с 468
  18. С. П. Белокурова. Словарь литературоведческих терминов. 2005. (http://literary_criticism.academic.ru)
  19. Т. Н. Маркова. Эволюция концепции человека и психологизма в русской прозе XX века. Ж. «Вестник». 2002. № 1. С 42
  20. Ф. Аль-Эбяри. Художественный мир рассказов Махмуда Теймура. Изучение об искусстве рассказа в творчестве родоначальника арабского рассказа Махмуда Теймура. Егип. Гос. изд-во. 1994.
  21. Хамди Хуссейн. Махмуд Теймур — романист. Изд-во «Литература». Каир. 2004
Основные термины (генерируются автоматически): герой, Гоголь, внутренний мир, внутренний монолог, самое дело, никакое место, поведение персонажей, повесть, произведение, характеристика переживаний.


Похожие статьи

Религиозно-философский синтез в культуре рубежа ХIХ-ХХ веков (на материале произведений И.А. Бунина)

Художественно-эстетический опыт М. Шолохова (проблема выбора героя)

Структурно-грамматический анализ соматических фразеологизмов в произведениях В. Астафьева

Поэтическая ономастика М.А. Булгакова (на материале антропонимии романа «Мастер и Маргарита»)

Этический портрет врача в произведениях русских писателей-медиков: культурно-исторический аспект

Связь мениппеи и романистики в теориях М.М. Бахтина

Метафорические сравнения в прозе З. Прилепина: композиционно-языковой аспект

Корреляция речевых жанров в медицинском дискурсе (на материале произведений русских писателей-врачей)

О роли дискурсивных слов в аксиологических механизмах языковой игры в пьесах Л. С. Петрушевской

Исторический контекст трансформации татарской прозы и поэзии (1930–1953 годы)

Похожие статьи

Религиозно-философский синтез в культуре рубежа ХIХ-ХХ веков (на материале произведений И.А. Бунина)

Художественно-эстетический опыт М. Шолохова (проблема выбора героя)

Структурно-грамматический анализ соматических фразеологизмов в произведениях В. Астафьева

Поэтическая ономастика М.А. Булгакова (на материале антропонимии романа «Мастер и Маргарита»)

Этический портрет врача в произведениях русских писателей-медиков: культурно-исторический аспект

Связь мениппеи и романистики в теориях М.М. Бахтина

Метафорические сравнения в прозе З. Прилепина: композиционно-языковой аспект

Корреляция речевых жанров в медицинском дискурсе (на материале произведений русских писателей-врачей)

О роли дискурсивных слов в аксиологических механизмах языковой игры в пьесах Л. С. Петрушевской

Исторический контекст трансформации татарской прозы и поэзии (1930–1953 годы)

Задать вопрос